Методика проведения развивающих занятий с детьми 4–5 лет
методическая разработка (средняя группа)

Ленина Юлия Геннадьевна

Прежде чем говорить о методах и приёмах организации развивающих занятий, следует обозначить отличительные физические, умственные и психологические особенности развития малышей средней группы, так как методика занятий по развитию опирается на возрастные особенности детей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razr_ns_portal_eta.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения развивающих занятий с детьми 4–5 лет

В методической литературе одним из самых сложных вопросов оказывается разграничение терминов «метод», «средство», и «приём» обучения. Поэтому прежде чем рассматривать эти понятия в контексте занятий на развитие дошкольников среднего возраста, сделаем небольшой экскурс в теорию.

Метод — комплекс способов достижения поставленной образовательной цели (обучающей, развивающей, воспитательной или объединяющей все 3 направления).

Приём — элемент, шаг в осуществлении метода на практике.

Средство — система объектов, предметов и явлений, позволяющих реализовывать приём и способствовать освоению новых знаний, умений и навыков. К средствам относятся:

  • игрушки (в том числе конструкторы, пазлы);
  • дидактические материалы;
  • технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор и пр.);
  • краски с кисточками, карандаши, пластилин, глина и пр.;
  • книги;
  • явления природы (животные, растения);
  • речь.

В психолого-педагогической литературе можно встретить ещё один термин: методика. Этим понятием описывается система приёмов, реализующих метод. В практической деятельности методики представлены в двух видах:

  • комплексной программой, цель которой — формирование и развитие разносторонних способностей детей (развитие навыка чтения, письма, формирование умения сосуществовать в коллективе);
  • парциальной программой, то есть направленной на развитие узких способностей (например, изучение иностранного языка).

Особенности развития детей 4–5 лет

Прежде чем говорить о методах и приёмах организации развивающих занятий, следует обозначить отличительные физические, умственные и психологические особенности развития малышей средней группы, так как методика занятий по развитию опирается на возрастные особенности детей

Психолого-педагогические характеристики детей среднего дошкольного возраста

Область развития

Основные черты

Социально-эмоциональная сфера

  • Формирование самооценки (это позволяет вводить на занятиях элементы рефлексии, правда, со скидкой на то, что критически оценить себя у малышей получается ещё не очень хорошо, они не умеют признавать свои ошибки);
  • активное развитие интереса к сверстникам, а также страстное желание быть принятыми ими;
  • обогащение чувственной сферы (радость от общения с товарищами постепенно перерастает в привязанность);
  • формирование таких качеств, как чуткость, доброта, умение дружить, а также активно развивается чувство долга.

Игровая активность

  • Стремление играть вместе, а не рядом, как раньше;
  • постепенное формирование игрового коллектива — устойчивого объединения ребят.

Физическое развитие

  • Большая, по сравнению с младшим дошкольным возрастом, скоординированность движений;
  • динамичное развитие моторики;
  • появление ловкости, скорости в движениях;
  • интенсивный рост мышц (из-за неравномерности этого процесса малыши быстро утомляются), но при этом ещё довольно мягкие кости скелета (силовые упражнения по этой причине исключены);
  • изменение после четырёх лет брюшного типа дыхания на грудной;
  • выработка дальнозоркости;
  • образование сенсорного восприятия, то есть целостного отражения объектов действительности при непосредственном контакте с органами чувств, например, ребёнок видит предмет и воспринимает его в целом, отмечая цвет, форму, размер, текстуру.

Развитие сферы познания

  • Составление в сознании образа взрослого, который знает всё;
  • формирование созидательного отношения к миру за счёт способности преобразовывать объекты, окружающие малыша (к примеру, ребёнок, увидев, что его любимая книжка порвалась, сам заклеивает её);
  • появление стремления осуществлять самостоятельный умственный поиск (интеллект накапливает фактические знания о том, чего ребёнок никогда не видел, что вырабатывает в детях определённое отношение к этим объектам, например, животным, а это формирует чувства к ним — страх перед хищными животными, любовь к домашним);
  • активное развитие желания всё знать, что сопровождается большим количеством вопросов «почему» («Почему идёт снег?», «Почему трава зелёная?» и т. п.);
  • развитие способности воспринимать и познавать свойства объектов окружающей действительности (мерить предметы, накладывая один на другой, исследовать их форму и цвета при помощи сравнения с образцами, например, квадратом, кругом и пр.);
  • получение представлений о категориях времени (частях суток, сезонах) и пространства (далеко, близко, верх, низ), а также о вкусе, запахе и текстуре;
  • продолжение знакомства с базовыми геометрическими фигурами (кругом, квадратом, овалом, прямоугольником, треугольником).

Развитие внимания

  • Развитие способности сосредотачивать внимание до 15–20 минут;
  • развитие способности удерживать в памяти простые инструкции (например, порядок подготовки к занятию по рисованию: взять краски, кисточки, набрать воды в стаканчик, приготовить листы бумаги, тряпочку для того, чтобы вытирать руки).

Развитие памяти

  • Последовательный переход от произвольного припоминания (малыш припоминает картинку прошлого без деталей) к преднамеренному запоминанию (к примеру, какой набор игрушек нужен для игры «Дочки-матери»);
  • развитие способности принимать задачу на запоминание (например, сделать поделку маме на день рождения).

Развитие мышления

  • Начало развития образного мышления, что позволяет вводить на занятиях схемы для выполнения несложных задач, например, построить изображение кубиками Никитина по схеме или пройти лабиринт и помочь девочке найти утерянный мячик;
  • развитие способности предвосхищать результат взаимодействия с предметами (если играть со стеклянной вазой, она разобьётся);
  • совершенствование навыка собирать картинки из фрагментов (в 4–5 лет малыши могут складывать изображение из четырёх элементов без опоры на образец);
  • формирование навыка сравнивать предметы (малыши могут находить 2–3 отличия или сходства);
  • развитие способности обобщать объекты по ряду признаков (мебель, овощи, фрукты, одежда и пр.).

Речевое развитие

  • Завершение освоения речи;
  • улучшение дикции;
  • активное использование речи в жизни;
  • преимущественно «ситуативная речь», то есть та, что относится к происходящей в конкретный момент ситуации;
  • расширение словарного запаса до 2000 слов;
  • включение в описание 2–3 признаков предмета с элементами сравнения («мягкий, как пух»);
  • появление в устной неподготовленной речи простых распространённых и сложных предложений;
  • развитие умения рассказывать о мире вокруг в среднем в 25 словах (эта норма приближается к показателям детей старшей группы).

Творческо-эстетическое развитие

  • Появление произвольности и оригинальности творческой активности (малыши могут рисовать по собственным задумкам или придумывать сюжеты на заданную тематику, организовывать сюжетно-ролевые игры);
  • развитие исполнительских способностей (дети могут «играть» эмоции, необходимые для сюжета игры);
  • появление интереса к качеству своей деятельности (насколько ровно сложены блоки конструктора, чтобы конструкция собранного гаража не обвалилась);
  • формирование предпочтений в той или иной области творчества (рисование, конструирование, лепка, театральная деятельность и т. д.).

Трудовое развитие

  • Инициативное выполнение знакомых действий (к примеру, сложить игрушки в коробку);
  • развитие способности работать в парах, разделяя обязанности (например, один дежурный по группе раскладывает карандаши перед занятием по рисованию, а второй выдаёт каждому ребёнку по листу бумаги).

Для детей 4–5 лет характерно стремление к самостоятельности. Однако такая положительная тенденция имеет и оборотную сторону: неудачи, с которыми ребята неотвратимо сталкиваются, приводят их в недоумение. Когда таких «провалов» много, у ребёнка начинает возникать неуверенность в своих силах. В связи с этим педагогу необходимо своевременно использовать поощрение, поддерживая ребят как в успехах, так и в ошибках.

Цели развивающих занятий разных видов в средней группе

        Содержание понятия «занятие» как способа осуществления непосредственной образовательной деятельности (НОД), которая по структуре соотносится с этапом развития детей конкретной возрастной группы, состоит в практической реализации целей и задач разделов учебной программы по разным векторам развития. Поэтому миссия занятий по развитию — это общая установка НОД в ДОУ с детьми определённого возраста. В связи с этим целями организации развивающих занятий в средней группе являются:

формирование умений и навыков, обеспечивающих гармоничное развитие детей 4–5 лет (обучение самостоятельно мыслить, развивать мышление, воображение);

  • обучение самостоятельному поиску решений той или иной задачи с опорой на имеющийся опыт и интуицию (к примеру, чтобы составить распорядок дня для куклы, ребята соотносят моменты её режима со своим распорядком);
  • воспитание умения работать в мини-группах и парах, распределяя ответственность за конечный результат.

Виды и задачи занятий по развитию в средней группе

Чтобы определить перечень задач, реализующих цели, обозначенные выше, необходимо указать виды образовательных курсов, в рамках которых эти задачи формулируются. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) указаны следующие виды занятий в средней группе ДОУ:

  • ознакомление с окружающим миром или формирование целостной картины мира (ФЦКМ) — курс, реализующий область познавательного развития образовательной программы (1 час в неделю);
  • формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) для выполнения целей и задач познавательной области (1 час в неделю);
  • развитие речи, определённое одноимённой областью образования (1 час в неделю);
  • физическая культура — занятие для осуществления миссии области «Физическое развитие» (3 часа в неделю);
  • музыка как способ реализации задач области «Художественно-эстетическое развитие»;
  • художественное творчество (2 часа в неделю, на которых реализуются такие направления, как рисование, лепка, аппликация и конструирование), призванное осуществить миссию художественно-эстетического развития.

Кроме того, если в детском саду есть специалисты нужного профиля, список занятий в средней группе расширяется:

  • хореографией;
  • логопедическими занятиями и др

Задачи развития осуществляются и при выполнении режимных моментов (например, запоминание порядка проведения гигиенических процедур после прогулки тренирует память), и при проведении досуговых мероприятий (к примеру, во время проведения развлечения, дети, играя персонажей сюжета, развивают свои исполнительские способности).

Опосредованная образовательная активность, которая не ограничена рамками занятий, а сопровождает малышей на протяжении всего времени пребывания в детском саду, также создаёт основу для реализации задач развития:

  • навыков культуры гигиены в рамках развития навыков самообслуживания, понимания здорового образа жизни;
  • внимания;
  • эмоционально-волевой сферы;
  • интеллекта;
  • инициативности;
  • нравственных качеств личности и патриотизма.

Задачи развивающих занятий в средней группе

Направление образовательного процесса

Задачи

Образцы заданий

На каких занятиях реализуются

Познание

  • Познакомить детей со счётом до 5 и понятием количества:
  • малыши пересчитывают предметы, сравнивают количество, выделяют равенства, неравенства;
  • расширяют понятийный аппарат словами «который по счёту», «больше», «меньше», «поровну»;
  • отрабатывают порядковый счёт;
  • развивают навык уравнивания множеств (двое детей, у Миши две конфеты, у Маши — три, что нужно сделать, чтобы конфет стало поровну).
  • Познакомить с понятием «величина предмета»: сравнение предметов по 1–2 критерию (длине и ширине, например).
  • Формировать понятие формы объекта: разъяснение различий между объёмными и плоскостными фигурами.
  • Обогатить сенсорный опыт: дети определяют цвет, размер, форму предметов.
  • Расширить знания о мире предметов (фабричных и рукотворных объектах, транспорте и пр.).
  • Познакомить с миром денег (воспитание бережливости, честности).

«Угости зайцев морковкой».
Цель: развивать умение делить поровну.
Суть упражнения: дети получают 5 картинок с изображением зайцев и пять с изображением морковки. Педагог просит разложить морковки в произвольном порядке, а затем поделить поровну, положить первому больше, чем третьему и т. д.

  • ФЦКМ;
  • ФЭМП;
  • развитие речи.

Социально-коммуникативное развитие

  • Формировать позитивные модели поведения при знакомстве с людьми или посещении поликлиники, детского сада, в транспорте;
  • стимулировать негативное отношение к тем, кто нарушает установленный порядок в обществе;
  • приучать детей к посещению учреждений культуры (кукольный театр, музей, цирк и др.).

«Способ примирения».
Цели:

  • развивать коммуникативные навыки;
  • учить искать способы разрешения конфликтов.

Педагог говорит, что два мальчика поссорились из-за игрушки на прогулке, и просит детей предложить свои варианты разрешения конфликта. Задание может носить форму беседы.

Любая НОД

Физическое развитие

  • Учить соблюдать технику движений при выполнении заданий (ходьба приставным шагом, лазанье по гимнастической стенке, опираясь на пальчики ног, коленки, ладошки);
  • тренировать занимать исходное положение;
  • отрабатывать навык игры с мячом (например, отбивать о землю до пяти раз);
  • развивать равновесие, стоя неподвижно, и в динамике;
  • учить строиться в шеренгу, колонну и в разных сочетаниях;
  • учить придавать движениям пластику и выразительность.

«Помоги щенку».
Цели:

  • развивать навык лазания по гимнастической стенке;
  • отрабатывать навык выполнять действие по команде водящего;
  • воспитывать отзывчивость к чужой беде.

Педагог объявляет, что маленький щенок играл на гимнастической стенке и застрял. Просит ребят помочь. Малыши по очереди залезают на стенку и дотрагиваются до игрушечного щенка — спасают его.

  • Физкультура;
  • утренняя зарядка;
  • хореография;
  • физкультпаузы.

Развитие речи

  • Стимулировать свободное общение малышей со взрослыми;
  • развивать диалогическую и монологическую форму речи, обогащать словарь и звуковую культуру речи;
  • воспитывать интерес к чтению;
  • стимулировать желание и умение слушать сюжеты и следить за ходом действия.

«Назови одним словом».
Цель: развивать умение обобщать объекты одним словом.
Педагог перечисляет объекты, а дети группируют их по категориям (тарелка, ложка, кружка — посуда; яблоко, груша, персик — фрукты и т. д.).

  • Развитие речи;
  • логопедические занятия.

Художественно-творческое развитие

  • Развивать творческие способности через участие в разных видах театрализации (сюжетно-ролевых играх, инсценировках);
  • расширить представления о видах театра (бибабо);
  • учить оценивать свои работы;
  • определять мотивы дымковской, филимоновской, городецкой росписи;
  • развивать навык объединения элементов в одну сюжетную композицию (в лепке, аппликации);
  • тренировать умение держать ножницы и вырезать по прямой и диагонали, делать квадрат, прямоугольник;
  • развивать навык пользования клеем;
  • совершенствовать конструкторские способности (комбинировать детали или элементы постройки);
  • отрабатывать навыки ориентации в пространстве (внутри, снаружи, впереди, сзади);
  • учить изготавливать простые оригами-игрушки;
  • развивать навык изготовления игрушек из бросового материала;
  • воспитывать гармоничный вкус при выборе сочетаний в постройках, поделках.

«Кто я?».
Цель: развивать выразительные способности детей;
тренировать догадку.
Сначала педагог жестами и мимикой показывает животное (человека определённой профессии), ребята отгадывают. Затем дети разбиваются по парам и поочерёдно загадывают друг другу животных, людей разных профессий, героев любимых мультфильмов и пр.

  • рисование;
  • лепка;
  • конструирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АРТ-ТЕРАПИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ.

Пытаясь разнообразить детскую деятельность, сделать процесс вхождения ребенка во взрослый мир более интересным и увлекательным, я все чаще обращаю свой взор на использование в своей деятельности нетра...

«Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи» 22/11/2017г.

laquo;Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи»...

Презентация " Методика проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста в детском саду"

В презентации даются типы, классификация, способы организации детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях в режиме дошкольного учреждения...

Методика проведения развивающих занятий в средней группе

Направление организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) с детьми средней группы (4–5 лет) определяется возрастными особенностями развития. Этот прин...

Методика проведения развивающих занятий в старшей группе детского сада

В документе расписана методика проведения подвижных игр для старшей группы детского сада в виде таблицы, что удобно для распечатки и использования....

Методика проведения развивающих занятий в старшей группе детского сада

Старший дошкольный возраст — это этап развития ребёнка, опирающийся, с одной стороны, на весь тот опыт, который малыш получил ранее, а с другой — на новообразования в его личности, обуслов...