Исследовательский проект «Воздух-невидимка»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Шемякина Оксана Сергеевна

Исследовательский проект «Воздух-невидимка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vozduh.docx53.39 КБ
Файл prilozh_vozduh.docx53.48 КБ

Предварительный просмотр:

Плотинновский детский сад,

филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения «Детский сад №189 «Солнышко»

Исследовательский проект «Воздух-невидимка»

для детей старшей разновозрастной группы общеразвивающей направленности от 5 до 7 лет.

Подготовила: воспитатель

старшей разновозрастной группы

общеразвивающей направленности

Шемякина О.С.

2021 год

Воздух — это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?
C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\сайт\f0add8ac0f5457ca5eee3b2dbef84380.jpeg

М. Андреева-Доглядная

Чтобы каждый ребенок мог сказать себе «Я сделал это сам!» и стал первооткрывателем своего мира, взрослый должен научить и дать дошкольнику возможность приобрести и накопить детский опыт самостоятельно. Поэтому для успешной реализации всех проектов необходимо научить каждого ребенка не только мыслить, находить и решать проблемные ситуации, но и получить самостоятельно благодаря личному опыту ответы на вопросы, полученные в результате исследовательской деятельности.

Актуальность проекта:

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.  Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.

Опыты, которые дети проводят в мини - лаборатории, способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о воздухе и его свойствах, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения. Дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты и эксперименты.

Формулировка проблемы: познавательная деятельность формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым, сформировать умения делать открытия и удивляться им. Воздух мы не видим, не слышим, его нельзя потрогать. Как выявить существование воздуха и доказать его значимость и необходимость в жизни живых организмов, растений и человека?

Цель: сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.

Задачи:

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

- научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;

- организовать познание детей по теме «Воздух» через самостоятельный поиск;

-познакомить с экологическими проблемами воздуха;

- развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;

- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

-развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха.

- развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий

Вид проекта: среднесрочный

Сроки реализации: апрель, май.

Участники проекта:

- Дети старшей возрастной группы общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет.

- Воспитатель

Предполагаемый результат: формирование представлений о свойствах воздуха, его значении в жизни живых организмов. Использование полученных знаний в дальнейшей деятельности.

Этапы:

Организационный этап:

- Подбор иллюстративного материала по теме «Роль воздуха в жизни любого живого существа», «Что загрязняет воздух?».

- Подбор художественной литературы.

- Составление картотеки опытов с воздухом.

- Создание в группе мини лаборатории, связанной с воздухом.

Практический этап:

1. Реализация основных видов деятельности по направлению проекта, накопление знаний и умений в разнообразных видах деятельности:

- беседы (где найти невидимку; свойства невидимки;  как работают предметы; что умеет невидимка), видеосюжеты;

- игровые, обучающие и творчески развивающие ситуации разного типа (каким бывает воздух, что происходит с воздухом, когда мы делаем действия; почему воздух движется и др.);

- трудовая деятельность (изготовление модели «ветряной мельницы»; веера)

- экспериментально-исследовательская деятельность («Как увидеть воздух?», «Почему взлетает воздушный шарик?», «Что умеет воздух?» и др.);

- решение проблемных задач и ситуаций («как проверить, что воздух расширяется при нагревании», «обладает силой» и др.);

- проведение НОД: («Носы нужны не только для красы», «Воздух – невидимка», «Летающие семена»);

- творческая деятельность детей (НОД по рисованию «Кляксография. Выдувание трубочкой»)

2. Организация игровой деятельности (дидактические игры, игры с конструктором)

3. Создание предметно-развивающей среды: пополнение картотеки опытов, уголка экспериментирования атрибутами и материалами по теме.

4. Наблюдение на прогулках за состоянием воздуха.

Заключительный этап: выставка детских работ «Не загрязняйте воздух».

Оценка результатов проекта.

- Дети опытным путём доказали существование воздуха.

- Познакомились со свойствами воздуха и его составом.

- Расширили представление о значении воздуха в жизни человека и всех других живых организмов.

- Получили элементарные представления об источниках загрязнения воздуха и его охраны.

- Активизировали способность устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы.

- Познакомились с комплексом дыхательной гимнастики.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Конспект НОД:                    

«Воздух – невидимка»

Цель: формировать познавательную активность.

Задачи:

Обучающие
- упражнять в наблюдательности за окружающей средой 
- закрепить представления детей о воздухе, его свойствах
- учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. 
- продолжать закреплять навыки проведения опытов. 

Развивающие
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. 
- создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания. 
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные
- воспитывать интерес к экспериментированию, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно 
- воспитывать отзывчивость, уважение к своим товарищам. 

Материал: Стакан с салфеткой на дне, ёмкость с водой, прозрачные стаканы с соломинками, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, блюдце, спички.

Ход НОД:

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку:

Невидимка озорной

Живёт рядышком с тобой,

Он невидим и неслышим,

И куда мы ни пойдём,

Невидимку мы найдём. (воздух)

- Ребята, докажите, что эта загадка про воздух? Почему здесь говорится, что куда мы не пойдём, везде найдём этого невидимку?

-Как же его можно обнаружить, если воздух невидим?

- Вы говорите, что воздух есть везде, а почему же мы видим все предметы, которые нас окружают? (воздух прозрачный)

(Взять в руки стакан).

Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно, посмотрите, есть ли в нём что-нибудь? (показать стакан по очереди всем ребятам, выслушать ответы, но не оценивать их)

Воспитатель. Каждому ясно, что в нём ничего нет. Давайте туда что-нибудь положим или нальём.

И проверим, что же там есть.

Опыт 1.

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой. Обратить внимание, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Воспитатель. А я знаю, как ещё можно увидеть «невидимку»

-Возьмите полиэтиленовый пакет и скрутите его. Каким стал пакет? (выпуклым). Почему? (его раздул воздух). Вот мы и обнаружили «невидимку». Как ещё можно его увидеть?


Опыт 2.

Опустить в ёмкость с водой пустую бутылку. Пойдут пузырьки, значит, в бутылке был воздух.

Вывод: воздух выходит из бутылки, и его место занимает вода; воздух прозрачный, без цвета, запаха, без вкуса;

Воспитатель. А ещё мы воздух можем почувствовать. Как? (подуем на ладонь). Что получается? (ветер)

 -Давайте мы сейчас тоже сделаем ветер.

Физминутка «Ветер»

Дует ветер нам в лицо,                                   махи руками в лицо

Закачалось деревцо.                                         руки вверху, наклоны

Ветерок всё тише, тише.                                  приседание

Деревцо всё выше, выше.                                поднимание вверх на носочках

- Ветер – это есть движущийся воздух. Человек издавна научился использовать силу ветра. Кто может сказать, где используется сила ветра?

- Всегда ли можно обнаружить воздух, когда он перемещается? Можно ли обнаружить воздух, находящийся без движения? (в жару - горячий воздух, в мороз – холодный)

- Значит, можно про воздух сказать, что он может нагреваться и охлаждаться.

Ребята, однажды меня угостили вкусной водой и дали трубочку-соломинку. Я, не только пила, но и пузырьки пускала. Вот здорово было!

Опыт 3. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется? И почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Потому, что воздух легче воды.

Ребята, а зачем он нужен, этот воздух? (мы дышим воздухом, кислородом).

-Кому нужен кислород для дыхания? (животным, птицам, насекомым, людям, рыбы тоже дышат кислородом, растворённым в воде)

Воспитатель. А я вот знаю, что кислород нужен не только живым существам. Ребята, кому ещё нужен кислород? (фабрикам, заводам, машинам для работы)

Опыт 4.

Вот посмотрите, я положила на блюдце бумажку и зажгла её. Теперь накрою её стаканом – посмотрите, что случилось? (огонь погас)

- Почему?

Вывод: для поддержания горения был использован весь кислород, который находился в стакане.

- Что же получается? (Кислородом дышат звери, птицы, рыбы. Огонь горит – тоже забирает кислород. Заводам, фабрикам, электростанциям, автомобилям тоже нужен кислород. А выпускаем мы целые реки углерода)

 Но, почему же кислорода не становится меньше?

(Потому, что на Земле есть зелёные растения. Чем больше зелени, тем чище воздух)

Воспитатель. Он -  прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней лёг на стёкла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

Ребята, а я вам принесла свои любимые шарики. Они так и называются - воздушные. Вот в них можно найти сразу много воздуха. Мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике.

Воспитатель. Но если шарик сильно надувать, он может лопнуть. Почему?

(Воздух весь не поместится, так что главное – не перестараться).

Итак, мы сегодня провели несколько опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей).
Ребята, а какой опыт вам показался интересным больше всего? 
Что вы сегодня узнали нового?

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. 
Молодцы, ребята! В благодарность я дарю вам воздушные шары.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Конспект НОД по рисованию

«Кляксография. Выдувание трубочкой»

Цель: Развитие у детей воображения посредством нетрадиционной техники рисования- кляксография.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания об основных цветах, познакомить с нетрадиционной техникой рисования кляксография - выдувание трубочкой с помощью воздуха.

Развивающие: развивать творческое мышление детей, путем проблемных ситуаций, любознательность, воображение.

Воспитательные: воспитывать интерес к изобразительной деятельности

Расширять и активизировать словарь: кляксография, клякса, выдувание трубочкой.

Оборудование: альбомный лист, акварель, баночка с водой, коктельная трубочка, салфетки, кисточка для рисования.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое клякса?

Ответы детей.

Воспитатель: Клякса – это след, пятно, оставленные краской. Клякса может быть и способом рисования.

Послушайте стихотворение:

В каждой кляксе

Кто-то есть,

Если в кляксу

Пальцем влезть.

В этой кляксе —

Кот с хвостом,

Под хвостом —

Река с мостом,

Судоходная река

Для судов и судака.

На мосту —

Чудак с чудачкой.

Под мостом —

Судак с судачкой,

И плывут туда-сюда

Всевозможные суда:

Туда плывут с тудачками,

Сюда плывут с сюдачками,

Отражаются в реке

Судаки с чудачками,

Чудаки с судачками.

Этой кляксе — конец,

Надо сделать новую,

В ней — огромный дворец

И балкон с коровою!

Воспитатель: А рисование у нас будет не простое, рисовать мы будем коктельными трубочками. Рисование трубочкой это нетрадиционная техника рисование, и называется она кляксография.

С помощью коктельных трубочек мы будем выдувать рисунок, а что у вас получится зависит только от вас.

Берете кисточку, макаете ее в воду, потом в краску и капайте на бумагу, это у вас получилась маленькая клякса. Кисть уберите в сторону. Теперь с помощью трубочки мы раздуваем кляксу (дуем в трубочку) и получаем узор. У всех будет свой узор, неповторимый. (демонстрирую процесс рисования.) При этом лист бумаги можно поворачивать- кляксы получаются еще интереснее.

А пока ваши кляксы будут сохнуть, предлагаю немножко отдохнуть.

Физ. минутка

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку

Руки в стороны согнули

Вверх подняли – помахали,

Спрятали за спину их,

Оглянулись:

Через правое плечо,

Через левое плечо.

Дружно присели

Пяточки задели,

На носочки поднялись

Опустили руки вниз.

Воспитатель: Ваши работы высохли, посмотрите внимательно на свой рисунок. Вы можете дорисовать с помощью обычной кисти для рисования. Пофантазируйте ребята, не стесняйтесь.

Ребята, чем мы сегодня рисовали? А как называется этот способ рисования? Вам понравилось? У вас хорошо получилось, вы молодцы!

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Конспект НОД.

Художественный труд «Веер»

Цель: Сформировать у детей представление о веере, выполнить красивый веер, расписанный светлыми цветами.

Задачи:

Образовательные: Познакомить через зрительный ряд с предметом – веер: дать некоторые представления об истории появления веера; об особенности внешнего вида и декора. Научить детей смешивать у себя на палитре гамму светлых тонов и применять эти цвета на практике в своей работе.

Развивающие: Развивать творческие способности детей, образное мышление, мелкую моторику рук. Развивать творческие способности детей в продуктивных видах деятельности. Продолжить развивать чувства цвета.

Воспитательные: Воспитать самостоятельность, инициативность, бережное отношение к инструментам и материалам для рисования. Формировать эстетические чувства.

Материалы для НОД: Бумажная гармошка размер А-4, гуашь, палитра, стаканчики для воды, кисточки, палочки для красок, салфетки. Вееры для физкультминутки.

Ход НОД:

I этап – подготовительный:

Педагог: Ребята, посмотрите, как много красивых, разноцветных вееров вы видите на этом слайде. Как вы думаете, для чего они нам нужны? (Ответы детей). Да, ребята, веера нам нужны в жаркую погоду, чтобы обмахиваясь ими мы пропускаем себе поток свежего и прохладного воздуха. Первые веера появились в Китае и служили атрибутом королевского положения, веера тогда имели овальную форму с ручкой (показ картинки). Чуть попозже веера появились в Японии. Японские мастера изменили его вид, они сделали его складным, как гармошка. Они являлись символом военной власти (показ картинки). Веера полюбились и в среде артистов. С помощью вееров артисты выполняли красивые танцы (показ картинки), танцующие девушки с веерами похожи на бабочек. Ребята, а чтобы нам приятно было его держать в руках, и чтобы он нарядно смотрелся, художники очень красиво их расписывают, придумывают для вееров интересные узоры, используя красивые цвета и оттенки.  Художники еще любили рисовать на веерах цветы (показ картинки). Они получались как настоящие. Ребята, посмотрите, что я вам принесла (показ вееров, дети берут его в руки, любуются). Все эти красивые веера, которых вы сейчас увидели это творение художников. Ребята, а вы хотите сегодня превратиться в маленьких художников, и творить такие красивые дела? Тогда пойдемте, покажу я вам что-то интересное.

Ход работы:

1 Подготавливаем необходимый материал.

2 Склеиваем два листа бумаги одного цвета.

3 Складываем склеенные листы бумаги «гармошкой»

4 Одну сторону заготовки скрепляем клеем или степлером, получится веер.

5 Украшаем веер, вырезаем растительные элементы декора. Сложенной в четверо.

Педагог: Предлагаю сделать выставку вееров.

Обратить внимание на то, что все были старательными и трудолюбивыми.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

          Беседа: "Носы нужны не только для красы"

Цель: Познакомить детей с устройством органа обоняния, дать представление о большой его значимости в жизни человека. Закреплять культурно-гигиенические навыки. Воспитывать внимание и милосердие к людям, умение и желание помочь. Обогащать, активизировать, расширять словарь детей по теме нос.

                                              Ход беседы.

Воспитатель: Ребята, послушайте   загадки:

Щиплет Дедушка Мороз
Ребятишек всех за ...
(нос)

Кто что вкусное принёс -
Всё учует детский ...
(нос)

У всех людей у всех зверей имеются носы.
Носы важны, носы нужны не только для красы.

Дидактическая игра «Где чей нос». Воспитатель показывает картинки с носами различных животных. Дети их угадывают. (Последним показать нос человека).

Воспитатель: А это чей нос? Правильно, человека. Посмотрите все друг на друга - одинаковые ли у вас носы? Похожие, но все-таки у всех разные.  Носы бывают длинные, курносые, широкие, узкие, плоские, прямые.

Как вы думаете, для чего нужен нам нос? (Ответы детей) Конечно, в первую очередь - для дыхания. Можно дышать и ртом, но это неудобно и не полезно. Давайте попробуем подышать ртом удобно или нет? А вот нос замечательно для этого приспособлен.

Воспитатель показывает схему носа (в разрезе). — Воздух, который мы вдыхаем, прежде чем попасть в наш организм, путешествует по длинным коридорам в носу. Все стенки этих коридоров покрыты очень маленькими ресничками, которые все время колышутся, как трава на ветру. К ним прилипают пылинки, попавшие в нос вместе с воздухом. А при выдохе пылинки вылетают наружу. Если же в нос попадает что-то стишком тяжелое - мы чихаем. Пройдя нос , очищенный и увлажненный воздух, плавно опускается «готовеньким» в легкие.

Какой бы трескучий мороз не стоял на улице, прежде чем попасть в легкие, воздух всего за секунду непременно согреется до температуры тела. А если человек находится в сауне или в знойной Африке, какой воздух поступает внутрь? Горячий и сухой? Нет! Нос умеет не только нагревать, но и охлаждать воздух.

Вы наверное удивитесь, но от носа зависит также и ваш голос. Нос вместе с носоглоткой позволяет сделать ваш голос неповторимым (мягким и тихим, или громким, звонким). Зажмите свой нос рукой и скажите что-нибудь. Видите, как сразу изменился ваш голос. Он стал низким и неприятным.

Проводится игра «Узнай по голосу».

Несколько детей по очереди зовут по имени водящего. Водящий с закрытыми глазами по голосу угадывает, кто его позвал.

Воспитатель: Послушайте  стихотворение про нос:

Я ничего не знал и вдруг 
Мой нос мне говорит, 
Что где-то и у кого-то 
Что-то сейчас подгорит.
Я ничего не знаю,
Это нос доложил: 
Кто-то купил апельсин 
И во-о-он туда положил!

- Как мы узнаем, что чем-то пахнет? Часть воздуха, которая проходит через нос,  передают информацию  в головной мозг. А там память хранит все известные нам запахи. Сейчас мы узнаем, много ли запахов хранится в вашей памяти.

Дидактическая игра: «Узнай по запаху».

Детям предлагается с закрытыми глазами определить, что им дали понюхать (можно предложить мыло, духи, апельсин, хлеб, яблоко, лук, чеснок, лекарство и т.п.)

Воспитатель: Что еще вы можете узнать по запаху? (елка, мандарины, еда — суп, компот,..).

А что нам может мешать чувствовать запахи и дышать носом? Насморк! Кто лечит нам больной нос? ЛОР! Что еще лечит ЛОР? Уши и горло.

Видите, какой чудесный орган есть у человека. Он нужен нам, чтобы мы могли дышать чистым воздухом, чтобы могли ощущать разные запахи, он помогает нам говорить.

Мы растем, и он растет вместе с нами. Как же мы можем беречь наш носик? Очень просто:(ответы детей)

  1. Дышать надо носом, а не ртом.
  2. Делать дыхательную гимнастику: 5-6 медленных вдохов и выдохов через нос (Дети встают и делают).
  3. Регулярно проветривать комнату, вытирать пыль, мыть пол (чтобы меньше пыли попадало в нос)
  4. Нос нужно чаще мыть и не ковырять в  носу пальцем. Поэтому если кто-то из носа кладет себе в рот , знайте что он кладет в свой нос пыль, микробы которые наш нос не пропускает в легкие , а мы складываем его в рот. Как вы думаете что получиться из этого?(…)
  5. Также существует массаж для носа , он тоже очень полезен.(показываю детям , делаем вместе)

- А слышали ли вы выражение: «Не суй нос не е свое дело»? («Любопытной Варваре нос на базаре оторвали»)

Можно ли по- настоящему оторвать нос? Да. А сломать? Очень просто — при ударе, в драке, при падении. Берегите свои носы.

 Есть еще поговорка: «Берегите нос в большой мороз». Почему так говорят? Что делать, если нос замерз? (Ответы детей) Молодцы!

Итак, нос нам нужен для красоты? А зачем? Что он для нас делает? (Ответы детей) Как мы должны ухаживать за ним? Молодцы!

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Конспект НОД по познавательному развитию

«Летающие семена»

Цель: Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит. Дать детям знания, что такое семена их ролью в жизни растений и особенности внешнего вида. Развивать у детей внимание, память, речь, умение анализировать, делать выводы, обобщать. Воспитывать интерес к растениям.

Активизация словаря: крылатые семена, крылышки, липа, клен, береза, тополь.

Материал: семена клена, березы, сосны, тополя; карточки с рисунками листьев; засушенные листья, семена гороха и фасоли; ящик ощущений.

Ход НОД:

Воспитатель: (вносит коробку). Дети, послушайте, что находится в ящике? По очереди определите на ощупь эти предметы. Что же вы обнаружили в коробке и по каким признакам вы это сделали?

Дети: Это семена деревьев.

 Воспитатель: Давайте поиграем в игру "Угадай, от какого дерева эти семена?" (Дети вместе с воспитателем подбирают соответствующие пары растений и семян). Кто из вас видел такие растения, наблюдал, как летают их семена? Растут ли они во дворе детского сада, во дворе дома?

Давайте рассмотрим эти семена. Можно ли их разделить на группы? Есть семена с крылышками, есть - с парашютиками. И те, и другие умеют летать, но приспособления у них для этого разные. Рассмотрите в начале все семена с крылышками - клена, липы, березы, сосны. Какие у них крылышки?

Дети: У одних - большие, у других - маленькие. Вот они тонкие и прозрачные.

     Воспитатель: Для чего нужны эти крылышки?

Дети: Для того, чтобы летать.

Воспитатель: Давайте сравним их с крыльями бабочек, стрекоз, которые умеют летать.

Дети: Они похожи друг на друга. Крылышки помогают летать по воздуху, путешествовать.

Воспитатель: А для чего семенам нужно летать?

Дети: Из семян появляются маленькие растения.

Воспитатель: (Проводит игру "Дерево и семена"). Воспитатель изображает дерево, дети - летающие семена. Сначала дети-семена растут на дереве, стоят рядом с воспитателем. Затем налетает ветер (звучит музыка, семена падают, летят. Дети машут руками, разбегаются в стороны. Затем летающие семена падают на землю - ребята приседают, закрыв голову руками. Звучит "весенняя" музыка(капель) - приходит весна, светит солнышко, идет дождик.Из семян вырастают маленькие деревца: дети медленно поднимаются, руками-ветками тянутся к солнцу, вырастают. В ответ дерево-мама, приветствуя их, тоже машет руками.

Я - дерево-мама, а вы - мои детки,

Качала я вас в колыбели на ветке,

Но время пришло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать.

Д.: На дереве-маме мы долго висели,

Но ветер примчался, и мы полетели.

Умчаться от мамы подальше хотим,

Нас ветер подхватит, и мы улетим!

Нам крылышки наши летать помогают,

Где мы приземлимся, лишь ветер узнает.

На землю родную мы все упадем,

Земля нас накормит, земля - это дом.

Весною нас солнце лучами согреет,

А дождик напоит водой, как сумеет.

Тогда про растем мы зеленым ростком

И маме помашем зеленым листком.

Нам дерево-мама помашет в ответ.

Как стать нам большими, не дашь ли совет?

И дерево-мама, качаясь, шумит,

Советы давая, листвой шелестит.

Воспитатель: (показывает семена гороха и фасоли). Что это такое?

Дети: Это семена гороха и фасоли.

Воспитатель: Чем отличаются друг от друга? Могут ли горошины, фосолинки летать? Почему?

Давайте сравним из по весу. Что легче? Почему?

Дети: Они отличаются по внешнему виду, они тяжелые.

Воспитатель: Все летающие семена легкие. Тяжелые семена летать не могут, они быстро падают на землю. Давайте проведем опыт. Возьмите по одному летающему и по одному не летающему семени. Одновременно отпустите из рук эти семена. Чем с большей высоты опускаются семена, тем нагляднее разница в скорости их падения. Если бросить семена с очень маленькой высоты, то желаемого результата вы не достигнетеСемена клена можно немного "подкрутить", тогда они будут падать, как в природе. Что быстрее упало на пол?

Дети: Горох и фасоль.

Воспитатель: Почему?

Дети:.: Потому что они тяжелые и не умеют летать, так как у них нет крылышек.

Воспитатель: Летающие семена могут улететь далеко-далеко от своей мамы - березы, клена, тополя, сосны. Они упадут на землю и через некоторое время в этих местах появятся молодые растения: маленький клен, липка, березка, сосна. Летая по белому светусемена ищут свой дом. Давайте вспомним те крылатые семена, которые вам больше понравились. На что они похожи. 

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Картотека наблюдений

Наблюдение  «Чем пахнет воздух?»

       Цель. Учить детей различать запахи, узнавать запахи знакомых предметов, наслаждаться хорошим ароматом.
   
Ход наблюдения.  Воспитатель подготавливает пахучие вещества и раскладывает их в разных (далеко отстоящих друг от друга) местах группового помещения: нарезанный лук; апельсиновые или лимонные корки; яблоки; марлю или ватку с камфорным спиртом; ветки сосны или ели, поставленные в вазу с горячей водой; открытую банку с масляной краской и пр. При этом в спальне должен быть хороший аромат (например, апельсина, хвои или яблок). Воспитатель водит детей по этим местам, предлагает глубоко дышать, чтобы почувствовать запах и отгадать его. Спрашивает у ребят, какой запах им нравится. Последнее место, которое посещают дети, – это спальня. Воспитатель предлагает узнать аромат, понаслаждаться им, сообщает, что спать в проветренной спальне с приятным запахом особенно полезно для здоровья детей – будет хороший сон и отдых.
   В свободном разговоре с детьми воспитатель поясняет, что для здоровья людей особенно вреден дым, поэтому надо избегать помещений, где люди курят. Очень опасным является дым от пожара – люди, которые не успели выбраться из горящего помещения, могут задохнуться в едком дыме.

Наблюдение  «Где живет воздух»

Цель. Показать детям, что воздух есть повсюду, во всех предметах и материалах, его легко обнаружить, если опускать предметы в воду.
          Ход наблюдения. Дети сидят вокруг большого стола, посреди которого стоит трехлитровая банка с водой. Воспитатель показывает им по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, крупную пуговицу и др.), спрашивает, есть ли в них воздух. Выслушивает ответы детей, а потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой, чтобы заметить, что будет происходить. Бросает в воду один предмет. Пока он опускается на дно, выдерживает паузу, затем спрашивает, что ребята увидели. Бросает другой предмет, и опять просит детей наблюдать. Добивается ответов: предмет тонет (падает на дно), при этом из него выходят маленькие пузырьки, которые поднимаются вверх. Педагог спрашивает, что же это за пузырьки и откуда они взялись. Если дети не отвечают, поясняет: «Пузырьки – это воздух, он был в камне и вышел из него, когда камень попал в воду». Далее уточняет: куда (вверх или вниз) двигался камень, куда двигались пузырьки воздуха? Спрашивает, почему камень падал вниз, а пузырьки поднимались вверх. Выслушивает ребят и поясняет: «Камень тяжелый, тяжелее воды – он тонет, падает на дно, воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее». Делает вывод: «Воздух есть во всех предметах, но он незаметен».
           Педагог предлагает детям взять по одному предмету и по очереди бросить их в банку. Все вместе наблюдают, что происходит, отмечают появившиеся пузырьки воздуха и тяжесть предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то, что деревянные предметы не тонут в воде, они легче ее, но в них тоже есть воздух.

Наблюдение  «Воздух нужен для жизни»

          Цель. Дать детям представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхают его легкими, которые находятся внутри тела, в грудной клетке. Без воздуха человек не может жить, погибает. Для жизни ему нужен чистый, свежий воздух – в таком воздухе приятно находиться, легко дышать, играть, работать, спать. Показать отличие обычного комнатного воздуха от свежего воздуха в проветренном помещении.
           
Ход наблюдения. Воспитатель начинает разговор, когда спальня проветривается и в нее уже поступает свежий воздух. Спрашивает у детей, нужен ли им и другим людям воздух. Предлагает положить ладонь на грудь и почувствовать, как она поднимается и опускается – происходит дыхание: вдох (человек вдыхает хороший воздух) и выдох (человек выпускает из себя плохой воздух). Так человек дышит всю жизнь, воздух ему нужен для жизни каждую секунду (как вода, пища). Предлагает детям закрыть ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Через несколько секунд выясняет, что они почувствовали, что испытали. Поясняет, что человеку для жизни всегда нужен свежий воздух – такой, как на улице. В помещениях, где люди долго находятся, скапливается плохой воздух, поэтому надо их проветривать. Воспитатель ведет детей в спальню, предлагает подышать, почувствовать воздух, спрашивает, чем он отличается от воздуха в группе. Просит объяснить, почему в спальне прохладный и свежий воздух, а в группе теплый и не совсем свежий.
        Когда дети выйдут на прогулку, педагог просит их подышать и сказать, где свежее воздух: в группе или на улице, в спальне или на улице. Вечером в разговоре предлагает детям сказать мамам, что на ночь необходимо проветривать комнату, чтобы спать со свежим воздухом.

Наблюдение за ветром.

Цель: повторить понятие «ветер». Что происходит с деревьями в ветреную погоду.
     Ход наблюдения. Понаблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки. Спросить, почему так неспокойно ведут себя деревья. Какой дует ветер: холодный или теплый. С детьми вспомнить, как называется сильный ветер, который сносит крышу, ломает деревья, выбивает стекла и двери, словом, разрушает. (Ураган.) 
Загадка: Неизвестно, где живет.
               Налетит – деревья гнет.
               Засвистит – по речке дрожь.
               Озорник, а не уймешь!  (Ветер)
Дидактическая игра 
«Подуй как ветер». Цель - отрабатывать силу голоса, умение делать глубокий вдох носом, выдох через рот с произношением звука «у». 
Трудовая деятельность. 
Сделать примитивный флюгер, самолет. Цель: вызвать интерес к созиданию.

Наблюдение «Деревья в ветреную погоду».

Цель: учить видеть состояние дерева в разную погоду, развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

— Есть ли сегодня ветер? Как узнали?

- Как качаются веточки?
— Какие веточки сильнее качаются? (Верхние, тонкие.)
— Почему?
— Что помогает дереву крепко держаться в земле? (корень, корневая система).

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Картотека «Опыты с воздухом»

Цель:

Создать условия для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;

- активизировать и расширять словарный запас детей.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

- развивать умение делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающей жизни.

Опыт №1. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим.

 Цель:   Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.       Оборудование:

 1.     Пустая стеклянная банка 1,0 литр.

 2.     Бумажные салфетки – 2 штуки.

 3.     Маленький кусочек пластилина.

 4.     Кастрюля с водой.

 Опыт:  Попробуем опустить в кастрюлю с водой бумажную салфетку. Конечно, она намокла. А теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в кастрюлю с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды. Почему же салфетка осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Опять таким же образом опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Воздух вылетает из банки пузырем.

Вывод:   Банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимый.

Опыт №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим.

Цель: Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.

 Оборудование:

 1.     Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок.

 2.     Мелкие игрушки.

 Опыт: Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух.

Вывод:   Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.

Опыт №3. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.

Цель: Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.

Оборудование:

1.     Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

2.     Коктейльные  соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

3.     Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги  и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.

  Вывод:   Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.

Опыт №4. Воздух может перемещаться.

 Цель:  Доказать, что невидимый воздух может перемещаться.

 Оборудование:

1.   Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).

 2. Сдутый воздушный шарик.

 3. Кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.

Опыт: Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки.

 Вывод:  Воздух может перемещаться.

 Опыт №5. Из закрытого пространства воздух не перемещается.

 Цель: Доказать, что из закрытого пространства воздух не может переместиться.

Оборудование:

 1. Пустая стеклянная банка 1,0 литр.

 2. Стеклянная кастрюля с водой.

 3.  Устойчивый кораблик из пенопласта с мачтой и парусом из бумаги или ткани.

 4.  Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).

 5. Сдутый воздушный шарик.

 Опыт: Кораблик плавает на воде. Парус сухой. Можем ли мы опустить кораблик на дно кастрюли и не замочить парус? Как это сделать? Берем банку, держим ее строго вертикально отверстием вниз и накрываем банкой кораблик. Мы знаем, что в банке воздух, следовательно – парус останется сухим. Аккуратно поднимем банку и проверим это. Опять накроем кораблик банкой, и медленно будем опускать ее вниз. Мы видим, как кораблик опускается на дно кастрюли. Так же медленно поднимаем банку, кораблик возвращается на место. Парус остался сухим! Почему? В банке был воздух, он вытеснил воду. Кораблик находился в банке, поэтому парус не смог намокнуть. В воронке тоже воздух. Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Почему из воронки вода вытеснила воду, а из банки нет? У воронки есть отверстие, через которое воздух может выйти, а у банки нет. Из закрытого пространства воздух не может выходить.

 Вывод:  Из закрытого пространства воздух не может перемещаться.

  Опыт №6. Воздух всегда в движении.

  Цель: Доказать, что воздух всегда в движении.

 Оборудование:

 1. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

2. Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д.

3.Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).

 Опыт:  Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги  и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха.  В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате.

       Вывод:  Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.

Опыт №7. Воздух содержится в различных предметах.

Цель: Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.

Оборудование:

 1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

 2. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

 3. Стеклянная кастрюля с водой.

 4. Губка, кусочки кирпича, комки сухой земли, сахар-рафинад.

 Опыт: Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассмотрим кирпич, землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.

Вывод:  Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.

  Опыт №8. Воздух имеет объем.

 Цель:  Доказать, что воздух имеет объем, который зависит от того пространства, в который он заключен.

Оборудование:

1. Две воронки разного размера, большая и маленькая (можно использовать пластиковые бутылки с отрезанным дном).

 2.Два одинаковых сдутых воздушных шарика.

 3. Кастрюля с водой.

 Опыт: Возьмем две воронки, большую и маленькую. На их узкие части наденем одинаковые сдутые воздушные шарики. Опустим воронки широкой частью в воду. Шарики надулись не одинаково. Почему? В одной воронке было больше воздуха – шарик получился большой, в другой воронке воздуха было меньше – шарик надулся маленький. В этом случае правильно говорить, что в большой воронке объем воздуха больше, чем в маленькой.

 Вывод:  Если рассматривать воздух не вокруг нас, а в каком-то определенном пространстве (воронка, банка, воздушный шарик и т.д.), то можно сказать, что воздух имеет объем. Можно сравнивать эти объемы по величине.

Опыт №9. Воздух имеет вес, который зависит от его объема.

 Цель: Доказать, что воздух имеет вес, который зависит от его объема.

Оборудование:

1. Два одинаковых сдутых воздушных шарика.

2. Весы с двумя чашами.

Опыт: Положим на чаши весов по не надутому одинаковому воздушному шарику. Весы уравновесились. Почему? Шарики весят одинаково! Надуем один из шариков. Почему шарик раздулся, что находится в шарике? Воздух! Положим этот шарик обратно на чашку весов. Оказалось, что теперь он перевесил не надутый шарик. Почему? Потому что более тяжелый шарик наполнен воздухом. Значит, воздух тоже имеет вес. Надуем второй шарик тоже, но меньше, чем первый. Положим шарики на чаши весов. Большой шарик перевесил маленький. Почему? В нем объем воздуха больше!

Вывод: Воздух имеет вес. Вес воздуха зависит от его объема: чем больше объем воздуха, тем больше его вес.

Опыт №10. Объем воздуха зависит от температуры.

 Цель: Доказать, что объем воздуха зависит от температуры.

Оборудование:

1.Стеклянная пробирка, герметично закрытая тонкой резиновой пленкой (от воздушного шарика). Пробирка закрывается в присутствии детей.

2. Стакан с горячей водой.

3. Стакан со льдом.

  Опыт: Рассмотрим пробирку. Что в ней находится? Воздух. У него есть определенный объем и вес. Закроем пробирку резиновой пленкой, не очень сильно ее натягивая. Можем ли мы изменить объем воздуха в пробирке? Как это сделать? Оказывается, можем! Опустим пробирку в стакан с горячей водой. Через некоторое время резиновая пленка станет заметно выпуклой. Почему? Ведь мы не добавляли воздух в пробирку, количество воздуха не изменилось, но объем воздуха увеличился. Это значит, что при нагревании (увеличении температуры) объем  воздуха увеличивается. Достанем пробирку из горячей воды и поместим ее в стакан со льдом. Что мы видим? Резиновая пленка заметно втянулась. Почему? Ведь мы не выпускали воздух, его количество опять не изменялось, но объем уменьшился. Это значит, что при охлаждении (уменьшении температуры) объем  воздуха уменьшается.  

   Вывод: Объем воздуха зависит от температуры. При нагревании (увеличении температуры) объем  воздуха увеличивается. При охлаждении (уменьшении температуры) объем воздуха уменьшается.

Опыт №11. Воздух помогает рыбам плавать.

Цель: Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.

 Оборудование:

1. Бутылка газированной воды.

2. Стакан.

3. Несколько некрупных виноградин.

4. Иллюстрации рыб.

 Опыт: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.

Вывод:  Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы. Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.  

  Опыт №12. В пустой бутылке есть воздух.

 Цель: Доказать, что в пустой бутылке есть воздух.

 Оборудование:

 1. 2 пластиковые бутылки.

 2. 2 воронки.

 3.  2 стакана (или любые другие одинаковые емкости с водой).

 4. Кусочек пластилина.

Опыт: Вставим в каждую бутылку воронки. Замажем горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось никаких щелей. Начинаем наливать в бутылки воду. В одну из них вся вода из стакана вылилась, а в другую (там, где пластилин) пролилось совсем немного воды, вся остальная вода осталась в воронке. Почему? В бутылке – воздух. Вода, текущая через воронку в бутылку, выталкивает его оттуда и занимает его место. Вытесненный воздух выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, но у него нет возможности оттуда выйти и уступить место воде, поэтому вода остается в воронке. Если сделать в пластилине хотя бы маленькую дырочку, то воздух из бутылки сможет выходить через нее. И вода из воронки потечет в бутылку.

 Вывод:  Бутылка только кажется пустой. Но в ней есть воздух.

Опыт №13. Плавающий апельсин.

 Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.

 Оборудование:

 1. 2 апельсина.

 2. Большая  миска с водой.

Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удасться. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой детский исследовательский проект "Воздух - невидимка"

исследовательская деятельность с участием родителей...

Детский исследовательский проект "Воздух невидимка"

Данный проект предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха....

Исследовательский проект «Воздух - невидимка»

Вид проекта: Познавательно-исследовательский.Срок реализации проекта: краткосрочный (месяц).Состав проектной группы: воспитатели Осокина Н.Л., Шашина О.В., воспитанники средней группы, родители.Актуал...

Познавательно - исследовательский проект "Воздух - невидимка".

Проект "Воздух - невидимка". Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет ди...

Исследовательский проект «Воздух-невидимка»

Раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и растений....

Исследовательский проект "Воздух невидимка"

Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности....

Исследовательский проект "Воздух-невидимка"

Цель проекта: создать условия для формирования у детей понятия «воздух», познакомить с его свойствами и ролью в жизни человека....