Методические рекомендации для педагогов
занимательные факты

Еремина Ирина Сергеевна

«Использование рефлексии как технологии становления и развития личности дошкольника в рамках ФГОС ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.rekomendatsii.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов:
«Использование рефлексии как технологии становления и развития личности дошкольника в рамках ФГОС ДОУ»

Вы меня спросите почему мною освещается именно эта тема? Но, ведь использование рефлексии является важнейшей составляющей современных образовательных технологий. Эта тема очень актуальна и на мой взгляд заслуживает большего внимания.

Во-первых, в основе требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования лежит принцип развития познавательной деятельности дошкольников, необходимость становления самостоятельности, их целенаправленности и саморегуляци собственных действий. Педагогу в данном контексте необходимо обеспечить преемственность целей, задач и содержание образования, помогать детям осваивать новые технологии познания, не только окружающего мира, но и самого себя.

 Во-вторых, в образовании так же ставится задача по реализации метапредметного рефлексивного обучения.

А, в-третьих, формирование предпосылок рефлексии в дошкольном возрасте, процесс сложный, последовательный, требует массу времени и усилий.  Самый популярный итоговый вопрос педагогов после образовательного мероприятия: «Понравилось ли вам дети»? Кто-то ответит «да», кто-то «нет», а некоторые просто промолчат. Промолчат по разным причинам. Одни, чтобы их не осудили за мнение, которое отличается от мнения большинства группы. Другие, просто стесняясь высказаться. А ведь задача педагога узнать мнение каждого ребенка. Если рефлексия проводится системно, регулярно то этот алгоритм дошкольники достаточно быстро осваивают и уверенно применяют, начиная с простейшего вида, а затем постепенно уточняя и детализируя изо дня в день.

Чтобы реализовать эти задачи, педагог должен сам владеть рефлексивными умениями.

Так, что же такое - эта загадочная и многогранная «рефлексия»?

Рефлексия (лат. reflexus — отражение) - форма психической деятельности, проявляющаяся в стремлении к постоянному анализу своих мыслей, поступков, переживаний, эмоций.  

         Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

Из определений термина «рефлексия», общим для них является связь рефлексии с самооценкой, самонаблюдением, осознанием своего состояния. В возрастной психологии существуют разные мнения о том в каком возрасте происходит формирование рефлексии у ребенка. Одни утверждают, что к 5-6 годам, другие, что формирование проходит в возрасте 7-8 лет. Но, точно то, что в дошкольном возрасте формируются предпосылки к рефлексии. И с учетом этих возможностей важно готовить воспитанника ДОУ к поступлению в школу. Рефлексия влияет на самооценку личности, а стало быть на ее становление.

Рефлексия выполняет в педагогическом процессе следующие функции:

1. диагностическую (выявление уровня взаимодействия между участниками образовательных отношений, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств);

2. проектировочную (проектирование и моделирование деятельности участников образовательных отношений);

3. организаторскую (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);

4. коммуникативную (как условие продуктивного общения участников образовательных отношений);

5. смысло-творческую (формирование в сознании участников образовательных отношений смысла их деятельности и смысла их взаимодействия);

6. мотивационную (определение направленности совместной деятельности участников образовательных отношений на результат);

7. коррекционную (побуждение участников образовательных отношений к изменению (корректировке)их взаимодействия и деятельности).

Учитывая все эти функции, педагог может придавать разную направленность воспитательно-образовательному процессу.

Отечественными и зарубежными учеными описано множество различных классификаций рефлексии. Но, мне хотелось бы остановится на наиболее часто используемой классификации при взаимодействии с дошкольниками.

• рефлексия эмоционального состояния и настроения;

• рефлексия деятельности;

• рефлексия содержания образовательного материала.

При использовании в образовательном процессе приемов для формирования предпосылок рефлексии рекомендуется соблюдать следующие правила:

• выражение чувств, переживаний, эмоций, настроений ребенком может быть только по его собственному желанию и не должно доставлять ему (ребёнку) внутреннего дискомфорта;

• не допустимо оценивание высказываний ребенка педагогом и другими детьми.

         Чтобы реализовать современные требования к дошкольному образованию, педагогу надо знать особенности психического развития детей, их половые, гендерные и индивидуальные особенности.
Важным психологическим условием, побуждающим детей к рефлексии, является поддержка педагога: его неторопливость в ожидании ответа ребенка, открытость к разным точкам зрения, приветливость, положительно-эмоциональное отношение и оценка, вселяющая в ребенка уверенность в своих возможности.

Успешное овладение детьми навыками осмысления возникающих ситуаций позволит им переходить от импульсивного поведения к поведению осмысленному, управляемому.
Осмысленное поведение ребенка позволит ему полноценно подготовиться к обучению в школе, где основными новообразованиями становятся:
–    внутренний план действия – как способность к планированию и выполнению действий;
–    рефлексия – как способность анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности;
Очень важно, чтобы и педагог мог проводить саморефлексию, находится в постоянном поиске. Попробуем задать рефлексивные вопросы сами себе:

- Что я делаю?

- С какой целью?

- Каковы результаты моей деятельности?

- Как я этого достиг?

- Можно ли сделать лучше?

- Что я буду делать дальше?

Пока педагог задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ»

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом соче...

Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»

Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»...

Методические рекомендации для педагогов "Организация методической работы по самообразованию педагогов дошкольного учреждения"

Одним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов.В современном ДОУ практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышен...

Методические рекомендации для педагогов Доу «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад   №38 г. Солнечногорск       Методические рекомендации для педагогов ДОУ«Нет...