Творческое развитие детей старшего дошкольного возраста
статья

Гагарина Наталия Викторовна

Творчество – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его результатом является не образ, а некоторая мысль, идея. Характерным итогом творчества может быть понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Творчество – это умственная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, выявление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира или духовной культуры; если же он новый только для его автора, то новизна субъективна и не имеет общественного значения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gagarinoy_-_kopiya.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Творческое развитие детей старшего дошкольного возраста

Гагарина Наталия Викторовна

В научной литературе есть много подходов к определению понятия «творчество». Когда речь идет о творческой деятельности, то, как правило, основываются на общепринятом определении творчества как вида деятельности человека, следствием которой является идеальный или материальный продукт, обладающий новизной и общественной значимостью, ценностью.

Отличие творчества от иных психологических процессов заключается так же в том, что оно зачастую связано с присутствием проблемной ситуации или задачи, которую необходимо решить, и стремительным изменением условий, в которых эта задача задана.

Творчество становится качеством личности, чертами ее характера, когда приобретает устойчивость, выраженность, огромную значимость, становится характерным для личности. Исходя из этого, если основываться на данной формулировке, критерием детского творчества является не только качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую способность.

Творчество – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его результатом является не образ, а некоторая мысль, идея. Характерным итогом творчества может быть понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Творчество – это умственная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, выявление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира или духовной культуры; если же он новый только для его автора, то новизна субъективна и не имеет общественного значения.

Объясняя свою позицию по вопросам творчества, известный психолог Л.С. Выготский отмечал, что «творческой мы называем такую деятельность, которая создает что-то новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира или построением ума, или чувства, которое живет и оказывается только в самом человеке.

Творческие способности личности – это синтез ее свойств и черт характера, которые характеризуют степень их соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и обуславливающих уровень результативности этой деятельности. [5]

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет обусловлено тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.

Очевидно, что понятие «творческие способности» тесно связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью понимается такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, новое, отражающий отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой отрасли, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение впечатлений, которые были в ее опыте, или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Итак, в общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом.

Творческие способности – это индивидуально-личностные качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [2: 204].

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остаются до сих пор открытым, хотя сейчас существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности с творческой деятельностью, прежде всего с особенностями мышления.

В частности, известный американский психолог Гилфорд, который интересовался проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям, свойственно так называемое дивергентное мышление. Уклоняющийся способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими особенностями: скоростью, гибкостью, оригинальностью, законченностью.

Проблемой развития творческих способностей молодежи занимались исследователи В. Разумовский, Усов, М.Каган.

В.Разумовский изучал психологическую сторону творчества с целью развития творческих способностей.

Усов в своих работах отмечает, что развитие творческих способностей - составная часть воспитания. Творческие способности человека развиваются на основе высоко развитого мышления, глубоких знаний в специальной области, практического опыта и интереса к делу.

Творческие способности, как и другие, развиваются только в деятельности. Развитие творческих способностей возможно на основе системы заданий, требующих творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы, чтобы воспитывать в них уверенность в своих возможностях.

М.Каган, анализируя творческие способности в контексте взаимосвязи общеобразовательных музыкальных способностей, выделяет основные музыкально-аналитические, исполнительские, музыкально-творческие.

Среди общемузыкальных способностей в различных видах деятельности особое место занимают музыкально-творческие способности. К ним относятся: интерпретация, импровизация и создание музыки.

Эти способности непосредственно связаны со всеми видами способностей в музыкально-педагогической деятельности учителя: исполнительскими; умениями словесного объяснения; умениями корректировать исполнение с особенностями аудитории, воспринимающей, совместить художественное исполнение со словесным объяснением.

Наиболее сложным из перечисленных музыкально-творческих способностей является импровизация.

Импровизация - наиболее живая и активная форма музицирования. Обучение импровизации является непростой задачей и связано с рядом методических и практических трудностей.

Термин «импровизация», то есть «мгновенное или спонтанное создание художественного произведения непосредственно в момент его исполнения»[1: 16, 17] содержит противопоставление длительной и кропотливой работе его обработки и художественного совершенствования.

Импровизацию определяют обычно как «искусство мыслить и исполнять музыку одновременно». [4]

Импровизацию принято рассматривать как неотъемлемый компонент творческого процесса, возникает непосредственно в ходе творческой деятельности, а также ее результат и средство совершенствования. Наибольшее распространение импровизация и экспромт, как вид импровизации, получили в художественном творчестве как объективно необходимый элемент профессиональной деятельности в сфере искусства.

Импровизация в любом виде художественного творчества является средством достижения большей глубины, эмоциональности, экспрессивности выражение в определенной деятельности, интуитивного воплощение исполнителем индивидуально-своеобразного понимания того или иного жанра.

Творческие способности сами по себе не гарантируют творческих достижений. Для их достижения необходим «двигатель», который запустил бы в работу механизм мышления, то есть необходимые желания и воля, нужна «мотивационная основа».

Ощущение и восприятие показывает некоторые стороны явлений, моментов действительности в определенных сочетаниях.

Обычное определение творческой деятельности как основывающей новые своеобразные продукты, у которых высокая общественная ценность, нельзя применять к детям, которые создают много нового, но обычно не представляющего общественной ценности.

Творчество детей, в первую очередь, обусловливаться своеобразием приемов и организацией деятельности. Психологами отмечено, что способности, являясь выражением психических процессов в их обобщенном виде, являются результатом формирования психических процессов, как обобщенное их выражение, как свойства индивида, личности.

Существует разница между творческим и нетворческим человеком. Она заключается в усиленном интересе к чему-то новому в собственном внутреннем мире – в образах и мыслях. Более того, ему интересно, что еще он может из этого внутреннего мира «извлечь», на что он способен. Поэтому настоящее творчество можно обозначить, как испытание и собственных возможностей.

Творчество – это движение мысли, определяющее связь, которая ведет от отдельного к общему и наоборот. Исходя из этого, творчество опосредствованно, образованное на выявлении связей, отношений, и обобщенное познание объективной реальности. [3: 118]

В ходе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью специальных умственных операций. Данные операции составляют разные связанные между собой, переходящие друг в друга стороны творчества. Главными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

Эти операции не могут выражаться отделено, вне связи друг с другом. На их базе появляются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и прочие. Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как определенное умственное действие.

При этом выделяется активность, действенный характер человеческого творчества, вероятность творческого преобразования действительности. Творчество человека не только включает в себя разные операции, но и происходят на разных уровнях, в разных формах, что в целом дает возможность говорить о существовании различных видов творчества.

Исходя из вышесказанного, способности к творчеству дошкольников — это совокупность индивидуально-психологических свойств и качеств личности, которые дают возможность производить поиск, применяя при этом необычные способы действий, догадку, решать интеллектуально-логические, художественно-образные и жизненно-практические задачи с целью познания нового, неизвестного для себя.

Список литературы:

  1. Баташев О. Феномен импровизации / О.Баташев. – М.: Советская      

      музыка, 1987. – С. 16, 17.

  1. Гуревич Е. Музыкальное воспитание и образование на немецких

      землях. − М., 1991.

  1. Леонтьева О. Карл Орф. – М.: Музыка, 1964. –160 с.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов. – М.: Русский язык, 1995. – С. 142.
  3. Токмакова И. Поиграйте с ребятами в сказку! // Дошкольное воспитание. – 2010. – С.73.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии

Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества....

Конспект занятия по художественно-творческому развитию детей старшего дошкольного возраста: лепка "Дымковские животные"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)        Конспект...

Программа по интеллектуально - творческому развитию детей старшего дошкольного возраста "Умный малыш"

Программа рассчитана на 1 год обучения детей старшего дошкольного возраста, разработана в соответствии с игровой технологией интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В...

статья Психолого-педагогические основы проблемы творческого развития детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты психолого-педагогические основы творческого развития детей старшего дошкольного возраста...

Творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр.

Творчество ребенка- важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребенок словно переделывает мир под себя ,и помогает сам себе понять и постичь его лучше....

«Нетрадиционные техники аппликации в творческом развитии детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий ...

творческий проект "Художественное творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе экспереминтирование с изобразительными материалами".

Экспериментирование понимается сегодня как свободная поисковая деятельность, в которой ребенок выступает в роли исследователя, самостоятельно делает открытия, решая задачи и проблемы - познавате...