Программа кружка "Игрушки из бумаги"
методическая разработка (старшая группа)

Программа дополнительного образовательного кружка

  по художественно- эстетическому развитию

 для детей 6-го года жизни

«Игрушки из бумаги»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_igrushki_iz_bumagi.docx49.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  города Нижневартовска

 детский сад №61 «Соловушка»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Программа дополнительного образовательного кружка

  по художественно- эстетическому развитию

 для детей 6-го года жизни

«Игрушки из бумаги»

Составитель:

 воспитатель Рахматуллина Г.В.

                                                                                                 

Нижневартовск

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Закон 273 ФЗ «об образовании в РФ» 2015 Глава 1 Статья 2

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

9) образовательная программа –комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным  законом , форм  аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин(модулей), иных компонентов, а так же оценочных и методических материалов.

1.Содержание

наименование

страницы

1

Содержание

3

2

Паспорт программы

4

3

Пояснительная записка

5

3.1

Цели и задачи программы

6

3.2

Планируемые результаты

7

3.3

Объём образовательной нагрузки

8

4

Содержание программы « Игрушки из бумаги»

9

5

Организационно- педагогические условия

18

5.1

Учебный план

18

5.2

Расписание занятий

20

5.3

Календарный учебный график

21

5.4

Программно- методические обеспечения

23

5.5

Материально-технические обеспечения

24

6

Мониторинг

24

7

Список литературы

31

                                                                                                       

           

2.Паспорт программы

Наименование программы.

Программа  кружка по художественно-эстетическому развитию, МАДОУ ДС № 61« Соловушка»,  

 «Игрушки из бумаги»

Разработчики программы

Воспитатель: Рахматуллина Гульсина Валиулловна

Целевая группа.

Дети группы общеразвивающей  направленности, дети 7-го года жизни, группа №7

Нормативно-правовые основы разработки программы.

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • ФЗ «Об образовании»  ст.26    п. 1   «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»;
  • Конвенция модернизации российского образования на период до 2010 г.
  • Постановление правительства РФ № 666 от 12.09.2008 г.
  • Программа развития образования города Нижневартовска 2007 – 2011 г.
  • Устав дошкольного образовательного учреждения.

Цель программы.

  • Развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики

Задачи программы.

  •  Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.
  •  Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.
  •  Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности, а также поэтапное освоение детьми различных видов бумажной пластики и оригами.
  •  Воспитывать у детей интерес к бумажной пластике и оригами.
  •  Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
  •  Развивать навыки декоративного искусства.
  •  Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.

Ожидаемые результаты.

  • Формирование у ребенка положительное отношение к труду.
  • Выполнение различных манипуляции с бумагой.
  • Испытывать гордость за великие произведения русских художников, литературные произведения писателей.
  • Развитие мелкой моторики кисти рук.
  • Повышение уровня удовлетворенности родителей на 20%

Сроки реализации программы

1год.

        

3.Пояснительная записка к программе кружка «Игрушки из бумаги»

«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В.А.Сухомлинский

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика.

Ручной труд по изготовлению различных поделок из бумаги - увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления. В процессе этой деятельности совершенствуются трудовые умения ребенка, связанные с необходимостью овладеть разными приемами и способами обработки бумаги, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. При этом происходит развитие глазомера, точности движений и координированная работа обеих рук, умение детей подбирать и целенаправленно использовать материалы и инструменты. Все это позволяет рассматривать как средство подготовки детей к обучению в школе.

Работа с бумагой формирует у ребенка положительное отношение к труду, он ощущает удовольствие и гордость от результата своего труда. Получение результата становиться для ребенка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Если результат успешен, ребенок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берется за новую, более сложную работу.

Настоящая программа описывает курс подготовки по бумажной пластике детей 6-го года жизни . Она разработана на основе обязательного минимума содержания данной темы для  МАДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во вторую половину дня.

3.1. Цели и задачи программы

Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики

Задачи:

  • Обучать техническим приёмам и способам  создания различных поделок из бумаги.
  • Формировать сенсорные способности, целенапрвленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщённое представление об однородных предметах и сходных  способах их создания.
  • Создавать условия для развития творческой активности детей, учавствующих в кружковой деятельности , а так же поэтапное освоение детьми различных видов бумажной пластики и оригами.
  • Воспитывать у детей интерес к бумажной пластике и оригами.
  • Развивать навыки декоративного искусства.
  • Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.

3.2 Планируемые результаты

Воспитанники будут знать:

1. Различные способы и приемы бумажной пластики и оригами: свертывание, скручивание, складывание; рваная бумага, мятая бумага, аппликация из цветных полосок, объемная аппликация, плоскостной картонаж, конструирование из бумаги.

2. Особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, цветная бумага для ксерокса, рифленый картон, обёрточная бумага, обои. Принцип создания книг, коробок. Иметь начальное представление о дизайне, декоративно – прикладном искусстве.

3.Назначение бумаги и использование бумажных изделий в повседневной жизни.

Воспитанники будут уметь:

1. Выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать, скручивать, свертывать, мять, рвать на нужные кусочки. Создавать аппликации из полосок, а также объемные. Использовать навыки декоративного конструирования, придумывать свой узор, располагать элементы декорирования ритмично, соблюдая сочетаемость цветов и оттенков. Располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем, кисточкой.

2. Ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться книгам, картинам, предметам окружающего нас предметного мира. Заботиться о домашних животных. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.

3. Испытывать гордость за великие произведения русских художников, литературные произведения писателей.

3.3 Объём образовательной нагрузки.

Настоящая программа описывает курс подготовки по бумажной пластике детей 6-го года жизни . Она разработана на основе обязательного минимума содержания данной темы для  МАДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во вторую половину дня.

Продолжительность занятия:

30 минут – подготовительная группа.

Общее количество учебных занятий в год – 67.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговой – в мае.

4.Содержание программы

Тема занятия

Задачи

Материалы

Сентябрь

1

История бумаги. Правила по технике безопасности.

Познакомить с возникновением первой бумаги (папирус) в древнее время и настоящее; рассматривание разнообразного по свойствам и качеству бумаги;  ознакомление с правилами по технике безопасности.

Разнообразное по качеству бумаги, вода, ножницы.

2

«Ваза с фруктами» объёмная аппликация из бумажных элементов

Учить создавать натюрморт, используя аппликацию из бумажных элементов: обводить готовые силуэты вазы и фруктов простым карандашом, а затем заполнять контурное изображение вазы и фруктов цветными бумажными комочками

Ваза, муляжи фруктов, силуэтные изображения вазы и фруктов (яблоко, груша, слива, виноград), простые карандаши, цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, клеевые кисти, клеёнки, салфетки.

3

«Барашек»

Учить детей скручивать готовые полоски бумаги в рулончик. Готовые рулончики наклеивать на нарисованную форму барашка.

Белые салфетки, клей, ножницы, образец.

4

«Божья коровка»

Учить детей катать шарики из красной бумаги, аккуратно намазывать не большой участок формы клеем и приклеивать шарики из бумаги.

Красная бумага, клей, ножницы, образец

5

Грива у львёнка.

Учить детей катать шарики из желтых салфеток, аккуратно намазывать не большой участок формы клеем и приклеивать шарики из салфеток.

Готовые шаблон львёнка,желтые салфетки, клей, ножницы, комочки располагаем  по контуру на гриве, для придания объема внешнего вида львёнка.

6

«Цыплёнок»

Учить создавать выразительный образ цыплёнка из бумажных комочков: отрывать от большого листа бумаги небольшие кусочки, скатывать из них комочки и наклеивать их по контурному изображению цыплёнка и внутри него, выполнять дополнительные элементы (глаза, клюв, лапки, травку) из бусин, бисера, пуговиц, ниток. Учить обводить готовый силуэт цыплёнка простым карандашом на бумаге. Развивать воображение, творчество.

Игрушка цыплёнок, цветной картон, цветная жёлтая бумага, клей ПВА, клеевые кисти, бусинки, бисер, нитки шерстяные, пуговицы, салфетки, клеёнки, силуэты цыплят, простые карандаши.

7

Дерево

Учить детей катать шарики из разноцветных салфеток и бумаги, аккуратно намазывать не большой участок формы клеем и приклеивать шарики из салфеток.

Цветная бумага, клей, ножницы, образец

8

Яблоко с червяком

Учить детей катать шарики из разноцветной бумаги, аккуратно намазывать не большой участок формы клеем и приклеивать шарики из бумаги.

Октябрь

1

«Осеннее дерево» (1 занятие)

Учить создавать выразительный образ дерева из кусочков цветной бумаги; передавать характерные особенности окраски разных пород деревьев (берёзы, тополя, осины) с помощью цвета. Познакомить с новым методом работы с бумагой: отрывать от большого листа бумаги небольшие по величине кусочки и наклеивать их на контурное изображение дерева

Изображения деревьев, цветной картон для фона, цветная бумага, фломастеры, клей ПВА, кисти, простые карандаши, клеёнка, салфетка, атласные ленточки, бусинки

2

«Осеннее дерево»(2 занятие)

Учить создавать выразительный образ дерева из кусочков цветной бумаги; передавать характерные особенности окраски разных пород деревьев (берёзы, тополя, осины) с помощью цвета. Познакомить с новым методом работы с бумагой: отрывать от большого листа бумаги небольшие по величине кусочки и наклеивать их на контурное изображение дерева

Изображения деревьев, цветной картон для фона, цветная бумага, фломастеры, клей ПВА, кисти, простые карандаши, клеёнка, салфетка, атласные ленточки, бусинки.

3

Фрукты (1 занятие)

Закреплять умение отрывать от большого листа бумаги небольшие по величине кусочки и наклеивать их на контурное изображение.

Трафарет фруктов, цветной карандаш, зеленая, желтая, красная, оранжевая бумага, клей.

4

Фрукты (2 занятие)

Продолжить работу и закреплять умение отрывать от большого листа бумаги небольшие по величине кусочки и наклеивать их на контурное изображение

Трафарет фруктов, цветной карандаш, зеленая, желтая, красная, оранжевая бумага, клей.

5

Мозаичный коврик(1 занятие)

Учить детей подбирать цветовую гамму к рисунку. Закреплять умение отрывать от большого листа бумаги небольшие по величине кусочки и наклеивать их на контурное изображение.

Картон, упаковочная плёнка, клей, страницы цветного журнала.

6

Мозаичный коврик(2 занятие)

Учить детей подбирать цветовую гамму к рисунку. Закреплять умение отрывать от большого листа бумаги небольшие по величине кусочки и наклеивать их на контурное изображение.

Картон, упаковочная плёнка, клей, страницы цветного журнала.

7

Мозаичный коврик(3 занятие)

Продолжать учить детей подбирать цветовую гамму к рисунку. Закреплять умение отрывать от большого листа бумаги небольшие по величине кусочки и наклеивать их на контурное изображение.

Картон, упаковочная плёнка, клей, страницы цветного журнала.

8

«Веточка сирени»

Продолжить работу и закреплять умение отрывать от большого листа бумаги небольшие по величине кусочки и наклеивать их на контурное изображение. Развивать воображение, творчество, мелкую моторику рук.

Цветной картон, цветная бумага, клей.

9

«Веточка сирени»

Продолжить работу и закреплять умение отрывать от большого листа бумаги небольшие по величине кусочки и наклеивать их на контурное изображение. Развивать воображение, творчество, мелкую моторику рук.

Цветной картон, цветная бумага, клей.

Ноябрь

1

Плетем     разноцветный     коврик.     Плетение     из бумажных полос по заданным условиям

Учить переплетать бумажную основу полосками бумаги, закреплять умение делать объемную поделку на основе цилиндра.

Полоски цветного картона для основы, полоски для переплетения,образец поделки, , клей, карандаш, ножницы.

2

Плетение туяска

 Учить переплетать бумажную основу полосками бумаги, закреплять умение делать объемную поделку на основе цилиндра. Воспитывать уважение к марийским традициям, быту, культуре. Воспитание в детях коммуникативных качеств. Умение трудиться в коллективе, добиваться аккуратного выполнения в работе.

Полоски цветного картона для основы, полоски для переплетения, квадратный лист белого цвета для дна, клей, карандаш, бумага для орнамента, образец поделки; письмо.

3

Цыпленок

Закрепление в активной речи детей слов, обозначающих действия – “загибать”, “клеить”; признаки предметов – “широкий”, “узкий”; развитие творческого мышления; воспитание аккуратности в работе с бумагой и клеем.

Заготовки, клей, кисточки, образец изделия. Желтая бархатная бумага для туловища; клюв и подставка – красные; глаза – голубые.

4

 Медвежонок

Учить выполнять поделку  способом  плетения  из готовых полосок, наклеивать на  изделие   картонную  основу с  силуэтным  изображением  медвежонка, развивать эстетический  вкус в оформлении поделки аппликацией, воспитывать  самостоятельность, аккуратность, желание  заботиться  о  близких.

Образец, коричневая полоска, ножницы, бисер для глаз, клей.

5

Цветок

Познакомить с элементами «капелька», «кольцо», «листок». Учить аккуратно соединять элементы между собой, развивать эстетический  вкус в оформлении поделки аппликацией, воспитывать  самостоятельность.

Образец, цветные полоски бумаги, ножницы, клей, картон.

6

Лягушка

Закрепление в активной речи детей слов, обозначающих действия – “загибать”, “клеить”; признаки предметов – “широкий”, “узкий”; развитие творческого мышления; воспитание аккуратности в работе с бумагой и клеем.

Лист зеленой бумаги, небольшая полоса бумаги красного цвета, ножницы, цветные карандаши.

7

Кукла(1занятие)

Учить аккуратно соединять элементы между собой, развивать эстетический  вкус в оформлении поделки аппликацией, воспитывать  самостоятельность.

Образец, цветные полоски бумаги, ножницы, клей, картон.

8

Кукла (2 занятие)

Учить аккуратно соединять элементы между собой, развивать эстетический  вкус в оформлении поделки аппликацией, воспитывать  самостоятельность.

Образец, цветные полоски бумаги, ножницы, клей, картон.

9

«Кораблик»

Учить выполнять поделку  способом  плетения  из готовых полосок, наклеивать на  изделие   картонную  основу с  силуэтным  изображением  кораблика, развивать эстетический  вкус в оформлении поделки аппликацией, воспитывать  самостоятельность, аккуратность, желание  заботиться  о  близких.

Цветной гофрокартон;тонкие полоски бумаги синего цвета;

клей ПВА;шашлычные шпажки; карандаш, ножницы, кисть для клея, кусочек пластилина.

Декабрь

1

«Осенний ковер»

Закреплять умение работать ножницами. Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое: цветы, листья. Развивать умение красиво подбирать цвета (оранжевый, красный, темно-красный, желтый, темно-желтый и др.) Развивать чувство цвета, композиции. Учить оценивать свою работу и работы других детей по цветовому и композиционному решению.

Квадрат из бледно-желтой бумаги, цветная бумага для вырезывания элементов ковра. Ножницы.

2

«Праздничный хоровод»

Учить составлять изображение человека, находить место своей работе среди других. Учить при наклеивании фигур на общий лист подбирать хорошо сочетающиеся по цвету. Развивать чувство композиции, чувство цвета. 

Большой лист бумаги для коллективной композиции, цветная бумага. Ножницы

3

«Георгины»

 Учить детей составлять цветок из отдельных лепестков, аккуратно сгибая их по центру вдоль, наклеивать намазывая клеем только ровный край лепесточка. Катать шарики из салфетки, аккуратно наклеивать их в середину цветочка. Приклеивать свой цветок в общий букет так, что бы он не загораживал цветы других детей.

Цветной картон ½ листа; цветная бумага: зеленая, желтая или красная. Ножницы, клей.

4

«Радужный хоровод»

Учить детей вы резать несколько симметричных предметов из бумаги, сложенной гармошкой и еще пополам. Развивать зрительный контроль за движением рук, координацию движений. Закреплять знание цветов спектра и их последовательность. 

Бумага белая длиной в писчий лист, но уже; цветная бумага, бумага для упражнения и розовая для вырезывания хоровода, набор цветной бумаги всех цветов спектра. Ножницы.

5

 «Цветы в вазе»

Учить детей передавать характерные особенности цветов и листьев в аппликации: их форму, цвет, величину. Закреплять приемы вырезывания на глаз из бумаги, сложенной вдвое, и т. д.

Альбомный лист бумаги, про-тонированный светло-желтой или светло-зеленой акварелью, набор цветной бумаги нужных цветов. Ножницы.

6

«Ели на опушке»

закреплять умения складывать квадрат из бумаги вдоль, поперек, по диагонали, хорошо отглаживать сгибы, оформлять аппликацией, создавать изображение ели из нескольких треугольных заготовок, закреплять умение работать коллективно.

схема складывания заготовки из квадрата, квадратные листы бумаги по количеству детей, обрезки белой бумаги для украшения, панно для коллективной работы.

7

«Украшения для ёлочки на прищепках»

Учить применять ранее полученные умения и навыки при создании новогодней игрушки. Учить использовать бельевые прищепки для крепления новогодних игрушек на ёлочку. Развивать творческие способности, воображение, мелкую моторику, умение соединять разные изобразительные материалы при создании игрушки.

Клей ПВА, ножницы, салфетки, простые карандаши, деревянные прищепки, цветная бархатная бумага, цветной картон, пуговицы, бусинки, атласные ленточки, кружева, лоскутки ткани, нитки.

8

«Подарки друзьям на новый год» аппликация

Вызвать у детей желание изготовить для своих друзей подвеску ёлочку или сердечко. Учить детей обводить простым карандашом силуэтное изображение ёлочки или сердечка на бумаге, вырезать его по контуру, склеивать два изображения между собой и украшать их с двух сторон бусинками, атласными ленточками, пуговицами и т. д. Учить самостоятельно подбирать цвет бархатной бумаги, материалы для украшения.

Различные новогодние игрушки, открытки, образцы сувениров, подарков для рассматривания, цветная бархатная бумага, ножницы, простые карандаши, силуэтные изображения ёлочки и сердечка, атласные ленточки, бисер, бусинки, нитки, пуговицы, клей ПВА, салфетки, клеёнки, лоскутки ткани.

Январь

1

«Весёлые друзья фантики» аппликация из фантиков.

Учить детей создавать коллективную композицию из фантиков от конфет; придумывать несложный сюжет и реализовывать его в совместной деятельности. Закреплять у детей навыки работы с ножницами и клеем. Формировать навыки сотрудничества.

Детские книги с иллюстрациями, фантики от конфет, клей ПВА, кисти, салфетки, ножницы, фломастеры, карандаши простые и цветные.

2

«Снегирь»

закреплять умение создавать объемное изображение, используя технику сминания бумаги в комочки, развивать мелкую моторику рук, аккуратность, воспитывать заботливое отношение к птицам.

Картонные заготовки голубого цвета для фона, простой  карандаш, креповая  бумага  белого, красного  цвета, цветная бумага  коричневая  и черная,   ножницы, клей, клеёнки, тряпочки,   фонограмма с записью пения  птиц.

3

«Театр игрушек»(1 занятие)

Учить создавать игрушки, соединяя прямоугольную бумажную заготовку в цилиндр, развивать творчество и воображение.

Образец игрушки из бумажного цилиндра, прямоугольные заготовки  цветной  бумаги 20 х 28  см, клей, кисти, ножницы,    для  оформления  поделки  детали (лица, ладошки, ноги) и заготовки  цветной  бумаги

4

«Театр игрушек» (2 занятие)

Учить создавать игрушки, соединяя прямоугольную бумажную заготовку в цилиндр, развивать творчество и воображение.

Образец игрушки из бумажного цилиндра, прямоугольные заготовки  цветной  бумаги 20 х 28  см, клей, кисти, ножницы,    для  оформления  поделки  детали (лица, ладошки, ноги) и заготовки  цветной  бумаги

Февраль

1

Путешествие в страну «Оригамию». Упражнения по отработке основных элементов складывания.

Познакомить детей со страной ,,Оригамия “. Рассказать, где возникло искусство оригами, где используется оригами, о разнообразных свойствах бумаги и о ее видах. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность. Познакомить с правилами обучения оригами.

Показ готовых изделий оригами, двусторонняя бумага, ножницы.Поделки, конверты с набором разных видов бумаги - на каждого ребенка.

2

Венок

Учить детей работать в технике «оригами». Учить «читать» схемы, оформлять вылепленную поделку дополнительными элементами. Учить изготавливать цветы их цветной бумаги и составлять композицию в венок.

Цветной картон, листы цветной бумаги, клей, образец.

3

«Пароход» техника «оригами»

Продолжать учить детей работать в технике «оригами». Учить детей изготавливать пароход из листа бумаги квадратной формы, складывать лист бумаги в разных направлениях. Учить «читать» схемы, оформлять вылепленную поделку дополнительными элементами.

Листы цветной бумаги квадратной формы, демонстрационная схема последовательности изготовления парохода, готовая игрушка пароход, обрезки цветной бумаги для украшения готовых поделок.

4

Пилотка (оригами)

учить детей складывать бумагу прямоугольной формы в разных направлениях; освоить геометрические понятия: треугольник, прямоугольник, квадрат, угол, горизонтальная и вертикальная линяя;

 развивать внимание, память и пространственное воображение;

 закреплять знание о Российской армии; воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за Российскую Армию; вызвать желание стать таким же смелым и надежным, как солдаты.

 Способствовать проявлению чувства патриотизма.

зеленая бумага ручного труда прямоугольной формы размером 24 54 мм, плакаты с изображением различных видов войск, пилотка (настоящая), образец.

5

«Кот» (оригами)

Познакомить с базовой формой «треугольник». Рассказать о другом названии – «косынка».Складывание мордочки кота на основе базовой формы «треугольник».Учить находить острый угол, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. «Оживление» поделки – приклеивание глаз, носа, рта.

Листы цветной бумаги квадратной формы, демонстрационная схема последовательности.

6

«Снегирь»

Учить  складывать из квадратного листа фигуру снегиря.

Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы.

Листы цветной бумаги квадратной формы, демонстрационная схема последовательности

7

«Бабушка»

Продолжать учить складывать по схеме. Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы.

Цветной картон, листы цветной бумаги, клей, образец.

8

«Тюльпан»

Учить детей изготавливать тюльпан в технике «оригами». Учить складывать бумагу в разных направлениях; «читать» схемы и изготавливать поделку по схеме в определённой последовательности.

Цветная бумага для тюльпанов, готовые поделки по количеству детей. Для изготовления стебельков тюльпанов: клей ПВА, кисти, салфетки, клеёнки.

Март

1

«Веточка Мимозы»

Учить детей создавать выразительный образ мимозы из скатанных шариков бумаги; расширять спектр технических приёмов обрывной аппликации (обрывание, сминание, скатывание). Развивать чувство композиции, мелкую моторику руки, творчество, воображение. Воспитывать интерес к художественно – творческой деятельности.

Цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, кисти, салфетки, клеёнки.

2

Симметричное вырезание.

«Листочки»

Учить симметричному вырезанию листьев разных деревьев, сложенной в двое. Повторить правила работы с ножницами. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Цветной картон, зеленая бумага, ножницы, клей.

3

Композиция из листьев и цветов.

(1 занятие)

Учить симметричному вырезанию листьев разных деревьев, сложенной в двое. Повторить правила работы с ножницами. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

4

Композиция из листьев и цветов.

(2 занятие)

Учить симметричному вырезанию листьев разных деревьев, сложенной в двое. Повторить правила работы с ножницами. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

5

«Аквариум»

(1 занятие)

Учить симметричному вырезанию рыбок и водорослей, сложенной в двое. Повторить правила работы с ножницами. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

6

«Аквариум»

 (2 занятие)

Учить симметричному вырезанию рыбок и водорослей, сложенной в двое. Повторить правила работы с ножницами. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

7

«Янулик»

(1 занятие)

Развивать чувство композиции, мелкую моторику руки, творчество, воображение. Воспитывать интерес к художественно – творческой деятельности.

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

8

«Янулик»

(1 занятие)

Развивать чувство композиции, мелкую моторику руки, творчество, воображение. Воспитывать интерес к художественно – творческой деятельности.

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

9

«Сердечко»

Закреплять метод скручивания. Развивать чувство композиции, мелкую моторику руки, творчество, воображение. Воспитывать интерес к художественно – творческой деятельности.

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

Апрель

1

Знакомство с гофрированной бумагой.

«Розочка»

Познакомить детей с гофрированной бумагой. Учить складывать бумагу в «гармошку», расправлять края бумаги, аккуратно клеить. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Гофрированная бумага, ножницы, клей, цветной картон.

2

«Весенний букет»

Учить детей составлять букет из гофрированных шариков и составлять композицию. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Гофрированная бумага, ножницы, клей, цветной картон.

3

«Гвоздика»

Учить детей составлять букет из гофрированных шариков и составлять композицию. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Гофрированная бумага, ножницы, клей, цветной картон.

4

«Балерина»

Учить детей скручивать бумагу в трубочку, познакомить с методом торцевания. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Гофрированная бумага, ножницы, клей, цветной картон.

5

«Тюльпаны»

Учить детей скручивать бумагу в трубочку, закреплять  метод торцевания. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Гофрированная бумага, ножницы, клей, цветной картон.

6

«Цветочек»

(1 занятие)

Учить аккуратно приклеивать кусочки бумаги с помощью стержня. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Гофрированная бумага, ножницы, клей, цветной картон.

7

«Цветочек»

(2 занятие)

Учить аккуратно приклеивать кусочки бумаги с помощью стержня. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Гофрированная бумага, ножницы, клей, цветной картон.

8

«Маки»

Учить аккуратно приклеивать кусочки бумаги на бумажную тарелку.. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Гофрированная бумага, ножницы, клей, цветной картон.

Май

1

Бабочки

Учить детей складывать бумагу в «гармошку», хорошо отглаживая сгибы; оформлять аппликацией поделки.

Цветная бумага (обертки от шоколада, больших конфет), карандаш, линейка, циркуль, ножницы.

2

Птичка

Закреплять умение складывать бумагу в «гармошку», хорошо отглаживая сгибы; оформлять аппликацией поделки.

Картон, цветная бумага, фантики от конфет, ножницы, клей, прочная нить.

3

«На лугу»

(1занятие)

Закреплять  умение  создавать объемные коллективные  композиции, складывать  бумагу  в разных направлениях, хорошо отглаживая сгибы; оформлять аппликацией поделки.

Двухсторонняя  цветная  бумага, нитки, скотч, трубочки для  коктейля, клей, тряпочки, клеенки, ножницы; фонограмма.

4

«На лугу»

(2занятие)

Закреплять  умение  создавать объемные коллективные  композиции, складывать  бумагу  в разных направлениях, хорошо отглаживая сгибы; оформлять аппликацией поделки.

Двухсторонняя  цветная  бумага, нитки, скотч, трубочки для  коктейля, клей, тряпочки, клеенки, ножницы; фонограмма.

5. Организационно- педагогические условия

5.1 Учебный план

Направления работы

Месяц

Количество занятий

1

История бумаги. Правила по технике безопасности.

сентябрь

1

2

Аппликация из бумажных элементов:

Учить создавать натюрморт, используя аппликацию из бумажных элементов

Учить детей скручивать готовые полоски бумаги в рулончик

Учить детей катать шарики из желтых салфеток

сентябрь

7

3

Познакомить с новым методом работы с бумагой: отрывать от большого листа бумаги небольшие по величине кусочки и наклеивать их на контурное изображение

октябрь

9

4

 Плетение  из бумажных полос по заданным условиям: Учить переплетать бумажную основу полосками бумаги

 Закреплять умение делать объемную поделку на основе цилиндра. 

Познакомить с элементами «капелька», «кольцо», «листок».

Учить аккуратно соединять элементы между собой, развивать эстетический  вкус в оформлении поделки аппликацией

ноябрь

9

5

Закреплять умение работать ножницами.

Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое

 закреплять умения складывать квадрат из бумаги вдоль, поперек, по диагонали

декабрь

8

6

Учить детей создавать коллективную композицию из фантиков

январь

1

7

Учить создавать объемное изображение, используя технику сминания бумаги в комочки

январь

3

8

Упражнения по отработке основных элементов складывания.

 учить детей складывать бумагу прямоугольной формы в разных направлениях;

освоить геометрические понятия: треугольник, прямоугольник, квадрат, угол, горизонтальная и вертикальная линяя;

февраль

8

9

Учить симметричному вырезанию листьев разных деревьев, сложенной в двое.

март

9

10

Знакомство с гофрированной бумагой.

Учить складывать бумагу в «гармошку», расправлять края бумаги, аккуратно клеить.

апрель

3

11

Учить детей скручивать бумагу в трубочку, познакомить с методом торцевания.

апрель

5

12

Учить детей складывать бумагу в «гармошку», хорошо отглаживая сгибы

май

4

5.2 Расписание занятий

Дни недели

Время

понедельник

15.30-16.00

четверг

15.30-16.00

5.3 Календарный учебный график

Тема

 сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

История бумаги. Правила по технике безопасности.

1

-

-

-

-

-

-

-

-

Учить детей скручивать готовые полоски бумаги в рулончик

3

-

-

-

-

-

-

-

-

Учить детей катать шарики изсалфеток

4

-

-

-

-

-

-

-

-

Отрывать от большого листа бумаги небольшие по величине кусочки и наклеивать их на контурное изображение

-

9

-

-

-

-

-

-

-

Плетение  из бумажных полос

-

-

9

-

-

-

-

-

-

Закреплять умение работать ножницами.

-

-

-

8

-

-

-

-

-

Учить детей создавать коллективную композицию из фантиков

-

-

-

-

1

-

-

-

-

Учить создавать объемное изображение, используя технику сминания бумаги в

комочки

-

-

-

-

3

-

-

-

-

Учить создавать объемное изображение, используя технику сминания бумаги в комочки

-

-

-

-

-

8

-

-

-

Учить симметричному вырезанию листьев разных деревьев, сложенной в двое.

-

-

-

-

-

-

9

-

-

Знакомство с гофрированной бумагой.

-

-

-

-

-

-

-

3

-

Учить детей скручивать бумагу в трубочку, познакомить с методом торцевания.

-

-

-

-

-

-

-

5

-

Учить детей складывать бумагу в «гармошку»

-

-

-

-

-

-

-

-

4

Итого занятий

8

9

9

8

4

8

9

8

4

67 занятий 36 недель

5.4.Программно-методическое обеспечение

Наименование услуги

Наименование программы

На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована

Программа дополнительного кружка по художественно-эстетическому развитию детей общеразвивающей направленности.

 «Игрушки из бумаги»

Разработана на основании основной

общеобразовательной программы

ДОУ «Радуга». Утверждена и

рекомендована заведующим МАДОУ

ДС№61 «Соловушка»

Латыповой О.Н.

5.5. Материально-техническое обеспечение

Организация занятий осуществляется в групповой комнате, расположенной на 2-м этаже МАДОУ города Нижневартовска ДС№61 «Соловушка».

Группа оснащена мультимедийным оборудованием, столами, методическим комплектом.

6. Мониторинг.

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности  на интеллектуальное развитие ребенка.

Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный -  в сентябре, итоговый -мае.

Методика и критерии диагностического обследования по программе

конструирования из бумаги «Игрушки из бумаги»

Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И.

Задание №1

Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам.

Инструкция: «Сложи лист пополам»

 Оценка:

3 балла –  ребенок самостоятельно складывает лист пополам (по диагонали), соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;

 2 балла – ребенок  складывает  лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;

 1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения

Задание №2

Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист  по диагонали.

Инструкция: «Сложи лист по диагонали».

 Оценка:

3 балла –  ребенок самостоятельно складывает лист по диагонали, соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца,    проглаживает линию сгиба;

 2 балла – ребенок  складывает  лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;

 1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения

Задание№3

Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).

Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;

 2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические  фигуры;

 1 балл – ребенок не называет и не показывает  геометрические фигуры.

        Задание №4

Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).

Инструкция: Воспитатель берет квадрат согнутый пополам и предлагает ребенку: «Покажи углы, (стороны, линию сгиба)».

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно показывает все  геометрические понятия;

 2 балла – ребенок самостоятельно показывает 1-2 геометрических понятия;

 1 балл – ребенок не знает и не показывает геометрические понятия.

         Задание№5

Цель: выявить умение детей резать ножницами лист бумаги по прямой линии.

Инструкция:  «Разрежь квадрат по прямой линии».

Оценка:

3 балла – ребенок самостоятельно режет ножницами по прямой линии;

 2 балла – ребенок самостоятельно пытается резать по прямой линии,  требуется помощь воспитателя;

 1 балл – ребенок не умеет и не пытается  резать по прямой линии.

п/п

Фамилия имя

ребенка

Умение складывать лист бумаги

Знает

 Умение резать ножницами  по прямой линии

Общее количество баллов

Уровень

прямоугольный пополам

квадратный по диагонали

геометрические фигуры

геометрические понятия

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

        Высокий уровень: (15 до20 баллов)

Средний уровень: (от 6 до 10 баллов)

Низкий уровень: (ниже 6 баллов)

Качественная характеристика уровней развития конструирования из бумаги «Игрушки из бумаги»

Высокий уровень: (от 15 до20 баллов)

Ребенок  самостоятельно складывает прямоугольный  лист пополам, квадратный по диагонали, умеет фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; правильно и самостоятельно называет и показывает все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба); самостоятельно режет ножницами по прямой линии.

Средний уровень:  (от 9 до 14 баллов)

Ребенок с помощью наводящих вопросов (инструкций) воспитателя складывает лист пополам по диагонали, фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;  самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические  фигуры, 1-2 геометрических понятия; требуется помощь воспитателя при резании  ножницами по прямой линии.

Низкий уровень:  (ниже 9 баллов)

Ребенок не может самостоятельно складывать лист пополам по диагонали или отказывается от выполнения задания; не знает и не показывает геометрические фигуры и геометрические понятия; не умеет и не пытается  резать ножницами по прямой лини

7.Список литературы

1. Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим.- СПб.: Издательский Дом «Кристалл», 2001.

2. Е.Г. Лебедева «Простые поделки».- СПб.: «Паритет», 2005.

3. Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких.- СПб.: «Детство – пресс»; 2005.

4. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно – методическое пособие.- СПб.: «Детство – пресс»; 2008.

5. Рей Гибсон «Делай и играй».Мастерилка.- Москва: «Карапуз»; 1999.

6. Грушина Л.В.Что имеем, то храним. Мастерилка.- Москва: «Карапуз»; 1999.

7. Оригами. Конструирование из бумаги/ Эйлин О Брайн, КейтНидхем, ФионаУотт.// Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс».- 2002 г.

8. Корнева Г.М. Поделки из бумаги.- Изд. Дом «Кристалл»-2002.

9. Т.Б. Сержантова. Оригами. Базовые формы. М.: Айрис – пресс, 2009.                                                                                                        10. О. Сухаревская.  Оригами для самых маленьких. М.: Айрис – пресс, 2010.                                                                                                        

11. С.В. Соколова.  Игрушки из бумаги. Оригами для малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.

12. А.А. Анистратова. Н.И. Гришина.  Оригами. ООО « Издательство Оникс», 2009.

13. Д.Н. Остроун. Оригами. С птичьего полета. М.: « Издательство Оникс», 2011.

14. Е.М. Шкурко. Оригами: игровые методы развития ребенка с 3-7 лет. Екатеринбург ООО «Сова фильм», 2007

7. Т.К. Тарабарина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Волшебная бумага"

Рабочая программа кружка "Волшебная бумага" для детей 4-5 лет....

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» для детей подготовительной к школе группы

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага»2014-2015 учебный годгруппа № 4  возраст детей (6-7лет)Воспитатель: Захарова Елена Анатольевна...

Программа кружка "Волшебная Бумага"

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая...

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» воспитателя (для детей 3-4 лет)

Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.Основные задачи:формиров...

План--конспект занятия по программе: «Чудеса из бумаги».

План-конспект занятия по программе: «Чудеса из бумаги».Педагог дополнительного образования: Сердюкова Ольга Геннадьевна. Для групп I года обучения.Тема занятия: «Цветок в...