Выступление (из опыта работы) на тему «Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников».
рабочая программа по развитию речи

Воробьева Юлия Владимировна

Цель выступления:  Повысить компетентность  педагогов  в направлении – проектная деятельность в речевом развитии дошкольников, а именно с помощью художественной литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyst_proekt_kniga.docx30.21 КБ
Office presentation icon proekt_kniga.ppt1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №11" Шатурского муниципального района Московской области

Выступление  (из опыта работы)  на тему  

«Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников».

 

                                                                               

Подготовила  воспитатель

МБОУ ДОД "Детский сад №11

Воробьева Ю.В.

Шатура 2018 г.

Цель выступления:  Повысить компетентность  педагогов  в направлении – проектная деятельность в речевом развитии дошкольников, а именно с помощью художественной литературы.

2слайд   В связи с введением в действие ФГОС ДО значительно активизировался интерес педагогов к технологиям проектирования.              В ходе реализации проектов можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействовать с семьями воспитанников.                                                                           

3 слайд   Суть «метода проектов» состоит в такой организации образовательного процесса, при которой воспитанники развивают интегративные качества, приобретают, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - основной тезис современного понимания метода проектов.                                                                             

Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.               В процессе планирования и выполнения практических заданий, в ходе организации и реализации метода проектирования необходимо формировать умение детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из различных областей, формируя умение прогнозировать результаты и устанавливать причинно-следственные связи.                                 3 слайд  Н.Е. ВераксаА.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования.  

Авторы также подчеркивают, что пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком.                                4 слайд  Стратегия поведения педагога должна быть следующей: отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи.  Для развития речи дошкольников в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов.  

5 слайд  По предметно-содержательной области О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева, А.М. Вербенец различают:  монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и межпредметные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы .

Например, реализация задач развития речи предполагает три варианта использования метода проектов: 1) специальные тематические проекты по речевому развитию (монопроекты); 2) интеграция задач развития общения и речи в тематические монопроекты по другим образовательным областям; 3) в межпредметные интегрированные проекты.

6 слайд.  Цель и задачи монопроектов имеют направленность на комплексное решение основных задач, указанных в проекте ФГОС: речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Решение задач других образовательных областей, интегрированных в проект, имеет второстепенное значение. Речь и общение сопровождают все другие виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта.

Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, я убедилась в эффективности использования технологии проектной деятельности в образовании детей дошкольного возраста

 7 слайд Качестве примера я предлагаю рассмотреть проект, осуществленный в группе №4 « Книга – лучший друг».

Актуальность данного проекта  очевидна. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. 

Исходя из актуальности проблемы, были поставлены следующие

8 слайд    Задачи:

- расширять представления об изготовлении книг и профессиях людей;                         - формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний;                                                                                                                                          - воспитывать бережное отношение дошкольников к книге и уважение к труду взрослых, обучить правилам обращения с книгой;                                                    - поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов;                           - развивать память, внимание, коммуникативные навыки;                                              - расширять и активизировать словарный запас по данной лексической теме;                                                                                                                                              - использование словаря в активной речи, в процессе бесед, рассказов, упражнений по данной лексической теме;                                                             - привлекать родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе;

Далее планировали                                                                                                                      9 слайд   предполагаемые результаты:

1. Повышение интереса детей к книгам, чтению и художественной литературе.                                                                                                                                    2. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.                                                                                                                                  3. Повышение уровня развития речи детей.                                                                         4. Активное участие родителей в жизни детского сада.                                                        5. Положительное отношение родителей к совместной деятельности с педагогами.                                                                                                                               6. Возрождение кругу семьи чтение книг, изготовление книжек - малышек и другие виды деятельности.

Вся работа осуществлялась поэтапно.

10 слайд                                                     1.этап - определение проблемы. На этом этапе выбиралась тема, исходя из интересов детей, актуальная и интересная для всех предполагаемых участников проекта.                                                                                                               Использовался, один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с моделями «трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что задавалось детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом? По мере того, как дети отвечали на вопросы, их ответы записывались (СПРОСИТЬ И ЗАПИСАТЬ).  

Ответы определяли задачи и направления познавательной деятельности. Таким образом, дети участвовали в общем планировании предстоящей деятельности.

11 слайд    Использовалась модель трех вопросов:

1. Что я знаю о книгах? Книги бывают разные: рассказы, сказки, научные книги, словари и др.                                                                                                                       2. Что хочу узнать?                                                                                                                  Как появляются книги, откуда берутся                                                                                 Кто их изготавливает, люди, каких профессий?                                                                        Где и как изготавливают книги, что для этого нужно?                                                 Зачем нам нужны книги и где хранятся                                                                                3. Как могу узнать?                                                                                                      Спросить у взрослых (родителей и педагогов)                                                        Сходить со взрослыми в библиотеку.                                                                          Найти информацию в интернете.                                                                                  Узнать из книг, журналов, фотографий.  

12 слайд  2- этап – сбор сведений. Здесь создавались условия для реализации познавательной деятельности детей: подбор соответствующего материала    (чтение книг, рассматривание, беседы с показом иллюстраций, показ презентации); встречи со специалистами (поход в библиотеку, в краеведческий музей) и родителями. Заметную роль отводили участию родителей в проекте.  13 и 14 слайд

15 Слайд           3- этап – поиск путей реализации проекта. На данном этапе предлагались  наиболее интересные для детей формы работы. Обязательно задавались детям вопросы: «Почему именно так они собираются действовать?», «Что именно они хотят узнать?», «Что им необходимо для этого проекта?

Реализация проекта осуществлялась через:

1. Непосредственно образовательную деятельность                                                         2. Совместную деятельность педагогов и детей                                                                   3. Работу педагогов с родителями                                                                                             4. Создание предметно-развивающей среды                                                                        5. Совместную свободную деятельность детей и родителей  

16 Слайд            4- этап – этап организации работы над проектом

Реализация проекта происходила через разные виды детской деятельности: речевую, творческую, познавательную, продуктивную и т. д.

Которые способствовали формированию у детей специфических знаний в разных областях изучаемой темы. При работе над проектом дети учились использовать полученные сведения для создания нового продукта. После завершения работы детям была дана возможность предъявить результат окружающим.

17 Слайд          5- этап – презентация проекта. Детям были созданы условия для того, чтобы они имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости за достижения, осмыслить результаты деятельности. Дети презентовали свой проект в виде «Книжки –малышки» изготовленной совместно с родителями              18 слайд      

 Итоги проекта «Книга-лучший друг».

После проекта дети узнали:

- о разнообразии книг, жанрах произведений;

- узнали историю происхождения и изготовления книг;

- о профессиях библиотекаря, писателя, художника-иллюстратора;

- правила общения с книгой;

- обогатился и расширился словарный запас по данной лексической теме.

- стали бережнее относиться к книгам.

Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому включила в логопедическую работу небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности: рисование, театрализованная деятельность.

В результате работы по реализации технологии метода проектов добились следующих результатов:

воспитанники:

- обрели навыки исследовательской деятельности;

- проявляют активный интерес к предложенной деятельности;

- активно включаются в процесс познания;

- проявляют эмоциональную заинтересованность к совместной проектной деятельности;

- обогащена, уточнена и активизирована лексика по теме проекта;

- дети достаточно свободно пользуются простыми и сложными предложениями;

- развиты коммуникативные способности, отсутствует барьер общения.

родители:

- активно взаимодействуют с ребёнком и с педагогами через проектную деятельность;

- с желанием и интересом участвовали в жизни группы, ДОУ.

Результаты педагогической деятельности доказывают, что проектный метод в дошкольном учреждении в последнее время стал одним из основных компонентов в организации образовательной деятельности.

Главные преимущества этого метода в работе воспитателя - предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития.

Хотелось бы закончить словами великого педагога Ш. А. Амонашвили:

«Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни».

Литература.

1. Л. В. Михайлова-Свирская Метод проектов в образовательной работе детского сада, М., Просвещение, 2015г

2. .Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112с.

3. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2003. – С. 15.

4. Львова Л. С. Инновации педагогического проектирования в ДОУ. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012, № 5

5. Морозова Л. Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, N5, 2009.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников (из опыта работы) Материал подготовила: Воробьёва Ю.В. Воспитатель МБДОУ №11

Слайд 2

В связи с введением в действие ФГОС ДО значительно активизировался интерес педагогов к технологиям проектирования . В ходе реализации проектов можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников , активно взаимодействовать с семьями воспитанников.

Слайд 3

Суть «метода проектов » состоит в такой организации образовательного процесса, при которой воспитанники развивают интегративные качества, приобретают, опыт творческой деятельности , эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов . «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - основной тезис современного понимания метода проектов . Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования

Слайд 4

Стратегия поведения педагога должна быть следующей : отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи. Для развития речи дошкольников в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов.

Слайд 5

По предметно-содержательной области О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева, А.М. Вербенец различают: монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и межпредметные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы. Например , реализация задач развития речи предполагает три варианта использования метода проектов: 1) специальные тематические проекты по речевому развитию (монопроекты); 2) интеграция задач развития общения и речи в тематические монопроекты по другим образовательным областям; 3) в межпредметные интегрированные проекты.

Слайд 6

Цель и задачи монопроектов имеют направленность на комплексное решение основных задач, указанных в проекте ФГОС: речевое развитие включает - владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 7

Качестве примера я предлагаю рассмотреть проект, осуществленный в группе №4 « Книга – лучший друг». Актуальность данного проекта очевидна. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Слайд 8

Задачи: - расширять представления об изготовлении книг и профессиях людей; - формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний; - воспитывать бережное отношение дошкольников к книге и уважение к труду взрослых, обучить правилам обращения с книгой; - поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов; - развивать память, внимание, коммуникативные навыки; - расширять и активизировать словарный запас по данной лексической теме; - использование словаря в активной речи, в процессе бесед, рассказов, упражнений по данной лексической теме; - привлекать родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе;

Слайд 9

Предполагаемые результаты: 1 . Повышение интереса детей к книгам, чтению и художественной литературе. 2 . Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей. 3 . Повышение уровня развития речи детей. 4 . Активное участие родителей в жизни детского сада. 5 . Положительное отношение родителей к совместной деятельности с педагогами. 6 . Возрождение кругу семьи чтение книг, изготовление книжек - малышек и другие виды деятельности.

Слайд 10

Этапы 1- этап - определение проблемы. На этом этапе выбиралась тема, исходя из интересов детей, актуальная и интересная для всех предполагаемых участников проекта. Использовался , один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с моделями «трех вопросов» . Суть этой модели заключается в том, что задавалось детям три вопроса. По мере того, как дети отвечали на вопросы, их ответы записывались.

Слайд 11

Использовалась модель трех вопросов: 1 . Что я знаю о книгах? Книги бывают разные: рассказы, сказки, научные книги, словари и др. 2. Что хочу узнать? Как появляются книги, откуда берутся Кто их изготавливает, люди, каких профессий? Где и как изготавливают книги, что для этого нужно? Зачем нам нужны книги и где хранятся 3 . Как могу узнать? Спросить у взрослых (родителей и педагогов) Сходить со взрослыми в библиотеку. Найти информацию в интернете. Узнать из книг, журналов, фотографий.

Слайд 12

2- этап – сбор сведений . Здесь создавались условия для реализации познавательной деятельности детей: подбор соответствующего материала: чтение книг рассматривание беседы с показом иллюстраций показ презентации посещение библиотеки посещение краеведческого музея

Слайд 13

Выставка книг Рассматривание книг Обсуждение Рассматривание иллюстраций Зачитывание понравившихся отрывков

Слайд 14

Просмотр презентации «Из чего состоит книга» Посещение библиотеки Посещение Краеведческого музея

Слайд 15

3- этап – поиск путей реализации проекта . На данном этапе предлагались наиболее интересные для детей формы работы. Обязательно задавались детям вопросы: «Почему именно так они собираются действовать?» , «Что именно они хотят узнать?» , « Что им необходимо для этого проекта ? Реализация проекта осуществлялась через: 1 . Непосредственно образовательную деятельность 2 . Совместную деятельность педагогов и детей 3. Работу педагогов с родителями 4 . Создание предметно-развивающей среды 5. Совместную свободную деятельность детей и родителей

Слайд 16

4- этап – этап организации работы над проектом Реализация проекта происходила через разные виды детской деятельности: речевую, творческую, познавательную, продуктивную и т.д.

Слайд 17

5- этап – презентация проекта . Детям были созданы условия для того, чтобы они имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости за достижения, осмыслить результаты деятельности. Дети презентовали свой проект в виде «Книжки –малышки» изготовленной совместно с родителями.

Слайд 18

Книжки-малышки своими руками

Слайд 19

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы на тему "Интеграция задач оздоровления и развития речи дошкольников"

В статье описан опыт работы по взаимосвязи развития речи и оздоровления дошкольников...

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность, как метод развития познавательной активности детей".

обобщая опыт работы по теме "Проектная деятельность, как метод развития познавательной активности детей", я отталкиваалась от детской инициативы....

Обобщение опыта работы на тему: "Проектная деятельность в экологическом образовании дошкольников"

Ведущая педагогическая идея опыта по теме. Воспитание основ экологической культуры дошкольников будет проходить результативно, если педагог будет использовать деятельностный подход обучения, акце...

Выступление из опыта работы «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников»

Выступление из опыта работы «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников»...

Выступление из опыта работы:"Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Использование технологии проектного метода позволяет мне создать условия для поддержки детской инициативы в условиях детского сада, семьи,  что способствует  получению следующих результатов:...

Выступление на педагогическом совете ДОУ (из опыта работы) по теме "Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей раннего возраста"

Качественно новой ступенью  духовно-нравственного воспитания в детском саду  является интеграция  его в повседневную жизнь  детей, во все виды  детской  деятельности и тр...