Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».
творческая работа учащихся по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Вепрева Марина Сергеевна

Актуальность  проекта:

Все живое  на  Земле  нуждается в  чистой воде. Она  основа  здоровья  и  жизни.

Проблема:

Зависит  ли  жизнь  обитателей  аквариума  от  чистоты  воды?

(Как зависит  жизнь  рыб  от  чистоты воды?)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oblastnoy_konkurs_detsko.doc49 КБ
Microsoft Office document icon otchet_esenii.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областной  конкурс   детско – юношеских  исследовательских  работ

им. В.И.Вернадского.

Название  исследовательского  проекта  «Вода».

Авторы  проекта – Островская  Есения.

Руководитель проекта – Вепрева Марина Сергеевна.

Актуальность  проекта:

Все живое  на  Земле  нуждается в  чистой воде. Она  основа  здоровья  и  жизни.

Проблема:

Зависит  ли  жизнь  обитателей  аквариума  от  чистоты  воды?

(Как зависит  жизнь  рыб  от  чистоты воды?)

Цель:

  • Исследовать  воду  в  аквариуме.
  • Выяснить,  как  чувствуют  себя  рыбы  в  чистой  и  загрязненной  воде.
  • Уточнить  способы  очистки  воды.

Задачи:

  1. Создать условия  для  развития  поисково-экспериментальной  деятельности детей.
  2. Выявить  источники  загрязнения аквариума.
  3. Развивать  устойчивый  познавательный  интерес на  основе  изучения жизни обитателей  аквариума.
  4. Способствовать формированию наблюдательности, пытливости ума, умению делать  выводы и умозаключения  на  основе опытно- экспериментальной  деятельности.

Методы исследования:

Наблюдения, опытническая деятельность, экспериментирование, экскурсии, беседы, интервьюирование, решение проблемных ситуации, фотографирование, чтение познавательной литературы, работа с энциклопедиями, использование  компьютера.

Природа – это огромная  ценность

для всех людей на планете.

Дошкольный  период  является  фундаментом  для последующего  роста и взросления  ребенка. Тем и важен этот возраст, что первые семь лет являются периодом  интенсивного развития, началом  становления личности. Задача взрослых помочь  ребенку получить  как можно  больше знаний через позитивное созерцание окружающего, но не пассивное, а наоборот – принимать самое активное  участие в жизни окружающего мира, тем самым обогащая  и  расширяя  свой  внутренний мир.

Именно на  этапе  дошкольного  детства  ребенок получает эмоциональные  впечатления  о  природе, накапливает  представления  о  разных  формах  жизни, то есть  у  него  формируются  первоосновы экологического  мышления, сознания, закладываются  начальные  элементы  экологической  культуры.

В нашем детском саду для этого созданы  все условия. Но самым  главным  я  считаю, является  экологическая  комната «Росинка», где ребенок  с  самых  ранних лет  входит  в большой  и интересный  мир  природы. Ведь  еще   Я.А.Коменский  видел  в  природе  источник  знаний, средство  для развития  ума, чувств и воли, а К.Д.Ушинский  был  за то, чтобы  «вести  детей  в  природу», тем самым  сообщать  им  все доступное  и  полезное  для  их умственного  и  словесного  развития.

Мы  с  детьми  углубленно  работаем  по экологическому  воспитанию, поэтому  стараемся  как можно  чаще  бывать  в  нашей  экологической  комнате, ненавязчиво  вводя  ребят  в  прекрасный  мир  природы, помогаем им наладить  взаимоотношения  с  этим  миром.

Дети  с  удовольствием, большим  желанием всегда  посещают  наших  питомцев. Так  было  и  после  долгих  новогодних  каникул. Мы  поспешили  к нашим друзьям,  и  именно  здесь  возникла  у нас  проблема.                                                                                                   

У детей  вызвало  тревогу  необычное  поведение  рыб. Золотые рыбки, скалярии поднимались  к  поверхности  воды, хватали  ртом воздух, некоторые  рыбы  плавали  прямо  на  поверхности – у кромки  воды… Мы  стали  искать  причину  такого  поведения рыб. При исследовании  аквариума увидели, что вода  мутная, с неприятным  запахом и  

в  воде  нет  привычных пузырьков  воздуха. У детей  возник  вопрос: «Почему  это  произошло?». Оказалось, что  фильтр для очистки и аэрации воды  не  работает.                                            

У  мальчиков  возникло  сомнение: «А  зачем  он вообще  нужен?». Чтобы  убедиться  в  нужности  фильтра  я  предложила  для начала  достать   его  из  аквариума  и рассмотреть. Вместе  с  нашим экологом – Еленой  Леонидовной  мы  достали  и  показали детям устройство  фильтра. Юные исследователи  увидели, что он  состоит  из  мотора, распылителя  воздуха, нескольких  капроновых  губок и пластмассовых  шариков,  в  которых оседает  грязь. Ребята увидели внутри устройства ил, остатки корма, отходы жизнедеятельности  рыб.

Вывод был очевиден и дети без труда его сделали: «Фильтр чистит  воду!». Но возникла  новая  проблема: если  фильтр сломался, как помочь  рыбам, ведь они  могут погибнуть?.. Варя  предложила  пересадить  рыб  в  банку  с водой, а Алексей предложил: «Вообще выпустим рыб в наш бассейн», Есения  предложила  промыть фильтр и попробовать опустить его обратно в  аквариум.

Посоветовавшись  все вместе с Еленой Леонидовной, мы так и  сделали: промыли  фильтр, затем собрали его и опустили обратно. Какой же был восторг у детей, когда он заработал, и мы  увидели  пузырьки  воздуха, поднимающиеся  кверху. Значит,   рыбы  не  погибнут! И действительно: рыбки оживились, как будто  кувыркались в пузырьках воздуха, ловили их ртом, а когда вода насытилась кислородом рыбки стали опускаться даже на дно аквариума и перебирали ртом грунт.

Но  кто – то из детей спросил: «А если  фильтр опять сломается или свет  отключат, что тогда  будет  с рыбами, с водой?».

Мы стали рассуждать и  вновь возникли вопросы: «1.А почему  вода становится грязной, что ее может  загрязнять? 2.Как еще можно очищать воду?». По первому вопросу ребята  выдвигали  разные  гипотезы: от  водорослей, от корма, от  рыб…. Все это мы  решили  проверить и  провели  опыт: набрали  воды в  три  сосуда. В   один сосуд мы  добавили  корм, в  другой  водоросли, а  третий – был  с  чистой водой. Все три  сосуда  мы  убрали  и  «забыли»  про них  на  несколько  дней.

А вот на второй вопрос точных ответов у нас не было….

И  начался  активный  поиск  и  сбор  информации, ведь  аквариум – это не только  вода, это настоящий  дом  для  рыб, растений, улиток. Мы стали  собирать  любой  материал  по  аквариумам, по  рыбкам, по  фильтрам, стали  создавать  папки  о  воде и про воду. Большое подспорье нам была наша              

групповая «научная» библиотека, где  находится много различной познавательной  литературы (детские энциклопедии, справочники…). К нашей  поисковой  работе  подключились  и родители  детей: они делились личным опытом, опытом из жизни своих питомцев, ими  активно  использовался  интернет. Совместно  мы  собрали   много  материала,  пополнили  нашу  библиотеку  книжками – самоделками,  проектами о водных ресурсах  нашей  планеты, нашей  области. Из собранного материала  так же мы  пополнили  свои  знания  об  уходе за  аквариумом, рыбами, фильтрами, а еще  мы  нашли  много  новых способов очищения  воды  в  аквариуме.

Мы  стали  обсуждать найденные  пути очищения воды.  Было много разных  предположений, вопросов, гипотез. Дети бурно и активно высказывали  свое мнение, свои  предположения, делали  самостоятельные  выводы, подводили  итоги. Первый итог рассуждения  детей по  вопросу: «Какую  воду  использовать для аквариума?» был неожиданным  для моих исследователей: кипяченая  вода  не подходит!.., так как  при кипячении  погибают   не только вредные, но и полезные микроорганизмы, которые есть в воде. Тут же возникли противоречия по использованию воды из-под крана:

некоторые из детей  предлагали наливать воду сразу, а часть детей  говорили о том, что этого  делать нельзя. Мы вспомнили, что  на некоторых очистных станциях в  воду  добавляют  хлор, ядовитое для вредных микробов вещество, и вода  пахнет  хлоркой. Но мы  знаем, что хлор улетучивается  из  воды  в  течение  минимум двух часов, и чтобы  залить  такую воду  в  аквариум  воду  надо  отстаивать  3-4 дня. А у нас  в  Дороничах  вода  подается  из  скважины, не хлорируется, поэтому  мы  сделали  вывод: нашу  воду  можно  наливать  сразу  из-под крана.

Так в рассуждениях  мы вспомнили  о наших сосудах, используемых в опыте. Каково же было удивление детей, когда в банке, где находился корм,  они увидели мутную воду, там даже присутствовала плесень, и почувствовали запах от нее; а в банке с водорослями вода почти не изменилась. И вот новое умозаключение детей: значит корм, который рыбы не съели, тоже загрязняет воду в аквариуме, потому что оседает на дно и там  начинает гнить.

Теперь мы решили попробовать очистить  воду  без фильтра.  

В проведении опытов по очистке воды нам помогала наш эколог-Елена Леонидовна. Именно здесь мы смогли применить в жизни те знания, которые получили ранее. Были проведены опыты с использование медицинского и простого угля, с ватой и марлей, с песком и глиной.  Оказалось, что простой уголь воду окрашивает, а медицинский – нет; что используя вату и бинт, тоже можно  очистить воду, но это долгий процесс; так  же можно профильтровать воду и через песок с глиной, используя бинт, но это тоже долгий процесс. Во время нашей работы мы нашли самый лучший вариант для нашего аквариума: менять воду не всю, а одну треть; тем самым мы сохраняем оптимальную среду обитания для рыб и добавляем чистую воду, которая обогащена кислородом. 

А еще дети рассматривали и сравнивали рисунок  капли воды  через микроскоп. Увидели, что рисунок чистой воды – это красивые плавные волны, а рисунок грязной воды – совсем другой: острые углы, черные точки. Рисунок воды, где

был корм, и образовалась плесень, похож на поверхность Луны – палочки, точки, ямки, сеточки…                                                      

      Вот так на деле через поисковую, экспериментальную деятельность мы нашли решение этой проблемы и поняли, что жизнь рыб зависит от состояния воды. Теперь мы смело могли помочь нашим питомцам: все вместе – дети, я, эколог  меняли воду, чистили стенки, промывали гальку в аквариуме и запускали рыб в чистую воду.                                                

После проведенной работы у детей возник новый вопрос: если в аквариуме чистят воду люди, то, как может чиститься вода в больших водоемах в природе. Ведь  вода занимает особое положение среди природных богатств Земли. Известный русский и советский геолог академик А. П. Карпинский говорил, что нет более  драгоценного ископаемого, чем вода, без которой жизнь невозможна.

В будущем хотим узнать: как же чистится вода в природе: в реках, озерах, прудах, морях, океанах?




Предварительный просмотр:

В нашем  детском саду есть экологическая  комната «Росинка», где мы наблюдаем за  ее обитателями. Помогаем  за ними  ухаживать, кормим их, чистим клетки, меняем воду в аквариуме.

Когда мы пришли после новогодних праздников, то увидели, что в аквариуме рыбки вели себя не как обычно, а очень беспокойно (часто всплывали наверх, широко  открывая рот, некоторые подплывали к стенкам аквариума и как  будто  лизали их). Нам стало интересно,  что же происходит с ними?  Мы спросили  своих воспитателей, и они   предложили рассмотреть  воду в аквариуме  и сравнить  с тем, что видели  раньше. Из  аквариума мы набрали  в  стакан воды и  увидели, что она мутная, даже пахнет болотом. Почему  же это произошло? Оказалось, что в нашем  аквариуме  сломался фильтр.  Когда  Марина Сергеевна  его достала  и  разобрала, то мы увидели, что внутри он был  очень  грязным, там были даже  кусочки  корма.  Я предложила  промыть фильтр и опустить его обратно. Так мы и сделали…

У  нас возник вопрос:  можно ли почистить  воду  в  аквариуме без фильтра?

Мы  с девочками  предложили  поискать  ответы на наш вопрос в книгах, а мальчишки  сказали, что будут  искать  в  интернете. Воспитатели нас  поддержали и еще попросили  помощи у  родителей.   Когда насобирали материал, обсуждали, мы выяснили,  что вода  в аквариуме может  мутнеть  от  корма, который  рыбы  не съели,  и он начинает гнить, и еще,  если нет  фильтра.  В  воде не достаточно кислорода, она становится, даже «ядовитой» для рыб.

 Эту  проблему можно  решить  разными  способами. В  нашей  комнате  экспериментов  мы  проводили разные  опыты,  использовали  те  способы, которые  нашли. Выяснили, что:

  • Воду  можно отстаивать (из-под крана  брать  нельзя, так как там  есть  хлор, которым обеззараживают  воду);
  • Воду можно почистить  через  марлю  и вату;
  • Можно  профильтровать,  используя  песок, уголь.
  • Можно прокипятить.

А  еще  мы  рассматривали  воду  под  микроскопом  из  разных  источников.  (Оказалось, что  рисунок чистой воды  похож  на красивые, спокойные волны, а рисунок  грязной  воды  имеет  углы  и черные  точки, даже что-то там двигалось – наверное,  микробы…).

Мы  решили  нарисовать  капельки  воды: чистой и грязной, чтобы  все это увидели.

Теперь стало  понятно, почему  рыбам  было тяжело: они хватали  ртом  воздух, которого не хватало, и им не нравилась  мутная вода с запахом.

Нашему  аквариуму  была нужна  срочная помощь. Вместе с взрослыми мы  поменяли  воду в аквариуме, но не всю, а только часть, чтобы рыбам было легко и хорошо, промыли  грунт, почистили стенки, поменяли  фильтр.… Когда  все было готово, и мы запустили  рыбок, увидели, что рыбки плавают спокойно  и  ведут  себя как обычно.

У нас возник вопрос - если воду  в аквариуме  можно почистить или заменить, то, как же  чистится вода в реках, озерах, прудах?

Мы хотим это узнать и будем искать ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)

      Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обосно­ванную причину, которые просто-напросто вами н...

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»

В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...

"В.И. Вернадский и Тамбовщина"

Материал для педагогов и родителей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем...