Статья на тему: "Актуальные аспекты выбора/определения образовательного маршрута/траектории обучающегося с ОВЗ в современных условиях"
статья

Гомозова Альбина Николаевна

Дети с ограниченными возможностями здоровья - традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей. Получение образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации в обществе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1234.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Актуальные аспекты выбора/определения образовательного маршрута/траектории обучающегося с ОВЗ в современных условиях»

Гомозова Альбина Николаевна

Воспитатель группы

компенсирующей направленности с детьми с ЗПР

                                                                                                       Муниципальное бюджетное

                                                                                                   дошкольное образовательное

                                      учреждение детский сад

компенсирующего вида № 37

г. Кузнецк

Дети с ограниченными возможностями здоровья - традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей. Получение образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации в обществе.

Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют  предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. 

 Маленькие дети, с психическими или физическими недостатками развития нуждаются в дополнительной помощи, особенно это касается социализации и образования. Они могут получить статус ОВЗ, еще даже не поступив в детский сад. Как только врачи смогут оценивать интеллектуальный уровень и физическое развитие, они определят наличие отклонений.

Иногда диагноз уже стоит с рождения, но некоторые заболевания можно увидеть только после того, как малыш подрастет достаточно, чтобы можно было увидеть несоответствие его развития возрасту. Например, аутизм или олигофрения. Как только будет определено отклонение от нормы, если оно подпадает под категории ОВЗ, специальная комиссия предложит оформить этот статус. Он используется в большей мере именно для определения методик и системы образования.

Целевая группа детей с ОВЗ, обучающихся по ИОМ:

  • 1.Нарушения опорно-двигательных функций.
  • 2.Нарушения интеллекта.
  • 3.Задержка психического развития.
  • 3.Расстройства аутистического спектра.
  • 4.Нарушения сенсорной сферы.
  • 5.Нарушения речи.
  • 5.Нарушения эмоционально-волевой сферы.
  • 6.Нарушения поведенческой сферы.
  • 7.Сочетанные (сложные) нарушения развития.
  • 8.ТМНР (комплексные нарушения: сочетания 2-х или 3-х нарушений).
  • 9.Инвалидность.

Индивидуальный маршрут учитывает абсолютно все особенности ребенка:

  • болезнь;
  • уровень развития;
  • влияние окружающих факторов;
  • психическое состояние;
  • возможные цели;
  • стремление к обучению;
  • влияние семьи на развитие ребенка;
  • контактность и социальность;

Абсолютно каждый человек из окружения ребенка, а также обстановка, отношения семьи, все это влияет на психику и восприятие окружающего мира. Поэтому при составлении программы, педагоги ставят цели и стараются с ребенком их достичь. В нем максимально подробно расписан каждый шаг в течение определенного срока. При этом это не только учебные задания, для повышения интеллектуального уровня, уделяется внимание и умению общаться, дружить, строить отношения.

Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.

В основе интегрированного и инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного ребёнка и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого воспитанника. Обучение следует соответствующим образом адаптировать к потребностям детей. Дети должны получать любую дополнительную помощь, которая может им потребоваться для обеспечения их эффективного образования. Учитывая индивидуальные особенности детей, посещающих коррекционные группы нашего учреждения, был сделан вывод, что предложенные в педагогической литературе приемы работы не всегда соответствуют потребностям детей. В связи с этим было принято решение о создании и реализации индивидуальной образовательной траектории с нетрадиционными инновационными методами развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, дающую максимальный результат.

.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута предусматривает реализацию следующих этапов:

1. Постановка индивидуальной образовательной цели с учетом физического и психического состояния воспитанника, его стремлений, учебно-воспитательных потребностей и интересов.

2. Выбор вариантов (педагогических и коррекционных методик), реализация которых обеспечит достижение образовательной цели.

3.Оформление внешнего и внутреннего листа индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ.

4. Разработка или выбор коррекционно-развивающего программного содержания, учитывающих особенности психофизического развития дошкольников с особыми образовательными потребностями. Построение индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ включает семь пунктов, каждый из которых следует рассмотреть подробнее.

 Первый включает в себя вопросы по определению смысла деятельности: для кого этот индивидуальный образовательный маршрут, и с какой целью он создается? Какие результаты ожидаются? Какие организационные условия необходимы? Какое содержание будет реализовываться? Как будет контролироваться процесс? Как будут оценивать качество образовательного процесса? Как лучше отслеживать актуальность поставленных ранее задач?

Далее выбираем оптимальные виды и формы коррекционно- развивающей  деятельности  с воспитателями и определяем промежуточные результаты деятельности. Прогнозирование на этом этапе моделирование дает нам возможность оценить продуманность организации предполагаемой педагогической деятельности.

На третьем этапе все партнеры принимают образовательные отношения, участие родителей и педагогов, специалистов в совместном моделировании содержания педагогической деятельности позволяет расширить и углубить знания родителей не только о формах мероприятий, осуществляемых с их ребенком, но и их наполнении. Это в дальнейшем позволит им быть включенными в совместную реализацию образовательной программы, адаптированной для их ребенка. Такая перспективная рефлексия стимулирует родителей детей с ОВЗ более внимательно отнестись к педагогическим предложениям, изучить их накануне реализации, внести свои предложения, получить необходимые консультации.

Четвёртый пункт направлен на выявление качества реализации образовательной программы, успешности ее усвоения ребенком. Осуществляя актуальную рефлексию, все партнеры по реализации индивидуального образовательного маршрута школьника с ОВЗ выявляют, какие поведенческие и эмоциональные реакции, проявления наблюдаются у ребенка в разные моменты реализации индивидуального образовательного маршрута, необходимо ли внесение корректив в утвержденную педагогическую стратегию. Согласованная работа по направлению позволяет участникам совместной деятельности по реализации индивидуального образовательного маршрута провести качественный анализ реализации программы, обсуждая видение результатов как со стороны педагогов и специалистов, так и со стороны родителей.

Пятый пункт предусматривает возможность изменений организации и содержания учебной деятельности, улучшения качества воспитательно-образовательного, коррекционно-развивающего процессов в связи с произведенными изменениями.

На предпоследнем этапе работы по разработке индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ педагоги становятся в позицию экспертов и осуществляют рефлексивное действие по анализу и оценке осуществленных мероприятий и достижений ребенка.

Седьмой пункт базируется на постановке задач на перспективу. Всем участникам коррекционной группы следует подумать, какие недостатки были выявлены при реализации индивидуального образовательного маршрута, каковы дальнейшие шаги развития ребенка в сложившейся образовательной ситуации.

Содержание индивидуальной коррекционно-педагогической работы предполагает: выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка; определение основных направлений специального коррекционного воздействия специалистов: дефектолога (учебная и познавательная деятельность), логопеда (речевая деятельность), психолога (познавательная деятельность и эмоционально-личностное развитие); динамическое изучение уровня умственного развития ребенка и результатов коррекционного воздействия; отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка; проведение индивидуальных и групповых занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся; консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания конкретного ребенка, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с его индивидуальными особенностями .

В моей группе компенсирующей направленности с детьми ОВЗ  была проведена работа с родителями:

  • Сбор сведений о семьях воспитанников (контактные телефоны родителей (законных представителей), адреса проживания, структура семей, особенности процесса воспитания и т.д.)
  • Консультации: «Адаптация ребенка к условиям детского сада»; « По разнообразным формам досуговой деятельности с детьми в семье»; «Закаливание детей дошкольного возраста»; «Как подготовиться, встретить и провести Новый Год»; «Масленица»; «Родителям, о речи ребёнка»; «В царстве упрямства и капризов», «Трудовое воспитание».
  • Общее собрание родителей (законных представителей) воспитанников детского сада
  • Подготовка и проведение собрания родителей (законных представителей) на группе:  «Вот чему мы научились!»
  • Анкетирование родителей (законных представителей) по вопросу удовлетворенности качеством предоставления образовательных услуг
  • Памятка «Наши руки не знают скуки»; «Одежда весной»
  • Оформление для родителей (законных представителей) стендов и папок-передвижек в группах с различной тематикой консультаций, посвященных возрастным и психофизическим особенностям развития детей.

Индивидуальные беседы по вопросам поддержки родителей (законных представителей) в воспитании, развитии и обучении детей, охране и укреплении их здоровья

Индивидуальная образовательная траектория выступает, как средство индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, и как форма конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с целью их личностного развития.

Индивидуальная образовательная траектория для детей с ограниченными возможностями здоровья является удобным инструментом взаимодействия педагогов и специалистов, родителей внутри дошкольных образовательных учреждений. Значительно повышается положительная динамика в развитии и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей с ограниченными возможностями здоровья и качественной реализации адаптированных основных образовательных программ педагоги и родители имеют возможность помочь своим воспитанникам иметь равные возможности при переходе на следующие уровни образования.

                                 

                                           

                                                                 

                                                          Литература:

1.Абрамова, И. В. Подготовка специалистов для инклюзивного образования / И. В. Абрамова, И. Е. Пушкова // Гуманитарные науки и образование : научно-методический журнал. – 2011. – № 1. – С. 30–32.

2.Вильшанская, А. Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе / А. Д. Вильшанская. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 112 с.

3.Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения: пособ. для вузов/ Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. – М.: Дрофа, 2008. – 286 с.

.   4. Малофеев, Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики / Н. Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 6. – С. 3–9.

5.Попова, Е.В. Педагогика и психология инклюзивного образования [Текст]: учебно-  практическое пособие / Е.В. Попова. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. – 149 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Актуальность ЛЕГО конструирования в современном детском саду и его применение в театрализованной деятельности"

Конструирование является одним из самых часто встречающихся видов развития мелкой моторики, а так же речи, мышления, воображения, внимания, памяти и интелекта у детей. Предлагаю консультацию для педаг...

Статья на тему "Актуальность нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Нравственного воспитания детей дошкольного возраста на общегосударственном уровне (ФГОС)...

Статья на тему: Актуальность изучения английского языка в детском саду

Психофизически дошкольный возраст является наиболее подходящим для изучения иностранного языка, ведь у малышей хорошо развита долговременная память, то есть способность надолго запоминать то, что дела...

Статья на тему "Актуальность организации совместной деятельности с детьми по формированию безопасности дорожного движения"

В данной статье рассматривается необходимость организации совместной деятельности по предупреждению ДТП....

Статья на тему: «Актуальные проблемы дошкольного образования»

В статье рассмотрены актуальные проблемы современного дошкольного образования и пути их решения....

Особенности программного обеспечения образования обучающихся с ОВЗ в современных условиях

Особенности программного обеспечения образования обучающихся с ОВЗв современных условиях...