Тема: Роль декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов в духовно-нравственном развитии детей дошкольного возраста.
статья по аппликации, лепке на тему

Макарчева Анастасия Игоревна

          Знакомство с национальной культурой имеет существенное значение для развития личности ребёнка, приобщения его к истокам народного творчества, формирования нравственного мироощущения, художественной культуры, эмоционально-нравственных ориентаций и изобразительного творчества. Особенно большое значение это имеет на современном этапе в связи с частой подменой определения «русский» коммерчески выгодными проектами и потерей национальной определенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dpi_makarcheva.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

№ 32 с. Стрелецкое Белгородского района Белгородской области»

Тема: Роль декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов в духовно-нравственном развитии детей дошкольного возраста.

Подготовила старший воспитатель:

 Макарчева Анастасия Игоревна

с.Стрелецкое

2018 г.

Содержание:

  1. Влияние русского народного декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов на духовно-нравственное развитие дошкольника
  2. История происхождения декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов.
  3. Роль декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов в духовно-нравственном развитии детей дошкольного возраста.

  1. Влияние русского народного декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов на духовно- нравственное развитие дошкольника

          Знакомство с национальной культурой имеет существенное значение для развития личности ребёнка, приобщения его к истокам народного творчества, формирования нравственного мироощущения, художественной культуры, эмоционально-нравственных ориентаций и изобразительного творчества. Особенно большое значение это имеет на современном этапе в связи с частой подменой определения «русский» коммерчески выгодными проектами и потерей национальной определенности.

      Как же в современной ситуации воспитывать преданность Отечеству и гордость за него?

      Наверно, самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей. Это тем более возможно в связи с поднятием национального самосознания народа, его интереса к национальной культуре.

       Народное искусство в любой национальной культуре занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм.

       Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Важную роль декоративно-прикладного искусства в духовно - нравственном воспитании детей дошкольного возраста подчёркивали педагоги Е. А. Флёрина, П. А. Ветлугина, З. А. Богатеева и другие. Они отмечали влияние ознакомления детей с этим видом искусства на всестороннее развитие личности ребёнка и особенно на его нравственное и эстетическое сознание, чувства и поведение.

      А. П. Усова в книге «Русское народное творчество в детском саду» отмечала, что яркая народная игрушка является незаменимым средством любви к Родине, к окружающей природе. Ребёнок с уважением начинает относиться к чужим обычаям и предметам искусства. А. П.Усова считает, что трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем красочные предметы декоративно-прикладного искусства. Близость детям творчества народа обусловлена именно тем, что его образы связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. А. П. Усова писала: «Если нет таких связей, многое в творчестве другого народа оказывается недоступным не только для ребёнка, но и для взрослого». А проблема толерантности, понимания и принятия традиций других народов в настоящее время в обществе стоит очень остро!

      О значении народного декоративного искусства в развитии личности ребёнка – игрушек, предметов быта, много писала Е. А. Флёрина, М. М. Лепилов, В. Б. Косьминская.

      В последние годы в дошкольной педагогике проведены исследования по изучению влияния декоративно-прикладного искусства на развитие личности ребенка (Р. Н. Смирнова, Е. Б. Горунович, Р. И. Смирнова и др.

      Маленькому ребёнку невозможно дать глубокие представления о народном искусстве. Однако, некоторые образцы народных промыслов детям показывать необходимо.

  1. История происхождения декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов.

      Декоративно-прикладное искусство окружает нас в повседневной жизни, делая ее прекрасней. Человечество с древних времен стремится украшать свой быт, предметы которые его окружают. в украшении самых обычных предметов проявляется сильнейшая тяга к красоте.
     Образцы декоративно-прикладного искусства можно видеть повсюду: это и посуда, и одежда или ее отдельные элементы, и украшения, и мебель и т.д.
Что такое декоративность? очень часто ее связывают с красочностью, узорчатостью. Может ли быть декоративное искусство там, где рисунок дан одним цветом, даже без тонов, силуэтной? да, и бывает очень часто, может вещь быть без всяких рисунков и узоров, а красота заключается в пропорциях и линиях.
      Декоративно-прикладное искусство имеет большую историю, оно родилось из стремления человека к прекрасному. Художественное творчество Древней Руси очень разнообразно, оно присутствовало во всем быте народа. человек стремился обустроить свою жизнь как можно красивее. Свое жилище украшали резьбой на воротах, карнизах, окнах и так далее. Все, что требовалось для домашнего обихода, должна было радовать глаз. искуснейшей резьбой отделывались гребни, чаши и ложки, деревянные и костяные рукоятки ножей. Узорами украшались пояса, сумки, обувь, сани, прялки, полотенце и так далее. Особенным богатством, изяществом, роскошью отличались царские, церковные и боярские постройки, одежда, посуда, украшения и так далее. Многие из этих предметов хранятся в музеях и подрастающему поколению просто необходимо это показывать, чтобы дети стремились к прекрасному, а так же это и трудовое воспитания, ведь все сделано "золотыми ручками"! 
      До наших времен образцы этого вида сохранились во Владимире, Галице, Суздале. И это свидетельствует об очень высоком уровне культуры и трудолюбия наших предков, и поэтому на это следует обращать внимание детей.
Среди ремесленных изделий на Руси славились ювелирные, это были настолько тонкие работы, что сказка "Левша", основывалась на примере древнерусских мастеров-ювелиров.

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости.
      Современное российское прикладное искусство изучает и развивает традиции.

  1. Роль декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов в духовно- нравственном развитии детей дошкольного возраста.

      Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.

      Одной из важных задач работы по данной теме вижу создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя. В “центре искусства” подбирать дидактические и развивающие игры; папки с силуэтным моделированием, различный иллюстрированный материал по темам “Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновские”, “Жостово” и др, оформить таблицы с элементами народных росписей, создать условия для самостоятельной деятельности, различный иллюстрированный материал, иметь подлинные изделия декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла. Во время работы пробуждать в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что очень важно творить добро и красоту, приносить людям радость. Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», дает возможность интересно и доступно сформировать систему знаний и умений детей по данной теме. В своей работе придерживаться следующих дидактических принципов: наглядности, активности и самостоятельности, поэтапности, индивидуально-личностной ориентации воспитания дошкольников, познавательной выразительности, успешности, коммуникативности.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Духовно – нравственное воспитание у детей дошкольного возраста".

Цель: Формировать у дошкольников духовно – нравственные основы культуры личности в процессе педагогически организованного взаимодействия их с окружающей социальной средой....

Роль малого фольклорного жанра в процессе формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ...

Консультация для коллег на тему: «Сохранение и развитие традиционных духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»

Консультация для коллег на тему: «Сохранение и развитие традиционных духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»...

Программа по самообразованию «Роль сказки в воспитании духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста» «Сказочная страна»

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знако...

Педагогическая гостиная «Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста путем приобщения к народному искусству»

laquo;Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста путем приобщения к народному искусству»...

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста с помощью художественных произведений.

Тема доклада: Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возрастас помощью художественных произведений....

Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшего дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание для детей дошкольного возраста Срок реализации: 2020-2023 г.г.

Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшей дошкольного возрастаПояснительная запискаОсобое внимание в деятельности ЧДОУ «Солнечные лучики» уделяется...