"Учимся любить природу"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Комплект методических материалов по формированию естественно-научного образования детей дошкольного возраста 5-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\pc\Desktop\yavleniy_prirodi_dly_detey.jpg

Комплект  методических  материалов

"Учимся любить  природу"

                                                                       Составители:

                                                                       Черникова С. Е., Тришина Е. В.,

                                                                       Жабина Е. В, Кормышова Ю. А.

МБДОУ  детский сад № 12 «Белочка

                                                              г. Котовск Тамбовской области

   Комплект методических материалов «Учимся любить природу», предоставленных на конкурс по дополнительному естественно-научному образованию детей дошкольного возраста в номинации «Формирование экологической культуры».

   Комплект  составлен  в рамках проведения в Российской Федерации Года экологии в 2017 году. В данном комплекте представлен методический материал по формированию естественно-научного образования детей дошкольного возраста  5 – 7 лет. Комплект содержит материалы, отражающие различные виды образовательной деятельности: учебную, игровую, работу с родителями, работу с педагогами.

  Комплект предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений, специалистов по дополнительному образованию, родительской общественности.

Пояснительная записка.

    В настоящее время  как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания  дошкольников.

   В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

    Остановить опасность, уберечь общий Дом от катастрофы может только человек. Наша задача – вырастить и воспитать такого защитника природы, обогатить его знаниями, научить быть милосердным, любить и беречь свою землю, по-хозяйски распоряжаться ее богатствами.

   Ученые считают, что наиболее благоприятным периодом для формирования экологического сознания является старший дошкольный возраст.

   Экологическое воспитание дошкольников возможно при определенных условиях: формировании элементарных экологических представлений о природе, понимании важности охраны окружающей природы, воспитании гуманного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к  живым существам, в осознанном выполнении определенных норм поведения.

   Результатом такой работы должно стать не только овладение определенными знаниями, но и развитием эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, облагораживать природу.

Содержание

Занятие-экскурсия на экологическом  объекте «Птичья станция» …...........     4

Проект  по формированию экологической культуры у дошкольников «Птицы – наши друзья» …………………………................................................................9            

Экологическая викторина для детей  и их родителей «Знатоки природы» ... 10

Сценарий проведения совета педагогов «Экологическая гостиная» ………  14

Консультация для родителей «Простые опыты с водой» ……………………16

Список использованной и рекомендуемой литературы …………………….  18

Приложение ……………………………………………………………………...18

Занятие-экскурсия на экологическом  объекте

«Птичья станция».

   Создание экологической тропы на территории детского сада – важная часть природоохранительного просвещения, актуальность которого диктуется всей нашей жизнью. С помощью экологической тропы решаются такие  задачи, как: просвещение, обучение и воспитание детей в духе бережного отношения к природе, формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными, укрепление дружеских взаимоотношений между детьми, развитие творчества, воображения, мышления, внимания. Одним из экскурсионных объектов на маршруте экологической тропы нашего детского сада является «Птичья станция».  Выделение данного объекта не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными,  подвижными. Кроме того, данный объект природы наиболее доступен непосредственному восприятию детей.

   Ниже приведен конспект занятия-экскурсии по экологической тропе для детей  6 – 7 лет, экологический объект «Птичья станция».

Экологический  объект «Птичья станция».

  Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Речевое развитие».

Цели:

• развивать у детей познавательные процессы и умственные способности;

• воспитывать активность и самостоятельность;

• способствовать овладению систематизированными знаниями, умениями, навыками о жизни птиц в природе;

• продолжать обучать умениям устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы;

• формировать умение правильно оценивать окружающих и самих себя;

• разъяснять связь между образом жизни и строением птиц;

• формировать партнерские отношения между взрослыми и детьми.

 

 Оборудование: «птичьи гнезда», сделанные руками воспитателя из сухой травы и веточек, скворечник, кормушки).

                                                                                    Птичка над моим окошком

                                                                                    Гнездышко для деток вьет,

 То соломку тащит в ножках,                                                              

                                                                                              То пушок в носу несет.

Птичка домик сделать хочет.

Солнышко взойдет, зайдет.

Целый день она хлопочет,

Но и целый день поет.

В. Туманский

                                                                                 

Звучит запись «Голоса птиц».

   Воспитатель:   Как красиво поют птицы. Мы слышим их голоса, записанные на пленку. А где можно услышать голоса птиц в природе? (в лесу, в парке)

   Воспитатель:  Можно послушать пение птиц и на территории нашего детского сада. Каких птиц мы встречали здесь? (ответы детей)

   Воспитатель: А как мы с вами заботимся о птицах? (зимой сделали кормушки, насыпали в них корм: семечки, хлебные крошки. Весной повесили скворечники, которые сделали наши родители)

  Воспитатель:   Каждая птица живет по-своему. Одна любит лиственный лес, другую только в ельнике встретишь, третья предпочитает водоем или болото. Одна насекомых на коре дерева ловит, другая  их на земле отыскивает, а третья вообще семенами или лягушками питается. И жилище у каждой птицы свое. Одни птички гнездо на сучке вьют, другие его в густой траве прячут, а есть и такие, что дупло в дереве долбят.  Сегодня мы подробнее поговорим о жилище птиц. Но для начала угадайте, о каких птицах идет  речь в загадках.

Солнце греет у порога,        

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам …. (грачи)

 

Угадайте что за птичка:

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста  (ласточка)

За рекою вдалеке

В молодом березняке

Кто – то жалобно поет,

Словно деточек зовет,

Песня эта недолга,

Исполняет … .(иволга)

 Жилища птиц бывают разные: большие и маленькие. Жилищем для птиц служат гнезда. Они обустраивают их на деревьях, на земле, под крышами домов. А есть птицы, которые строят  гнездо в норе, вырытой в песчаном берегу водоема (например, ласточки-береговушки) (Воспитатель показывает детям жилище таких  птиц на данном экологическом объекте).

  Многие птицы  вьют свои гнезда из веточек деревьев, найденных на земле. Большие полукруглые гнезда получаются из переплетенных веточек. Внутрь гнезда, расположенного высоко на дереве, птицы кладут сухую траву, пух животных, мох.

(Воспитатель показывает детям  «птичье гнездо»).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете: хорошо или плохо то, что птицы строят гнезда высоко на деревьях? (Хорошо, потому что к ним не доберутся хищники, а плохо, потому что из – за сильного ветра гнезда могут упасть.)

  Но есть птицы, которые  строят свои гнезда на земле, на кустах (например, иволги). Они вьют их из сухой травы, гнезда получаются прочные, легкие, полукруглые.

(Воспитатель показывает детям «птичье гнездо», свитое из сухой травы.)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, откуда птицы берут шерсть животных? (Когда животные линяют, шерсть остается на веточках кустарников, на земле).

Воспитатель: Есть птицы, которые не вьют гнезд, а живут в прочных, уютных домиках, сделанных руками человека из неотесанных досок. Как называются эти птицы? (Эти птицы называются скворцы, а их домик – скворечник.)

Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим скворечник. (Воспитатель показывает скворечник) Почему отверстие такое маленькое? (чтобы не забралась кошка или другая крупная птица.)

Воспитатель: Что будет, если в скворечнике щели? (Птицы замерзнут).

  Польза, которую птицы приносят человеку, разнообразна: они уничтожают вредных грызунов, насекомых и семена сорняков, распространяют семена многих растений, а также дают перо и пух, имеющие разнообразное применение.

  Птицы  делают нашу жизнь ярче и радостней. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Мы должны с вами помнить, что птицы -  наши друзья, не должны забывать подкармливать птиц зимой.

   Воспитатель: Ну что же, наше знакомство с жизнью птиц подошло к концу. Сегодня  вы узнали много нового и пополнили свои знания о птицах. А чтобы слово не расходилось с делом, я предлагаю в следующий раз всем вместе изготовить кормушки для птиц и внести свой вклад в общее дело охраны птиц.

  А сегодня во время вечернего досуга давайте с вами поиграем в игру «Птицы в природе».

  Пример игры экологического содержания для детей 6 – 7 лет.

«Птицы в природе»

(«Пирамидки»)

   Дидактические задачи: развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев, - экологическую пирамидку, объяснить, к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы.

  Оборудование: Кубики с изображением солнца, земли, воды, деревьев (сосна, береза, рябина, дуб), цветов, бабочек, комаров, мошек, лягушек, рыб, птиц (снегирь, цапля, дятел, синица, курица).

  Игровые действия.

  Первый вариант. Дети составляют элементарные экологические пирамидки из трех-четырех звеньев к птице, названной воспитателем.

  Второй вариант. Воспитатель сам составляет пирамидку и сознательно пропускает необходимые звенья. Дети должны найти «ошибку», исправить и объяснить, почему они так считают.

  Ход игры. Первый вариант.

  Воспитатель (ставит на стол кубик, на котором нарисован дятел). Где живет дятел?

  Дети. В лесу на дереве (находят кубик с изображением дерева и ставят на стол).

  Воспитатель. Что нужно дереву, чтобы оно росло? Выберите необходимые кубики и определите их место в пирамидке.

  Дети находят соответствующие кубики, изображающие землю, воду, солнце и ставят их у основания пирамидки под кубиками с изображением дерева.

  Воспитатель. Чем питается дятел? Выберите ему корм и определите его место в пирамидке.

  Дети находят кубики с изображением червячков, шишек хвойных и ставя их над деревом. Объясняют свой выбор.

  Воспитатель. А где мы поставим кубик с картинкой дятла?

  Дети. Над деревьями, потому что дятел питается червячками, которые находятся под корой дерева, семенами из шишек и сам живет на дереве, а земля, вода и солнце нужны дереву для роста.

  Аналогично составляются пирамидки, соответствующие жизни в природе цапли, снегиря и др.

  Ход игры. Второй вариант.

  Педагог составляет экологическую пирамидку, связанную с дятлом, но не включает кубик с картинкой, изображающую воду.

  Воспитатель. Правильно я составила пирамидку? Что в ней отсутствует? Как вы думаете, что случится с дятлом, если исчезнет вода?

  Дети. Без воды не смогут расти деревья, и дятлу негде будет жить и нечего будет есть.

  Аналогично составляются пирамидки, в которых не хватает какого-либо кубика. Дети вместе с воспитателем определяют условия, необходимые для жизни данной птицы.

 

   

Проект  по формированию экологической культуры у дошкольников

«Птицы – наши друзья».

   Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности.

  Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами поведения по отношению к объектам природы.

    Представляем  информационно-экологический проект для детей 6 – 7 лет «Птицы – наши друзья» (приложение).

   Тема проекта «Птицы – наши друзья»   понятна по своему содержанию детям: знакомит с объектами живой  природы, развивает наблюдательность, воспитывает бережное отношение к птицам. Эта тема включает в себя разнообразные виды детской деятельности: поисковую, творческую, познавательную.

    Участие детей в данном проекте  позволит обогатить знания и представления о птицах (тем самым обогатить словарь детей), их детенышах, особенностях их жизни: развить связную речь, творческие способности детей.  

    Реализация проекта осуществлялась в различных направлениях образовательной деятельности (в игровой деятельности, в познавательно-речевом развитии, в продуктивной деятельности, в областях здоровья и физической культуры).

Экологическая викторина для детей  и их родителей

 «Знатоки природы».

  Под музыку в зал входят две команды детей: команда «Солнышко» и команда «Росинка».

  Ведущий. Дорогие дети, дорогие взрослые. Сегодня мы собрались в клубе любителей природы.

    Светлее небо, тает снег…

    Мы вам расскажем о весне:

    Как птицы с юга к нам летят,

    Как ручейки бегут, звенят.

    И хочется, конечно, нам

    Пустить кораблик по волнам.

    Итак, начнем мы все сейчас

    Наш удивительный рассказ.

   Сегодня к нам придут гости: Дюймовочка, Ласточка, Ландыш (дети, одетые в соответствующие костюмы). Они приготовили для нас вопросы, загадки, занимательные аттракционы. А вот и они. Рассаживайтесь, дорогие гости. Сейчас я расскажу всем о правилах игры.

   Если ребенок готов ответить на вопрос, он поднимает руку. За правильный ответ команда получает какой-либо предмет: грибок, елочку и т. д. Команда, набравшая наибольшее количество очков, становится победителем. Если ответ неправильный, на помощь детям могут прийти родители. Очко засчитывается команде, членом которой является ребенок взрослого, давшего правильный ответ.

   Ведущий. Дюймовочка, ты летала с ласточкой в теплые края, видела много интересного, и, наверное, твой вопрос будет интересен ребятам.

   Дюймовочка (на экране появляется первый слайд).

 Солнце светит, снег в низинке,

 Вот грибы лежат в корзинке.

 Вовы, Тани и Маринки,

 Все ли верно на картинке?

 На слайде изображены  подснежники, грибы, снег, попугай. Детям нужно угадать, что лишнее в весеннем лесу.

 

 Ведущий. Идет весна, птицы возвращаются из теплых краев. Мы хотим помочь им быстрее обжиться дома. Но для этого нужно знать, в каких домиках живут разные птицы  (на экране появляется 2 слайд, на котором изображены  скворечник, гнездышко, ласточкино гнездо, дупло). Проводится игра «Кто в домике живет?».

   Ведущий. Теперь мы знаем, кто в каком домике живет. Пора приниматься за работу, сделаем скворечник (дети поют песню «Птичий дом» муз. Д. Кабалевского, сл. О. Выготской). А теперь давайте поиграем в игру «Займи домик».

  Ландыш. Ребята, а вы не забыли, как называются птицы, которые живут в наших лесах? Сейчас проверю (загадывает загадки).

Он соло пел среди ветвей,

Певца назвали … (соловей).

У дупла листок пришпилен,

А живет в нем дядя …(филин).

Прячьтесь, куры! В небе ясном

Черной тенью кружит … (ястреб).

Кто на елке на суку

Счет ведет: ку-ку, ку-ку (кукушка).

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица … (грач).

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном  (дятел).

  Проводится конкурс «Узнай птиц по голосу» (дети слушают запись «Пение птиц в лесу»).

  Ведущий. Ребята, а вы можете сказать, кто учит птиц петь? Нет? Сейчас мы с вами попадем в необычную школу.

Разыгрывается сценка «Филин и ученики».

Филин.

Чтобы голос ваш звучал

Радостно и звонко,

Вы пропойте динь-ди линь

Весело и тонко.

Трое детей играют на металлофонах и поют «Динь-ди линь, динь-ди-линь».

Филин благодарит их, подходит к детям с маракасами.

Филин.

Ты в лесной тиши послушай

Шум листвы и ветерка:

Нежный он и очень тихий,

Словно крылья мотылька.

   Дети отстукивают ритмический рисунок на маракасах. Филин хвалит их, подходит к детям с барабанами.

Филин.

Барабанный звонкий стук

Раздается: тук-тук-тук.

Мы его сейчас повторим

И с природою поспорим.

 Дети отстукивают ритм на барабанах.

Филин. А теперь сыграем все вместе.  Птичий хор готов  (оркестр исполняет любую мелодию).

   Ведущий. Ребята, а теперь я предлагаю вспомнить еще раз правила поведения в лесу.

 

 Ведущий. Сегодня мы с вами  встретили вернувшихся с юга  птиц, послушали, как они поют, полюбовались их нарядом, помогли им расселиться в домики и вспомнили правила поведения в лесу. Я вижу, что вы добрые друзья природы и никогда не обидите лесных жителей. И пусть так будет всегда … (в зал вбегает ребенок в костюме кукушки).

   Ведущий. Кукушка, а ты что тут делаешь? Дети, вы знаете, что кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнезда?

   Кукушка. Ребята, вы не волнуйтесь, я прилетела с подарками. Эти вкусные игрушки – вам.

Кукушка раздает детям из корзины «киндер-сюрпризы».

Сценарий проведения совета педагогов

 «Экологическая гостиная».

Старший воспитатель. Удивительный мир природы (звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»). Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки, у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге, в перелеске, после сильного дождя…

  Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, за полярным кругом или в степи, - воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

Мне не унять метели,

Не растопить снега,

Но чтобы птицы пели –

Это в моих руках.

                   (В. Солоухин)

   Старший воспитатель. Природа – источник красоты. Она прекрасна во все времена. Давайте вместе немного отдохнем и помечтаем… (звучит лирическая мелодия). За окном метель кружит, поет свою бесконечную зимнюю песню северный ветер, и вдруг … окно распахнулось, и к вам на ладонь опустился зеленый березовый листок – нежный, маленький подарок грядущей весны.

   Забудем наши проблемы, отложим заботы и тревоги – будем отдыхать и наслаждаться свежестью весеннего ветра, запахом летнего скошенного луга, шелестом осенних кленов, ароматом ясного зимнего дня.

  Педагоги делятся опытом, как воспитывают у детей чувство любви к прекрасному, природе.

  Старший воспитатель. Природа – источник доброты. Любование красотой – это лишь первый росток доброго чувства, который надо развивать. В детстве ребенок должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания доброты чувств; как можно пробудить у детей светлые добрые чувства, как утвердить в их сердцах доброжелательность, заботливое отношение к живому и красивому.

  Педагоги делятся опытом.

 Старший воспитатель. Природа – источник познания. В природе все меняется ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что Солнце является

источником тепла и света на Земле, что растения дышат и растут, что холодная снежинка, коснувшись теплой ладошки превращается в капельку воды и многое-многое другое. Важно воспитать у детей познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира. (пример из опыта работы).

  Старший воспитатель.  Природа – источник укрепления здоровья. Сочетание полноценного питания, солнца, воздуха, воды, труда и отдыха – прекрасное средство закаливания организма и предупреждения простудных заболеваний. Все это – целебный источник здоровья. Почему же человеку необходимо заниматься укреплением здоровья? (Педагоги делятся опытом).

  Старший воспитатель.  А сейчас будем отгадывать кроссворды на закрепление знаний по методике ознакомления с природой.

Блиц-игра «Экологическое лукошко».

Участвуют две команды.

Условие игры: за правильный ответ на вопрос из «экологического лукошка» команды получают очки в виде ромашки и снежинки. Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество очков.

  1. Назовите фамилию писателя, творчество которого можно соотнести с данным высказыванием: «В нем счастливо сочетались два умения, два таланта: рассказчика и рисовальщика». (Е. Чарушин).
  2. Разнообразие и музыкальность голосов птиц широко используются в музыкальном творчестве. Известны многие песни про кукушку с подражанием голосу этой птицы. Известный композитор делал нотные записи птичьих голосов и вводил их в звучание большого симфонического оркестра. Так, в опере «Снегурочка» можно услышать голоса кукушки, снегиря и других птиц. Кто композитор этой оперы? (Н. Римский-Корсаков).
  3. Этот писатель-природовед называл свои произведения «сказки-несказки». По форме эти произведения сказочны: звери и деревья разговаривают, думают, поучают, любят. (В. Бианки).
  4. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (клен).
  5. Какую ягоду называют «северным гранатом»? (костяника).
  6. Какая ягода заменяет лимон? (клюква).
  7. Из какого дерева делают пианино? (из ели).

  1. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, отражают явления неживой природы. Назовите эти игры. Одну проведите с командой соперников.
  2. Конкурс песен о природе, о животных, о растениях (спеть по куплету).

Подведение итогов.

Звучит песня С. Намина «Как прекрасен этот мир».

Консультация для родителей

«Простые опыты с водой».

Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду.

 
 Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.


 Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.
 Опыты используются для ознакомления детей со свойствами песка, глины, воды.


Предлагаем Вашему вниманию некоторые опыты, которые Вы можете провести со своими детьми дома.

 Материалы и оборудование:
  стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.


1. Вода прозрачная.
  Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.          Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о

молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?


2. У воды нет вкуса.
   Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)


3. У воды нет запаха.
   Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду,  в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).
  Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.


4. Пар – это тоже вода.
   Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.


5. Вода жидкая, может течь.
   Дать ребенку два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
  Для того, чтобы ребенок  лучше понял, что такое «жидкая», предложить  вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.


6. В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются.
    У  ребёнка  два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?
  На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы, если

бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).
  Предложить ребенку  размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).


Удачи Вам и Вашему ребенку!

Список использованной и рекомендуемой литературы.

  1. Кирикэ Г. Ребенок и природа //Дошкольное воспитание. 1993. №7. – С. 3 – 9.
  2. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. - М., ТЦ Сфера, 2010. – 144 с.
  3. Масленникова О. М., Филлипенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград,  Учитель, 2014. – 232 с.
  4. Машкова С. В., Суздалева Г. Н., Егорова Л. А. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. ФГОС ДО. -  Волгоград,  Учитель, 2015. – 185 с.
  5. Молодова Л. Н. Экологические праздники для детей. – Мн., Асар, 1999 - 128 с.
  6. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М., Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
  7. Смирнова В. Давайте профессию нашу любить! / /Дошкольное воспитание. 1995. № 1. – C. 120 – 121.
  8. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. - М., ТЦ Сфера, 2010. – 144 с.
  9. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? – М., Гном и Д, 2002. – 96 с.

Приложение.

Видеоматериалы:

Презентация проекта «Птицы – наши друзья» .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тип проекта: информационный По времени проведения: краткосрочный (4 недели ). Участники проекта: дети группы общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет, воспитатели, родители. «Птицы - наши друзья»

Слайд 2

Цель проекта Ф ормировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определённым климатическим условиям; Развивать интерес к жизни птиц; Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия. Ознакомление с художественной литературой, участие детей в драматизациях небольших отрывков произведений. Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением. Придумывать небольшие истории про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам «Заяц-хвастун», «Кукушка», составление рассказов из личного опыта.

Слайд 3

Задачи У точнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать. Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц. Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц. Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

Слайд 4

Актуальность На сегодняшний день экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете. Выбор темы «Птицы - наши друзья! » обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. И мы с родителями должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Слайд 5

Гипотеза Если постоянно подкармливать птиц в холодное время года и тем самым помочь им пережить зиму, то это поможет сохранить их численность .

Слайд 6

Развивающая среда нашей группы

Слайд 7

Драматизация сказок

Слайд 8

Рассказываем , составляем загадки по картинкам и рисункам

Слайд 9

Наши родители - мастера!

Слайд 10

ООД и беседы Что мы знаем о птицах. Что мы знаем о зимующих птицах. Как зимуют наши пернатые друзья? Птицы разных стран. Тайны птичьего царства. Для чего нужна Красная Книга? Птицы родного края. Компьютерные игры и слайдовые презентации

Слайд 11

Целевые прогулки и наблюдения. Забота о птицах.

Слайд 12

Проведя наблюдения мы сделали следующие выводы: Сытой птице – мороз не страшен. Главное правило – не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может привести к гибели привыкших к подкормке пернатых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Учимся любить природу"

Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы.Воспитание любви к природе через экологический проект....

Семинар- практикум «Учимся любить природу» для родителей и детей 2 младшей группы

Данный материал познакомит родителей младших дошкольников с приемами ознакомления детей с природой, воспитания у них бережного отношения к природе.ю даст представление  родителям об игровых метод...

"Учим любить природу"

Консультация...

Консультация для родителей на тему : "Учимся любить природу".

Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. ...

Учимся любить природу.

Когда человечек рождается, он постепенно начинает познавать окружающий мир.Младенец рассматривает всё вокруг себя, запоминает образы и предметы, учиться разговаривать и слышать....

Конспект занятия "Учите любить природу"

Этот материал поможет молодому специалисту....