Главные вкладки

    Проект «Символ русской семьи – матрешка». Работа над проектом проводилась в рамках инновационной опорной площадки по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
    проект (старшая группа) на тему

    Андрусик Татьяна Александровна

     Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к Родине.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проект «Символ русской семьи – матрешка»

     I. Тип проекта

    1. По доминирующей деятельности: творческий, познавательно-игровой.

    2. По времени проведения: краткосрочный ( 2 недели)

    3. По характеру контактов: в рамках ДОУ, работа в социуме.

    4. Участники проекта: старшие дошкольники, родители, педагоги.

    II. Актуальность

    Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к человеку вообще, к Родине.

     «Мы, русские, совсем не знаем своего прошлого…

    Это прошлое – наше наследство, наше достояние…»

    (Максимилиан Волошин).

           В нашем дошкольном учреждении  из года в год отмечаются семейные праздники, такие как: « День Матери»; «День пожилого человека»; «День семьи, любви и верности»; «День папы».

         Поначалу перед педагогами встали вопросы: как привить любовь к старшим, быть внимательными и заботливыми к родителям, а самое главное к маме, ведь «Мама – источник жизни на земле». Как решить эту задачу? В каких видах деятельности должна проходить эта работа? Не будешь же просто повторять: « Семью нужно любить, уважать…  Поэтому решили взять за основу русскую народную игрушку – матрешку, которая представляет деревянную точёную фигурку девушки Матрёны в сарафане с платочком и символизирует образ матери,  несущую в чреве своем семью.  Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества.   Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира и символизирует неделимость русской семьи.

         Основными принципами дошкольного образования в условиях ФГОС является сотрудничество дошкольного учреждения с семьей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

         Тема материнства, семьи и матрешки, как мы видим, тесно переплетается, постоянно развивается и совершенствуется. Она любима детьми, и как показала практическая работа с социумом – родителями, а также с законными представителями воспитанников, и взрослыми.  

    III. Цель проекта:

    Создание педагогических условий для формирования в каждом ребёнке основ духовно-нравственной личности, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

    IV. Задачи проектной деятельности:

    • Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
    • Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства и семьи.
    • Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
    • Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
    • Освоить некоторые классические художественные элементы изготовления матрешки.
    • Познакомить детей с историей народного промысла по изготовлению матрешки.
    • формировать и развивать эстетическо-творческие возможности детей в процессе разнообразных видов деятельности: словесной, исторической, художественной и игровой;
    • Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость за свою маму, любовь и уважение к образу материнства.

    V. Предполагаемый результат

    Итоговым результатом является  высокий уровень знаний детей и устанавливается личностный компонент. При этом учитывается активное участие детей в различных видах деятельности, конкурсах. Создание мини-музея «Символ русской семьи – матрешка» и коллекции косынок, платочков для танца «Матрешки», оформленных руками родителей.

    VI. Методы проекта

     - Познавательно-игровые занятия;

     -  Слайдовые обучающие и познавательные презентации;

      -  Наблюдения, беседы;

     -  Цикл ОД по художественно-эстетическому развитию;

      - Мастер - класс  с родителями (Русский народный узор на косынке и платочке».

     

    VII. Этапы управления проектом

    1. Концептуальный ( )

    Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора. Формулирование задач и цели проекта

    2. Формирующий

    ( )

    Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

    3. Итоговый

     ( ).

    Оценка уровня сформированности нравственно-патриотических и гражданских чувств, общественных отношений. Защита семейных творческих работ.

     VIII. Содержание проектной деятельности

    Представлено тематическим планированием формирующего этапа. (Включение разных видов деятельности в образовательный процесс – тематический цикл « Матрешка – символ русской семьи»).

    Работа с детьми:

    1. ОД с ИКТ, «Вот какая русская игрушка!»

    (Познавательное развитие).

    2. Этическая беседа с включением пословиц, поговорок о маме.

    (Речевое развитие)

    3. Дидактическое упражнение «Вспомни ласковые слова  о маме»; «Моя семья…»

     (Речевое развитие).

    4. Разучивание стихов о  семье и о матрешке и чтение художественной литературе по актуальной тематике.

    (Речевое развитие)

    5. ОД «Матрешки бывают разные!», «По страницам семейной книги».

    (Познавательное развитие).

     6. Познавательные презентации: «Виды матрешек», «История возникновения матрешки», «Росписи нарядов матрешек».

     (Интеграция пяти образовательных областей – познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического физического развитий).

    7. Цикл ОД художественно-эстетического развития:  «Украсим фартучки для мам» - рисование,   «Моя мама - похожа на русскую матрешку» - аппликация.

    (Художественно-эстетическое творчество).

    8. Разучивание  танца, с использованием платочек и косыночек, под руководством музыкального руководителя.

    (Художественно-эстетическое творчество).

    Работа с родителями:

    1.Мастер класс с родителями «Русский народный узор своими руками»

    ( на косыночке и платочке).

    2.Создание мини-музея «Семейная матрешка».

    3.Папка передвижка «Русская матрешка»

    4. Роспись Семеновской матрешки – Д/З.

    Итог реализации: Защита «семейной матрешки»: посиделки «Слово древнее, святое...»

     Список источников:

    1.Веракса Н.Е.,Веракса А.Н.Проектная деятельность дошкольников. Москва,2008.

    2.Затулякина В.Д. Детям о русских праздниках и обрядах.Горно-Алтайск,1995.

    3.Князева О.Л.,Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С-Петербург,1998.

    4.Комарова Т.С.,Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада.Москва,2010.

    5.Науменко Г.М.Дождик,дождик,перестань.Русское народное творчество. М.,1998.

    Автор: Танзыкова Наталья Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории старшей группы, детского сада «Тополёк», с.Паспаул, Республика Алтай.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Авторы : Андрусик Татьяна Александровна Знак Татьяна Валерьевна Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Символ русской семьи – Матрешка» Российская Федерация муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 «Колокольчик» 2017 год.

    Слайд 2

    I. Тип проекта 1. По доминирующей деятельности: творческий, познавательно-игровой. 2. По времени проведения: краткосрочный ( 2 недели – 01.03.2017 – 14.03.2017) 3. По характеру контактов: в рамках ДОУ, работа в социуме. 4. Участники проекта: старшие дошкольники, родители, педагоги .

    Слайд 3

    II. Актуальность Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к человеку вообще, к Родине. В 2015 году наша группа вела работу по проекту «Моя семья», в результате которого мы много узнали о семье, о традициях и реликвиях семьи . Мы решили продолжить работу в данном направлении. «Мы, русские, совсем не знаем своего прошлого… Это прошлое – наше наследство, наше достояние…» (Максимилиан Волошин). Поначалу перед педагогами встали вопросы: как привить любовь к старшим, быть внимательными и заботливыми к родителям, а самое главное к маме, ведь «Мама – источник жизни на земле». Как решить эту задачу? В каких видах деятельности должна проходить эта работа? Не будешь же просто повторять: « Семью нужно любить, уважать… Поэтому решили взять за основу русскую народную игрушку – матрешку, которая представляет деревянную точёную фигурку девушки Матрёны в сарафане с платочком и символизирует образ матери, несущую в чреве своем семью. Основными принципами дошкольного образования в условиях ФГОС является сотрудничество дошкольного учреждения с семьей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

    Слайд 4

    III. Цель проекта: Создание педагогических условий для формирования в каждом ребёнке основ духовно-нравственной личности, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. IV. Задачи проектной деятельности: Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства и семьи. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье. Освоить некоторые классические художественные элементы изготовления матрешки. Познакомить детей с историей народного промысла по изготовлению матрешки. формировать и развивать эстетическо-творческие возможности детей в процессе разнообразных видов деятельности: словесной, исторической, художественной и игровой; Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость за свою маму, любовь и уважение к образу

    Слайд 5

    V. Предполагаемый результат Итоговым результатом является высокий уровень знаний детей и устанавливается личностный компонент. При этом учитывается активное участие детей в различных видах деятельности, конкурсах. Создание мини-музея «Символ русской семьи – матрешка» и коллекции косынок, платочков для танца «Матрешки», оформленных руками родителей. VI. Методы проекта - Познавательно-игровые занятия; - Слайдовые обучающие и познавательные презентации; - Наблюдения, беседы; - Цикл ОД по художественно-эстетическому развитию; - Мастер - класс с родителями (Русский народный узор на косынке и платочке».

    Слайд 6

    VII. Этапы управления проектом: Концептуальный (01.03.2017) Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора. Формулирование задач и цели проекта. 2. Формирующий ( 02.03.2017 – 13.03.2017) Деятельность в соответствии с тематическим планированием. 3. Итоговый ( 06.03.2017 – Утренник 8 Марта; 14.03.2017 – Презентация проектной деятельности) Оценка уровня сформированности нравственно-патриотических и гражданских чувств, общественных отношений. Защита семейных творческих работ и проектной деятельности.

    Слайд 7

    VIII . Содержание проектной деятельности Работа с детьми: 1. ОД с ИКТ, «Вот какая русская игрушка!» (Познавательное развитие). 2. Этическая беседа с включением пословиц, поговорок о маме. (Речевое развитие) 3. Дидактическое упражнение «Вспомни ласковые слова о маме»; «Моя семья…» (Речевое развитие). 4. Разучивание стихов о семье и о матрешке и чтение художественной литературы. (Речевое развитие) 5. ОД «Матрешки бывают разные!», «По страницам семейной книги». (Познавательное развитие). 6. Познавательные презентации: «Виды матрешек», «История возникновения матрешки», «Росписи нарядов матрешек». (Интеграция пяти образовательных областей – познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического физического развитий). 7. Цикл ОД художественно-эстетического развития: «Украсим фартучки для мам» - рисование, «Моя мама - похожа на русскую матрешку» - аппликация. (Художественно-эстетическое творчество). 8. Разучивание танца, с использованием платочек и косыночек, под руководством музыкального руководителя. (Художественно-эстетическое творчество).

    Слайд 8

    Работа с родителями: 1.Мастер класс с родителями «Русский народный узор своими руками» ( на косыночке и платочке). 2.Создание мини-музея «Семейная матрешка». 3.Папка передвижка «Русская матрешка» 4. Д/З - Роспись Семеновской матрешки Итог реализации: Защита «семейной матрешки»: посиделки «Слово древнее, святое...»

    Слайд 9

    И так, мы начинаем!!! Мы беседуем и рассуждаем…

    Слайд 10

    Мы читаем ….

    Слайд 11

    Мы играем….

    Слайд 12

    Мы знакомимся с историей русской матрешки…

    Слайд 13

    Мы знакомимся с видами русской матрешки…

    Слайд 14

    Мы создаем шедевры искусства…

    Слайд 15

    А в это время наши родители… шьют и вышивают!

    Слайд 16

    … рисуют!

    Слайд 17

    …Делятся с группой!

    Слайд 18

    … читают!

    Слайд 19

    В итоге… мы одна, большая семья!!!

    Слайд 20

    Список источников: 1.Веракса Н.Е.,Веракса А.Н.Проектная деятельность дошкольников. Москва,2008. 2.Затулякина В.Д. Детям о русских праздниках и обрядах.Горно-Алтайск,1995. 3.Князева О.Л.,Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С-Петербург,1998. 4.Комарова Т.С.,Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада.Москва,2010. 5.Науменко Г.М.Дождик,дождик,перестань.Русское народное творчество. М.,1998. Автор: Танзыкова Наталья Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории старшей группы, детского сада «Тополёк», с.Паспаул , Республика Алтай.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Моя семья" Проект проведен в рамках инновационной опорной площадки по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

    Семья для человека важнее всего.  Именно в семье человек может испытать все чувства, подтверждающие смысл нашего существования — любовь к детям, к родителям, прекрасные чувства любви к женщине ил...

    Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме

    Консультация для родителей Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме...

    Презентация стихов на конкурс чтецов "Живое слово" в рамках площадки по духовно - нравственному и гражданско патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

    Презентация стихов на конкурс чтецов "Живое слово" в рамках площадки по духовно - нравственному и гражданско патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Эта презентация демонстрир...

    Буклет - программа районного семинара - практикума «Русская народная кукла как средство духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста»

    Буклет в краткой и красочной форме содержит информацию для участников семинара-практикума. Это удобная форма ознакомления с программой работы семинара....

    Приказ о составе творческой группы очного этапа методического квеста в рамках городской опорной площадки "Методические и содержательные основы ранней профориентации детей дошкольного возраста"

    Приказ о составе творческой группы  городской опорной площадки "Методические и содержательные основы ранней профориентации детей дошкольного возраста"...