статья Декоративно-прикладное творчество народов Саха, как средство творческого развития детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа) на тему

Елистратова Ирина Владимировна

В настоящее время растет интерес к народному творчеству. Дети работая в творческой мастерской "Северные мотивы" смогут яснее и глубже представить художественное творчество предков, представить их многообразие, научатся любить и уважать культуру якутского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Декоративно-прикладное творчество народов Саха, как средство творческого развития детей дошкольного возраста

Елистратова И.В.

г. Нерюнгри РС(Я), Муниципальное дошкольного образовательного учреждения 18 «Улыбка» города Нерюнгри

В настоящее время растет интерес к народному творчеству.  Декоративное искусство - один из факторов развития личности ребенка.

Современные дети мало знакомы с историей своего края, художественным и прикладным творчеством.

Это и натолкнуло нас на мысль о создании творческой мастерской «Северные мотивы», в которой дети в процессе изучения художественного творчества предков, смогут яснее и глубже представить все их многообразие и богатство, научатся уважать и любить культуру якутского народа.

Целью работы стало развитие творческих способностей у детей 3-7 лет в процессе знакомства с декоративно-прикладным искусством народов Якутии.

В рамках кружка мы ведем деятельность по следующим направлениям: знакомство детей с национальным декоративно-прикладным искусством; знакомство с символикой якутского декоративного искусства и её значением; создание детьми декоративных изделий с использованием традиционных материалов, орнаментов и технологий.

Предметом изучения в рамках кружка «Северные мотивы» является технология работы с природным материалом, бумагой, дети учатся умению составлять узоры на северные мотивы, отличать орнаменты от других, это и дает возможность узнать историю возникновения национальных ремесел Якутии.

В ходе работы дети осваивают техники: плетения бисером (нанизывание бисера на проволоку произвольно и по технологической карте), работу с тканью, мехом и кожей, работу с пухом и пером.

Одним из наиболее распространённых и доступных природных материалов, который с давних времён использовали народы Саха в своём творчестве, является мех.

Богатство фантазии и творчество в умелых руках детей превращает обычный лоскут меха в волшебные образы, приносящие счастье и уберегающие от потерь. Работая с мехом и кожей при создании своего образа, дети часто принимают собственные решения, предоставляющие каждому ребенку возможности самореализации.

Восторженное изумление и радость дети испытали при работе с бисером, создавая узоры на ткани они становились настоящими мастерами создания полезных и красивых вещей.

Северные женщины с незапамятных времен владели искусством вышивки бисером. Дети освоили технику вышивания бисером и применили ее в изготовлении «бастыны» - женского головного убора. Изготавливая бастыну, дети учились работать по технологическим картам, последовательности составления узора.

Деревянная посуда и утварь занимали важнейшее место в обиходе всех древних народов. Для изготовления чорона, используем соленое тесто. Сосуд делается путем вытягивания из целого куска и подставки из картона. На чорон гуашью наносим якутский орнамент (сетевидный, арочный, цепочный) ярусами или поясами.

Познакомились с предметами быта народов Якутии, такими, как чепрак – подстилкой под конское седло, которое кладется на спину коня. Для его изготовления дети научились работать с тканью, составлять геометрический узор из бархатной бумаги и орнамент лировидной формы из бисера.

Народы Севера и по сей день верят в придания и мифологию. Стерх – птица счастья, нежности, красоты и божества. Увидеть танец стерхов, значит быть счастливым.

Совместно с детьми мы изготовили панно «Танец Стерхов» из пуха и пера. Совместная работа воспитывает у дошкольников чувство коллективизма и взаимопомощи, желание довести до конца трудоемкое дело, стимулирует желание творить.  

При изготовлении различных изделий мы использовали технологические карты, на основе которых дети и организовали творческую деятельность. Технологическая карта – это алгоритм выполнения работ, представленный в виде рисунков, выполненных детьми группы.

Одна из форм поддержки детского творчества – это выставки детских работ. Совместно с детьми отбирали лучшие работы, опираясь на мнение самих ребят. Дети объективно оценивали свою работу и работу своих товарищей, высказывали свое мнение, стремились выполнить работу лучше, качественнее.

В ходе всей работы у детей формируется связная речь, умение описывать увиденное и изготовленное своими руками произведение, развивается речь, обогащается словарь.

Эстетическая оценка выполненных детьми работ вливается в нравственную оценку - сделать свое изделие как можно лучше, чтобы подарить его своим друзьям и близким.

Таким образом, у детей появится интерес к истории своего края и традициям своего народа.

Литература:

1. Неустроев Б.Ф. Якутские орнаменты. - Якутск.1994.

2. Каплан Н.И. Тропою северных оленей. –Л.: Аврора. 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность как средство творческого развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО

В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, телерантность в социальном общении....

Консультация для воспитателей "Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателейhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/07/31/elementarnoe-muzitsirovanie-kak-sredstvo-tvorcheskogo-razvitiya...

Пластилинография как средство творческого развития детей дошкольного возраста

Интересные  разработки  и  работы  по  пластилинографии  детей  нашей  группы....

Выступление на методическом объединении: «Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста»

Арт-терапия - это метод  оказания психологической помощи посредством художественного творчества....

Тема: Роль декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов в духовно-нравственном развитии детей дошкольного возраста.

        Знакомство с национальной культурой имеет существенное значение для развития личности ребёнка, приобщения его к истокам народного творчества, формирования нравс...

Мастер - класс для воспитателей МАДОУ "Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста"

Мастер - класс для воспитателей "Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста"...

Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста

О широких возможностях элементарного музицирования для развития творческих способностей детей. В каких творческих заданиях можно использовать элементарное музицирование? Примеры озвучивания стихотворе...