Развитие сенсомоторики ,как условие развития речи ребёнка (Монтессори-метод).
статья по развитию речи по теме

Бабичева Надежда Васильевна

Дети постоянно ощупывают предметы, манипулируют, играют с ними. Они сравни­вают зрительно эти предметы, слушают, как называют эти предметы взрослые, восприни­мают названия тех или иных вещей и их качества. Ребенок утончает свои чувства, разви­вает общую и пальчиковую моторику, тем самым развивает разум. Благодаря контакту с окружением и собственным исследованием, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого запаса способность к абстрагированию, кон­такт происходит с помощью органов чувств и крупных и мелких движений. Начиная с уп­ражнений  сенсомоторики, ребенок движется к развитию речи, интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sensomotoriki.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие сенсомоторики ,как условие развития речи ребёнка (Монтессори-метод).

      Дети постоянно ощупывают предметы, манипулируют, играют с ними. Они сравни вают зрительно эти предметы, слушают, как называют эти предметы взрослые, восприни мают названия тех или иных вещей и их качества. Ребенок утончает свои чувства, разви вает общую и пальчиковую моторику, тем самым развивает разум. Благодаря контакту с окружением и собственным исследованием, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого запаса способность к абстрагированию, кон такт происходит с помощью органов чувств и крупных и мелких движений. Начиная с уп ражнений  сенсомоторики, ребенок движется к развитию речи, интеллекта.

      Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь опре деленного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться в мелодию или в звучащую речь. Развитие восприятия тесно пе реплетается с развитием других форм психической деятельности и служит базой формиро вания речи и мышления.

        Сенсорное развитие детей с нарушением речи имеет свои особенности: они затруд няются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное - в обозначении этих свойств словом. Следовательно, одно из первостепенных задач для логопеда, работающего с детьми, имеющих речевой диагноз: общее недоразвитие речи различных уровней ,следует считать обогащение чувственного опыта ребенка, развитие всех видов восприятия: зрительного, тактильно - двигательного, обонятельного, вкусового, слухового, в частности фонематического слуха и фонематического восприятия. Ознакомление с окружающим ми ром должно опираться на деятельность всех чувств и рук ребенка. Метод М. Монтессори является эффективным, лечебным, психотерапевтическим методом в этом.

      Главное ее утверждение, что надо найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил к самой работе, т.е. подготовить при помощи повторных упраж нений, убедили нас в правильном направлении наших поисков.

«Я видела, что движение руки, необходимое для шитья, подготовляет к шитью без шитья; что надо найти способ учить ребенка, как делать работу, перед тем, как он приступит к ней; особенно же - подготовить движения, выработать механизм при помощи повторных упражнений не в самой работе, но в подготовительных к ней действиях. После этого ребенок может перейти к настоящей работе и в состоянии будет выполнять ее, не занимавших ею предварительно».

                                                                                М. Монтессори «Дом ребенка»

       Основным средством общения детей, а также базисом для предшкольной подготовки к обучению письму и чтению, является устная речь. Чтобы адекватно выразить свои мысли, чувства, желания, ребёнку необходимо иметь достаточный словарный запас и умение грамматически правильно строить предло жения. Именно этого умения и не сформировано у детей, поступающих в логопедическую группу. Средствами Монтессори-педагогики помогаем детям сформировать правильную, грамотную речь через развитие сенсомоторики. Упражнения в практической жизни образуют один из базовых учебных разделов Монтессори-педагогики и являются "гимнастикой для всего тела": с их помощью развивается мускулату ра и совершенствуется общая, мелкая моторика ребёнка, накапливается и активизируется словарь.

"Если хорошо подумать, упражнения в практической жизни - настоящая гимнастика, так что само повседневное окруже ние является школой совершенствования всех движении... Скатать коврик, почисти пару ботинок, вымыть раковину, пол, накрыть на стол, открывать и закрывать ящики и крышки, двери и окна, убрать комнату, аккуратно поста вить стул, закрыть занавеску, помыть посуду и т.д. - это упражнения, при которых либо всё тело, либо то или иное движение совершенствуется.

С помощью обычной работы ребёнок учится двигать руками и кистями, а мускулатура развивается быстрее, чем при гимнастике. И все же упражнения в практической жизни не следует рассматривать просто как гимнастику мышц, они являются работой" 

                                                                                                                       М. Монтессори.

      Уже здесь можно провести параллель между моторной деятель ностью и речью ребёнка Монтессори-группы.

      Расширение словарного запаса ребёнка опосредованно проис ходит на упражнениях в практической жизни. Стирая бельё и подме тая пол, аранжируя срезанные цветы и вытирая пыль, ребёнок запо минает названия этих видов деятельности, а также необходимых ему предметов, и это происходит в активной, свободной двигательной деятельности ребёнка. Сенсорный материал знакомит малыша со свой ствами предметов, затем называем ему эти свойства и проводим трёх ступенчатый урок, принятый в Монтессори-педагогике применимым ко всем дидактическим Монтессори-материалам. Тем самым, впечатления, полученные посредством органов чувств, находит вербальное выраже ние. Таким образом, словарный запас ребёнка пополняется разными частями речи: существительными и глаголами, прилагательными и наречиями и их степенями сравнения, числительными, обогащение сло варного запаса порождает необходимость систематизации полученной ребёнком новой информации. Для классификации понятий окружающего мира служат наборы карт, которые я стараюсь подобрать и оформить в материал. В набор карт входят карты с изображениями различных предметов или живых существ (по I на карте) и карта для обобщающего понятия, где они изображены все вместе. Обобщающие понятия делят ся на три большие группы, которые условно называем: растения, животные, человек.

        К первой группе относятся, например, цветы, фрукты, овощи, хвойные деревья, лиственные деревья.

        Во-вторую группу входят:- дикие животные, домашние животные, рыбы, птицы, динозавры.

        Третья группа включает понятия, относящиеся к жизнедеятель ности человека: одежда, обувь, электроприборы, транспорт, части тела, канцелярские принадлежности. Наборы карт для понятий каждой из трёх групп изготавливают соответственно с зелёным, красным и желтым кантом, это облегчает ребенку ориентацию в материале и соз даёт возможность для самоконтроля ошибок. Профессионализм Монтессори-педагога заключается в четкой, правильной, своевременной пре зентации каждого материала развивающей среды ребёнку. Проводим об щепринятый в Монтессори-педагогике трёхступенчатый урок запомина ния новых слов по общепринятой схеме:

I ступень – Это …

                     Это …             Сама называю предмет

                     Это …              или свойство.

П ступень - Дай мне …

                      Где ...?             ребёнок проявляет

                      Покажи ...       пассивный словарь

Ш ступень - Что это?

                       Кто это?          Активный словарь ребёнка

                       Назови это…

       Занятия практической повседневной деятельностью в  Монтессори-группах опосредованно готовят ребёнка к работе с сенсорны ми и речевыми материалами, а так же с материалами для обучения письму и чтению. Выделяем следующие навыки, являющиеся основой для занятий с более сложными, последующими материалами, приобретенные при работе с практическими и сенсорными материалами:

- ребёнок уже может самостоятельно принести материал и убрать его на место;

- ребёнок уже имел возможность выбирать материал или род деятельности, время и место работы, а так же партнёра, поэтому свобода выбора не является для него чем-то совер шенно новым;

- он имеет представление, как о порядке предметов, так и о последовательности действий;

- он знает, что начатое дело доводят до конца;

-происходит развитие внимания, мышления, памяти, речи ребёнка;

- ребёнок тренировался терпению и сосредоточенности в работе;

- совершенствовалась его моторика, он учился координировать и контролировать движения.

       Все перечисленные навыки, а главное для детей-логопатов ,расширение словарного запаса в процессе самостоятельной практической деятельности раз ного рода и работа в направлении написания текста - слева направо и сверху вниз - полезны для дальнейшей подготовки к обучению письму и чтению.

      Сенсорное воспитание детей в возрасте 3-6 лет занимает в системе Монтессори одно из центральных мест, поэтому развивающая среда группы наполнена различными сенсорными материалами для свободной деятельности детей. Монтессори особенно подчёркивала, что дошкольное детство наиболее благоприятно для воспитания чувств, т.к. в возрасте от 0 до 5,5 - 6 лет ребёнок находится в сензитивном периоде сенсорного развития,  а сенсорное воспитание - основа для интеллектуального развития. Монтессори отмечает:

     «Уметь различать - вот характерная черта мышления; разли чать - значит группировать... Наши так называемые «сенсорные упражнения» дают возможность различать и классифициро вать. Действительно, дидактический материал для воспитания внешних чувств анализирует й представляет свойства вещей: размер, форму, окраску, шероховатость, гладкость поверхности, температуру, вкус, шум, звук. Важны здесь не сами предметы, а свойства предметов».(4.С.119.)

      Дети живо реагируют на сенсорные воздействия и постепенно начинают замечать те свойства предметов окружающей среды, которые ранее оставались ими незамеченными: голубое небо, коричневые ство лы деревьев, мягкость и гладкость ткани и т.д. После работы с "Цветными табличками" дети во время рисования уже отмечают не прос то коричневый цвет стволов деревьев, а передают различные тона у разных деревьев, происходит активизация словаря ребенка.

     Вводить в активную речь детей слова - прилагательные, в част ности антонимы и синонимы, наречия на базе сенсорного опыта каждо го ребёнка, после проработки с сенсорными Монтессори-материалами легко и просто. Позже, на основе этого опыта вводим в речь детей точные понятия, характеризующие качества предметов.

  «Процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов на основе установившегося в уме прочного поряд ка и составляют мышление...»

                                                                                                                         М. Монтессори

Сенсорные материалы, помещенные в среде группы дают упорядо чивание хаотичных впечатлений, полученных при взаимодействии ре бёнка с внешним миром. Когда 3-4-х летний ребёнок приходит  в логопедическую группу, он уже накопил огромное коли чество сенсорных впечатлений, однако практически всегда это проис ходит без внешнего руководства, и поэтому существенные и случай ные впечатления переплетаются и составляют в его сознании как бы единый клубок. Ему необходимо создать порядок и ясность. Для того, чтобы удовлетворить эту потребность, ребёнку необходимо четкое на учное руководство. В данном случае такое руководство  осущест вляется при помощи предложенных ребёнку сенсорных материалов, раз работанных М. Монтессори и отобранных из окружающих предметов.

Сенсорные материалы дают прекрасную возможность развить наб людательность и внимательное отношение к окружающему миру. Дети в  Монтессори-группе становятся способными различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений и т.д. И мир постепенно предстает перед ними во всём своём богатстве и многообразии. Сен сорные материалы позитивно влияют на эстетическое чувство, и дей ствительно, чем более человек способен ощущать тонкие различия цве товых оттенков, музыкальных тонов, фонетических впечатлений, изыс канных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и нас лаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эсте тическое чувство. Мы с детьми стараемся делать всё красиво: гово рить, рисовать, ходить, сидеть, слушать, поступать и т.д. И помо гают нам в этом наши органы чувства, тело, руки.

«Эстетическое воспитание так же тесно связано с сенсорным воспитанием. Красота находится в гармонии, а не в конт растах, а гармония лежит в утончении; таким образом, тон кость чувств необходима, чтобы её воспринять. Красота и гармония природы и искусства избегают людей с грубыми чувствами»

                                                                                   М. Монтессори

       При работе с Монтессори-материалами в среде Монтессори-группы у детей происходит концентрация, поляризация внимания. А как его не хвата ло каждому ребёнку, когда они только приходят в логопедическую группу со своими проблемами развития. Позже ребёнок совершенно меняется, делается более спокойным, более интеллигентным и восприимчивым: в ребёнке появляется высшая стадия духовной жизни настоящей сози дательности.

       Это описать трудно. Нормализованный, спокойный, куль турный, деловой, сосредоточенный ребёнок (каждый ребёнок группы) в окружении красивых, умных, притягательных предметов поражает, радует нас - педагогов, родителей.

Сенсорные материалы позволяют ребёнку развить так же опреде лённые умственные способности, необходимые для формирования уст ной и письменной речи. Так, например, способность к дифференци рованному восприятию звуков и форм развивается у детей с помощью ШУМЯЩИХ коробочек, звоночков, Геометрического и Биологического комодов, Конструктивных треугольников и т.д. Здесь словарный за пас расширяется у детей за счёт прилагательных и их степеней сравнения, но так же и других частей речи - существительных, на речий, глаголов.

       Какие же наблюдаем реакции продвинутых (здоровых) детей и детей с серьёзными психоречевыми нарушениями развития при работе их с Монтессори-материалами?

       Сама Монтессори указывает на различные реакции детей с нару шениями развития и здоровых детей на её сенсомоторные и другие материалы:

«Различие это определяется тем фактом, что один и тот же дидактический материал, в применении к остальным, делает возможным воспитание, нормальным же детям он дает толчок к самовоспитанию». (2.С.158)             М. Монтессори.

         Наши наблюдения, суть их, сводятся к следующему:

- Продвинутый ребёнок реагирует на материал с живым инте ресом, сосредотачивает внимание на деятельности с ним и стремится как можно скорее перейти к самостоятельной ра боте. Интерес и внимание ребёнка с задержкой развития очень неустойчивы. На первом этапе работы с материалами нам приходится непрерывно и с напряжением привлекать его внимание к брускам, табличкам, цилиндрам, карточкам и т.д.

- Ошибки детей с отставаниями в развитии приходится корректировать и побуждать исправлять нам, педагогам. Здо ровые дети хотят и способны контролировать их самостоя тельно.

- Продвинутые и здоровые дети начинают работать непосред ственно с классическими Монтессори-материалами. Дети с ограниченными возможностями психоречевого развития нуждаются в многократных предварительных упражнениях е материалами, приду манными и адаптированными  педагогами, для их потребностей, основанными на классических Монтессори-материалах.

         Но проходит 3-4 месяца, адаптационный период, и мы наблю даем, как слабые дети тянутся за более развитыми и активными, а вторые помогают первым; младшие подражают старшим, а старшие им покровительствуют и т.д. В этом - суть разновозрастности  Монтессори-групп и Монтессори- групп в России и в других странах мира.

        Исследуя лечебные, терапевтические функции Монтессори-педагогики, выделяем её возможности, как лечебной педагогики, в её целостности и системности методов, в её направленности на интег рацию. Однако для достижения успехов в деле, одного профессионализма, пусть даже обогащенного новыми принципами и подходами, оказывается мало. Суть лечебной педагогики Монтессори-педагогики, всё-таки определяется отношением к ребён ку, верой в то, что на каком-то уровне он полностью здоров и со вершенен.

        Два примера очень хочется привести. Алёша Ч. потерял речь в 3 года после смерти брата-близнеца. В Монтессори-группу пришёл в 5 лет по направлению Медико-психолого-педагогической комиссии. В адаптационный период, находясь в Монтессори-среде, молчал. Но к концу его начал сам идти на контакт с детьми и с педагогами. Постепенно ребёнок начинал общаться, действовать словом. Прозани мавшись с ним в Монтессори-среде группы два года, направила ПМПК в школу с семи лет, в нормальный класс, где мальчик уверенно себя чувствует, коммуникабелен, хорошо успевает по программе.

       Серёжа Ф. с диагнозом "детский церебральный паралич" пришёл в Монтессори-группу в 6 лет. Общее, недоразвитие речи I уровень. Замкнут, малоподвижен, заторможен, коммуникативное поведение не развито. Комплексная лечебная и педагогическая работа до этого возраста не велась. Наблюдались только у детского невропатолога. Прозанимавшись в Монтессори-группе более 2-х лет, в результате самостоятельной работы с автодидактическим  Монтессори-материалом  в развивающей предметной среде, Сергей стал более независим, са мостоятельным, адаптированным, коммуникабельным и счастливым. В процессе наблюдения, мы, педагоги, видим, как происходит нормали зация детей, о которой так много писала Монтессори.

Бабичева Надежда Васильевна

Учитель – логопед высшей категории

ЦРР ДОУ № 16 « Искорка»

г. Красный Сулин

Ростовской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 1 Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематической сторон речи ребёнка.

Описание предпосылок, необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие  фонетической и фонематичекой сторон речи ребёнка....

"Организация партнёрской деятельности взрослого и детей как одно из главных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка"

В данном пособии содержится описание опыта организации партнёрской деятельности. Представлены конспекты по разным направлениям развития  дошкольников. Пособие адресовано воспитателям дошкольных у...

Развитие чувства ритма как важное условие формирования речи ребёнка.

Статья для музыкальных руководителей, воспитателей и родителей....

Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики рук для речи ребёнка"

Консультация для родителей«Значение развития мелкой моторики рук для речи детей» Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад №109»Коваленко Оксана Владимировна Раз...

Развитие сенсомоторики, как условие развития речи ребёнка (Монтессори-метод).

Развитие сенсомоторики, как условие развития речи ребёнка (Монтессори-метод).       Дети постоянно ощупывают предметы, манипулируют, играют с ними. Они сравни­вают зр...

Внедрение современных технологий и методов речевого развития как эффективное условие развития навыков связной речи каждого обучающего.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.Говорить умеют п...