Исследовательский проект "Воздух-невидимка"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Егорова Ольга Николаевна

Цель проекта: создать условия для формирования у детей понятия «воздух», познакомить с его свойствами и ролью в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vozduh_-_nevidimka.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района   «Детский сад комбинированного вида «Берёзка» г. Белоярский»

   

г. Белоярский

Модельно-информационная карта проекта «Воздух - невидимка»

Авторы:  Егорова Ольга Николаевна, Акиленко Лариса Михайловна

Руководители:  Егорова Ольга Николаевна, Акиленко Лариса Михайловна 

Место проведения:  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад комбинированного вида «Берёзка» г. Белоярский»

Адрес учреждения: Тюменская область, ХМАО - Югра, г. Белоярский ул. Строителей 20.

Телефон:  8 (34670) 2-17-51

Вид, тип: проекта: коллективный, исследовательский.

Цель проекта: создать условия для формирования у детей понятия «воздух», познакомить с его свойствами и ролью в жизни человека.

Сроки проведения: среднесрочный

Участники проекта: дети  подготовительной к школе группы, родители, воспитатели группы

Возраст детей: 6 лет  

Продукт проекта:  публичная защита проекта

Проект «Воздух - невидимка»

Гипотеза:  можно предположить что, посредством изучения различных источников и экспериментов  дети смогут  охарактеризовать то, что нас окружает.

Объект исследования:  воздух

Цель: раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и растений. Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

  • обучающие – обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, вес, сжимаемость, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).
  • развивающие  – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.
  • коррекционные - поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей.
  • воспитательные – воспитывать социальные навыки: умение работать в группе; объяснить необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, привлечь внимание детей к тому, что деятельность людей влияет на качество воздуха.

 

1 ЭТАП - Планирование

  • Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
  • Узнать про воздух, как можно больше.
  •  Провести опыты с воздухом.

2 ЭТАП - Реализация

  • Беседа с детьми «Воздух. Почему мы его не видим»
  • Подбор оборудования и материалов (воздушные шары, надувные мячи,  ёмкости с водой и соломинки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, кораблики с парусами, веера, бумажные вертушки; иллюстрации, картины с изображением ветреной и безветренной погоды);
  • Наблюдение на прогулке за состоянием воздуха.
  • Проведение опытов в группе ДОУ с детьми.
  • Решение проблемных вопросов: «Чем дышат люди?», «Что такое воздух?», «Как можно увидеть воздух?», «Зачем воздух нужен людям и растениям?».
  • Организация и проведение опытов  в домашних условиях.
  • Изготовление ветерков.
  • Сочинение сказок родителями для детей про воздух-невидимку.
  • Рисование «Воздушные шары»
  • Создание картотеки занимательных опытов про воздух.

3 ЭТАП -  Публичная защита проекта

  • Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом.
  • Оформление проектной папки.
  • Презентация результатов исследовательской деятельности.

Результаты работы

  • Дети обогатили свои представления о некоторых свойствах воздуха;
  • Научилась самостоятельно ставить задачу: придумывать  и ставить опыты из предметов – заместителей; от замысла идти к конкретному результату;
  • Получили опыт сотрудничества и общения с группой детей.
  • Обобщили   все   накопленные знания  в виде, проведенного мероприятия перед детьми своего возраста.

Практическая значимость проекта

Материалы проекта могут быть использованы в работе с детьми других возрастных групп.

Опыт, полученный детьми во время реализации проекта,  будет способствовать усвоению новой  информации не с помощью запоминания, а через самостоятельную практическую деятельность;

Защита проекта

1 слайд

1 ребенок: «Здравствуйте, меня зовут Даша».

2 ребенок: «Здравствуйте, меня зовут Вадим. Наш проект называется «Воздух – невидимка».

   1 ребенок: «Однажды утром я пришла в детский сад и сказала: «Мы, вчера с бабушкой надували мыльные пузыри», а Вадим спросил меня: «Они что, из мыла делаются?». «Да, - ответила я, - и еще из воды». А воспитатель добавила: «И из воздуха». Мы были удивлены, откуда в мыльном пузыре воздух? Тогда воспитатель надула воздушный шар и спросила нас: «А что находится внутри шара?»

2 слайд

2 ребенок: «Нам захотелось выяснить, что находится внутри мыльного пузыря и воздушного шара.  Тогда нам предложили провести настоящее исследование.

Мы отметили, что мы знаем о воздухе, что хотели бы узнать и определились где можно найти информацию».

1 ребенок: «Итак, мы дружно принялись за дело.  Принесли книги, журналы, энциклопедии, предметы для нашего исследования. Много дней мы читали книги и проводили опыты. И вот, что мы выяснили:

3  слайд

  1. Воздух есть вокруг нас.

Мы взяли полиэтиленовый пакет, скрутили его, он стал выпуклым, а потом мы взяли острую палочку и прокололи пакет, подставили руку из дырочки выходил воздух.

4 слайд

Помахали веером перед лицом и почувствовали невидимое движение воздуха, хотя веер до нас не прикасался.

Вывод: воздух находится вокруг нас.  Его нельзя увидеть, но можно почувствовать. Он прозрачный».

5 слайд

  1. 2 ребенок: «Мы узнали, что воздух можно "Поймать" и "Запереть"...

Например, в воздушный шарик.

6  слайд

Но веселее всего ловить воздух мылом! Да-да, ведь в мыльном пузыре тоже воздух. Жаль что оболочка у него не очень прочная, зато как весело они летают!

Вывод: Воздух есть внутри нас».

7  слайд

  1. 1 ребенок: Воздух имеет вес.

«Мы взяли два шарика одинакового размера. Закрепили шарики на двух концах стержня, привязали ниточку посередине стержня и подвесили. Прокололи один шарик иглой. Висящий стержень перевешивает в сторону надутого шарика.

Вывод: надутый шарик тяжелее, чем сдутый, из-за воздуха внутри него. Это показывает, что воздух имеет массу».

 8 слайд

  1. 2 ребенок: Ветер – движение воздуха

«Для этого опыта мы опустили кораблики на воду и стали дуть на них, они поплыли. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. 

9 слайд

Опустили трубочку для коктейля в стакан с водой и начали дуть в нее. Получилась «буря» в стакане с водой.

Вывод: Чем сильнее дуешь, тем больше волны. Движение воздуха это ветер».

10  слайд

  1. 1 ребенок: Воздух – легче воды.

«Мы взяли игрушки наполненные воздухом и погрузили в воду. Они не тонут.

11 слайд

 Еще мы  поиграли в игру «Пузырьки -  спасатели». В стакан с минеральной водой мы бросали мелкие кусочки пластилина.  Сначала пластилин падал на дно, а затем всплывал и снова опускался на дно.

Вывод: В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки выходят из воды и пластилин снова опускается на дно. Воздух – легче воды».

12 слайд

  1. 2 ребенок: Воздух необходим людям, животным и растениям.

«Провели опыт с задержкой дыхания. Вдохнули воздух и закрыли ладошками рот и нос. Продержаться без воздуха долго мы не могли. Такое было желание, открыть нос.

13 слайд

 Взяли  два растения. Одно со свободным доступом воздуха, а другое накрыли банкой. После длительного времени растение под банкой завяло.

Вывод: Мы дышим воздухом, кислородом. Он необходим для жизни. Без воздуха мы просто погибнем. Растениям также как и нам для жизни нужен воздух».

14 слайд  

1 ребенок: «Закончив наше небольшое исследование, мы пришли к выводу, что воздух загадочное вещество. В нашем проекте мы изучили влияние воздуха на окружающую среду, его роль для жизни  на Земле. Провели опыты, которые доказали, что воздух есть везде.

15 слайд

Ты и легкий, и прозрачный,

И не видим ты нигде,

Ни на улице, ни дома,

Ни на крыше, ни в трубе.

Без тебя не жить природе,

Воздух, воздух, наш дружок!

Побежишь скорей в дорогу,

Превратишься в Ветерок.

И любимые игрушки

Есть у Ветра-Ветерка:

У мальчишки на макушке

Три упрямых волоска,

Скрип разбуженной калитки,

Шелест листьев поутру.

Схватишь ты листок бумаги –

И гоняешь по двору.

Или ласточку поймаешь

И подбросишь в облака.

Вот любимые игрушки

Озорного Ветерка».

МАДОУ «Детский сад «Берёзка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ...

Исследовательская работа_Домашние животные .Кошки. (руководитель исследовательской работы воспитатель МДОБУ № 221 "Сказка" Дунаева А.Л.)

Данный  исследовательский проект  представлен  на  VII городской  НПК дошкольников «Исследователь окружающего мира".  По направлению: Живая природа (зоология и экол...

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»...

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».

Актуальность  проекта:Все живое  на  Земле  нуждается в  чистой воде. Она  основа  здоровья  и  жизни.Проблема:Зависит  ли  жизнь  обитателе...