Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов детского сада
статья по окружающему миру

Смирнова Татьяна Петровна

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proekt_vechnaya_pamyat.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Духовно – нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закреплённый социальный заказ для общего образования.

Воспитание у подрастающей личности устойчивых духовно - нравственных побуждений на основе традиционных исторических, культурных ценностей стоит в ряду главных задач общеобразовательных учреждений.

Духовно – нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс усвоения и принятия воспитанниками базовых национальных ценностей [1, c. 9]. К ним относятся: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество.

Под духовностью понимается устремление к добру, к истине (проникновение в сущность явлений), к красоте, самосовершенствованию и нравственности [2, с. 96].

Это направление, в настоящее время, наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, исторической преемственностью поколений, развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.

Поэтому, сегодня необходимо формировать у детей такие понятия, как любовь и уважение к семье, людям, Родине; прививать чувство долга, чести, совести, ответственности. И важно это сделать именно в дошкольном возрасте, так как дошкольный возраст  - уникальный период, когда ребёнок ещё всецело открыт, когда закладывается фундамент его личности, происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. В связи с этим, Задача духовно – нравственного воспитания имеет чрезвычайную значимость.

Актуальность данного направления в современной педагогике отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, в соответствии с которым, особое внимание в развитии ребёнка – дошкольника должно уделяться формированию его духовно – нравственных и социокультурных ценностей, приобщению к традициям семьи, общества и государства. Формирование у детей дошкольного возраста духовно – нравственных качеств – является одним из приоритетных направлений программы развития МАДОУ детский сад 15, где на протяжении ряда лет стоит цель: создание условий, способствующих становлению гражданских, патриотических и нравственных основ личности ребёнка дошкольного возраста.

Достижение цели осуществляется через решение ряда задач: воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, детскому саду, городу, краю, Родине; развитие интереса к традициям и промыслам разных народов страны; знакомство с государственными символами; формирование патриотизма, нравственности, толерантности.

Система работы по развитию духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач и осуществляется через различные формы работы и виды деятельности.

Одним из эффективных методов работы детского сада является использование метода проекта, реализация которого направлена на активное решение задач духовно – нравственного развития подрастающего поколения и активизацию творческих способностей личности.

История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня 1941 – начало ВОВ и 9 Мая – День Победы. Совсем скоро минует 75 лет со дня Победы в ВОВ, но до сих пор не меркнет величие подвига нашего народа. Победа – великий урок всем поколениям.

Поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже в дошкольном возрасте знали и понимали эти радостные и трагичные страницы нашей истории.

        Тема войны очень серьёзная, особенно для детей дошкольного возраста. Ребёнку не свойственно трагическое восприятие мира из-за ограниченного детского опыта и присутствия недостаточной сформированности временных связей.  Детям очень сложно понять то, что не проходит через их практическую деятельность.

Поэтому следует, уделять особое внимание на эмоциональное восприятие детьми темы войны.

Для того, чтобы у детей появился интерес к данной теме осуществляется целенаправленная работа по реализации проекта «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!».

Цель проекта заключается в обеспечении процесса формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Задачами проекта является:

-расширить представления детей о Великой Отечественной войне;

-посетить выставки на тему ВОВ в музеях родного города;

-провести с детьми ряд мероприятий, посвящённых ВОВ;

-провести исследование: опрос – с целью изучения истории жизни  прадеда и с целью пополнения информации о ВОВ;

-собрать необходимый материал (фотографии, рассказы близких родственников,  и др.);

-оформить КНИГУ ПАМЯТИ;

-сделать фотографии прадедов и прапрадедов для шествия «Бессмертный полк»;

-совместно с родителями детям посетить мероприятия, посвящённые празднованию Дня Победы;

-воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, всегда их помнить.

-закрепить в сознании детей мысль о том, что в нашей стране «Никто не забыт и ничто не забыто!»;

На организационном этапе проекта в группе и холле детского сада  была создана предметно – развивающая среда для детей дошкольного возраста. Оформлен стенд на тему «Памятники героям ВОВ в Красноуфимске!»; в групповой комнате оформлены стенды «Дети- герои ВОВ!», «Город - герой Волгоград!», оформлены выставки книг о ВОВ по творчеству Митяева А. В., Алексеева С. П., Твардовского А. Т. В книжном уголке оформлена выставка «Писатели- фронтовики детям», мини - музей военной техники, разработан и подготовлен наглядный материал «Города-герои ВОВ!»; в раздевальной комнате имеются  папки – передвижки «День Победы!» для родителей, оформлены стенды «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Бессмертный полк!».

На практическом этапе проекта в честь 74-й годовщины Великой Победы в детском саду проведён цикл мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста. Беседа «На привале» о военных профессиях, чтение стихов и рассказов о ВОВ, прослушивание песен военных лет, просмотр мультфильмов   «Солдатская сказка», «Легенда о старом маяке», рассматривание иллюстраций с фрагментами военных лет, непосредственно образовательная деятельность «Детям о Великой Отечественной войне!», НОД продуктивного характера «Военная техника», изготовление броши ко Дню Победы, открытка ветерану; просмотр телепередач о войне, беседы с родителями и родственниками о ВОВ и своих предков, праздник «9 мая – день Победы!», организованы экскурсии на Аллею Славы, посещение мероприятия по ВОВ в музее земской больницы, посещение фотовыставки и экспонатов военных лет в Красноуфимском краеведческом музее; проведена игра-квест по родам войск,   развлечение «Мы – будущие защитники Родины!».

В ходе реализации проекта было уделено внимание и исследовательской деятельности «Мой прадед – участник ВОВ!». Цель исследования: узнать есть ли в моей родословной участники Великой Отечественной войны. На протяжении всей работы дети, используя доступные им методы исследования, собирали информацию совместно с родителями и воспитателями о  своих прадедах и дедах – участников ВОВ.

Итоговым результатом проекта стала книга, которая носит название «КНИГА ПАМЯТИ!» и стенд «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК!» в честь прадедов и дедов - участников Великой Отечественной войны.

На заключительном этапе организован праздник, посвящённый Дню Победы.

Также на протяжении всего проекта дети являются участниками городских, областных, международных конкурсов «Я – Помню! Я – Горжусь!», «Красота Божьего мира!», «Победный май!», «Георгиевская ленточка – символ Победы!», «Дети – ветеранам!», «Мир без войны!», «Открытка в честь Победы!», конкурс – выставка детского рисунка, посвящённого 74 –й годовщине Победы в ВОВ 1941 – 1945 года, посвящённые Дню Победы в Великой Отечественной войне.

Материалы проекта ориентированы на целенаправленное осуществление духовно-нравственного воспитания детей и формирование системы духовно-нравственных ценностей.

Воспитание у нового поколения устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей российских народов позволит обеспечить успешное социальное развитие России в 21 веке.

Литература

  1. Большой психологический словарь/сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – Санкт – Петербург: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – С. 269
  2. Воловикова М. И.Нравственность в современной России/М.И. Воловикова//Психологический журнал. – 2009.- № 4. – С. 95 – 97

Электронные ресурсы

  1. iro86.ru/index.php/zhurnaly/sborniki/sborniki-materialov...


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ"

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

«Формирование духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»

Всё начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.   ...

Роль малого фольклорного жанра в процессе формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ...

Консультация на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»

Консультация на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»«Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра – ...

МАСТЕР – КЛАСС НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста"

Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста...

Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Современный мир столкнулся с проблемой, которая коснулась и России, а именно разрушением личности. На сегодняшний день, к сожалению, материальные ценности поглощают духовные, следовательно, у значител...