«Социальное развитие ребенка через обобщение сюжетно-ролевых игр»
презентация

Колганова Анастасия Геннадьевна

"Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития. Игра – это огромное

светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий. Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

В.А. Сухомлинский.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. В.А. Сухомлинский .

Слайд 3

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы. Если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.

Слайд 4

Во-первых , современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника – игровая. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного "игрового” периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности.

Слайд 5

Во-вторых , родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению, их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми, они очень часто не умеют этого делать. И третья причина – отсутствие возможности передавать игровой опыт от более старших детей к более младшим. Современные дети, как правило, играют в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизоров, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров, выплескивая свою энергию и агрессивность в безопасное пространство.

Слайд 6

И как следствие, малыши не через игру узнают мир, плохо усваивают систему отношений в обществе, мало развиваются и не учатся премудростям, а значит не формируются как личности. А ведь именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. Говоря о социальном воспитании ребёнка, прежде всего имеют в виду формирование зрелой, социально активной личности. При этом у ребёнка необходимо сформировать следующие умения: Ориентироваться в конфликтах и адекватно их разрешать; Получать, обрабатывать, оценивать нужную информацию; Принимать самостоятельные решения; Предвидеть последствия чужих, учиться на своих ошибках; Брать на себя ответственность за совершаемые поступки. Для формирования данных качеств наиболее удачным методом является сюжетно-ролевая игра.

Слайд 7

Что такое сюжетно-ролевая игра? СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА – это ориентировочная (условная) деятельность; действия в ней связаны с предметами-заместителями, и ребенок принимает их условно за настоящие. Сущность игровой деятельности заключается не только в технике выполнения действий, сколько в переходе от практического к умственному действию. Дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций (камушек — это мел, хлеб, сахар и др.), сам переходит с одной позиции на другую (изменение ролей в игре). Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.

Слайд 8

Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры. Но как бы ни увлекала детей игра, они не теряют чувство реальности. Становясь участником совместной игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с товарищами, подчиняться тем правилам, которые устанавливаются в игре и до игры.

Слайд 9

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Малышей привели в детский сад, какие они разные, непохожие друг на друга. В группу пришли малыши с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам (социально-личностное воспитание). Поэтому перед нами стоит задача воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в детском саду и для этого необходимо использовать сюжетно-ролевые игры.

Слайд 10

Необходимо наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Этому способствуют следующие задачи: научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи. В каждой возрастной группе работа по развитию сюжетно-ролевых игр должна осуществляться в двух направлениях: Создание необходимой игровой среды Непосредственное руководство играми детей.

Слайд 11

В первое время, когда некоторые дети не знают друг друга, они играют в одиночку и довольно разнообразно. Необходимо помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу младшей группы дети должны научиться играть небольшими группами, причём проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, уступать игрушки товарищам. Снизить конфликтные ситуаций. Использовать сюрпризные моменты, игрушки Ёжик и Лисенок, весёлый Незнайка и Карандашкин, интерактивные игрушки. С их помощью научить детей запоминать некоторые правила игры.

Слайд 12

К 5 годам наступает расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала. Дети начинают играть более уверенно, самостоятельно. Если малыши с удовольствием принимают воспитателя в игру, даже уступая ему главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Роль воспитателя – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появляются лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются крайне редко, и их они учатся улаживать самостоятельно.

Слайд 13

Исходя, из этого, определяются следующие пути решения обучения детей сюжетно-ролевым играм: Задачи: Образовательные: Учиться считаться с мнением товарищей, учитывать возможности и желание друг друга. Учить развивать обогащать содержание игры, без конфликтов распределять игровой материал и роли между участниками, разрешать споры, вопросы, недоразумения. Тактично влиять на взаимоотношения детей, приучая их уважать интересы и права друг друга. Формулировать познавательный интерес и организационные навыки. Учить навыкам самоорганизации, распределять роли между собой. Расширять представление детей о профессиях родителей и применять в игре. Учить выполнять установленные правила. Учить игровым действиям, умению договариваться на игру

Слайд 14

Развивающие: Развивать творческое воображение, способствовать совместно развертывать игру. Способствовать выявлению и формированию разнообразных интересов и способностей. Закрепить умение самостоятельно ставить игровые задачи. Побуждать у детей широко и творчески использовать знания о работе взрослых. Продолжать учить детей выполнят различные роли в соответствии с сюжетом. Развивать у детей способность совместно развертывать игру, согласовывать собственный замысел с замыслами сверстников. Развивать желание ставить разнообразные игровые задачи и выбирать способы их решения.

Слайд 15

Воспитательные: Воспитывать умственную активность, нравственные чувства. Воспитывать умение справедливо решать споры, тактично отказаться от роли. Воспитывать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре. Закрепить положительные чувства и привычки. Воспитывать доброжелательность, готовность помочь пострадавшему. Воспитывать чувство юмора. Воспитывать дружеские взаимоотношения, приучать играть, не мешая друг другу. Продолжать работу по объединению играющих детей в подгруппы, вовлечению в игру малоактивных детей. Поддерживать желание использовать предметы-заменители и фантастические события. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Закрепить разнообразие и выразительность ролевых действий.

Слайд 16

В процессе сюжетно-ролевых игр и общения с детьми, воспитатель: Дает информацию детям о социальной жизни человека через чтение художественной литературы, беседы, использование ИКТ-технологий просмотр видео и мультфильмов и их обсуждение, дидактические игры и так далее. Помогает ребенку определиться с ролью в игре, что в дальнейшем позволит делать это ребенку самостоятельно. Помогает ребенку устанавливать и усваивать правила и нормы социального поведения через игру, контролировать свое поведение, регулировать эмоциональное состояние. Постепенно от совместной деятельности ребенок переходит к самостоятельной деятельности со сверстниками умея договориться, выбрать игру, распределять роли, создавать сюжет и развивать его в совместной деятельности со сверстниками. В дальнейшем игра должна проходить в режиме реального времени сочетая в себе реальную жизнь (например: трудовая деятельность) и игру, что позволяет ребенку чувствовать себя не просто ребенком а составной частью общества, который может приносить пользу и радость окружающим.

Слайд 17

Таким образом, схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью. Построение игровой деятельности должно происходить на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выделены признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

Слайд 19

Сюжетно-ролевая игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому она актуальна для всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное развитие ребенка через обогащение сюжетно-ролевых игр

Говоря о социальном воспитании ребёнка, прежде всего имеют в виду формирование зрелой, социально активной личности. Все стремятся детей научить как можно раньше – читать, писать, считать, забыв о...

«Обогащение социального опыта детей, через организацию сюжетно-ролевых игр»

Обогащение социального опыта детей,через организцию сюжетно -ролевых игр....

Доклад для педагогов из опыта работы на тему: «Развитие социально–коммуникативных навыков у дошкольников через обогащение сюжетно – ролевой игры»

laquo;Развитие   социально–коммуникативных навыков у дошкольников 5-7 лет через обогащение сюжетно – ролевой игры»  «Игра – это огромное светлое окно...