Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста
статья

Панфилова Екатерина Владимировна

Современный мир столкнулся с проблемой, которая коснулась и России, а именно разрушением личности. На сегодняшний день, к сожалению, материальные ценности поглощают духовные, следовательно, у значительной части детей понимание о милосердии, сострадании, доброте и патриотизме сильно искажены. Воспитание в российской педагогике в основном соотносится с развитием духовно-нравственной сферы, так как целью развития духовно-нравственных качеств является воспитание ребенка мыслящим, доброжелательным, милосердным.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Мечта каждого родителя – счастливый, жизнерадостный, коммуникабельный, здоровый ребенок. Педагоги должны помочь родителям вырастить будущие нашего общества, а самое главное воспитать их в соответствии с духовно-нравственными нормами в современном мире. Каждый малыш видит во взрослом пример для подражания, именно в это время следует окружить ребенка заботой, лаской, любовью и теплом самых родных и близких. Так как именно эти качества ложатся в основу формирования части собственного «Я».

Современный мир столкнулся с проблемой, которая коснулась и России, а именно разрушением личности. На сегодняшний день, к сожалению, материальные ценности поглощают духовные, следовательно, у значительной части детей понимание о милосердии, сострадании, доброте и патриотизме сильно искажены. Воспитание в российской педагогике в основном соотносится с развитием духовно-нравственной сферы, так как целью развития духовно-нравственных качеств является воспитание ребенка мыслящим, доброжелательным, милосердным. Важный и неотъемлемый элемент разностороннего развития ребенка - это духовно-нравственного воспитания в детском саду.

Формирование духовно-нравственных качеств возможно в случае общих усилий семьи, дошкольного образовательного учреждения и государства. Следует подчеркнуть, семья – это основное звено в воспитании ребенка, а  социальные институты являются дополнительным, вспомогательным звеном поддержки семьи и ведут воспитательную работу с целью развития духовно-нравственного воспитания ребенка.

        Основная проблема в современном образовании кроется в следующем: в процессе воспитания не акцентируется внимание на соблюдении исторической преемственности поколений. Ребенок лишен возможности взять пример с людей, которые жили раньше, дети не знают, каким образом можно решить свои проблемы, что произошло с тем, кто пошел против духовных ценностей, а также с тем, у кого получилось изменить свою жизнь. 

Следует подчеркнуть, что психологи проанализировали образование понятий «хорошо» и «плохо» и пришли к выводу: «хорошо» - это заманчиво и интересно (ранний возраст). Со временем дети получают определенные навыки и думают, что «хорошо» - это похвала за что-то. Ребенок выполнил поручение взрослых – взрослые похвалили – «хорошо», не выполнил, его ругают, бранят – «плохо». Таким образом, не следует навязывать детям понимание слов «хорошо» и «плохо», намного эффективнее было бы создать условия для получения позитивных эмоций, когда ребенок делает что-то правильно, и, соответственно, неприятные, когда ведет себя не правильно. Развитие эффективности умений детей будут напрямую зависеть от родителей, чем правильнее и активнее взрослые пользуются методом похвалы и порицания.  

        Фундамент в развитии ребенка закладывается в дошкольном возрасте, именно в этом возрасте постигается мир человеческих отношений и открываются законы норм поведения, формируется понятие честности, правдивости и искренности. Развивать духовно-нравственные качества детей следует через игру. С ее помощью дети получают необходимые навыки размышления над тем или иным нравственным поступком, воспитываются хорошие манеры и обогащается внутренний мир.

        В развитие духовно-нравственных качеств применяют игры, которые помогают ребятам взаимодействовать друг с другом, воспитывают уважительное отношение и любовь к родным людям. Следует отметить, используя народные игры, ребята погружаются в историю и становятся частью русского народа, способствуют формирование добрых отношений в коллективе. Нельзя не отметить, игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка. Они формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно- нравственного развития. Духовно- нравственные качества личности также можно развивать с помощью детского фольклора или устного народного творчества.

Важный вклад в развитие дошкольника вносит художественная литература. Дети подражают героям, которые им нравятся, переносят их всех в игру и, проживая жизнь героя в игре, получают духовный и нравственный опыт. К.Д. Ушинский считал, что литература, с который встречается впервые ребенок, должна вводить его в мир народных чувств, народной жизни [1]. Как раз эта литература прививает детей к духовной жизни своего народа, в основном, это устное народное творчество: пословицы, поговорки, загадки и др. Благодаря сказкам дети различают такие понятия как: добро и зло, со временем ребята понимают, что хорошо, а что плохо. В сказках осуждается такие черты характера, как лень, жадность, скупость, и одобряет смелость, трудолюбие и верность. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, они воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине, она обучает ребенка быть дружелюбным и трудолюбивым.

Взрослые всегда должны быть рядом с малышами, их основная задача – точно оценивать настоящее и показывать перспективы в будущее, тем самым они превращают обычные будни в целостные уроки жизни. Выполнив такие условия, ростки духовной нравственности пустят глубокие корни, помогут растущему человеку достойно жить среди других людей.

Духовно-нравственное воспитание в современном мире будет успешным, если люди начнут создавать условия, способствующие формированию культурного поведения.

Список использованной литературы:

  1. Коваль А.Н., Малыгина А.Н., Жесткова Е.А. Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-4. – С. 748-750;
  2. Коломийченко Л.В., Воронова О.А. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет //ООО ТЦ «Сфера»,2013. – 125с.
  3. Метенова Н.М. Педсовет. Нравственное воспитание. Новые подходы к проведению педагогических советов в ДОУ//ООО ИПК «Индиго», 2017. – 61с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».

«Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...

Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Дорогие родители одной из главных задач, которая заложена в «Программе обучения и воспитания в детском саду», является духовно-нравственное и патриотическое воспитание. В настоящее время  проблем...

«Использование основ культуры казаков в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

14 октября в моей группе состоялся фольклорный праздник "Казачья покровская ярмарка "...

"Моя семья" Проект проведен в рамках инновационной опорной площадки по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Семья для человека важнее всего.  Именно в семье человек может испытать все чувства, подтверждающие смысл нашего существования — любовь к детям, к родителям, прекрасные чувства любви к женщине ил...

Проект «Символ русской семьи – матрешка». Работа над проектом проводилась в рамках инновационной опорной площадки по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к Родине....