Аналитическая справка о систематичности и результативности работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал на тему

Атяшева Вера Дмитриевна

Старший воспитатель Вера Дмитриевна Атяшева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskaya_spravka_po_tem.kont_.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

о систематичности и результативности работы   по духовно-нравственному  развитию

и   воспитанию детей дошкольного возраста

Структурное подразделение детский сад «Ромашка»

 ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины

             Тематическая  проверка в ДОУ  проводится в соответствии с годовым планом.              Тематическая проверка была проведена в форме посещения. Посещения  осуществлялось  в течение  учебного года.

 Цель проверки:  определение уровня развития нравственных качеств, способностей детей; анализ эффективности использования традиционных и нетрадиционных приемов работы с детьми.

Задачи:          

1. Планирование работы по духовно-нравственному развитию и  воспитанию детей

2. Условия, созданные для детей по духовно-нравственному развитию и  воспитанию

 (развивающая среда, программно-методическое обеспечение).

3. Оценка эффективности проводимых мероприятий по воспитанию у детей нравственных качеств

4. Работа с семьёй по организации   духовно-нравственного развития и  воспитания детей.

4. Оценка  положительных и отрицательных тенденций в работе по нравственному воспитанию  детей.

Основные формы и методы контроля

1. Анализ календарного планирования воспитателей.

2. Просмотр мероприятий по развитию у детей нравственных качеств.

3. Обзорное изучение развивающей среды в группах

Оценочный инструментарий

1. Грамотность написания планов работы.  

2. Грамотность оформления и наполняемости развивающей среды.

3. Творческое построение работы с родителями.

Выводы:

                   В результате проведённого посещения было установлено: все группы детского сада организуют работу по духовно-нравственному воспитанию детей  в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования.                                           

 Педагоги  опираются на следующие нормативные документы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  к условиям реализации  общеобразовательной программы.

 2.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных      образовательных учреждений  

3. Перспективное и календарно-тематическое планирование.

Планирование работы по духовно-нравственному  развитию и воспитанию детей

              Анализ календарно-тематического планирования работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. В утренний промежуток времени педагоги планируют беседы, разучивание стихотворений, песенок, потешек, игр, направленные на расширение и активизацию словаря детей, кругозора, знакомства с элементами фольклорного жанра.  Для проявления детьми творчества систематически планируются сюжетно-ролевые игры, народные игры, театрализованная деятельность, организуются вечера загадок, изобразительная деятельность.  В планах по работе с семьями воспитанников спланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке, выставки специальной литературы по нравственному развитию и воспитанию детей.

Организация  предметно-пространственной развивающей  среды в группах

В каждой группе создан  национальный уголок, где дети могут познакомиться с символами народов Поволжья. Имеется большое количество дидактических игр. Оформлен книжный уголок, где на полках расположены книги по возрасту детей. Художественная литература подбирается воспитателями грамотно, имеется несколько книг одного писателя и одного художника-иллюстратора. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги. Воспитатели старшей группы периодически организуют выставки книг одного писателя.  Дети имеют возможность рисовать, лепить, вести наблюдения, заниматься исследовательской деятельностью. В  детском саду создан музей народных традиций силами педагогов и родителей.    Средства музейной педагогики помогают  развить у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества. Созданная в детском саду развивающая среда способствует познавательному развитию. Она  построена на принципах гендерного подхода, учета возрастных особенностей дошкольников,  обеспечения возможностей для организованной и самостоятельной деятельности детей.

Оценка эффективности проводимых мероприятий по воспитанию у детей нравственных качеств

               Приобщая детей к национальной  культуре, педагоги рассказывают разные  народные сказки, слушают в аудиозаписи песни, заучивают  народные потешки, пословицы и  поговорки, разучивают народные игры и хороводы, знакомят детей с предметами народно-прикладного искусства: дымковской игрушкой, матрешкой, хохломскими, городецкими, гжельскими изделиями с их неповторимыми росписями. Как и во время НОД, так и в совместной деятельности воспитатели используют тематические презентации, что также способствует лучшему усвоению материала.

      Воспитатели, работая с детьми, не забывают о том, что на формирование и развитие личности, нравственных качеств  оказывают влияние народные традиции, обряды, устное народное творчество и принципиально важные условия: - непосредственное участие в процессе и взрослых и детей (пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов - мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь; мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков); - продвижение от опыта к знанию (пример: мы не объясняем детям, как раньше колядовали, дети понимают это, участвуя в ритме культурной жизни всего детского сада).  

   На непосредственно образовательной деятельности  речевое развитие  в старшей группе  была проведена ситуативная беседа о государственных символах. Из беседы  дети узнали, что не только у каждой страны есть свой герб и флаг, но и у маленьких городов есть свои символы. Так дети познакомились с гербом своего села. Также дети узнали, что у страны есть главная песня – гимн. В ходе   беседы дети принимали активное участие, рассказывали, где можно увидеть Российский флаг, из каких цветов он состоит. Полученные во время беседы и игры знания дети легко выражали это в художественно-творческой деятельности, в чтении художественной литературы.    Традиционно к празднованию Дня защитника Отечества, Дня Победы с детьми в детском саду подготавливаются литературно-музыкальные праздничные выступления  с приглашением  в детский сад ветеранов войны и труда, которые рассказывают детям о своей  жизни. Расширяя знания детей о понятии Родина, воспитатели подводят детей к тому, что это не только село, в котором ты родился и живешь, а Родиной мы зовем нашу область и нашу Россию. Так на непосредственно образовательной деятельности  познавательное развитие  формирование целостный картины мира  по теме «Наша Родина – Россия» дети подготовительной к школе  группы  узнали, что лес, и реки, и моря, и горы – все это большая наша страна, наша Родина, которая называется Россия. Россия очень большая, богатая и красивая страна, и живет в России талантливый народ, который придумал интересные сказки, потешки и песенки.  Воспитатели вместе с детьми собрали  альбом, в который вошли пословицы о семье, песни, стихотворения  о Родине. Работа по  духовно-нравственному воспитанию дошкольников связана с  физической культурой: будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми.

В течение года в детском саду  проводились праздники, конкурсы, тематические досуги, акции, развлечения с детьми: «Голоса Родины моей» - конкурс стихов, акция «Неделя добрых дел», «С Днём рождения,  Земля!» - экологический досуг, акция «Читаем детям о войне»,  «Праздник Победы»,    «День единства», «День матери». В ходе этих мероприятий педагоги широко использовали средства музейной педагогики, знакомили с  традициями народов Поволжья, фольклором, народными играми, былинами, сказками.

Работа с семьёй по организации   духовно-нравственного развития и  воспитания детей.

Привлекаем родителей к участию в конкурсах на темы: «Во саду ли в огороде»,  «Рождественская сувенир», «Очей Очарованье»,  и других тематических конкурсах. Многие родители принимали участие в спортивном празднике «Кольца дружбы». Родителям предлагаются папки – передвижки и консультации на тему духовно-нравственного развития и воспитания, дополненные фотографиями детей, проводятся  тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания. Ежегодно в подготовительной к школе группе проводится конкурс: «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево семьи».

          Таким образом, тематический контроль показал, что духовно-нравственное развитие и  воспитание в детском саду соответствует требованиям программы и возрастным особенностям. Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями о национальностях, о традициях народов, проживающих в нашем селе,  их быте и  культуре.

25.05.2014 год

Старший воспитатель В.Д. Атяшева

Со справкой ознакомлен: (а)

Копия верна Директор  ГБОУ СОШ (ОЦ)с.Челно-Вершины  _______________ А.А. Самойлов