Творческое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии
статья (старшая группа) по теме

Горностаева Евгения Владимировна

Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии БОС – ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата

(педагогический проект)

Изиланова  Аниса Александровна,

инструктор по физической культуре

высшей квалификационной категории

МБДОУ ДСКВ №77 «Эрудит»,

Почетный работник общего образования,

обладатель гранта Губернатора ХМАО – Югры,

победитель конкурса педагогических работников учреждений образования ХМАО – Югры на соискание премии Губернатора,

номинант информационного интернет – портала «Доска почета учителей России»  2012 г.

  Наше образовательное учреждение посещают детей с  нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Научные исследования (Н.Н. Ефименко, 1991г., Е.С. Черник, 1997г., С.И. Веневцев, 2000г.) свидетельствуют о том, что наиболее серьезные отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата распространяются на сферу координационных способностей – базиса, формирующего фонд новых двигательных умений и навыков, основы успешного физического и умственного развития детского организма. Координационные способности  – это совокупность психологических, морфологических, физиологических компонентов организма, единство которых в границах функциональной системы обеспечивает продуктивную двигательную деятельность, т.е. умение целесообразно строить движение, управлять им и, в случае необходимости, быстро перестраивать его.

  Координационные способности определяются теми биологическими и психическими функциями, которые у детей с нарушениями ОДА  имеют дефектную основу. Эти нарушения ведут к рассогласованию, в первую очередь, между функциями двигательного аппарата и деятельностью других систем, обеспечивающих работу мыщц, что затрудняет освоение сложнокоординационных двигательных действий, а, следовательно, и координационных способностей.    

       Проанализировав данные мониторинга показателей уровня развития координационных способностей у детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата, я пришла к выводу, что применяемые специальные упражнения на  развитие данных способностей, используемые на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре, далеко не всегда в полной мере  удовлетворяют ожидаемые результаты. Это обстоятельство обусловлено объективными причинами:

   во – первых, длительный период коррекции и развития координационных способностей,

 во - вторых, короткий срок сохранения достигнутого результата, который при условии несистематического повторения может угаснуть,

 в - третьих, наблюдается низкая мотивация на выполнение специальных коррекционных упражнений детьми в силу их физического недуга.     

   В связи с вышесказанным, актуальным в моем проекте является использование компьютерных программ на основе технологии БОС - ортопедический в развитии координационных способностей дошкольников и в целом в коррекционно – развивающем процессе с детьми  с нарушениями опорно – двигательного аппарата.

  Данная работа является технологией для реализации моей программы «Развитие координационных способностей для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата»,  изданной в 2005г. в соавторстве с Базукиной Г.К. и кандидатом педагогических наук Дрень О.Е.

Цель моего проекта: определить возможности и целесообразность использования компьютерных программ на основе технологии «БОС - ортопедический» в коррекционном процессе с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата для повышения показателей уровня развития координационных способностей, а конечном счете,  физического  и развития.

Задачи, вытекающие из цели:

1. Изучить и проанализировать научно-педагогическое и методическое обоснование использования технологии БОС - ортопедический в  коррекционно – развивающей  работе двигательных нарушений детей дошкольного возраста.

2. Провести педагогическое обследование детей  по выявлению показателей уровня развития координационных способностей, физической подготовленности.

3.Апробировать и внедрить в коррекционно - развивающую работу с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата технологию БОС – ортопедический.

4.Провести сравнительный анализ показателей уровня развития координационных способностей с целью определения стабильного эффекта использования  технологии БОС – ортопедический в коррекционно – развивающей работе.

 Ожидаемые результаты:

1.Клиническое  улучшение состояния ребенка.

2. Статически значимые    изменения    регулируемой функции.

3. Сохранение  устойчивости сформированных навыков

4. Стабильный эффект показателей уровня развития координационных способностей, физического развития.

   Технология «БОС – ортопедический» является инновационной технологией в педагогической практике, которая используется в коррекционно-оздоровительной работе в индивидуальной форме.  Кабинет БОС – опорно - двигательный  – единственный в городе и  функционирует с 2006 года. Эффективность его применения в развитии координационных способностей доказана мной многолетними мониторинговыми исследованиями.

   Положительные результаты по показателям уровня развития координационных способностей достигаются в 1,4 раза быстрее и сохраняются  в 2-3 раза дольше, чем при использовании спецупражнений во время непосредственно образовательной деятельности по физической культуре.

   Проект по использованию технологии «БОС – ортопедический» в индивидуальной работе по развитию координационных способностей детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата (ОДА) строился на основе:

1. Фундаментальных исследований ученых: И.П.Павлова, И.М.Сеченова, П.К. Анохина и др.

2. Личностно – ориентированного, деятельностного подхода Петровского, Б.Эльконина, Выготского, обеспечивающего  максимальную мотивацию ребёнка к включению в образовательный процесс и сохранение его здоровья на зоне его ближайшего развития.

3. Положений, принципов общей и лечебной физкультуры и  с учетом основных педагогических принципов:

1.   Активность и сознательность.

2. Индивидуальный подход в соответствии с особенностями и общим состоянием воспитанника.

3. Наглядность и доступность - соответствие упражнений возможностям ребенка.

4. Систематичность и длительность.

5. Последовательность и постепенность в дозировке нагрузки и усложнении упражнений как в течение одного занятия, так и во время всего курса.

6. Цикличность тренировки - чередование нагрузки и отдыха: напряжение и расслабление мышцы. Продолжительность отдыха и расслабления, должна быть не меньше, чем нагрузки, сокращения.

7.Научная обоснованность и практическая применимость (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).

8.Обеспеченность единством воспитательных, коррекционно – развивающих, оздоровительных и образовательных целей и задач, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к детям с нарушениями ОДА дошкольного возраста, обеспечивающих их компетентность в дальнейшей жизни.

9. Учет интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и клиническими возможностями детей с нарушениями ОДА и возможностями образовательных областей (использование спецупражнений в физминутках, физкультурных паузах).

10. Комплексно – тематическое построение коррекционно – образовательного процесса (при составлении шаблонов тренингов учитывались лексические темы интегрированного плана взаимосвязи всех педагогов образовательного учреждения).

   Методика проведения коррекционной работы по технологии «БОС – ортопедический» представляет собой совокупность:

-  методов: исследование, апробация, метод БОС, метод активной коррекции  движением;  

- практических приемов: сгибание и разгибание, отведение и приведение, расслабление и напряжение, различные исходные положения, изменение нагрузки и т. д.;  

- средств: специальные гимнастические и дыхательные упражнения;

- форм: игровая, индивидуальная, направленных на оптимальное и наиболее быстрое решение коррекционных задач.

   До начала тренингов по компьютерным программам детям предлагалось  ознакомиться с компьютерной техникой и элементарными  правилами  при работе на оргтехнике.

    Работа по использованию технологии БОС – ортопедический осуществлялся по этапам:

  I этап. Для определения тактики коррекции врачом проводился осмотр ребенка, во время которого:

- выявлялись мышечные группы, определяющие двигательные дефекты, ставились коррекционные задачи, определялась методика коррекции функционального состояния мышц, которая включала:

- выбор компьютерной программы;

-  подбор упражнений и исходных положений для их выполнения;

-  дозировку нагрузки;

-   выбор   шаблонов тренингов.

  II этап. Коррекционно – развивающая работа с мышцами:

1. В кабинете биологической обратной связи проводились: диагностика чувствительности корректируемой мышцы шаблоном «Диагностика» по программе «МИО»,   тренинг по определенному шаблону «Тренинг».

2. Тренинг. Длительность тренировки одной  мышцы составлял не менее 10 мин. Величина нагрузки устанавливался автоматически для каждой тренируемой мышцы.                                                             Продолжительность  курса  составлял не менее 10 занятий 2-3 раза в год. Кратность проведения занятий - не реже двух раз в неделю. 

   Содержание тренингов подбиралось с учетом лексических тем интегрированного плана взаимосвязи всех педагогов образовательного учреждения, которое состоит  из мультипликационных и игровых сюжетов,  детских слайдов, сказок. Такое содержание тренингов  обеспечивал  высокую  мотивацию  ребенка. Дети, допущенные к компьютеру с яркой увлекательной программой, получали эмоциональный   и   познавательный   заряд,   вызывающий   у   них большой интерес, желание рассмотреть, действовать, играть вернуться к этому занятию вновь.

   III этап. Работа с результатами. Предметом коррекции технологии «БОС – ортопедический» является анализ мышечной деятельности. Результаты непосредственной мышечной деятельности фиксируются в шаблоне «Результаты», где в отдельных папках находятся результаты диагностики и тренингов в виде диаграммы, где зафиксированы силовые показания корректируемой мышцы, степень выравнивания (коррекции) активности мышц – основы для развития координационных способностей.

   В структуру координационных способностей входят следующие составляющие:

- координация движений – способность к упорядоченным согласованным движениям тела и его частей;

- дифференцирование усилий, временных, пространственных,  ритмических и динамических параметров движения – комплексная характеристика, отражающая точность оценивания, отмеривания и воспроизведения заданных параметров движения;

- ориентировка в пространстве – способность к определению и изменению положения тела и отдельных его частей в пространстве;

- ритмичность движения – способность усвоения заданного ритма движений;

- равновесие – способность к сохранению устойчивой позы в статических и динамических упражнениях, на ограниченной поверхности;

 - быстрота реагирования – способность отвечать движением на различные сигналы (зрительные и слуховые), перестраивать движение в изменивших условиях;

 - точность мелкой моторики – способность воспроизводить тонкие движения кистями, пальцами рук в соответствии с поставленной задачей;

 - расслабление – способность к произвольному и рациональному снижению напряжения мышц.

   Работа всех перечисленных компонентов координационных способностей  зависит от функционального состояния (активности)  мышечной системы организма.  Нарушения функционального состояния  мышечной системы корректируются и развиваются при помощи тренингов по компьютерным программам технологии БОС – ортопедический:  программма «МИО» обеспечивает работу по формированию реагирующей способности, способности по развитию равновесия, способности к дифференциации усилия, пространственных, временных, ритмических и динамических параметров движения, точности мелкой моторики, координации движений,   программы: «Cardio» и «Учимся и Оздоравливаемся» - способности к произвольному  и рациональному снижению напряжения мышц, т.е., их расслаблению.

Об оценке эффективности использования технологии БОС – ортопедический в коррекционно – развивающей работе с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата можно судить по комплексным данным мониторинга:

  1. По диаграммам объективной компьютерной диагностики видно, как изменились показатели электромиограммы (активности) мышц правой и левой половины спины – произошло выравнивание тонуса мышц левой и правой сторон спины за один курс тренингов. Положительная динамика данных показателей у одного ребенка – 41% , у другого -  77%.

Диаграмма 1.

  1. Индивидуальные диаграммы по развитию координационных способностей детей с ОДА показывают, для примера взяты личные данные двух детей, положительную динамику: улучшение показателей уровня развития координационных способностей у одного ребенка на 20% , у другого -  на 23%.

Диаграмма 2.

        

  1. По диаграммам показателей  уровня развития координационных способностей группы детей, прошедших коррекционные тренинги по технологии БОС – ортопедический наблюдается положительная динамика в показателях уровня развития данных способностей на 18%.

Диаграмма 3.

  1. Диаграмма показателей уровня физического развития детей с ОДА констатирует положительную динамику показателей уровня развития физической подготовленности - 15%.

Диаграмма 4.

  1. Мы наблюдаем положительную динамику показателей уровня развития познавательной сферы детей, прошедших тренинги по программам: «МИО», «Cardio» за 2006-2011г.г. составляет в среднем 9%.

 Диаграмма 5.

6.  Положительная динамика количества детей, получивших тренинги по технологии БОС – ортопедический и усвоивших элементарные знания по компьютерной грамоте (сопутствующие результаты) – 47% зафиксирована на диаграмме 6:

Диаграмма 6.

2006-07у.г.- «МИО» - 51/26%, «Cardio» - 29/15%,  всего – 80/41%. 

2007-08у.г. – «МИО» - 36/20%, «Cardio» - 11/6%,  всего -  47/ 26%. 

2008-09у.г. – «МИО» - 61/37%, «Cardio» - 71/43%,  всего – 132/80%. 

2009-10 уч.г. - «МИО»  - 119/79% , «Cardio» - 14/9%, всего – 120/80%. 

2010-11уч.г. - «МИО»  - 100/67%, «Cardio» - 20/13%,  всего – 133/88%. 

Всего проведено 6041 тренинг,  239 детей (из них по коррекции мышц спины – 89, по коррекции мышц грудной клетки и дыхания – 81,  по коррекции мышц кисти - 5, по коррекции мышц нижних конечностей, в том числе стоп - 64) прошли индивидуальные тренинги по программам: «МИО», «Cardio».

7. Справка по итогам ОСПОНа выпускной группы детей перед поступлением в школу  (данные на конец  2010-11 уч.г.)свидетельствует:

У  4,6%  детей снят диагноз нарушение осанки, у 77% детей наблюдается положительная динамика показателей выравнивания мышечной активности (динамика -75%), у 18,4% детей – приостановлено  асимметричное развитие мышц (положительная динамика  - 60%)  

    Из данных мониторинга видно, выравнивание и увеличение  показателей уровня развития силовых качеств мышц, обеспечивают стабильность развития координационных способностей, что, в свою очередь оказывает положительное влияние на общее физическое и умственное развитие и компетентность детей дошкольного возраста с нарушениями опорно – двигательного аппарата.

   Таким образом, можно сделать вывод: компьютерные программы, созданные  на основе инновационной технологии БОС – ортопедический на ряду со спецупражнениями,   используемыми на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре, являются высокоэффективным  средством в коррекционно – развивающей работе с детьми с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата,  способствуют более быстрому выравниванию развития мышечной активности, повышению показателей уровня развития координационных способностей, а конечном счете,  физического и познавательного  развития.

г. Нижневартовск, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...

Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...

Выступление на методическом объединении: «Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста»

Арт-терапия - это метод  оказания психологической помощи посредством художественного творчества....

Выступление на ММО "Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста"

Масстер-класс по применению атр-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста для развития творческих способностей...

«Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста»

В работе рассматриваются такие понятия как творчество, творческие способности детей старшего дошкольного возраста, особенности развития творчества в старшем дошкольном возрасте и арт-терапия как средс...

Тематическая консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами арт-терапии»

Проблема творчества является одной из основных проблем для психологии личности и ее развития. Личность дошкольника формируется из многих качеств, значимое место среди которых можно отвести творческим ...