«Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством занятий в кружке «Умелые ручки».
материал (младшая группа)

Черныш Татьяна Феодосиевна

Из опыта работы   «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством занятий в кружке «Умелые ручки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Черныш Татьяна Феодосиевна.

МБДОУ «Д/с «Звёздочка»

 «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством занятий в кружке «Умелые ручки».

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположена очень близко от речевой зоны. В связи с этим можно говорить о влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими свойствами сознания как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных движений кисти и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий. Занятия и игры, направленные на развитие моторики кисти и пальцев рук, сейчас особенно актуальны. Это связано с тем, что у большинства детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще двадцать лет назад взрослым, а вместе и ними и детям, большую часть домашней работы приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало, кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, иголок, застегивание и расстёгивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является фактором, влияющим на развитие общей моторики и речи.

Было проведено анкетирование родителей 1 младшей группы. Анализ анкет родителей, в какой области они хотели бы дополнить развитие ребёнка, показал следующие результаты: 18% - хотели бы дополнить развитие ребенка в физическом развитии,  37 % - хотели бы, чтобы у ребенка развивалась мелкая моторика, 14% - в познавательном развитии, 13% - социально - коммуникативном развитии, 18 % - в художественном творчестве.

Возникла проблема: как развивать мелкую моторику рук у детей раннего дошкольного возраста, которая  и определила  выбор кружковой деятельности в группе: Кружок по развитию мелкой моторики «Умелые ручки».

Работу я начала с планирования этапов ее проведения: составление Рабочей программы кружка, перспективного  планирования  деятельности,  выбор форм, методов, приемов обучения в работе с детьми; подбор методического материала с учетом возрастных особенностей детей; разработка картотек игр, упражнений; организация предметно – развивающей среды.  

В программе кружка «Умелые ручки» использована методика Монтессори- педагогика, которая удивительно технологична и продумана, она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям. Методика М. Монтессори является той находкой, которая позволяет безболезненно, с радостью для детей развивать самостоятельность, усидчивость, внимание.

  Цель: Развитие мелкой моторики рук и пальцев. «Помоги мне это сделать самому». Каждое упражнение имеет две цели - прямую и косвенную. Первая служит актуальному движению ребенка, второе - работе на будущее.

Задачи: - развитие моторики, особенно пальцев и мускулатуры рук. В упражнениях соединять движение руки с работой интеллекта; -предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать свои органы чувств: слух, чувства ритма, цвета, формы; -создать условия для развития способности эстетического восприятия культурной среды, поэтической и музыкального слуха, чувства цвета, ритма, формы; -создать благоприятных условий для развития ребенка. 4 Образовательные задачи: - формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук); - формирование практических умений и навыков. Воспитательные задачи: - воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.); · воспитывать и развивать художественный вкус; · воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Программа рассчитана на один год обучения детей 2 - 3 лет, предусматривает расширение и усложнение программных задач в соответствии с возрастными особенностями и возможностями ребенка-дошкольника. Программа предназначена для всех детей группы, без специального отбора. Для успешной реализации программы создаются подгруппы из 10 человек. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 10 минут.

Для достижения положительного результата в развитии мелкой моторики  у  малышей, работа ведется ежедневно с использованием разнообразных форм обучения: совместная деятельность с детьми /подгруппами, индивидуально/, режимные моменты, самостоятельная деятельность детей, деятельность педагога с родителями. С малышами используется: самомассаж, массаж с предметами, пальчиковые игры, игры с предметами, использование продуктивной деятельности в развитии мелкой моторики, дидактические игры.

Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, проводиться ежедневно. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.

«ПУНКТИРЫ», «ПИЛА», «УТЮЖОК», «КАТОК», «СОГРЕЕМ ЛАДОШКИ».

Большая роль в развитии мелкой моторики в раннем и младшем возрасте отводится пальчиковым играм. Игры с пальчиками очень увлекательны. Они просты, эмоциональны и не требуют никаких приспособлений и специальной подготовки. Это интересная игровая форма, благодаря которой, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекают ребенка в выполнение действия по показу взрослого. При выполнении упражнений я обращаю внимание на то, чтобы дети вовлекали все пальчики, выполняли упражнения как правой, так и  левой  рукой  и  обеими  вместе.  Работа выполняется в определенной последовательности.  Вначале произносится стихотворение четко, не торопясь, затем с одновременным движением рук, а потом проделываю вместе с детьми. У кого- не получается, вместе выполняем движения. В процессе работы над текстом меняется темп, интонация, громкость. Всё это помогает развитию мелкой моторики, речи, памяти,  внимания, его  координации,  помогает подготовить руку к письму.  

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разнообразный материал и предметы:

- различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешек, косточек тот фруктов, семечек овощей и фруктов и т. д.

- емкости (стаканчики, ведёрки, формочки для песка) для перебирания, перемешивания, пересыпания различных круп --- мозаика (крупная, мелкая) ;

-бусы и пуговицы разной величины (для нанизывания).

- различные виды застежек (молнии, кнопки, крючки, липучки, пуговицы, пряжки, бантики, шнурки)

- природный материал, бумага, песок, вода, крупы разные.

Нетрадиционное использование предметов: стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас.

Мешочки с крупами / можно использовать воздушные шарики/

Эта игра доступна совсем маленьким деткам. Под присмотром взрослого даётся мешочек малышу. Он ощупывает его, мнёт. Разные крупы дают разные ощущения. С детками постарше можно уже пытаться угадать, что за зёрна внутри.

Рисуем пальцами /манка или песок/

На поднос насыпать слой манки или песка и попробовать пальцем нарисовать что-нибудь.

Развивающие коврики (расстегивание и застегивание различных видов застежек - липучек, пуговиц, кнопок).

Игры с прищепками - для этой игры понадобятся прищепки не слишком тугие, вырезанные из картона шаблоны тучки, елочки, ёжика.

В игре «Волшебный мешочек» ребенок развивает зрительные внимание и память и свою способность узнавать предметы на ощупь.

          При организации игр детей с предметами я придерживаюсь принципов:

посильность требований; постепенность усложнения. Я использую наглядный показ.

     Добиться положительных результатов было бы невозможно без создания  развивающей  среды.  Это  развивающие игры по развитию мелкой моторики с  учетом возрастных особенностей детей, включающего в себя оборудование и материалы, которые  доступны для детей.

Для успешной  реализации  поставленных  задач  по  развитию  мелкой  моторики,  мною созданы специальные условия, к которым относится:  эмоционально-положительная  среда,  обеспечивающая  ребенку  условия комфортности и благополучия; поддержка и выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка; включение  работы  по  развитию  мелкой  моторики  в  педагогическую  систему образовательно-воспитательного  процесса  по  развитию  речи, лепке,  рисованию, музыкальной  деятельности, физическому воспитанию. Для эффективности работы использую  методы:

Словесный метод - объяснение должно быть кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения - дети знакомятся с окружающими их предметами: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними.

Практический метод.

Игровой метод.

Использование игровых приемов помогают заинтересовать детей лучше и быстрее усвоить материал:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, приём неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

В своей  работе  с   детьми  придерживаюсь  правил: 

  • задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности; учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;
  • работу проводиться ежедневно, соблюдаю временной регламент; повышаю  у  детей  интерес  к  упражнениям  и  заданиям,  превратив  их  в занимательную игру;
  • забочусь о том, чтобы  деятельность ребенка была  успешной, тогда подкрепляется его  интерес  к  играм  и  занятиям.  

Стараюсь, чтобы  процесс  обучения  и  развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Используемая в моей работе  система  мероприятий  по  развитию  мелкой  моторики, при  целенаправленном  ее  применении  способствует    развитию  речи,  координации, силы,  точности,  пластичности  движений  пальцев  рук,  мыслительных  процессов.

Значимым  направлением  по  развитию  мелкой  моторики  у  детей является тесное сотрудничество и взаимодействие с семьей. Семья  не  всегда  понимает  своего  ребенка,  неадекватно  оценивает возможности,  завышая  или  занижая  их.  У  некоторых  родителей  отмечается  негативное отношение к рекомендациям по воспитанию и развитию ребенка. У одних  родителей  нет  желания,  у  других  –  возможности  заниматься  с  детьми.  

 На основе  проведенного  мною анкетирования родителей было выявлено, что 50% родителей не знают, что такое мелкая моторика,  а  50%  частично  предполагают,  что  это  такое  и  для  чего  необходимо  ее развивать. Необходимо   создать  атмосферу  доверия  и  взаимопонимания  в общении с родителями. Работа с родителями ведется с учетом принципов:

  • соблюдение педагогической этики во взаимоотношениях с родителями.
  • учет  возраста  родителей,  уровня подготовленности в вопросах воспитания;
  • взаимосвязь разных форм работы с родителями; обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Я разработала  план  мероприятий  позволяющий,  сформировать  у родителей  представление  о  роли  мелкой  моторики  в  психофизическом  развитии  детей, который включал в себя разные формы работы: родительские  собрания, консультации,  беседы; тематические стенды, выставки, обогащение предметно – развивающей среды.  Сначала родители выступали в роли пассивных зрителей, то со временем, они стали активными  участниками. Родители помогают в  разучивании стихотворений, потешек, изготовлении дидактических игр, принимают участие в различных выставках.

Считаю, что используя различные формы работы, можно их предложить  педагогам. Эта работа по развитию мелкой моторики у детей будет актуальна и  востребована всегда.  Работа в этом направлении будет продолжаться и совершенствоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные ладошки» Группа №7 «Фантазеры»

Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе № 7 № «Фантазёры» «Источники способностей и дарований детей - на кончиках и...

Проект "Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных методов".

Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных методов. ...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»

Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перече...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»Аннотация к рабочей прогр...