ШМП "Стиль общения педагогов с родителями", "Формы работы с родителями"
консультация

Елена Владимировна Заворина

Консультация для молодых педагогов с обратной связью по работе с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

       (СЛАЙД 1)   Современные дошкольные учреждения  много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

     Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также - с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

      Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно, воспитателю. Чтобы выстроить его, важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

     Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

     Многие воспитатели испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласиться с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

      Прошу вас ответить на несколько вопросов:

      1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

      2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)

     3. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)

      4. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? ( физиология, психология, педагогика, риторика, этика и т.д.)

       5. Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)

     (СЛАЙД 2 )  Мы провели анкетирование, в котором участвовало 24 педагога нашего ДОУ. По итогам анкетирования все опрошенные воспитатели считают, что тесное сотрудничество с родителями по вопросам воспитания и обучения детей необходимо. Половина из опрошенных воспитателей испытывает трудности в общении с родителями. Такое же число педагогов испытывают неуверенность и даже, в редких случаях, страх в общении с родителями. 18 педагогов из 24-х опрошенных считают, что у них достаточный объем знаний по психологии, педагогике и этике для установления конструктивного диалога с родителями. И, соответственно, 6 человек хотели бы пополнить багаж этих знаний. Практически все воспитатели нашего сада хотели бы получать консультации психолога, обмениваться опытом с другими педагогами по данному вопросу.

      (СЛАЙД 3) Какие же задачи ставит перед собой дошкольное учреждение в вопросах общения педагогов и родителей?

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

        (СЛАЙД 4) Существуют определенные принципы взаимодействия с родителями.

ПРИНЦИПАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями  - значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  • Индивидуальный подход

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  • Сотрудничество, а не наставничество

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  • Готовимся серьезно

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

  • Динамичность

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не просто функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

         (СЛАЙД  5)   Итак, мы подошли непосредственно к правилам взаимодействия  педагогов с родителями.

                        ПРАВИЛА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

  1. Говорите с родителями только о том, судить о чём вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.
  2. Планируя серьёзный разговор с родителями, не начинайте его утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут услышаны, так как родитель вынужден вас выслушать. В деловой обстановке он не может оборвать разговор тогда, когда ему это станет удобно.
  3. Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов: «Ой, извините, можно с вами поговорить?», «Не знаю, может быть я не совсем права, но всё -таки…». А такие речевые обороты, как «Вы не правы…», «Вы не понимаете…», лучше вообще не употреблять в общении с родителями.
  4. Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если всё-таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать, в первую очередь, о достижениях и проблемах развития своего ребёнка; если в первые 10-15 минут  разговора он ничего конкретного и убедительного не услышал о своём ребёнке, он постарается закончить разговор.
  5. Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов её решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника. Образно говоря, родитель идёт к педагогу как к врачу: не важно, с чем зашёл, важно, с чем вышел.
  6. Есть категория «любопытных» родителей, которые любят задавать вопросы педагогу и вместе с ним рассуждать. Наиболее очевидны две цели: либо показать свою компетентность, либо действительно найти ответы на волнующие вопросы.  Целесообразно завести журнал «У меня есть вопрос», где предложить родителям написать насущные проблемы воспитания и развития детей, общения с ними, организации режимных моментов и разных видов деятельности. Вопросы, как правило, во всех семьях похожие. Но одни родители не знают, как их решить, а другие имеют опыт успешного решения проблем. Заведите в журнале две колонки: вопрос и ответ. Родители начнут вести переписку друг с другом, задавать свои вопросы и отвечать на вопросы других. Сначала интерес к этому журналу будет на эмоциональном уровне, затем на рациональном, а потом родителям захочется живого общения.
  7. Помните! Самый верный способ настроить родителей против себя – показать им, что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите: блеснуть своими знаниями или помочь ребёнку? не старайтесь демонстрировать родителям своё превосходство, употребляя в речи сложные психолого-педагогические термины. Родитель будет вам благодарен за конкретные советы, простые и реально выполнимые рекомендации.
  8. Создавайте общественное мнение с помощью родителей-единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и пап. Иногда родители сомневаются в целесообразности реализации тех или иных идей педагога, однако склонны доверять мнению таких же людей, как и они сами.
  9. Не ставьте задачу завоевать авторитет у всех без исключения родителей, создать со всеми отношения активного сотрудничества, полного взаимопонимания и приятия.
  10. Известно: не всегда количественный подход означает качественный. Если взрослый человек не хочет участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду, и, более того, сопротивляется этому, заставить его сложно, но всё-таки можно. Вот только нужно ли? Вряд ли он получит от этого удовольствие.
  11. К каждому замочку нужен свой ключик.  Методы убеждения и аргументы, сработавшие с одними родителями (как и с детьми), могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.
  12. Посещение родителями различных мероприятий для детей (познавательных, праздничных, спортивных), казалось бы, не имеет прямого отношения к мероприятиям просветительской направленности. Однако, наблюдая за детьми, родители имеют возможность поделиться друг с другом впечатлениями, поинтересоваться планами относительно активного участия в следующих мероприятиях.

       Хотелось бы остановиться на таком вопросе, как имидж воспитателя.

       (СЛАЙД 6) Основными составляющими имиджа современного педагога являются:

- визуальная привлекательность;

- манеры, этикет;

- обаяние.

       (СЛАЙД 7)   Внешний вид воспитателя детского сада должен соответствовать статусу педагога.  Странно видеть воспитателя в мини-юбке и глубоком декольте, но не менее странен вид в стоптанных тапках, заношенной юбке и всклокоченной прической. Личное отношение к своему внешнему виду «имеет место быть» – вкус, мода, материальные возможности, понимание ситуации… Мы не говорим о «дресс-коде» (хотя он уже существует в некоторых дошкольных учреждениях России), но помним о личностной культуре педагога и внутренней культуре учреждения системы образования.

     (СЛАЙД 8)   Мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внешним проявлением, является этикет. ЭТИКЕТ (фр.) – установленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим. Правила поведения сослужат в жизни огромную службу, так как учат жить в ладу с окружающими.   Никому не хочется с утра встретиться со злой и вредной Бабой Ягой. Но мы и не намерены быть клоунами, задающими настроение для родителей. Хотелось бы, чтобы педагог своими манерами поведения и общения был понятен и принят. Чтобы родители воспринимали нас не как непонятных инопланетных существ.

      (СЛАЙД 9)   Во все времена главным оружием женщины была улыбка.  Искренняя улыбка, приветливый взгляд, приятный спокойный тембр голоса обеспечат вам успех среди не только мужчин, но и среди родителей ваших воспитанников и среди самих детей.

     (СЛАЙД 10)    Спасибо вам за внимание.



Предварительный просмотр:

От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

/Василий Александрович Сухомлинский/

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

(в рамках ШМП)

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями

Подготовила: Заворина Е.В.

Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт собственных родителей. И нередко возникновение в семье проблем, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов, как справиться с проблемой. Ощущение несостоятельности болезненно для большинства людей. В этом случае образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Деятельность педагогического коллектива не может остаться в стороне от меняющейся ситуации в социуме.

 Главные элементы подготовительного этапа

  • Выбор темы

Избираемая тема должна соответствовать потребностям и интересам большинства родителей. Тема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность.

  • Определение целей

В качестве целевых ориентиров могут быть избраны следующие:

- Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала знаний по конкретному вопросу;

- Содействие сплочению род. коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность д.с.

- Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

- Пропаганда опыта успешного семейного воспитания. И т.п.

  • Изучение литературы по теме

Рассмотрение вопросов, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт.

  • Проведение микроисследований (по желанию)

Удобнее всего использовать экспресс - методики. Каждый родитель обрабатывает тест самостоятельно по инструкции. Можно использовать шкалы (активность, актуальность, настроение). Простейшие анкеты, устные опросы.

  • Определение вида, формы, этапов встречи, способов и приемов совместной работы участников 
  • Приглашение родителей и других участников (по желанию)

Приглашать родителей целесообразно заранее. Приглашение может быть устным и письменным.

  • Разработка рекомендаций, памяток
  • Оборудование и оформление места встречи

Виды и формы проведения

Все формы с родителями подразделяются на

  • коллективные (массовые) - индивидуальные ;
  • традиционные - нетрадиционные.

  1. Коллективные формы:

Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанниковНа общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. 

Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.

Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.

Педагогический консилиум.  Данная форма помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации). 

Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

«Круглый стол». Данная форма наиболее гармонична. Предполагает беседу, группы родителей, во время которой происходит обмен мнениями, обсуждаются актуальные проблемы воспитания можно приглашать специалистов.

Дискуссия – это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины, что позволяет прояснить мнение, позиции, установки и ценности участников.

Симпозиум. Данная форма подразумевает более формализованное обсуждение, в ходе которого родители и ведущий выступают с сообщениями, представляющими свою точку зрения, свое видение проблемы.

Родительская педагогическая лаборатория.  Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

Читательская конференция. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание во 2 младшей группе кризис 3-х лет. Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют, как они  понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов»

Аукцион.  Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит  в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта».

Семинар – практикум. На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

Душевный разговор. Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка (нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

Мастер – класс.  Собрание, на котором педагог и/ или родители демонстрируют достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце подводится итог.

Ток – шоу. Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. 

Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий.

Открытые занятия с детьми для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

  1. Индивидуальные формы взаимодействия с родителями

Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Кроме того, беседы должны отвечать определенным требованиям:

  • быть конкретными и содержательными;
  • давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;
  • пробуждать интерес к педагогическим проблемам;
  • повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Как правило, беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы.

Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.

Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

К таким НЕТРАДИЦИОННЫМ формам можно отнести:

  • «Дни открытых дверей».  Дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него.
  • Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
  • Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей.

Устный педагогический журнал. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут.  Достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представлял значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, вы ставками рисунков, поделок, книг.

Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

«Родительский университет». Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном.

Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.

Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»

Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.

Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д. Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т.д.)

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).

Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

Благотворительные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя, как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга  стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.

Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей.

Выставки, вернисажи детских работ. Их цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).

Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:

  • информацию о дополнительных занятиях с детьми
  • объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
  • просьбы о помощи;
  • благодарность добровольным помощникам и т.д.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий

Папки–передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.

Видеофильмы. Презентации. Фотовыставки. Семейные и групповые альбомы. Создаются по определенной тематике

Брошюры.  Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра с педагогами ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»

Деловая игра с педагогами ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»...

Консультация для педагогов ДОУ "Нетрадиционные формы работы с родителями".

В данном материале представлен консультационный материал для воспитателей ДОУ, посвященный нетрадиционным  формам работы  с родителями, которые мы проводим в нашей группе....

консультация для педагогов-дошкольников «Нетрадиционные формы работы с родителями»

материал  рассказывает  о  необычных  формах  работы  с  родителями...

Консультация для педагогов ДОУ «Интерактивные формы работы с родителями и детьми в ДОУ»

Консультация для педагогов доу «Интерактивные формы работы с родителями и детьми в ДОУ»...

Рекомендации для педагогов по организации форм работы с родителями

В статье даны рекомендации по организации нетрадиционных форм взаимодействия с семьми воспитанников...

«Использование педагогом – психологом активных форм работы с родителями, способствующих установлению партнерских отношений и объединению усилий в речевом развитии детей логопедической группы с ФФНР»

laquo;Использование педагогом – психологом активных форм работы с родителями, способствующих установлению партнерских отношений и объединению усилий в речевом развитии детей логопедической груп...