Консультация для педагогов на тему: "Дидактические игры как средство профориентации детей с ОВЗ".
консультация

Сулейманова Гульнара Раисовна

Консультация для педагогов на тему: "Дидактические игры как средство профориентации детей с ОВЗ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx24.66 КБ
Файл https://cloud.mail.ru/public/87La/ai9XgVfxo11.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему: «Дидактические игры как средство профориентации детей с ОВЗ».

    Актуальной педагогической проблемой является социальная интеграция детей ОВЗ в современном социуме. Готовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к жизни в современном обществе необходимо начиная с детского сада.

    Ранняя профориентация может выступать средством для адаптации и последующей социализации детей с ОВЗ.

    В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение - первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Знакомство дошкольников с ОВЗ с рабочими профессиями не только расширяет их общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.

    Правильный выбор профессии определяет жизненный успех каждого человека. Задача педагогов, не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и возможности с работой взрослых.

    Цель ранней профориентации в дошкольном учреждении: формировать у детей эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

    Задачи дошкольной профориентации:

Коррекционно - образовательные:

- дать представление детям о многообразии мира профессий;

- расширять общую осведомленность о разных видах труда;

- закреплять представления о трудовых действиях, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы;

- формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий, практические навыки безопасного использования предметов труда;

- формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления.

Коррекционно - развивающие:

- развивать познавательный интерес к профессии

- развивать стремления принимать участие в труде, проявлять волевые усилия

- развивать психические процессы: речь, внимание, память, мышление, воображение

- стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать интерес и уважение к людям труда;

- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам.

- помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

- воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, ответственность за результат своей деятельности, привычку к трудовому усилию.

    Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры.

    Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

    Именно дидактические игры позволяют дошкольникам осознать общественную значимость труда взрослого, структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.

    Любая дидактическая игра имеет две цели: одна обучающая, которую преследует педагог, другая игровая, ради которой действует ребёнок. Эти две цели должны дополнять друг друга.

    Как все мы знаем, дидактические игры делятся на три основных вида: игры с предметами; настольно-печатные игры; словесные игры.

    Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых. Такие игры наиболее доступны детям с ОВЗ, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами, знакомиться с ними. Например, в игре «Собери набор повара» дети должны из множества разнообразных предметов выбрать игрушечную посуду и столовые приборы, а также куклу в соответствующей одежде. Аналогичные игры – «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберём ящик с инструментами», «Что нужно для работы моряку».

    Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности. Но в этих играх дается не сам предмет, а его маркер. Настольно-печатные игры бывают нескольких видов: 1) подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых инструмента»; 2) подбор картинок по общему признаку, например, «Что нужно доктору», «Что есть в магазине». Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определённой трудовой деятельности; 3) составление разрезных картинок на профессиональную тему.

    Словесные игры. Эти игры наиболее трудны для восприятия наших детей. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Например, игры: «Обозначь профессии», «Кто больше назовет действий», «Угадайте, кто работает с этими инструментами», «Определи профессию по результату труда», «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот» помогают пополнить словарный запас ребёнка понятиями из профессиональной сферы.

    А использование мультимедийных дидактических игр в процессе знакомства детей с профессиями позволяют расширить творческие возможности педагога и сделать любой учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение и облегчить процесс усвоения знаний детьми с ОВЗ.

     Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение.

    Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение.

    Дидактические игры органично находят свое место в образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Их можно использовать как в начале ООД для в ведение детей в тему, так и в конце ООД для систематизации и закрепления представлений детей о данной профессии. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого, но участие воспитателя носит косвенный характер.

    Таким образом, дидактические игры являются одним из средств профориентации детей с ОВЗ. Они способствуют обогащению социального опыта дошкольников через расширение представлений о мире профессий, а также воспитание уважительного отношения к труду, как предпосылки формирования чувства ответственности и необходимости трудовой деятельности во взрослой жизни.

    Профориентация дошкольников - это важнейшая ступенька к будущему правильному выбору профессии, а игры по профориентации – это первые шаги к тому, что, возможно, когда-нибудь станет смыслом жизни.

А сейчас предлагаю поиграть в словесную дидактическую игру: «Угадай профессию по дополнительным признакам».

Цель: учить детей угадывать профессию по ассоциациям.

Инструкция: Сейчас я буду перечислять вам предметы, которыми пользуются люди той или иной профессии. Ваша задача- назвать эту профессию.

1). Река, швабра, палуба……………( Матрос.)

2). Книги, журналы, полки………….(Библиотекарь.)

3). Халат, тонометр, шприц……….(Врач.)

4). Молоток, гвоздь, верстак, рубанок…….(Столяр).

5). Зеркало, фартук, шампунь, ножницы……..(Парикмахер.)

Итог: Вы замечательно отгадали все профессии, молодцы.

Список использованной литературы

1.Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина - М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.

2.Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой - М.: Просвещение,1974. 192с.

3.Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.

4.Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008. 64с.

5.Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.

6. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет ./ Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

Интернет – источники:

infourok.ru›Дошкольное образование

maam.ru›…ispolzovanie-razvivayuschih…v…s-ovz.html

nsportal.ru›Детский сад›Разное›…-vozrasta-s-ovz

solncesvet.ru›opublikovannyie…interaktivnaya…po…s…

prodlenka.org›metodicheskie-razrabotki…znakomstvo

proforientir42.ru›…uploads/2017/07/Ispolzovanie…v…



Предварительный просмотр:

Ссылка на презентацию к консультации для педагогов: «Дидактические игры как средство профориентации детей с ОВЗ»

https://cloud.mail.ru/public/87La/ai9XgVfxo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему:"Подвижные игры как средство оздоровления детей".

В статье рассказывается о роли подвижных игр в оздоровлении детей....

Консультация (для педагогов) по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста»

 Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства, и оказывает значительную роль в речевом развитии ребёнка. Театрализованная деятельность ...

Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов  на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая игра и её роль в обогащении словарного запаса детей дошкольного возраста».

Крнсультация о том, как дидактическая игра влияет на обогащение словарного запаса дошкольников...

Консультация для педагогов ДОУ "Роль дидактической игры в развитии речи детей".

laquo;Нам необходимо добиваться того,чтобы дидактическая игра былане только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала быобщему развитию ребенка, служилаформированию ег...

Консультация для педагогов ДОУ «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Консультация для педагогов на тему: "Дидактическая игра и ее роль в развитии дошкольника"

Консультация на тему: «Дидактическая игра и ее роль в развитии дошкольников»Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый ...