Методические рекомендации "Картотека игр на развитие сенсомоторики и ВПФ"
методическая разработка

Пархоменко Инесса Николаевна

В данном материале подобраны игры, задания и упражнения, направленных на развитие сенсомоторики и высших психических функций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр на развитие сенсомоторики и ВПФ.

Игры на развитие восприятия цвета.

       Игра «Бусы».

   Предложите ребенку поочередно выкладывать  бусинки в определенной последовательности (красный, желтый, красный  и т.д., синий,  зеленый, синий и т.д.) по названию взрослого, далее ребенок выкладывает  рисунок и самостоятельно называет цвета бусинок.

    Игра «Что какого цвета?».

    Ребенку предлагают выбрать карандаши соответствующего цвета и закрасить ими предлагаемые картинки (морковку закрасить оранжевым карандашом, огурец – зеленым и т.д.).

    Игра «Подбери по цвету».

    Цель: уточнение представлений о постоянных цветах предметов.

   Оборудование: цветные карточки и картинки с изображением контуров предметов.

   Содержание: ребенку предлагается подложить под контурные изображения предметов карточки подходящего цвета. Например, под изображение огурца – зеленую, сливы – синюю, лимона – желтую и т.д.

Игры на развитие восприятия величины.

    Сюжетная игра «Наведи порядок».

    Психолог демонстрирует картинки с изображением трех медведей и предлагает ребенку расставить их по росту. Далее психолог показывает конверт, достает письмо:

     -Это письмо от медведей. Они пишут, что пока были в лесу, кто-то побывал и устроил беспорядок. Медведи не могут теперь разобраться, где чья кружка, ложка, тарелка, стул… и просят им помочь. Кто же приходил к медведям в дом? Поможем на вести медведям порядок? Давай поступим так: у меня есть три обруча: большой, поменьше и самый маленький. В большой обруч мы поместим все вещи Михаила Потаповича. А в тот обруч, что поменьше, чьи вещи мы поместим? Как думаешь, куда нужно поместить Мишуткины вещи? А теперь давай наводить порядок.

    Игра «Самый высокий, самый низкий».

    Цель: составление сериационных рядов по высоте.

   Оборудование: набор брусков разной высоты.

   Содержание: ребенку предлагается разложить бруски по высоте, начиная от самого высокого и заканчивая самым низким, а затем назвать их высоту в порядке возрастания (самый низкий, низкий, высокий, самый высокий).

   Игра «Построим лесенку».

   Цель: составление сериационных рядов по высоте.

   Оборудование: набор из 8 полосок (полоски отличаются друг от друга на 2 см.) двух цветов (4 красные, 4 – синие).

   Содержание: ребенку предлагается «построить лесенку»: разложить полоски красного цвета слева направо по убыванию: в начале – самая длинная полоска, в конце – самая короткая. Затем построить лесенку из синих полосок и разложить их слева направо по возрастанию: в начале – самая короткая, в конце – самая длинная.

Задание на развитие восприятия формы.

    Игра «Разложи на «кучки».

На 15 карточках изображены знакомые предметы большого и маленького размера (большая кукла и маленькая кукла, большой грузовик и маленькая легковая машинка и т. д. Другой вариант – предметы разной формы).

Вариантом задания может быть игра «Одень клоунов»: ребенку дают большого клоуна и маленького клоуна и одежду к ним.

     Игра  «Подбери подходящий по форме предмет».

На карточках расположены знакомые предметы: пирамидка, огурец, книга, дыня, арбуз, пуговица, яйцо, вишня, пенал, линейка-угольник, тарелка, колесо.

Выложите перед ребенком трафареты фигур и предложите к каждой подобрать похожую картинку.

   Игра «Геометрические фигуры».

        На рисунке изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Ребенок выполняет по просьбе взрослого задания:

  1. Покажи все круги, квадраты и т.д.;
  2. Я тебе покажу фигуру, а ты должен назвать ее;
  3. Обведи указательным пальцем контуры фигур, называя их;
  4. Покажи большой круг, маленький круг.

    Игра «Сложи геометрические фигуры из частей».

        Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) разрезаны на 4 части каждая.

        Ребенку поочередно предъявляются карточки с частями геометрических фигур, просите сложить целую фигуру и назвать ее.

Игра «Геометрическое лото».

Для проведения игры следует предварительно подготовить карточки с геометрическими фигурами (треугольники, круги, квадраты) двух размеров (большие и маленькие), четырех цветов (красные, синие, желтые, зеленые). Предложите ребенку следующие задания:

Задание 1. Покажи круги, треугольники, квадраты.

Задание 2. Покажи маленькие круги, маленькие треугольники, маленькие квадраты.

Задание 3. Выбери большие круги, большие треугольники, большие квадраты.

Задание 4. Выбери синие треугольники, зеленые треугольники, желтые треугольники, красные треугольники.

Задание 5. Покажи красные квадраты, синие квадраты, желтые квадраты, зеленые квадраты.

Задание 6. Отложи зеленые большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зеленые квадраты.

Задания на развитие целостности восприятия.

    Игра «Разрезные картинки».

   Ребенку предлагаются картинки, разрезанные на 2, 3 или 4 части. Ребенку предлагают соединить эти части вместе, угадать, что это за предмет.

    Игра «Склеим чайник».

        Предложите ребенку «склеить» разбитый чайник из осколков.

        Покажите картинку с целым чайником – образец: «Вот такой чайник должен получиться у тебя». (Этот образец остается перед глазами ребенка.) Далее последовательно предлагаете ребенку картинки с разными вариантами разбитого чайника.

    Игра «Незаконченные рисунки».

    Цель: развитие умения находить недостающие элементы.

   Оборудование: карточки с недорисованными изображениями (например, цветок без лепестка, платье без рукава, стул без ножки и т.д.), карандаш.

   Содержание: ребенку предлагается назвать, а затем дорисовать недостающие элементы.

         Игра  «Наложенные изображения».

    Цель: различение изображений по их «наложенным» контурам.

   Оборудование: карточка с нарисованными друг на друге контурами 3-5 разных предметов (геометрических фигур, игрушек и т.д.).

   Содержание: ребенку предлагается рассмотреть карточку, а  затем назвать все изображения.

        Игра «Что перепутал художник?» .

    В изображениях любых предметов, животных, лиц, целых сюжетов и т.п. ребенок должен найти не свойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки.

    Упражнение  «Дорисуй фигуры».

        Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, т. Е. они не дорисованы. Ребенка просят дорисовать их.

Задания на развитие тактильных ощущений.

 Игра  «Угадай на ощупь».

Подготовьте плоскостные геометрические фигуры, вырезанные из дерева, пластмассы, картона. Предложите ребенку поиграть в такую игру: «Давай с тобой вместе ощупаем эту фигуру. Вот так проводим пальцем по краю квадратика. Вот это уголок, он острый, поворачивай, сейчас ведем палец вниз, опять уголок.

Спрашивайте каждый раз ребенка, какая эта фигура. Когда он потренируется на каждой фигуре (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), предложите уме сделать то же самое, но с закрытыми глазами.

После этого предложите ребенку с закрытыми глазами отыскать все кружочки, все квадратики и т.д. (отбор фигур производится из множества фигур разной формы).

  Игра «Что лежит в мешочке?».

        Сложите в мешочек разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, зверюшки, желуди и т.д.).

        Предложите ребенку поиграть: «Смотри, что я достала из мешочка. А теперь ты достань что-нибудь». Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложите все обратно и предложите сделать то же самое, но с закрытыми глазами, на ощупь, и назвать каждый предмет. А затем пусть ребенок достанет из мешочка предмет по просьбе  взрослого (на ощупь).

Игры и упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.

Игра «Телесные фигуры».

На ладони или на спине  ребенка взрослый рисует геометрические фигуры, ребенок угадывает, что нарисовал взрослый, затем взрослый и ребенок меняются местами.

 Упражнение  «Отпечатки наших рук».

        На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушиваясь к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. Чувствуешь?».

        Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: «Я перевернула руки, и мои ощущения изменились. Теперь  я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть  холоднее.  Чувствуешь? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?». Далее упражнение повторяется.

   Упражнение «Змейка».

Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как змейка, машинка, санки и др.).

Выполнить те же движения, поставив ладонь  ребром.

«Пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.

   Упражнение «Отпечатки».

        Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.).

        Упражнение «Пешеход».

        «Пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем  правой и левой рук, после – двумя пальчиками одновременно (сначала только указательными, потом – средними и т.д.).

        Упражнение «Пианино».

        «Поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино (компьютера). При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

        Упражнение «Загадочные следы».

        Сгруппировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы.

        Упражнение «Что спрятано в песке?».

        Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности.

        Следует освободить руки от песка, не совершая резких движений, а только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Усложняя задачу, упражнение можно проделать с влажным песком.

        Далее взрослый  закапывает в песок игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. Закапывать можно не один, а несколько предметов и игрушек и наощупь узнавать, что или кто спрятано.

       Игра  «Отгадай загадку и найди отгадку».

        Ребенку предлагают отгадать загадку. Разгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая ее.

        

Задания на коррекцию и развитие внимания.

        Игра «Что изменилось?» .

        Ребенок должен внимательно посмотреть на рисунок (2 предмета) и ответить на вопрос, что изменилось?

       Игра «Найди такой же предмет».

       Покажите ребенку рисунки. На них сверху нарисован образец и 6 его копий. Из этих 6 рисунков только одна является точной копией образца. Его-то ребенок и должен отыскать. Остальные пять имеют малозаметные отличия

         Игра «Лабиринт».

   Цель: развитие умения зрительно «перемещать» объекты.

   Оборудование: схема лабиринта (различные варианты).

   Содержание: психолог показывает ребенку лабиринт и просит его «провести» по нему взглядом нарисованный объект. При затруднениях ребенок пользуется указкой.

        Задание «Найди предмет».

Среди 8 рисунков должен найти такой же предмет, как эталон.

Упражнение на развитие зрительной памяти, внимания.

Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2-5 секунд, затем закройте ее и попросите воспроизвести ее по памяти, сложить так же.

Игры на развитие памяти.

   Игра «Магазин».

Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их по количеству до 5-7. в этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и сыном (или дочкой), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», Игрушки» и т.д.

   Игра «Запомни и найди».

  Для игры необходимы таблицы с изображением предметов, геометрических фигур. Покажите ребенку на 5-10 с. карточку с изображением предметов и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же – с геометрическими фигурами.

  Игра «Вспомни пару».

 Требуются бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения.

Объясните ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й  бланк -  для воспроизведения, на которых он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.

   

Задания на развитие временных представлений.

 Игра       «Когда деревья надевают этот наряд?».

 Цель: формирование знаний о сезонных изменениях в природе.

Оборудование: картинки с изображением деревьев в разное время года.

Содержание: психолог показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующего время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе.

Игра «В какое время года нужны эти предметы?».

Цель: закрепление понятия о временах года и сезонных изменениях в природе.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением времен года; предметные картинки (например, зонт скакалка, панама, мяч, лыжи, санки, резиновые сапоги, меховая шапка, велосипед и т.д.)

Содержание: психолог показывает ребенку изображения времен года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и объяснить почему, а также по каким признакам он определил время года.

Упражнение «Кто старше?».

Цель: определение возраста человека.

Оборудование: картинки с изображением людей разного возраста (младенец в коляске, дошкольник, ученик, юноша, взрослый мужчина, пожилой человек и др.)

Содержание: психолог просит ребенка выложить ряд картинок по принципу возрастания или убывания возраста изображенных на них людей.

Задания на развитии пространственных представлений.

Упражнение «Ориентировка в окружающем пространстве».

Психолог:

- У человека есть две руки, и для того, чтобы их не перепутать, каждой из них дали свое название – правая и левая. Руки всего лишь две, но они умеют делать многое. А что умеют делать твои руки?

   -Покажи, какой рукой ты рисуешь, пишешь, ешь.

   -  В какой рук ты держишь ручку, карандаш, ложку.

    - Как называется эта рука? (следует показ).

   -Надень на правую (левую) руку браслет.

   - Подбрось мяч правой рукой.

    - Переложи кубик левой рукой. И т.д.

Игра «Найди пару».

Цель: различение правой и левой сторон тела.

Оборудование: несколько пар варежек, перчаток, сапожек, туфелек ит.п.

 Содержание:  ребенку предлагается найти пары предметов для правой и левой рук (ног).

Игра «Капризный фотограф».

Психолог-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить: корову – справа от зайца, мышку – слева от мишки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей. Затем взрослый и ребенок меняются ролями.

Игры  на развитие образного мышления, формирование мыслительных операций.

        Задание «Залатай коврик».

Из четырех вариантов подбери подходящую заплатку к каждому коврику.

        Игра «Собери бусы в гирлянды».

Предложите соединить бусы в гирлянды, обращая внимание на чередование по цвету бус, после того, как взрослый прочитает стихотворение:

Шел по лесу Дед Мороз мимо кленов и берез,

Мимо просек, мимо пней, шел по лесу восемь дней,

Он по бору проходил – елки в бусы нарядил.

В эту ночь под Новый год он ребятам их снесет.

  Игра «Четвертый лишний».

 Требуется серия картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая – лишняя. Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать.

     

 Игра «Колумбово яйцо».

Инструкция: «Давай попробуем восстановить разбитое яичко. У тебя есть осколки от «волшебного яйца» и чертеж, по которому можно правильно и точно сложить яйцо».

        

        Игра «Закономерность».

Ребенку необходимо найти закономерность в изображении предметов и показать те предметы, которыми нужно закончить каждый ряд.

Игра «Угадай животное».

Психолог спрашивает у ребенка: «Для каких животных характерны эти качества: хитрый, как….; трусливый, как…; колючий, как…; верный, как… и т.д.». При  затруднениях у ребенка назвать животное, можно воспользоваться картинками.

Игра «Полянки».

Ребенку предлагается рисунок «Полянки» и зашифрованное письмо-схема, помогающее найти нужный домик. Используя схему, он должен найти домик, а затем объяснить, как схема помогла найти ему путь.

Релаксационные упражнения.

Этюд «Из семени в цветок».

Взрослый «садовник» предлагает ребенку превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (поднимаются). У него раскрываются листочки (руки свешиваются с головы и тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), росток превращается в прекрасный сильный цветок.

       Дыхательное упражнение «Певец».

     Глубокий вдох. Руки при этом медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания на вдохе.

     Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. руки медленно опускаем.

     Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания.

     Медленный глубокий вдох. Руки при этом поднять до уровня груди. Задержка дыхания.

      Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки при этом опускаются вниз, голова на грудь.

           Упражнение «Муха».

    Представьте, что ты лежишь на пляже, солнышко вас согревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и на лобик села. Чтобы прогнать муху, пошевели бровями. Муха кружится возле глаз – поморгай ими, перелетает со щеки на щеку – надувай по очереди каждую щеку, уселась на подбородок – подвигай челюстью.

          Упражнение «Снеговик».

   Представь себе, что мы оказались зимой на улице, снег на нас падал и падал, и вскоре мы превратились в снеговиков. (Дети разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.) так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять. (Дети постепенно расслабляются, опускают руки, «обмякают, подставляют лицо солнцу» и приседают на корточки).

           Упражнение «Солнечный лучик».

    Мы играли, играли и немного устали. Присели отдохнуть и задремали. Но вот солнечный лучик:

        коснулся глаз – откройте глаза;

        коснулся лба – пошевелите бровями;

        коснулся носа – наморщите нос;

        коснулся губ – пошевелите губами;

        коснулся подбородка – подвигайте челюстью;

        коснулся плеч – поднимите и опустите плечи;

        коснулся рук – потрясите руками;

        коснулся ног – лягте на спину и подрыгайте ногами.

Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся.

        Упражнение «Снежинка».

  Представь себе, что с неба падают снежинки, а ты ловишь их ртом. А теперь снежинка:

        легла  на правую щеку – надуй ее;

        легла на левую щеку – надуй ее;

        легла на носик – наморщи нос;

        легла на лоб – пошевелите бровями;

        легла на веки – поморгай глазами и открой их.

Снегопад закончился.

        Упражнение «Черепашка».

        Представь, что мы превратились в маленьких черепашек. Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирями – втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к черепашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лопатках, открыли глазки, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством осмотрелись вокруг. Пора вставать – они распрямили лапки, привстали, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое, теплое солнышко сегодня! С добрым утром, черепашки!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие сенсомоторики детей раннего дошкольного возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете положении в пространстве. Именно ранний дошкольный в...

Развитие сенсомоторики ,как условие развития речи ребёнка (Монтессори-метод).

Дети постоянно ощупывают предметы, манипулируют, играют с ними. Они сравни­вают зрительно эти предметы, слушают, как называют эти предметы взрослые, восприни­мают названия тех или иных вещей и их каче...

Консультация для родителей и педагогов «Развитие сенсомоторики в раннем возрасте»

Консультация с картинками для родительского уголка. В ней даются понятия о сенсорном восприятии, крупной и мелкой моторике и сенсомоторике....

Развитие сенсомоторики детей раннего возраста.

Познаём и развиваемся играя. Игра под названием " Волшебная полянка" Занятие направленное на развитие моторики пальцев рук и кистей....

Долгосрочный проект «Пластилиновые ручки» на развитие мелкой моторики рук, на эстетическое развитие, на развитие сенсомоторики для детей раннего и младшего дошкольного возраста

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»Сухомлинский В.А. Актуальность проекта:Известные педагоги В.А.Сухомлинский, Б.М Неменский обращали внимание на то, что детское твор...

Развитие сенсомоторики, как условие развития речи ребёнка (Монтессори-метод).

Развитие сенсомоторики, как условие развития речи ребёнка (Монтессори-метод).       Дети постоянно ощупывают предметы, манипулируют, играют с ними. Они сравни­вают зр...