Мастер - класс для педагогов «Квест-игра» как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника в образовательном процессе»
учебно-методический материал

Дуева Наталья Николаевна

Мастер – класс для педагогов «Квест-игра» как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника в образовательном процессе»

Цель: поделиться с педагогами имеющимся опытом использования квест – технологии в работе с детьми дошкольного возраста, оказать практическую помощь педагогам в использовании Квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО

Задачи:

- сформировать представления о Квест - технологии в детском саду

- конкретизировать представления педагогов о принципах организации и содержании квест – игры;

- предложить практические рекомендации, направленные на повышение эффективного использования квест – технологии;

- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов «Квест-игра» как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника

в образовательном процессе»

Цельподелиться с педагогами имеющимся опытом использования квест – технологии в работе с детьми дошкольного возраста, оказать практическую помощь педагогам в использовании Квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО

Задачи:

- сформировать представления о Квест - технологии в детском саду.

- конкретизировать представления педагогов о принципах организации и содержании квест – игры;

- предложить практические рекомендации, направленные на повышение эффективного использования квест – технологии;

- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.

Форма проведения: мастер – класс

Дата проведения: 30.10.2021

Аудитория: начинающие педагоги дошкольного образования

Оборудование: мультимедийное оборудование, электронная презентация; видео квест – игры «Заповедник сказок».

  1. Теоретическая часть:

Вступительное слово

Добрый день, уважаемые коллеги!

Эпиграфом к мастер - классу я бы взяла народную мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Основной принцип мастер - класса:

«Я узнала, как это сделать, и покажу вам»

Нашу встречу я хочу начать с притчи:

«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или неживая?

А сам думает: «Скажет живая – я ее убью, скажет неживая – выпущу»

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

Всё в твоих руках».

Пожалуй, в наших с вами руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, такие условия, в которой дети будут успешно социализироваться. В наших руках сделать жизнь детей в детском саду необычной, запоминающейся, увлекательной, интересной, весёлой, игровой.

Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.

И так, в рамках сегодняшнего мастер-класса позвольте поделиться своим опытом по использованию квест-технологии в образовательном процессе. Сначала немного о самой технологии.

Слайд 1 - Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.

«Квест» – это командная игра. Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку или сюрприз-одобрение к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Слайд 2 - Детские квесты помогают реализовать следующие задачи:

  • образовательные - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс,  усвоение новых знаний и закрепление имеющихся;
  • развивающие  - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;
  • воспитательные - воспитание доброжелательности, взаимопомощи,  толерантности, личной ответственности за выполнение работы, формирование навыков взаимодействия со сверстниками.

Слайд 3 - Принципы организации квестов:

При разработке и проведении квестов с детьми используются следующие принципы:

1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.

2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.

3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Слайд 4 - При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:

1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья.

2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.

3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять танцевать, если ребенок стеснителен.

4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

Слайд 5 - Варианты квестов:

1. Поиск по запискам.

2. Поиск по карте.

3. Поиск по подсказкам (картинкам, указателям).

Виды квест- технологий:

На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов таких обучающих и воспитательных процессов, ведь в большинстве случаев педагог является не только учителем, преподающим определенный материал, а еще и воспитателем, так сказать, нравственным наставником. В общей классификации выделяют следующие:

  • линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
  • штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);
  • кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).

Слайд 6 – Темы квестов:

  1. В поисках приключений.
  2. Помоги герою сказки, мультфильма.
  3. Познавательный квест.
  4. Научные исследования.
  5. Литературный квест.
  6. Физкультурный праздник.
  7. Квест-викторина.

Слайд 7 - Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:

- загадки;

- ребусы;

- игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;

- пазлы;

- творческие задания;

- игры с песком, с водой;

- лабиринты;

- спортивные эстафеты.

Слайд 8 - Структура квест-технологии:

Теперь несколько слов о том, какова сама структура таких процессов. Рассмотрение ее следует применять не к отдельно взятому ребенку, а, наверное, даже к целой команде, ибо на современном этапе развития человечества только совместные действия могут обеспечить наилучший результат.

Итак, все сводится к следующему:

  • Вступление, предназначенное для привлечения интереса;
  • Постановка целей и задач, распределение ролей
  • Логически и последовательно построенная цепочка заданий
  • Порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы)
  • Подведение итогов игры, конечная цель - приз

Роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

Слайд 9 - Алгоритм организации квеста:

1. Определить цели и задачи.

2. Выбрать место проведения игры.

3. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.

4. Сформировать состав участников (педагоги, дети, родители), рассчитать количество организаторов и помощников.

5. Написать сценарий (конспект).

6. Подготовить задания, атрибутику (реквизиты) для игры.

II. Практическая часть

Это коротко все, что хотелось бы Вам рассказать о квест – технологиях, т.е. теория вопроса. Теперь переходим к самой интересной части нашего мастер – класса – просмотр основных этапов квест – игры «Заповедник сказок» с детьми старшей группы № 8.

Учитывая алгоритм организации квеста:

- просмотрев массу методической литературы;

- изучив не один интернет-источник по квест – технологиям;

- выбрав наконец – таки тему квест – игры: квест – игра по русским народным сказкам;

- подготовив конспект квест – игры по русским народным сказкам; подобрав весь материал, в том числе к презентациям, участников – персонажей; реквизит, костюмы для детей – участников квеста и персонажей – взрослых;

- проведя огромную подготовительную работу, с привлечением родителей: чтение дома русских народных сказок, просмотр сказок Михаила Роу;

- определив день проведения и съемок квеста.

Давайте посмотрим, что из этого получилось:

1. Мое вступительное слово: я – как организатор квеста собираю команду в группе № 8 и сообщаю, что запустить игру можно, взявшись за руки и пожелав друг другу удачи. Только после этого на экране появляется «Волшебный клубок», который приглашает ребят в увлекательное путешествие по сказкам - в заповедник сказок. Ворота заповедник сказок – закрыты и открыть дверь в Заповедник сказок может ключевое слово, которое необходимо собрать. Команда получает инструкцию и волшебный конверт, в который надо сложить буквы ключевого слова. Игру можно начать и продолжить, правильно выполнив задание, пройдя испытание, и получив за это букву. Маршрутный лист укажет направление пути и подскажет, где спрятались буквы. Только собрав все буквы ключевого слова, можно открыть ворота Заповедника сказок и узнать, что же там спряталось и какой сюрприз ждет участников игры.

Команда отправляется на поиск ключевого слова.

Ход игры:

I этап. «Кабинет логопеда». В гости к бабушке – рассказушке. (буква С);

II этап. «Музыкальный зал». Детушек ждут задания от Царя Гроха. (буква К);

III этап. «Методический кабинет» на встречу с бабуленькой - ягуленькой на «Сказочный экзамен» и «Сказочный эксперимент «Добро украшает человека». (буква А);

IV этап - «Вахта» к Елене Прекрасной в «Музей сказочных предметов». (буква З).

V этап в «Спортивный зал» на «Сказочные испытания» от Емели. (буква К);

VI этап. Возвращение в свою группу, где заканчиваются все испытания, дети получили последнюю букву (буква А) волшебного слова – СКАЗКА!! Ключевое слово СКАЗКА открывает дверь в Заповедник сказок!

Затем поздравление всех участников квест - игры с успешным прохождением всех испытаний. И, долгожданный сюрприз и награда от «Заповедника сказок» - книги сказок и конфеты.

В общем и целом, это все, что мне хотелось сегодня рассказать и показать о квест – игре. И в заключение о достоинствах квестов.

Слайд 10 - Достоинства квестов для детей дошкольного возраста:

1. Квест - игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.

2. Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.

3. Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.

4. Формирует у детей базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.

5. Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.

Слайд 11 - 6. В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества.

7. Сама форма квест-игры предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми.

8. В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого.

9. Квест-игра создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но также нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

10. Квест – это уникальный продукт, это возможность введения в игру разнообразных заданий, что позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих, коммуникативных задач.

Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность.

Слайд 12 - В заключение хочется отметить, что квест – игра как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника в образовательном процессе замечательно вписывается в концепцию, заданную Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Она становится отличной возможностью от педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.

Надеюсь, что я убедила вас в том, что квест – технология оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно – образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым и игровым.

Каждому педагогу выдаётся Памятка «Квест – игра – это класс!». 

Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012;
  2. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении ФГОС ДО";

3. Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика – Синтез, Москва, 2014;

2. И.В. Колесникова. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», № 2- 2015;

Список интернет источников:

1. http://dohcolonoc.ru/stati/10477-kvest-igra.html;

2. http://cyberleninka.ru/article/n/igra-kvest-kak-formaobrazovatelnoy-deyatelnosti-so-starshimi-doshkolnikami;

3. http://super-positive.ru/kvest-dlya-detey-na-ulitce/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование как средство развития познавательной исследовательской деятельности дошкольника»

Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. Задачи: - повысить уровень...

Мастер-класс для педагогов «Игровая технология как средство развития критического мышления у дошкольников»

Мастер-класс для педагогов«Игровая технология как средство развития критического мышления у дошкольников»...

Мастер-класс для воспитателей «Игровые технологии как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей«Игровые технологии как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...

Мастер - класс для педагогов : «Квест-игра - как образовательная технология и применение ее в работе с детьми дошкольного возраста».

Материал по обобщению опыта работы мастер – класс: «Квест-игра  -  как образовательная технология и применение ее в работе с детьми дошкольного возраста» представлен педаго...