Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Конова Ольга Анатольевна

О широких возможностях элементарного музицирования для развития творческих способностей детей. В каких творческих заданиях можно использовать элементарное музицирование? Примеры озвучивания стихотворений, сказок, рассказов по репродукциям картин...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elementarnoe_muzitsirovanie_kak_sredstvo_.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

             Элементарное  музицирование  как  средство

      творческого  развития  детей  дошкольного  возраста

         О широких возможностях элементарного музицирования для развития творческих способностей дошкольников сказано немало. Метод действительно универсальный, его с успехом используют в работе с детьми разного возраста и в различных видах деятельности: на музыкальных занятиях, на занятиях по развитию речи, изодеятельности, театрализации и т.д. Элементарное музицирование предполагает комплексный подход к построению  различных  занятий  с детьми, и оно даёт педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребёнком, создавая условия для развития его творческих способностей.

        В каких же творческих заданиях можно использовать элементарное музицирование? Перечислю  наиболее  известные  и  доступные:

- озвучивание  стихотворений, сказок;

- озвучивание  рассказов  о  явлениях  природы, животных, птицах;

- сочинение  собственных  рассказов  и  озвучивание  их;

- сочинение рассказов по репродукциям картин с последующим    озвучиванием  рассказа (картины);

- придумывание  и  озвучивание  загадок  о  явлениях природы, окружающего предметного мира и т.д.

        Безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т.д. Важно также активизировать творческий поиск ребёнка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания и т.д. Другими словами, научить ребёнка тонко чувствовать и понимать смысл текста стихотворения или сказки, содержания картины и адекватно подбирать звуковые средства выразительности, осмысленно подбирая темп, динамику, регистр и тембр звучания. При этом огромную роль играет стиль взаимодействия взрослого и детей, предполагающий творческое сотрудничество, совместный поиск, партнёрские взаимоотношения без авторитарного научения и показа способа выполнения того или иного задания. Главный критерий правильности методики работы с детьми – то удовольствие, которое получают дети, и то спонтанное эмоциональное выражение радости, которое сопровождает их деятельность на занятиях.

        Вот  несколько  примеров.

                                 

                                 Озвучивание стихотворений

                                         С. Маршак.  Апрель

Апрель! Апрель!                        колокольчик, треугольник

На дворе звенит капель.         глиссандо по металлофонам

По полям бегут ручьи,                глиссандо по металлофонам

На дорогах лужи.                        музыкальный молоточек

Скоро выйдут муравьи                тихое шуршание

После зимней стужи.              любой звук

Пробирается медведь                  трещотки, маракасы

Сквозь лесной валежник.                

Стали птицы песни петь            свистульки, дудочки

И расцвёл подснежник.                колокольчик

           Варианты озвучивания данного стихотворения могут быть разными. Важно предоставить детям возможность самим искать и подбирать тембр, находить ритм и темп исполнения. Необходимо лишь учитывать, что темп чтения стихотворения замедляется, появляются небольшие паузы, во время которых звучит импровизация.

        Творческое озвучивание следующего примера может включать также и пластическую импровизацию.

Шла зима, снежком играя,                  музыкальный молоточек

В пышной шубе меховой,

Тучи снежные сгребая                  шуршащие звуки

У меня над головой.

Мне попал снежок в ладошки               металлофон

Пусть погреется немножко…

Не послушался снежок

И водичкою утёк!                        глиссандо на металлофоне

          Движения  и  жесты  подбираются  по  смыслу  стихотворения.

        В результате таких творческих упражнений дети открывают в себе и других новые возможности, наполняются общей радостью от совместного творчества, перенимая  находки  друг  друга.

        Вполне допустимо, что взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребёнку проявить себя, тем более, что некоторые роли или партии могут исполняться несколькими детьми одновременно.

         В детской литературе есть множество произведений (например, рассказы В. Бианки), к которым легко подобрать инструментальное сопровождение. Каждый воспитатель может использовать при желании чтение таких рассказов и одновременно их творческое озвучивание при помощи доступных музыкальных игрушек и предметов. Такой способ знакомства с литературой будет вызывать у детей более яркий эмоциональный отклик и, естественно, будет способствовать лучшему запоминанию содержания произведения, не говоря уже о развитии креативности.

          Озвучивание  собственных  рассказов  о  явлениях  природы

Например:

Подул свежий весенний ветер,                           маракас, погремушка

Пригнал большие облака.

И из них вдруг закапали

Сверкающие капельки.                                 металлофон

Сначала они капали робко, медленно.

Потом быстрее и быстрее.                                  темп ускоряется

Их становилось всё больше!

Они шумели в ветках деревьев                           хлопки по коленям, столу, 

По крыше, по подоконнику.                                   в ладоши и т.д.

И всё вокруг наполнилось

Звуками весеннего ливня!                                 общий звук

                                        Озвучивание  сказок

          Русские народные сказки с их яркими образами предоставляют огромные возможности для их озвучивания музыкальными инструментами или игрушками. Как и при чтении стихов, сказки могут быть исполнены самым различным способом: на фланелеграфе, при помощи настольного, теневого, кукольного театра, а также непосредственно по ролям.

        Самая незатейливая сказка, например, «Курочка Ряба», преображается и вызывает просто жгучий интерес любой (даже взрослой) аудитории.

Жили – были Дед да Баба                              шарманка

И была у них Курочка Ряба:

«Кудах-та-тах, кудах-тах-тах!»                       деревянные ложки        

Снесла Курочка яичко,

Не простое, а золотое.                                 металлофон

Дед бил, бил, не разбил.                             деревянные ложки

Баба били, била, не разбила.                       удары чаще

Мышка бежала,

Хвостиком махнула,                                       колокольчик

Яичко упало и разбилось…                удары по металлофону в сторону высоких звуков, глиссандо и в конце один удар.

Любой вариант обыгрывания сказки интересен всем – и большим, и маленьким. Малыши просто слушают сказку в исполнении взрослого, старшие сами уже могут самостоятельно её озвучивать.

     Озвучивание  рассказов  по  репродукциям  картин

Это одно из самых сложных заданий, используется оно, в основном, на занятиях по развитию речи.

Например, картина В. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Однажды Машенька взяла своего братика Ванечку погулять.

Пошли они через поле в лесок.                       музыкальный молоточек 

Стали собирать грибы, ягоды, аукаться,     дудочки, свирельки

Птичек слушать.                                                свистульки

Не заметила Машенька,

Как набежали тучи –                                     погремушки

Потемнело кругом, прогремел гром.              барабан

Тут посмотрела девочка на небо и ахнула. Взяла своего братца Ванечку за ручку и побежала.                                          музыкальный молоточек

Маленький Ванечка скоро устал, заплакал.        румба

А тучи всё  темнее, гром всё  громче.           усиление звучания барабана

Тогда схватила сестричка братика,              музыкальный молоточек

Посадила себе за плечи и

Припустилась со всех ног по полю.               ускорение темпа

Сверкали молнии, шумел ветер,

Гремел гром.                                                   маракас, барабан

Упали первые капли дождя,

Было страшно!                                                 румба

Но Машенька не бросила малыша,

Добежала с ним до деревни.

И когда начался ливень,                                  треугольник

Брат и сестричка были уже дома.                   глиссандо на металлофоне

        Соединение живописи, живого слова и элементарного музицирования вносит  элемент  сюрприза, игры, позволяет  многогранно проявиться детской  фантазии.

  Придумывание  загадок  на  основе  тембра  звучащих  инструментов

           Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд…Он передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя  сам  предмет  или  карточку с  его  изображением. Выигрывает тот, чьи  загадки  будут  разгаданы.

Приведённые  примеры озвучивания стихов, сказок и картин позволяют  объединить  работу  различных специалистов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования и др.

Включать подобные игры – упражнения можно и в занятия, и в программу  праздников  и  развлечений. Особенно хороши подобные игровые задания на совместных праздниках с родителями, когда некоторые роли исполняют взрослые.

О пользе таких занятий говорить не приходится. Побольше бы их проводилось!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность как средство творческого развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО

В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, телерантность в социальном общении....

статья Декоративно-прикладное творчество народов Саха, как средство творческого развития детей дошкольного возраста

В настоящее время растет интерес к народному творчеству. Дети работая в творческой мастерской "Северные мотивы" смогут яснее и глубже представить художественное творчество предков, представить их мног...

Консультация для воспитателей "Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателейhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/07/31/elementarnoe-muzitsirovanie-kak-sredstvo-tvorcheskogo-razvitiya...

Пластилинография как средство творческого развития детей дошкольного возраста

Интересные  разработки  и  работы  по  пластилинографии  детей  нашей  группы....

Выступление на методическом объединении: «Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста»

Арт-терапия - это метод  оказания психологической помощи посредством художественного творчества....

Мастер - класс для воспитателей МАДОУ "Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста"

Мастер - класс для воспитателей "Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста"...

Музыкальный театр как средство творческого развития детей дошкольного возраста

Теоретическая часть1.1 История возникновения детского музыкального театра1.2. Музыкальный театр как средство творческого развития детей дошкольного возраста2 Практическая часть2.1 Учебно – темат...