Роль малого фольклорного жанра в процессе формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
статья

Косогорова Татьяна Сергеевна

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль малого фольклорного жанра в процессе формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

В настоящее время, в эпоху стремительно изменяющегося мира, в период, когда былые духовные ценности теряют свою актуальность, и все больше в наше сознание проникает  «инородная» культура, стираются понятия «добра и зла», и происходит подмена человеческих качеств: доброты, уважения, терпимости, соучастия. Как вместить все эти понятия в маленького человека с несформировавшейся психикой, как донести до него что такое «нравственность», «духовность». Как  сформировать у него основные жизненные и человеческие  понятия как: не укради, не лги, будь добрым и отзывчивым, уважай старших, заботься о слабых, береги то, что имеешь и т.д.  Как воспитать  личность, будущего гражданина своей страны. Это вопрос, который должен тревожить нас сейчас,  тех, кто может повлиять  на формирующуюся личность ребенка, что бы заложить  основу, фундамент, на базе которого он сможет в дальнейшем возводить свой «храм» души, состоящей из таких кирпичиков, как «нравственность и духовность».

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Одной  из  важнейших  задач,  стоящих  сейчас  перед  нашим  обществом,  является  его  духовное,  нравственное  возрождение,  которое  невозможно  осуществить,  не  усваивая  культурно-исторический  опыт  народа,  создаваемый  веками  громадным  количеством  поколений  и  закрепленный  в  произведениях  устного  народного  творчества. Ничто  так  не  способствует  формированию  и  развитию  личности,  её  творческой  активности,  как  обращение  к  народным  традициям,  народному  творчеству,  в  частности,  устному,  поскольку,  находясь  в  естественной  речевой  обстановке,  какой  является  для  ребенка  его  родной  язык,  он  легко,  без  особого  труда,  порой  интуитивно  осваивает  его.

Устное  народное  творчество  -  одно  из  действенных и ярких  средств, таящее  огромные  дидактические  возможности.  

Знакомя ребенка с народными произведениями происходит обогащение его чувственной и эмоциональной сферы, формируется положительное отношение к окружающему миру и т.д. Таким образом, можно сказать, что народный фольклор играет неоценимую роль не только в развитии духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста, но и в целом в развитии ребенка.

Интересно  исследование   Л. Н. Павловой,  где,  в  частности,  показаны  роль  и  место  устного  народного  творчества  в  современной  педагогике  детства.  Отмечается, что  «произведения  устного  народного  творчества  -  действенный  метод   гуманизации  воспитания  с  первых  лет  жизни  ребенка,  так  как  содержит  множество  ступеней  педагогического  воздействия  на  детей  с  учётом  их  возрастных  возможностей.  Целенаправленное  и  систематическое  использование  произведений  устного  народного  творчества  в  детском  саду  позволяет  заложить  фундамент  психофизического  благополучия  ребенка,  определяющий  успешность  его  общего  развития  в  дошкольный   период  детства».

Анализируя методические аспекты развития духовно – нравственных качеств средствами малых форм фольклора, наша работа  условно была поделёна на два этапа:

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап

На подготовительном этапе была проведена следующая работа:

1) Изучение психолого-педагогической литературы по развитию духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста, разработана система работы с использованием произведений малых фольклорных форм, направленной на развитие духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

2) Проведена работа с родителями:

- опираясь на опыт работы Г. Клименко, заведён альбом, в который записываются известные детям выражения народной мудрости;

- оформлен альбом – передвижка, в которой записываются только потещки, пословицы, сказки, загадки, дети узнавали их от родителей, из книг; в результате почти каждый ребенок получал возможность взять альбом – передвижку домой, с помощью родителей записать новую потешку, загадку, нарисовать к ней картинку или сказку;

- проведены тематические собрания для родителей, отражающие актуальные вопросы развития духовно – нравственных качеств ребенка в ДОУ и семье:

-"Использование фольклора в двигательной активности";

-"Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки";

- "Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей";

- Малые формы фольклора в духовно – нравственном воспитании детей дошкольника.

3) Пополнена предметно – развивающую среда с учетом ФГОС:

- сконструированы настольные театры: "Маша и медведь", "Теремок", "Гуси-лебеди", "Колобок" и театры на фланелеграфе: "Три медведя", "Гуси-лебеди", "Заюшкина избушка", "Репка", "Курочка Ряба";

- составлена картотека по русским народным играм: "Огуречик-огуречик", "Жаворонок", "Морская фигура", "Утка и селезень", "У медведя во бору", "Мосток", "В воробья", "Гуси-гуси", "Пчелы и ласточка", "Молчанка", "Золотые ворота", "Птички", "Куры-курченяточки", "Крута гора", "Змейка", "Каравай", "Летят-не летят", "Утка и волк";

- совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок;

На основном этапе мы использовали в работе с детьми:

- Потешки -  вводят ребенка в мир, учат его жить, понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Маму дочка слушайся», «Ты водички не принес». Их  можно использовать во всех режимных процессах и во всех возрастных группах, но чаще в младшем возрасте;

- Сказки  - помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Они воспитывают гордость за свой народ, Любовь к Родине;

- Загадки - требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Рекомендуется использовать всегда и везде, в любом  виде деятельности, чаще, конечно же,  в образовательной деятельности. Их используют во всех возрастных группах;

- Пословицы и поговорки -  жемчужины народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы: в игровой, трудовой деятельности;

Широкое использование народного фольклора во всех его проявлениях (сказки, пословицы, поговорки, загадки, песенки, частушки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомлю детей с поговорками, загадками, половицами, сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей

Приобщение к народной культуре должно носить обязательно живой, неформальный характер. Учитывая этот принцип, всю работу с детьми  проводили в форме бесед, посиделок, различных игр, сказочных путешествий, театрализованных представлений. Таким образом, такая углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуре имеет положительные результаты:

- у детей сформированы первые представления о культуре своего народа;

- обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки,  пословицы и поговорки, народные сказки;

- у детей сформированы двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры;

- у детей формируются представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;

-  у детей развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам, развивается чувство коллективизма;

- развита эмоционально-волевая сфера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ"

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

«Формирование духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»

Всё начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.   ...

Консультация на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»

Консультация на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»«Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра – ...

МАСТЕР – КЛАСС НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов детского сада

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов д...

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста"

Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста...

Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Современный мир столкнулся с проблемой, которая коснулась и России, а именно разрушением личности. На сегодняшний день, к сожалению, материальные ценности поглощают духовные, следовательно, у значител...