Профилактика неблагополучия. «Осуществление мероприятий, обеспечивающих социальную и правовую защиту детей, проживающих в социально-неблагополучных семьях»
презентация

Гаврилова Юлия Евгеньевна

Работа с семьями в детском саду начинается со сбора информации, посещения семей на дому воспитателями и специалистами.

Затем посредством анкетирования составляется социальный паспорт семьи, в котором содержится информация о социальном статусе семьи, образовании и возрасте  родителей, социально-бытовые условия проживания, стоят ли на учете в КДН.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_neblagopoluchiya.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика неблагополучия. «Осуществление мероприятий, обеспечивающих социальную и правовую защиту детей, проживающих в социально-неблагополучных семьях» Воспитатель: Гаврилова Ю.Е.

Слайд 2

«ДЕТИ – ЭТО НАША СТАРОСТЬ. ПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ – ЭТО НАША СЧАСТЛИВАЯ СТАРОСТЬ, ПЛОХОЕ ВОСПИТАНИЕ – ЭТО БУДУЩЕЕ ГОРЕ, ЭТО НАШИ СЛЁЗЫ, ЭТО НАША ВИНА ПЕРЕД ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ, ПЕРЕД ВСЕЙ СТРАНОЙ» А.С. МАКАРЕНКО

Слайд 3

Нормативно правовая база по работе с семьями группы риска: 1) Международный уровень: Конвенция о правах ребёнка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от 20.10.1989 (вступил в силу 2.09.1990 г) 2) Федеральный уровень: КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Семейный кодекс Российской федерации Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» Федеральный закон РФ 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» Указ президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017г» Письмо МинОбрНауки России от 01.12.2015 № ВК-2969 / 07 «О направлении методических рекомендаций»

Слайд 4

3) Региональный уровень : В Ленинградской области для решения вопросов в сфере детства реализуются долгосрочные региональные целевые программы: « Дети Ленинградской области на 2011-2013 годы » « Приоритетные направления развития системы образования Ленинградской области на 2011-2015 годы » « Развитие дошкольного образования в Ленинградской области» на 2011-13» «Демографическое развитие Ленинградской области на 2012-2014 годы » « Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями, обеспечение безопасного материнства и детства в Ленинградской области на 2009-2012 годы» (подпрограмма «Здоровое поколение ») « Модернизация здравоохранения Ленинградской области на 2011 – 2012 годы» Комплексный план мероприятий развития системы дополнительного образования детей Ленинградской области на 2009-2013 г 4) Нормативные акты на Муниципальном уровне и в ДОУ

Слайд 5

В семье дети получают первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной . Классификация по возможным признакам социального риска в семье: семьи , в которых находятся опекаемые дети многодетные семьи неполные семьи малообеспеченные семьи семьи беженцев Критерии неблагополучия семьи: а социальное поведение н енадлежащее выполнение родительских обязанностей н асилие в семье

Слайд 6

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье: 1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска ) 2. Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей — особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами ) 3. Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями ) 4. Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями ) 5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители ) 6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры )

Слайд 7

Работа с семьями в детском саду начинается со сбора информации, посещения семей на дому воспитателями и специалистами. Затем посредством анкетирования составляется социальный паспорт семьи, в котором содержится информация о социальном статусе семьи, образовании и возрасте родителей , социально-бытовые условия проживания, стоят ли на учете в КДН. На основании имеющихся данных проводится анализ и определяется тип семьи. Для анализа используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и обращает внимание на внешний вид ребенка его поведение, на поведение родителей .

Слайд 8

Что необходимо знать о неблагополучной семье? 1 . Материально-бытовые условия 2. Эмоционально-нравственный климат 3. Режим дня ребенка в семье 4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей 5. Семейный досуг Уровень педагогической культуры родителей

Слайд 9

Варианты неблагополучия: Семья однодетная может сформировать избалованного ребенка с безудержно растущими потребностями, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки . Семья многодетная может создать не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на самотек. Семья с низким материальным уровнем , находящаяся за чертой бедности по разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Последствия : лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей, тормозится развитие детей, дети эксплуатируются в качестве добытчиков материальных благ, вовлечение в трудовую деятельность, подрывающую физические силы ребенка, растление духовное, отрыв от образовательной деятельности и систематического воспитания в ДОУ, допущение или стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в доход семье .

Слайд 10

Семья неполная из-за недостатка материнского или отцовского влияния может породить феминизацию мальчиков и девочек . 5. Семья с нарушенными отношениями ведет к повышенной конфликтности между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход из семьи и школы . Педагогически несостоятельная семья – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры. Для неё характерны ошибки, дефекты в воспитании, нежелание что-либо изменять в содержании и методах воспитания. Семья умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи . 8 . Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам : нервозность родителей из-за бедственного материального положения или безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей .

Слайд 11

ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В СЕМЬЕ: Ребёнок не ухожен, неопрятен, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви (рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру) На замечания воспитателей по поводу внешнего вида ребёнка родители не реагируют Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде или часто детей приводят родственники Ребёнок приходит из дома со следами побоев, без объяснений их происхождения Родители «забывали» детей в детском саду Родители нигде не работают, не имеют постоянного дохода Ребёнок постоянно проживает у бабушки При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребёнка не отвечают санитарным нормам

Слайд 12

Направления и формы работы с неблагополучной семьей № Направления работы с неблагополучной семьей Формы работа с неблагополучной семьей 1. Диагностика семейного неблагополучия. наблюдения специалистов анкетирование детей и родителей опросники тесты интервью узких специалистов мини-консилиумы тренинги анализ документов анализ продуктов детского творчества анализ документации паспортно-визовой службы сбор списков неблагополучных семей составление социально-психологических паспортов семьи заявки семьи на оказание помощи анализ состояния здоровья детей анализ развития, успеваемости

Слайд 13

2. Индивидуальная помощь неблагополучной семье советы по преодолению сложных жизненных ситуациий консультации специалистов семейная терапия индивидуальные беседы индивидуальный социальный патронаж семей психотерапия родительские собрания 3. Групповая работа с родителями из неблагополучных семей группы риска спортивные группы тренинговые группы консультирование семейные вечера

Слайд 14

4. Профилактика семейного неблагополучия родительский всеобуч ознакомление с психолого-педагогической литературой обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей семинары, лектории для педагогов и родителей устройство на работу летний лагерь летняя площадка постановка на учет ОВД, КДН 5. Помощь общества неблагополучным семьям институт приемной семьи институт молодой семьи детские приюты акции милосердия акция помоги пойти учиться материальная поддержка привлечение спонсорской помощи обмен одеждой, бывшей в употреблении лишение родительских прав

Слайд 15

1. Первичное наблюдение в условиях детского сада Систематическое опоздание в детский сад Ребёнка поздно забирают из д/с За ребёнком приходят дальние родственники, знакомые, соседи Частое беспричинное отсутствие в д/с Неопрятный внешний вид ребёнка Отсутствие у ребёнка необходимой сезонной одежды, обуви Следы побоев у ребёнка Родители приходят в д/с в нетрезвом состоянии Жалобы ребёнка (на голод, на недосыпание, на дискомфорт в семье, другое) 2. Оценка санитарно-гигиенических условий воспитания ребёнка в семье Запах в квартире Общий хронический беспорядок, грязь, паутина, разбросанные вещи Плохое состояние квартиры Антисанитарные условия Неухоженные домашние животные № Этапы изучения семьи Симптомы Карта оценки риска семейного неблагополучия дошкольника

Слайд 16

3. Оценка условий воспитания, атмосферы семьи Отсутствие игрушек, книг Отсутствие места для игр ребёнка Отсутствие необходимой мебели для хранения иг­рушек, одежды ребёнка Нахождение в доме взрослых в нетрезвом состоянии Следы побоев у членов семьи (у взрослых, у детей) Наличие в доме родственников с тяжёлыми форма­ми физических и психических заболеваний Проживание нескольких семей в одной квартире Недоброжелательное отношение к посетителям Недоброжелательные, конфликтные отношения чле­нов семьи друг к другу

Слайд 17

Алгоритм работы педагога с неблагополучной семьей: 1) Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей ) 2) Первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной ( проблемной) семьи 3) Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни 4) Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов 5) Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций 6) Изучение личностных особенностей членов семьи 7) Составление карты семьи 8) Составление плана работы с неблагополучной семьей 9) Текущие и контрольные посещения семьи 10) Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Слайд 18

Рекомендации педагогам по работе с неблагополучными семьями: Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен : 1) Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом. 2 ) Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу, нужно изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в специальное учреждение (интернат, санаторий), посоветовать передать на время другим родственникам. 3 ) Если у ребенка уже появились психические аномалии на почве семейных раздоров, его следует показать детскому психиатру, приходящему в ДОУ для профилактических осмотров. Дефекты воспитания - это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи, ни материальные, ни бытовые показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи - только отношение к ребенку.

Слайд 19

Последствиями жизни и воспитания детей в неблагополучной семье являются: детская безнадзорность и беспризорность побеги из дома половая распущенность правонарушения алкоголизм наркомания и токсикомания Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно.

Слайд 20

Спортивное совместное развлечение «Масленица» Новогодний праздник

Слайд 21

«Ювента» Городской музей

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовая защита детей в ДОУ

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники ДОУ, которые по род...

Сценарий праздника посвященного Дню правовой защиты детей.

20 ноября – Всемирный день детей. В этот день в 1989 году Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Было рекомендовано ввести в практику празднование этого дня детей, как дня мирово...

Конспект занятия в старшей группе "День правовой защиты детей"

Конспект занятия в старшей группе "День правовой защиты детей"...

«Всемирный день правовой защиты детей»

laquo;Всемирный день правовой защиты детей»...

Методические рекомендации для социальных педагогов по сопровождению детей, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях

Актуальность:В соответствии с федеральным законодательством, основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ являются:укрепление правовой защиты детства;п...

Социально-правовая защита детей в детском саду

Социально-правовая защита детей в детском саду...