Консультация для воспитателей
консультация (подготовительная группа)

Магомедова Патимат Нурмагомедовна

«Ежедневный рефлексивный круг», специфика его проведения.

10 самых интересных примеров начала рефлексивного круга»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refl_krug.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Золушка»

Консультация для воспитателей

«Ежедневный рефлексивный круг», специфика его проведения.

10 самых интересных примеров начала рефлексивного круга»

 

Воспитатель

Магомедова П.Н.

Когалым-2021

«Ежедневный рефлексивный круг» – это технология, позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников, мыслительные возможности детей. Он направлен на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга, развития умения выражать свои чувства и переживания публично, умения анализировать и делать выводы. По мнению автора технологии Н.П. Гришаевой, «Круг рефлексии – это самый эффективный способ развития саморегуляции у детей».

Цель данной технологии: развитие связной речи детей, раскрытие «я» ребенка (познанию  себя, своих мыслей, собственных действий и состояний).

Задачи:

  • сплотить детский коллектив;
  • развивать умение выражать свои чувства и переживания публично;
  • формировать умение слушать и понимать друг друга, решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи;
  • учить обсуждать планы на день (в дальнейшем на неделю, месяц);
  • привлечение родителей к жизни детей в ДОУ.

Виды рефлексивных кругов:

  • ЛИЧНОСТНЫЕ (познание ребенком самого себя, своих мыслей, чувств, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых, развитие речи как средства общения)
  • СОБЫТИЙНЫЕ (осмысление собственных действий и состояний)
  • ТВОРЧЕСКИЕ (развитие творческого потенциала (дети учатся сочинять, фантазировать), релаксация, рассказы по воображению и др.)
  • ПОНЯТИЙНЫЕ (осмысленное понимание и восприятия духовной действительности человека, формирование умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи)

Рефлексивный круг может проводиться:

  • по плану
  • по итогам свободной работы
  • без плана, когда в течение дня неожиданно появляется необходимость обсудить какое-то событие или жизненную ситуацию.

Большинство дошкольников испытывают трудности, на первых порах внедрения этой технологии:

  • не умеют выражать свои мысли и чувства словами;
  • не всегда понимают вопросы и задания;
  • не умеют выслушивать мнения других ребят, перебивают друг друга, выкрикивают;
  • боятся высказывать свое мнение, думают, что над ними посмеются, испытывают страх «неправильного» ответа.

Постепенно они привыкают видеть доброжелательность, терпеливость, прислушиваются к тому, о чем рассказывают другие, не боятся говорить о себе. Речь становится эмоциональной, а запас слов разнообразнее.

Правила на РК создаются совместно педагогом и детьми (они вывешиваются на стенд в виде картинок)

ПРАВИЛА проведения ЕРК:

  • РК проводится каждый день в удобное время (утро/день/вечер)
  • РК начинается с речёвки (приветствия)
  • Время проведения: младшие группы-5-10 минут,

                                  старшие группы-10-20 минут.

  • Необходимо соблюдать атрибутику и традиционность проведения РК (приглушенный  свет, спокойная музыка, свеча (электрическая), мягкий предмет-талисман, который дети передают по кругу, место проведения РК (ковер, подушки и др.)
  • В младших группах начинать РК с детей, которые могут что-либо сказать самостоятельно. Для привлечения внимания детей надевать на руку куклу и говорить от ее лица.
  • Обсуждать проблемы без перехода на личности детей, чтобы каждый ребенок чувствовал свою защищенность.
  • Нельзя оценивать высказывания детей!  Стараться комментировать каждое их высказывание, развивая суждения дальше.
  • Каждый РК заканчивается технологией развивающего общения «К родителям через детей», по которой дети должны дома задавать вопросы своим родителям по теме прошедшего РК.

ПРАВИЛА проведения РК для детей:

  • Правило поднятой руки.
  • Говорить по одному или тому, у кого в руках предмет.
  • Отвечать на вопрос, который задан.
  • Не повторять то, что кто-то уже сказал.
  • Если не хочешь, можешь не говорить.
  • Не уходить из «круга», пока он не закончится.

Пример структуры утреннего ЕРК:

  • Позывные для утреннего круга (звуковые сигналы, песня, сюрпризный момент, …)
  • Организация круга (п/и «Поезд», размещение на своей подушке, …)
  • Приветствие (речёвка, клубок, игрушка-талисман, …)
  • Обсуждение эмоционального состояния детей.
  • Обсуждение планов на день.
  • Обмен новостями и информацией о прошедших и предстоящих событиях.
  • Выявление детских интересов.
  • Обсуждение проблемных ситуаций.

Пример вопросов на экстренном «ЕРК» (сразу после какого-то происшествия)

  • Что случилось?
  • Почему так произошло?
  • Как решить ситуацию?
  • Какие у нас правила в группе? Какие правила ты готов выполнять, а какие-нет и почему?
  • Как поступить с тем, кто нарушает правила?
  • Зачем людям нужны правила?
  • Какие правила ты знаешь?

 

Примеры приветствий:

1. «Здравствуйте» (коммуникативная игра; музыка М. Картушиной)

По дорожке мы шагаем            Дети идут по кругу взявшись за руки

И друзей своих встречаем.

Здравствуй, солнце!                   Поднимают руки вверх.

Здравствуй, речка!              Опускают руки и плавно водят ими перед собой вправо и влево.

Здравствуй, белая овечка!            Прикладывают кулачки на голове («рога»).

Здравствуй, козлик!                      Приставляют указательные пальцы к голове.

Здравствуй, кот!                            Мягкими движениями по очереди

Тот, что моет лапкой рот!             выставляют руки вперед («кошачьи лапы»).

По дорожке мы шагаем                Дети идут по кругу взявшись за руки

И друзей своих встречаем.

Здравствуй, белка!                         Прижимают руки к груди, опустив кисти вниз.

Здравствуй, стриж!                         Взмахивают кистями как крыльями.

Здравствуй, заинька - малыш!       Приставляют ладони к голове ( «заячьи уши»).

Здравствуйте, мои друзья!             Поднимают руку вверх и приветственно машут ею.

Очень рад всех видеть я!                Прижимают руки к груди и вытягивают их вперед

2. «Мы идем с тобой по кругу»  (коммуникативный танец – игра)
.Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
Улыбнемся мы с тобой…

3. Песня «От улыбки хмурый день светлей»

            От улыбки хмурый день светлей,

            От улыбки в небе радуга проснется.

            Поделись улыбкою своей

            И она к тебе еще не раз вернется.

4. Песня-игра «Зашагали ножки весело по кругу»

Зашагали ножки весело по кругу             (шагают по кругу/или в рассыпную)

Привели нас ножки по дороге к другу    (находят себе пару, смотрят друг на друга)

Раз, два, три, здравствуй говори              (на раз, два, три хлопают в ладоши)

Раз, два, три, руку мне пожми                  (хлопают в ладоши и пожимают друг другу руки)

Побежали ножки весело по кругу        (далее по тексту)

Привели нас ножки по дороге к другу

Раз, два, три, головкой поклонись

Раз, два, три, мило улыбнись

3) Поскакали ножки весело по кругу

Привели нас ножки по дороге к другу

Раз, два, три, хлопай веселей

Раз, два, три, обнимись скорей!

 5. Игра «Дружная семья»

Я, ты, он, она-

Вместе дружная семья.

Руку дай соседу справа.

Руку дай соседу слева.

Я, ты, он, она-

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Обними соседа справа,

Обними соседа слева.

6.  Приветствие с комплиментами

7.  «Волшебная палочка»

8.  «Смайлик»

Дети передают по кругу большой смайлик и приветствуют друг друга, говорят друг другу ласковые слова.

9. Приветствие друг друга с обращением «господин», «госпожа», «мадемуазель» и т.п.

10. Приветствие со сказочными героями (воспитатель в роли сказочного героя; дети в роли героев- с использованием масок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...