Выступление из опыта работы «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников»
материал (старшая группа)

Мищенко Анастасия Владимировна

Выступление из опыта работы «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_-_konspekt.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32 «Счастливое детство»

города Рубцовска

658213, Алтайский край, г. Рубцовск,  ул. Громова, 12 тел. (38557) 9-81-13, 9-80-61

e-mail: altaidetstvo@mail.ru

»

Выступление из опыта работы «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников»

                                                                                Подготовила воспитатель:

                                                                                 Мищенко

          Анастасия Владимировна

2021

«Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников»

Речь – яркий показатель развития ребенка. Речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

-обедненный словарь;

-часто неверная конструкция предложений;

-неспособность связно и последовательно изложить события;

-дефекты произношения;

-сбивчивый темп речи.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными секциями, кружками и т. д. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи.

В традиционной дошкольной методике развития речи основной формой является обучение на специальных занятиях. Но практика и многочисленные современные исследования доказали, что на занятиях речь детей плохо развивается, речевые фронтальные занятия недостаточно эффективны.

Что же эффективно и почему?

Для успешного воспитания ребенка в детском саду необходимы:

• эмоциональный комфорт (положительные эмоции);

• партнерский, доверительный стиль общения

• достаточная свобода для деятельности

• большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т. е. развивающая и обучающая среда.

Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в познании.

Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах. Перечислим основные:

1. Общение

2. Игры.

3. Развитие речи через использование СМИ (радио, телевизор, ).

4. Труд: трудовые и речевые действия.

5. Праздники и развлечения, как эффективная форма обучения речи.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. В связи с этим встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями.

Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

• создание развивающей предметно-пространственной среды;

• целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

• повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

• изучение состояния устной речи детей;

• участие родителей в речевом воспитании детей.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении.

С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ должны быть оформлены книжные центры, центры природы,  мини-лаборатории, центр театра и музыки.

На занятиях все педагоги должны большое внимание уделять развитию словаря. Проводить систематическую работу по формированию связной речи и ее активизации. Постоянно работать над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах.

,Педагоги должны использовать разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т. д., решение речевых логических задач, игры-драматизации, составление загадок, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного познавательно-речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах познавательно-речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье должны осуществляться через:

• Оформление информационного стенда для родителей в приёмных групп.

• Воспитатели должны разрабатывать рекомендации для родителей по познавательно-речевому развитию детей и оформлять в виде буклетов методичек, папок-раскладушек, брошюрок.

• Проводить семинары – практикумы по ознакомлению с особенностями речевого развития детей определённого возраста;

• Проведение конкурсов;

• Проводить индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей.

• Проводить родительские собрания с приглашением учителя-логопеда.

• Приобретать и изготавливать игры и пособия по развитию речи.

Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь принципа партнерских отношений.

В группе оформлен центр речевого развития и творчества, предоставляющий возможность детям действовать индивидуально, также центр «Здравствуй книга».

Мною накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, мирилок, потешек, запоминалки, считалки и т.д.

Тематическое пособие на развитие внимания и наблюдательности, развитие познавательного интереса, развития связной речи: такие как «Времена года», «Мой город», «Дикие и домашние животные» и т.д.

Дидактические игры на развитие и умение устанавливать причинно-следственные связи.

Игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи, материалы для рассказывания.

Настольные игры на развитие мелкой моторики и мускулатуры рук.

Я считаю, что речевая развивающая среда это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Свою работу строю по принципу «Играя- обучай, развивай», учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра.

Сейчас продемонстрирую небольшую выставку пособий, дидактических игр, которые я использую в своей работе по развитию речи детей разного возраста.

  1. Практический материал для организации речевых игр это и картотеки считалок, мирило, пальчиковая гимнастика, потешки.
  2. Тематические пособия: «Времена года», «Дикие и домашние животные»...
  3. Дидактические игр, которые дети могут использовать как для самостоятельных игр, так и для игр совместно с воспитателем.
  4. Так же в своей работе по развитию речи детей я использую игры на развитие мелкой моторику рук, это и контейнеры с наполнителем, и мелкие конструкторы и цветные карандаши...
  5. В детском саду, в методическом кабинете и в группах большое разнообразие театрализованных игр: пальчиковый театр, кукольный театр, настольные театры, маски и костюмы для ряженья.

Таким образом в детском саду создаются условия для развития речи у детей разного возраста.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление (из опыта работы) на тему «Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников».

Цель выступления:  Повысить компетентность  педагогов  в направлении – проектная деятельность в речевом развитии дошкольников, а именно с помощью художественной литературы....

«Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС», доклад

Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 28.01.2020г....

«Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС», доклад

Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 28.01.2020г....

Консультация «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и соде...