«Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста»
методическая разработка по физкультуре

Бондарева Елена Анатольевна

В работе рассматриваются такие понятия как творчество, творческие способности детей старшего дошкольного возраста, особенности развития творчества в старшем дошкольном возрасте и арт-терапия как средство развития творческих способностей. Осуществлялась опытно-практическая работа по развитию творческих способностей у старших дошкольников средствами арт-терапии. Представленная методическая разработка по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами арт - терапии эффективна. Полученные в процессе исследования результаты рекомендуется использовать в работе образовательных учреждений, а также на курсах повышения квалификации педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 15 «СКАЗКА»

«Арт-терапия  как средство творческого развития детей дошкольного возраста»

Воспитатель:  Бондарева Елена Анатольевна

 г. Лермонтов., 2022г.

Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский

Художественное воспитание является одним из могучих средств содействующих всестороннему и гармоничному развитию личности. Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувства, но и мысли и волю. И вот на стыке научных исследований в психотерапии, психологической коррекции и искусства возникло такое направление как арт-терапия.

Термин буквально переводится как лечение искусством.  Ввел его в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными. В дальнейшем эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских концлагерей.

Таким образом, исходя из происхождения термина «терапия»- лечение, забота вполне оправдано его введение в понятийный аппарат психологии и педагогики. Приоритетным значением становится забота о человеке забота, о душе с помощью искусства.

Педагогическое направление арт-терапии имеет неклиническую направленность и рассчитано на потенциально здоровую личность! Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей ребёнка дошкольного возраста.  Данная тема приобретает актуальность в связи с тем, что быстро прогрессирующее общество требуется человека оригинальных и новых идей, не шаблонные, привычные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению проблем. Создавая творческие произведения, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Поэтому важно начинать формирование творческих способностей уже в дошкольном возрасте.

Классическая арт-терапия первоначально включала в себя такие виды искусства, как живопись, лепка, фотография и графика. Однако в современном мире стали популярны танцевальная терапия, сказкотерапия, песочная терапия и многое другое.  Но одним из самых популярных и доступных видов арт-терапии является рисование. Однако существует отличие арт-терапии от обычного занятия рисования. Большинство образовательных программ учат ребенка, как правильно делать что-либо. У ребенка мало возможности подключать воображение и экспериментировать.

Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Но, к сожалению, эти возможности с течением времени постепенно утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир.

Средства арт – терапии позволяют:

- Создать положительный эмоциональный настрой в группе;
- Облегчить  процесс коммуникации со сверстниками, другими взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии;

- Обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким – либо причинам затруднительно обсуждать вербально;
- Дать возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять;
- Способствовать творческому самовыражению, развитию воображения,  эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;


- Повысить адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;
- Выстроить отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме.

     Арт - терапия в дошкольном возрасте.

  • Воздействие с помощью рисования, лепки, пения, музыки. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей, ведь всегда можно подобрать ту форму, которая наиболее близка и интересна каждому конкретному малышу.
  • Арт-терапия для детей действенна там, где другие методы психотерапии трудно применимы из-за младшего возраста и связанного с этим ограничения в вербальном общении, метод просто незаменим;
  •  Арт-терапия нравится детям, поэтому эти занятия лишены элемента принуждения, а воспринимаются скорее как интересное времяпрепровождение. Психотерапия без принуждения гораздо эффективнее.

Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с разными видами искусства:

  • Изотерапия, во время которой дети рисуют красками, карандашами
  • Цветотерапия, во время которой благодаря воздействию и изучению цветов, ребенок лучше познает окружающий мир
  • Песочная терапия, которая позволяет развить не только воображение, но и улучшает моторику из-за необычности песка
  • Игротерапия, во время которой проводят специальные игры, каждая из которых направлена на познавание определенной эмоции, действия и т.д.
  • Музыкотерапия, которая нравится многим детям, так как на ней разрешают даже покричать
  • Сказкотерапия, во время которой малышу прививаются нравственные качества через героев книжек, на их примере, на их поступках

 Главное условие для упражнений детской арт-терапии – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность.  

 Многие виды  нетрадиционного рисования (вилками, тычками, штампами, воздушными шарами, при помощи льда и т.д.)  напоминают арт - терапевтические методики. И это так, всё нетрадиционное рисование является коррекционным с одной только разницей.  Сам процесс арт-терапии кроме  удовольствия, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.  Этот метод  позволяет каждому человеку реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой.

Сегодня мне хотелось предложить Вам рассмотреть  методы, которые я применяю в своей работе с детьми.

 «Марать» - В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в условиях арт-сессии, речь идет о спонтанных рисунках детей, выполненных в абстрактной манере, имеющих схожесть с рисунками до изобразительного периода -  ритмичности движения руки, случайность мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов. Краски  помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания.

Акватушь — проста, необычна и близка детским играм с водой. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок. После его подсыхание вторым слоем весь лист покрывается черной тушью (последняя сохнет быстро, если ее слой не слишком толст). Затем рисунок опускается в воду. В воде гуашь почти смывается, а тушь – лишь частично. В результате на черном фоне остается тонированный рисунок с размытыми контурами. Весь процесс, каждый его этап удерживает интерес создателей. При помощи акватуши дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.

Штриховка, каракули -

   Штриховка, каракули  – это графика. Самое доступное упражнение, для которого нужны только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Ребенок свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ. В процессе описания можно уже осознанно дорисовывать его, выделять контуры, заштриховывать отдельные участки и т.д.

Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Ритм штриховки, каракулей создает настрой на активность, тонизирует ребенка.

Монотипия  – еще одна очень интересная разновидность изотерапии. Чернилами, тушью, акварелью или жидко разведенной гуашью на гладкой, не впитывающей краску, поверхности (пластик, линолеум, глянцевая плотная бумага и т.д.) делается рисунок: пятна, линии и пр. К этой поверхности прикладывается лист бумаги, на нем в зеркальном отражении отпечатывается нанесенный рисунок. Ребенок разглядывает то, что получилось, описывает возникший образ, дорисовывает его.

В работе с детьми я используют арт-терапевтические правила:

В арт – терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждения;

В арт – терапии принимаются и заслуживают одобрения все продукты творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы, эстетичности вида;  

В арт – терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие

 суждения, отметки, критику, наказания.
Участник арт – терапевтического занятия (ребёнок):

- может выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе;                                                

- вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения («включенность» в групповую коммуникацию во многом определяется этикой и мастерством психолога);

- имеет право просто наблюдать за деятельностью группы или заниматься чем – либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.

Воспитателям рекомендуется использовать метод арт-терапии в работе с детьми, т.к. они доступны, эффективны и гармонично вливаются в структуру занятий. При организации рисуночной терапии с гиперактивными и растормошёнными детьми не рекомендуется использовать. материалы, стимулирующие неструктурированную, ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание), которая легко может привести в агрессивное поведение. Более умеренно предложить таким детям изобразительные материалы, требующие организации, структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации, контролем за выполнением действия. Детям эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью, более полезны материалы, требующих широких свободных движений, включающих всё тело, а не только область кисти и пальцев.

Использование арт - терапии дает  возможность:

  • развивать детское творчество, воображение и мышление;
  • обеспечивать познавательное развитие детей;
  • активизировать и стимулировать их речевую активность;
  • улучшать качества внимания;
  • снижать уровень тревожности и агрессии у детей.

Сегодня мною были раскрыты  лишь некоторые виды и техники арт-терапии. Вы можете выбрать именно те, которые подходят вашему детскому коллективу, исходя из его увлечений и интересов. Не забывайте, что использование арт-терапии может быть творческим поиском, а также способом социальной адаптации дошкольников. Помогите ребятам познать себя и окружающий мир при помощи искусства, фантазии и игры.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность как средство творческого развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО

В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, телерантность в социальном общении....

статья Декоративно-прикладное творчество народов Саха, как средство творческого развития детей дошкольного возраста

В настоящее время растет интерес к народному творчеству. Дети работая в творческой мастерской "Северные мотивы" смогут яснее и глубже представить художественное творчество предков, представить их мног...

Консультация для воспитателей "Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателейhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/07/31/elementarnoe-muzitsirovanie-kak-sredstvo-tvorcheskogo-razvitiya...

Пластилинография как средство творческого развития детей дошкольного возраста

Интересные  разработки  и  работы  по  пластилинографии  детей  нашей  группы....

Выступление на методическом объединении: «Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста»

Арт-терапия - это метод  оказания психологической помощи посредством художественного творчества....

Мастер - класс для воспитателей МАДОУ "Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста"

Мастер - класс для воспитателей "Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста"...

Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста

О широких возможностях элементарного музицирования для развития творческих способностей детей. В каких творческих заданиях можно использовать элементарное музицирование? Примеры озвучивания стихотворе...