Рабочая программа "Экспериментариум"
рабочая программа (подготовительная группа)

Уторова Елена Петровна

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности разработана на основе методических пособий:

  1. .Костюченко М.П,Камалова Н.Р. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Издательство «Учитель» 2016г.
  2. Тугушева Г.П, Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей  старшего дошкольного возраста. Издательство «Детство – Пресс» 2007г.

 

 

Цель программы: формирование у детей  познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Основные задачи:

  1. формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
  2. развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной ) деятельности;
  3. развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;
  4. формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни.

 

Принципы построения и реализации  программы

 

Содержание программы составлено с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, направлено на поддержку детской экспериментальной деятельности, обогащение их знаний об окружающей деятельности.

Рабочая  программа по виду деятельности – развивающая, познавательное развитие.

 

 

 

Принципы построения программы реализуется через организацию следующих форм работы:

  1. Совместная партнерская деятельность педагога с детьми организуется в форме опытов и экспериментов.
  2. Совместная детская деятельность со сверстниками организуется в форме действий и собственного практического опыта.
  3. Взаимодействие с семьей осуществляется посредством консультативных тренингов, по средством участия в экспериментальной деятельности.

 

-Основные принципы, заложенные в основу работы:

- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);

- динамичности (от простого к сложному);

     - интегративности (синтез искусств);

- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)

- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)

- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»).

возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);

- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);

- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности)

 

 

 

 

 

Методические приемы:

- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

- вопросы к детям.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentarium.docx43.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 59

общеобразовательного вида»

Утверждаю

Рассмотрено на Педагогическом совете

МДОУ №  

 Заведующий МДОУ № 59

_____________М.Н. Белякова      

Протокол. № от

Приказ №  

Рабочая программа

дополнительной платной услуги

Возраст детей 6-7 лет

( экспериментально-исследовательская деятельность)

срок реализации – 1 год

Составитель: Уторова Е.П.

г.о. Электросталь

2020г.

                                              Содержание

  1. Пояснительная записка ……………………………………………….3
  2. Актуальность рабочей программы…………………………………..4
  3. Цель рабочей программы……………………………………………..4
  4. Задачи рабочей программы…………………………….......................4
  5. Принципы построения и реализации программы…………………5
  6. Схема продуктивно – игрового практикума………………………..5
  7. Форма организации дополнительной платной услуги…………….6
  8. Режим организации дополнительной платной услуги…………….6.
  9. Ожидаемые результаты……………………………………..................6
  10. Формы проведения итогов, реализация рабочей программы……6
  11. Мониторинг качества предоставляемой услуги……………………6
  12. Методическое обеспечение рабочей программы …………………...7
  13. Содержание рабочей программы……………………………………..7
  14. Тематическое планирование………………………………………..7-8
  15. Перспективное планирование……………………………………...8-16
  16. Методическое обеспечение……………………………………………16
  17. Список литературы……………………………………………17
  18. Приложение №1……………………………………………………..17-25
  19. Приложение №2……………………………………………………..26-32

                                Пояснительная записка

Платные дополнительные услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках деятельности по реализации образовательных программ и федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, финансируемых из бюджета.

Платные дополнительные услуги осуществляются за счет внебюджетных средств родителей (законных представителей) воспитанников на условиях добровольного волеизъявления  и не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета.

Реализация дополнительных услуг осуществляется в  соответствии со следующими нормативными документами:

- Гражданским кодексом РФ;

- Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Законом Московской области от 27 июля 2013г.N94/2013-ОЗ «Об образовании»;

-Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей»;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013г.N706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

-постановлением Главного государственного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях N 26  от 15.05.2013 г;

- письмом Министерства образования и науки РФ «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28.02.2014г  N 08-249., комментарии к разделу II пункта 2.5.;

- письмом Министерства образования и науки РФ «Об оказании платных дополнительных услуг в дошкольном образовании» N 08-1947 от 4 декабря 2014г.

Актуальность рабочей программы

Интеллектуальное развитие ребенка заключается  не только в количественном запасе знаний, но и в уровне интеллектуальных процессов, научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли.

Таким образом, новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности дошкольника.

Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

Познание мира живой и не живой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе экспериментирования.  

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности разработана на основе методических пособий:

  1. .Костюченко М.П,Камалова Н.Р. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Издательство «Учитель» 2016г.
  2. Тугушева Г.П, Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей  старшего дошкольного возраста. Издательство «Детство – Пресс» 2007г.

Цель программы: формирование у детей  познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Основные задачи:

  1. формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
  2. развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной ) деятельности;
  3. развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;
  4. формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни.

Принципы построения и реализации  программы

Содержание программы составлено с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, направлено на поддержку детской экспериментальной деятельности, обогащение их знаний об окружающей деятельности.

Рабочая  программа по виду деятельности – развивающая, познавательное развитие.

Принципы построения программы реализуется через организацию следующих форм работы:

  1. Совместная партнерская деятельность педагога с детьми организуется в форме опытов и экспериментов.
  2. Совместная детская деятельность со сверстниками организуется в форме действий и собственного практического опыта.
  3. Взаимодействие с семьей осуществляется посредством консультативных тренингов, по средством участия в экспериментальной деятельности.

-Основные принципы, заложенные в основу работы:

- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);

- динамичности (от простого к сложному);

     - интегративности (синтез искусств);

- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)

- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)

- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»).

- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);

- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);

- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности)

Методические приемы:

- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

- вопросы к детям.

Формы оказания дополнительных услуг

По количеству детей, участвующих в дополнительных услугах – подгрупповая (8-12человек).

По особенностям опытно – исследовательская деятельность   педагога и детей – экспериментальная лаборатория.

Режим оказания дополнительной платной услуги

Дополнительные платные  услуги  проводятся 1 раз в неделю с октября по май, длительностью   для детей старшего возраста- 25-30 минут

Схема  экспериментального практикума

  1. Подготовительный (предварительный)  этап-подготовка участников к восприятию опытов и экспериментов: вводная беседа, наблюдение, обсуждение.
  2. Основной этап – показ, демонстрация и участие детей в играх-экспериментах.
  3. Рефлексии – подведение итогов: ответы детей на вопросы педагога, рассуждение и формулирование выводов.

Ожидаемые результаты

1.Умение самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним.

2. Умение самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами (взаимодействие твёрдых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств: при нагревании, охлаждении и механических воздействиях).

3.Умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей (строение, функционирование, назначение; его существование во времени и пространстве).

4. Развитие коммуникативных навыков, логического мышления, памяти, внимания.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы

Контроль за эффективностью дополнительных услуг проводится в ходе индивидуальной работы с детьми с последующей корректировкой в совместной работе с родителями.

Итоги реализации рабочей программы подводятся 2 раза в год (февраль, май) в форме открытых показов и организация совместных игровых экспериментов.

Мониторинг качества дополнительной платной услуги

Анкетирование родителей на тему: «Удовлетворены ли вы качеством дополнительной платной услуги», анализ посещаемости экспериментальной лаборатории.

Методическое  обеспечение рабочей программы

  • камни, морская и речная галька;
  • разнообразные речные раковины
  • образцы песка, глины, почвы;
  • цветные прозрачные кусочки пластика;
  • семена разных растений;
  • магниты разного размера;
  • разные виды картона и бумаги;
  • разные виды ткани;
  • приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, микроскоп);
  • разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы.

Содержание рабочей программы

Программа направлена на интеллектуальное развитие ребенка, совершенствование познавательных действий экспериментального характера, развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать и делать обобщения.

                         Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Общее кол-во занятий

Кол-во минут

Какая бывает вода?

1

30

Вода- растворитель. Очищение воды.

1

30

Сила тяготения.

1

30

Упрямые предметы.

1

30

Волшебные стеклышки.

1

30

Почему предметы движутся?

1

30

Хитрости инерции.

1

30

Что такое масса?

1

30

Воздух.

1

30

Солнце дарит нам тепло и свет.

1

30

Почему дует ветер?

1

30

Почему не тонут корабли?

1

30

Путешествие капельки.

1

30

Чем можно измерить длину?

1

30

Все обо всем.

1

30

Твердая вода.

1

30

Откуда взялись острова?

1

30

Как происходит извержение вулкана?

1

30

Испытание магнита.

1

30

О «дрожалке и пищалке»

1

30

Корни и ростки.

1

30

Посадка семян

1

30

Как сделать звук громче?

1

30

Легко ли сложить квадрат?

1

30

Спрячьте корабль в квадрате.

1

30

Квадрат из ступенек.

1

30

Сухая, влажная почва

1

30

Удивительный песок

1

30

Рисуем спичками.

1

30

Секретные записки

1

30

Забавные фокусы

30

Электрический театр

30

Итого

32

960

Перспективный  план рабочей программы

Тема

Форма проведения

Материалы и оборудование

Октябрь

1

Какая бывает вода?

Продуктивно-игровой практикум

Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.43

Таз с водой, стаканы, бутылки, соломка для коктейля , песочные часы клеенка, небольшие ведерки.

2.

Вода- растворитель. Очищение воды.

Продуктивно-игровой практикум

Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.46

Сосуды разного размера, вода, растворители, стеклянные палочки, разные фильтры, клеенка.

3

Сила тяготения.

Продуктивно-игровой практикум

Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.47

Глобус, разные по весу предметы, листы бумаги, шишки, детали от разных конструкторов, мячи.

4

Упрямые предметы.

Продуктивно-игровой практикум

Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.48

Игрушечные машины, резиновые пластмассовые игрушки, открытки, монеты, рабочие листы, простые карандаши.

Ноябрь

1.

Волшебные стеклышки.

Продуктивно-игровой практикум

Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.51

Лупы, микроскоп,мелкие семена фруктов, лисья деревьев, бинокль, кора деревьев.

2.

    Почему предметы движутся?          

Продуктивно-игровой практикум

Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.53

Небольшие машинки, неваляшка, кусочки мыла, стекла, микроскоп, листы бумаги.

3.

Хитрости инерции.        

Продуктивно-игровой практикум

Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.55

Стаканы с водой, листы бумаги, вареные и сырые яйца, тарелки и передники.

4.

   Что такое масса?          

Продуктивно-игровой практикум

Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.56

Вата, крупа, чашечные весы, соль, спички и различные предметы для взвешивания.

Декабрь

1.

Воздух

Продуктивно-игровой практикум

Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.59

Сумка-холодильник, веер,кусочек апельсина, духи, чеснок, воздушные шарики, миска, бутылка.

2.

Солнце дарит нам тепло и свет

Продуктивно-игровой практикум

Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.61

Настольная лампа, набор предметов из разных материалов, ножницы, лоскутки ткани, камни, песок.      

3

Почему дует ветер?

Продуктивно-игровой практикум

Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.64

 Рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки и свеча.

Почему не тонут корабли

Продуктивно-игровой практикум

Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.68

Таз с водой, разные предметы (деревянные, пластмассовые,резиновые), пробка, пластилин, перья, фольга, бусинки

Январь

1

Путешествие капельки

Продуктивно-игровой практикум

Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.70

Электрический чайник, холодное стекло, глобус,мнемо-таблицы.

2

Чем можно измерять длину?

Продуктивно-игровой практикум

. Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.74

Сантиметровая лента, линейки , тесьма, шнурок.

3

Все обо всем

Продуктивно-игровой практикум

Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.77

Стаканы, песок, вода, ложки, песочные часы,кисточки, яичная скорлупа, ножницы

4

Твердая вода

Продуктивно-игровой практикум

Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.78

Таз с водой, куски льда разного размера, разные емкости, кораблики.

Февраль

1

Откуда взялись острова

Продуктивно-игровой практикум

Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.85

Поддоны, глина, стеки, передники, губки для уборки воды, карта мира

2            

Как происходит извержение вулкана?

Продуктивно-игровой практикум

. Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.87

Поддон, картон, клей, сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, чайные ложки, пипетки.

3

Испытание магнита

Продуктивно-игровой практикум

Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.91

Магниты, компас, скрепки,кнопки, болты и гвозди, детали, конструкции лего

4

О «дрожалке и пищалке»

Продуктивно-игровой практикум

Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.94

Линейка, тонкая проволока, нитки, спичечные коробки.

Март

1.

Корни и ростки

Продуктивно-игровой практикум

 Книга интересных занятий. Анджела Уилкс стр.16

Стеклянные банки, бумажные салфетки, вода, семена фасоли.

2.

Посадка семян

Продуктивно-игровой практикум

Книга интересных занятий. Анджела Уилкс стр.20

Картонная коробка для яиц, грунд, семена цветов.

3

Как сделать звук громче?

Продуктивно-игровой практикум

Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.95

Разные расчески, рупор, часы, блюдце, таз с водой, камешки, резиновый мяч, музыкальные инструменты

4

Легко ли сложить квадрат

Продуктивно-игровой практикум

Вокруг квадрата

А.И.Шапиро стр.5

Бумага , образцы геометрических фигур

Апрель

1

Спрячь корабль в квадрат

Продуктивно-игровой практикум

Вокруг квадрата

А.И.Шапиро стр.15

Бумага, нарисованный силуэт корабля

2

Квадрат из ступенек

Продуктивно-игровой практикум

 Вокруг квадрата

А.И.Шапиро стр.55

Бумага, силуэт ступенек.

3

Сухая, влажная почва

Продуктивно-игровой практикум

Деятельность дошкольников  в детской экспериментальной лаборатории М.П.Костюченко стр.52

Стеклянные баночки,почва, лупа,пластины из орг.стекла, лопаточка

4

Удивительный песок

Продуктивно-игровой практикум

Деятельность дошкольников  в детской экспериментальной лаборатории М.П.Костюченко стр.54

Стеклянные баночки, лопатка, вода, магнит, пластинка из орг.стекла

                                                                   Май

1

Рисуем спичками.

Продуктивно-игровой практикум

Секреты знакомых предметов. А.И.Шапиро стр.30

Спички

2

Такие разные отрезки

Продуктивно-игровой практикум

 Секреты знакомых предметов. А.И.Шапиро стр.9

Спички

3

Забавные фокусы

Продуктивно-игровой практикум

Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.116

Чайные ложки, зеркала, банка с водой

4

Электрический театр

Продуктивно-игровой практикум

Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.112

Орг.стекло, папирусная бумага, булавки, толстые книги, варежка, ножницы

Список литературы:

  1. Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. Методическое пособие-СПб:Детство-Пресс, 2007г.
  2. Деятельность дошкольников  в детской экспериментальной лаборатории М.П.Костюченко.- Волгоград: Учитель, 2016г.
  3. Книга интересных занятий. Анджела Уилкс. ООО Издательство «Росмэн-Пресс»,2001г.
  4. Секреты знакомых предметов. А.И.Шапиро. М.:Сфера, 2010г.
  5. Вокруг квадрата А.И.Шапиро. М.: Сфера, 2010г.
  6. Чего не бывает на свете? О.М.Дьяченко М. «Просвещение», 1991г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...