тренинг для родителей ДОУ «Педагоги и родители - бесконфликтное общение»
материал

Попова Людмила Валерьевна

Только вместе с родителями, общими

 усилиями педагоги могут дать детям

 большое человеческое счастье.

В.А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развитие коммуникативной компетентности родителей и профилактика конфликтов в ДОУ; формирование у родителей представлений о причинах конфликтов, путях и способах их разрешения; приобретение коммуникативного опыта.

Задачи: формирование представлений о процессе возникновения конфликтов; познакомить с конструктивными способами выхода из конфликтов.

 План тренинга

1.Регистрация участников практикума

2.Вводно – ознакомительная часть

2.1.Мини – лекция «Что такое конфликты»

3. Практическая часть. Работа в подгруппах

3.1.Постановка проблемы (Информирование)

4. Рефлексия

Материал: маркеры, магнитная доска, картинки животных.

Ход  тренинга:

2. Вводная часть. Создание мотивации.

Слово педагога-психолога: Добрый день, уважаемые родители! Я рада Вас всех сегодня видеть. Надеюсь, что мы интересно и полезно проведём время.

Сегодня мы поговорим с вами о конфликтах в системе "педагог — родитель",

а тема звучит: «Педагоги и родители - бесконфликтное общение».

Только вместе с родителями, общими

 усилиями педагоги могут дать детям

 большое человеческое счастье.

В.А. Сухомлинский.

2.1.Мини – лекция «Что такое конфликты»

Сказ о богатыре русском

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – Змей Горыныч лежит. И стал биться богатырь со Змеем проклятым. День бился, два бился, три бился…Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, Горыныч спрашивает:

— Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

— Да, я водицы испить хотел…

— Ды-к, пил бы! Чего ж драться-то начал?!»

Так и в нашей жизни: порой, не разобравшись в чем дело, люди ссорятся, конфликтуют специально или неосознанно, тем самым, усложняя жизнь себе и другим. Речь сегодня пойдет о конфликтах с родителями. Способах их преодоления и предотвращения.

Конфли́кт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Конфликт(лат.conflictus)—столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями: забирают много душевных сил, энергии, чтобы потом восстановиться потребуется длительный период.

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

3.Практическая часть.

Тест «Насколько вы конфликтны»

Инструкция. Вам предлагается ответить на 7 вопросов. Каждый вопрос имеет 3 варианта ответов. Выберете тот, который вам подходит и суммируйте выбранные ответы.

1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор на повышенных тонах. Вы:

избегаете вмешиваться

можете встать на сторону потерпевшего или того, кто прав

всегда вмешиваетесь и отстаиваете свою точку зрения

2. На собрании (совещании) критикуете ли вы руководство за допущенные ошибки?

нет

да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему

всегда критикуете за ошибки не только начальство, но и тех, кто его защищает

3.Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?

только если они не обидчивы и эти споры не портят ваших отношений

да, но только по принципиальным, важным вопросам

вы спорите по любому поводу

4.Дома на обед подали несоленое блюдо. Ваши действия:

не заметили такой пустяк

молча взяли солонку

не удержались от замечаний, и, может быть, демонстративно откажетесь от еды

5.На улице, в транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция:

с возмущением посмотрите на обидчика

сухо сделаете замечание

выскажетесь, не стесняясь в выражениях

6.Кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась. Вы:

промолчите

ограничитесь кратким комментарием

устроите скандал из-за пустой траты денег

7.Не повезло в лотерее. Как вы воспринимаете это:

Постараетесь быть равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда в ней больше не участвовать

Не сокроете досаду, но отнесетесь к происшедшему с юмором, пообещаете взять реванш

Билет без выигрыша надолго испортит настроение

Интерпретация результатов.

От 20 до 28 баллов – вы тактичны, не любите конфликтов, избегаете критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, то вы учитываете, как это отразиться на вашем положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих.

От 10 до 18 баллов – о вас говорят, что вы – конфликтная личность, но на самом деле вы конфликтуете лишь тогда, когда нет другого выхода и все средства исчерпаны. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это отразиться на вашем положении, при этом не входите за рамки корректности. За все это вас уважают.

8 и менее баллов – вы ищете повод для споров, большая часть которых излишни, мелочны. Любите критиковать, но только тогда, когда выгодно вам. Вы стремитесь навязывать свое мнение, даже если не уверены, что правы.

Упражнение «Претензия»

Причины конфликтов между педагогами и родителями различны: родитель не удовлетворен положением ребенка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией образовательного процесса и т.д. Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Родители пишут претензии к воспитателям. Обсуждение результата работы.

Варианты:

с ребенком мало занимаются в саду;

не создают должных условий для укрепления его здоровья;

не могут найти подход к ребенку;

используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);

ребенка заставляют  есть или не следят, чтобы он все съедал;

ограничивают свободу ребенка;

плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не переодели грязную футболку);

часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;

не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили, ударили, поцарапали

Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями?»

Участники делятся на две команды. Первая команда подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы;

вторая – подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями необходимы. Время работы – 3 минуты. Обсуждение положительных и отрицательных сторон конфликта.

Положительные

стороны конфликтов

Отрицательные

стороны конфликтов

• Получение социального опыта

• Нормализация морального состояния

• Получение новой информации

• Разрядка напряжённости

• Помогает прояснить отношения

• Стимулирует позитивные изменения

• Настроение враждебности

• Ухудшение социального самочувствия

• Формализация общения

• Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение

• Эмоциональные затраты

• Ухудшение здоровья

• Снижение работоспособности

Вывод. Конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

Упражнение «Праздничный пирог»

Психолог: «Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы себя поведете?

Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

Откажетесь резать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание «черепашка»)

Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция «акула»)

Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление«медвежонок»)

Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество«сова»)

Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс «лиса»)

На слайде появляется характеристика различных стратегий поведения в конфликтах).

Стратегия поведения

Характеристика стратегии

Конкуренция, соперничество («акула»)

Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Сотрудничество («сова»)

Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.

Компромисс («лиса»)

Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.

Избегание, уклонение («черепашка»)

Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.

Приспособление («медвежонок»)

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

3.1. Постановка проблемы (Информирование).

Каковы же причины возникновения конфликтов между воспитателями и родителями? Почему зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушиваться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?

Конфликты могут происходить как по объективным, так и по субъективным причинам. 

Объективные причины – например, недобросовестное, отношение воспитателей к своему делу, их низкая квалификация.

Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей:

 Родители:

неоправданно позитивные или негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад «всему научит», а родителям ничего не нужно будет делать. Ожидания родителей оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогам; воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда  воспитатель дает какие - то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя; - еще одна причина – чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям своё представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании родителей может сложиться мнение, что воспитатель « навязывает» им свою точку зрения. Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно будучи весьма прозорливыми психологами, дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5—6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого жгучее удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому родители должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.

Любой родитель имеет свои представления о том, как нужно воспитывать детей, но в рамках каждого дошкольного учреждения существуют свои определенные педагогические методы. Современные родители придерживаются различных методов и теорий воспитания, и часто бывает, что их концепция полностью противоречит принятой в детском саду системе. Поэтому, не информируя родителей на начальной стадии, мы закладываем множество конфликтов. Но родители должны также понимать, что привычные методы воздействия на ребенка могут не работать, когда их чадо находится в окружении других детей.

Воспитатели:

Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Можно даже сказать, что большинство воспитателей боятся родителей, потому что воспринимают их как:

- во-первых, некую силу, которая борется за ребенка, за власть над ним;

- во-вторых, как контролеров, которые придут и проверят, что они делают;

- в-третьих, воспитатели просто не умеют правильно общаться и доносить информацию о ребенке в неагрессивной форме.

Удивительно, но большая часть  воспитателей  никогда не обращается к родителям за помощью по поводу воспитания детей!

Представление о том, что педагоги должны именно поучать родителей, не разбирающихся в вопросах воспитания собственного отпрыска, формируется, видимо, еще в рамках учебного заведения. А почему воспитатели не могут обращаться к родителям за такой помощью, ведь родители находятся с малышом с самого дня его рождения и знают своего ребенка гораздо лучше?!

Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем- это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов! Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место. Но их можно свести к минимуму!

Воспитателям:

информировать родителей в том, что будет происходить в детском саду и группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.

показать родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку, в которой будут прописаны правила поведения в конфликтной ситуации.

педагогам научиться грамотно, доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только, потом формулировать проблему.

использование воспитателем различных форм и методов в работе с родителями (беседы и консультации, анкетирование, дни открытых дверей, привлечение психолога, логопеда, других специалистов ДОУ и многое другое).

Родителям:

Родителям, прежде всего, нужно помнить, что детский сад не заменит родительского воспитания.

Родителям необходимо понимать, что поведение ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется.

Родителям важно также учиться доносить до воспитателей информацию в неконфликтной форме.

Проблема конфликта между родителями и педагогами — это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. Но, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща — это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.

Упражнение «Иван Иванович»

Цель данного упражнения состоит в том, что полученная нами информация часто искажается и передается неправильно.   

Добровольцы выходят из аудитории и ждут, когда их пригласит ведущий. Пока добровольцы находятся за пределами аудитории, ведущий объясняет участникам правила игры, которые заключаются в том, что добровольцы будут заходить в аудиторию по одному и прослушивать рассказ, который он приготовил, а затем пересказывать следующему добровольцу все то, что он запомнил. Участники не должны подсказывать добровольцу. Их задача будет заключаться в том, чтобы следить за тем, как искажается информация при передаче от одного человека к другому. Когда последний доброволец зайдет в аудиторию и передаст полученную информацию, ведущий снова для всех зачитывает текст, который был предложен аудитории в самом начале игры.

В конце игры можно устроить обсуждение и проанализировать то, как передается информация от одного человека к другому, как она может искажаться (в том числе СМИ), и, вообще, стоит ли верить сплетням, слухам и мифам.

Текст: «Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается, так как договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17 часам, к началу педсовета, но, если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставив туда дополнительно 2 часа по астрономии».

Упражнение «Австралийский дождь» 

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Участники в кругу.

А знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер (трем ладони);

Начинает капать дождь (щелкаем пальцами);

Дождь усиливается (хлопки ладонями);

Начинается настоящий ливень (хлопки по коленям);

А вот и град – настоящая буря (топаем ногами);

Ну что это буря стихает? (хлопки по коленям);

Дождь утихает (хлопки ладонями);

Редкие капли падают на землю (щелкаем пальцами);

Тихий шелест ветра (трем ладони);

Выглянуло солнце! (руки вверх)

Вы все сегодня молодцы давайте скажем друг другу: «спасибо»!

 

4.Рефлексия.  

Каждому участнику предлагается поделиться впечатлениями о том, изменилось ли что-то в его взглядах на конфликт (Была ли эта встреча полезной? Что нового я сегодня узнал? Что хотелось бы узнать ещё?)

 Уважаемые родители, успех и счастье в жизни в значительной степени обусловлены гармонией отношений с окружающими и с самим собой. Важно чувствовать себя уверенно, и тогда возникающие на вашем пути препятствия будут преодолены, вы сможете достигнуть нужной цели, жить радостной и полнокровной жизнью. Я надеюсь, что смогла помочь вам поверить в свои силы, в возможность удачного разрешения большинства проблем. Вы были сегодня активны, инициативны, креативны! Наша встреча подошла к концу, хочется пожелать вам, чтобы вы и окружающие вас люди были всегда готовы к сотрудничеству! Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о нашем тренинге. Что бы вы хотели пожелать его участникам?  

Список   литературы

1.Журнал №10 октябрь 2019 «Справочник старшего воспитателя ДОУ»

2.Фопель К. «Сплоченность и толерантность в группе». М.:Генезис, 2003.Школьный психолог № 15, 2009.

3.Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Издательство «Речь», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический тренинг «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями».

Педагогический тренинг"Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями".Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению....

педагогический тренинг "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями"

педагогический тренинг "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями"...

Тренинг "Приемы эффективного взаимодействия педагогов с родителями ДОУ

Цель – способствовать формированию у педагогического коллектива навыков эффективного общения с родителями.Задачи: - актуализировать имеющиеся знания общении;- обучить приемам эффективного общени...

Конспект коммуникативного тренинга «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ»

Формированиепредставления о коммуникативной компетентности как важнейшем условии эффективности образовательного процесса....

ШМП "Стиль общения педагогов с родителями", "Формы работы с родителями"

Консультация для молодых педагогов с обратной связью по работе с родителями....