Музыкальный театр как средство творческого развития детей дошкольного возраста
методическая разработка

Теоретическая часть

1.1 История возникновения детского музыкального театра

1.2. Музыкальный театр как средство творческого развития детей дошкольного возраста

2 Практическая часть

2.1 Учебно – тематический план

2.2 Содержание занятий

2.3 Взаимодействие с родителями

2.4 2.4. Перспективное планирование занятий «Детский музыкальный 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальный театр как средство творческого развития детей дошкольного возраста»

Автор Добрилко Мария Юрьевна

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Теоретическая часть

1.1 История возникновения детского музыкального театра…………....6

1.2. Музыкальный театр как средство творческого развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………9

2 Практическая часть

2.1 Учебно – тематический план………………………………..……….11

2.2 Содержание занятий……………………………………………….…12

2.3 Взаимодействие с родителями………………………………………14

2.4 2.4. Перспективное планирование занятий «Детский музыкальный театр»……………………………………………………………………...……..16

Заключение………………………………………………………………………17

Список использованной литературы…………………………………………..20

Введение

Музыкальный театр в детском саду имеет художественно – эстетическую направленность.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Музыкальный театр – это синтез музыкального и драматического искусства. Задачей современных детских дошкольных учреждений заключается во всестороннем развитии творческих возможностей детей.

Целью данного исследования является выявление влияния музыкально-театральной деятельности в детском саду на раскрытие и формирование творческих способностей детей, и приобщение к актерскому мастерству, как форме самовыражения и получения эстетического удовлетворения, в качестве одной из форм социальной адаптации.

Объект исследования: творческое развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: музыкальный театр как средство творческого развития детей.

Проблематика использования театральной деятельности в детском саду освещалась в работах отечественных авторов и педагогов. В статье «Речевое развитие дошкольников посредством театральной деятельности» авторов Быковой Е.И. и Карговой И.В. говорится о том, что театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет зону общения, воспитывает чувства и переживания, вызывает эмоциональный отклик на явления окружающего мира через создание художественных образов речевыми средствами. Статья «Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников» авторов Цеевой Л.Х. Ситковой А.В.  посвящена проблеме влияния театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников. Статья «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста» Шапарь М.Г. посвящена влиянию театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Анализ источников по теме «Музыкальный театр как средство творческого развития детей дошкольного возраста» позволил сделать вывод, что данная проблема не обеспечена источниками, и источниковая база не позволяет осветить поставленную проблему.

Практическая значимость данного исследования заключается в предоставлении примерного учебно-тематичекого плана для занятий по музыкально-театральной деятельности.

1Теоретическая часть.

1.1 История возникновения детского музыкального театра

Предыстория детского музыкального театра восходит к древнейшим видам театра, унаследовавшим от обрядовых действ их синтетический характер. В античном музыкальном театре на равных правах объединялись слово, музыка, танец.

В древнегреческом театре, музыкальную основу составляло хоровое пение детей в сопровождении шумовых инструментов: вступительная песня хора, центральные песни, заключительный хор.

В средневековой Западной Европе, где театральное наследние было предано забвению, детский музыкальный театр развивался главным образом в русле церковного искусства. В IX – XIIIвеках в католической церкви священнослужители с детьми разыгрывали латинские литургические представления перед алтарем. В XIV – XV веках в светской среде дети показывали музыкальные спектакли во время придворных празднеств, маскарадных шествий, народных представлений.

В эпоху Возрождения западноевропейское искусство обратилось к традициям античного театра. Особенностями тематики детских спектаклей стала гуманистическая направленность, антропоцентризм, вера в безграничные возможности человека, пафос гармонической, всесторонне развитой личности, красоты. Появляется множество театральных течений и школ. Одним из важнейших этапов развития музыкально-театрального творчества стал английский любительский театр XVIвека. В это время все спектакли были насыщены музыкой, словесный текст лишь скреплял музыкальный материал, В Испании рождаются жанры священных представлений, смешанных музыкально-театральных спектаклей, характерной особенностью которых явилось исполнение танцевальных композиций, песен, чтение стихов.

Вплоть до второй половины 18 века музыка в детских спектаклях имела лишь общую связь с содержанием пьесы и могла быть свободно перенесена из одного спектакля в другой.

На рубеже 19-20 веков в подходе к детскому музыкальному театру наметились новые тенденции. Постановщики спектаклей отказываются от музыки концептуального типа, используют приёмы органичного включения музыкальных эпизодов в драму.

В 20 веке взаимодействуют два направления, сближающие музыку с драмой: первое из них характеризуется усилением песенной роли в драматическом спектакле, второе связано с театрализацией музыкальных номеров. Истоки русского детского музыкального театра связаны с фольклором, народными играми и обрядами. Элементы театральности, то есть образного действенного воспроизведения действительности, всегда присутствуют в народном творчестве, будь то хороводная песня, пляска, обрядовая игра. В своеобразных музыкально-сценических формах, свойственных фольклору, отражается не только быт народа, но и его отношение к действительности. Все здесь подчинено смысловой, выразительной задаче. Пронизаны музыкальностью и театральностью народные обрядовые игры, многие из них представляют собой целостное сюжетные инсценировки, включающие в себя разнообразные формы действия. Веснянки, хороводы и игры – предшественники будущего комедийного действия, постепенно развиваются и переходят в более сложные театральные формы: календарные обряды, скоморошьи игрища, школьный театр, крепостной театр, музыкальный театр.

Носителями народных традиций были скоморошьи детские театры. В их репертуар входили несложные театрализованные сценки, сопровождаемые пением и плясками. Церковь относилась к игрищам враждебно, но запреты не смогли уничтожить в детях потребность в пении и танце.

На рубеже 19-20 веков в театральной музыке детских спектаклей наметилась глубокая реформа. Она связана с идеей К. С. Станиславского о непременном «вживании» музыки в режиссерский замысел.

Вторая половина 20 века принесла в детский музыкальный спектакль свежую струю обновления тематики, выразительных средств, а также жанровые открытия.

Сюжетная ситуация сказки, изобилующая острыми захватывающими событиями, всевозможными фантастическими приключениями и превращениями, оставляют авторам и детям широчайшее поле деятельности для эксперимента и поиска как в области драматургии, так и в сфере музыки и хореографии.

1.2 Музыкальный театр как средство творческого развития детей дошкольного возраста

Детский музыкальный театр рассматривается как пространство, положительно влияющее на формирование социально-коммуникативной и нравственно - эстетической активности личности участника постановки.

Многие педагоги,психологи (Васильева Н.Н., Акулова О.Н. и др.) утверждают, что раскрытию качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствуетсинтез искусств.Именно театральная деятельность как никакая иная воплощает в себе сотворчество,синтез нескольких видов искусств. Именно здесь гармонично переплетаются актерское мастерство, изобразительное искусство, музыка, ораторское искусство, риторика. Такой виддеятельности сосредотачивает в единое целое методы и средства выразительности, имеющиеся в арсенале нескольких отдельно взятых видов искусства, а это в свою очередь создаетусловия для воспитания целостной личности.

Детский музыкальный театр позволяет эффективно и через творчество решать следующие задачи в развитии дошкольника:

• Формировать и активизировать познавательный интерес детей.

• Снимать зажатость и скованность.

• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

• Развивать музыкальный слух.

• Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.

• Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.

• Развивать интерес к сценическому искусству.

• Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).

• Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.

• Учить сочинять этюды по сказкам.

• Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

• Развивать чувство ритма и координацию движений.

• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

• Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.

• Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

• Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.

• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

• Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.

• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

• Пополнять словарный запас.

• Учить строить диалог.

• Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

• Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства.

• Знакомить с создателями спектакля.

• Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.

• Воспитывать культуру поведения в театре.

Только комплексная работа, проводимая на занятиях по музыкальному театру, включающая в себя работу над спектаклем, сценической речью, постановке этюдов, сценическому движению, пластическим этюдам, разучиванию вокальных номеров, позволяет охватить творческое развитие дошкольника в полном объеме.

2 Практическая часть

2.1. Учебно-тематический план

Примерный учебно – тематический план по занятиям детского музыкального театра:

Перечень тем

Количество часов

В неделю

В год

1

Сценическая речь и основы театральной культуры

10 мин

5 ч

2

Занятия вокалом

10 мин

3

Основы сценического движения

10 мин

4

Актерское мастерство

10 мин

5

Постановка спектакля

20 мин

12 ч

        В Детский музыкальный театр детского дошкольного учреждения желательно принимать детей старшей и подготовительной группы.

2.2 Содержание занятий

 В раздел «Сценическая речь и основы театральной культуры» входят темы: работа над дикцией, работа над выразительностью речи. Занятия ведутся над скороговорками, чтением стихов, дыхательной гимнастикой, отрывков из ролей в спектакле. Работа над выразительностью речи ведется сообразно с музыкальным исполнением. Текст разделяется на речевые такты, они разделены логическим ударением, работа ведется над верной расстановкой пауз, над логической перспективой.

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Пополнять словарный запас ребенка.

Раздел «Основы театральной культуры» призван обеспечить условия для обладания дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства. Культура зрителя.

Задачи.

Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре

Раздел «Основы сценического движения» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущений гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.         Задачи.

Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства. входят темы: снятие физического зажима с помощью пластических упражнений (изображение животных в движении), приобретения умения проявлять разнообразные чувства посредством упражнений (съесть лимон, кусочек торта, чеснок), выполнение несложных этюдов на основе знакомых действий (вскрыть конверт, сорвать цветок), работа над некоторыми элементами хореографии.

Раздел «Актёрское мастерство»

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи.

Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

В раздел «Занятия вокалом» входят работа над вокальными номерами спектакля.

Раздел «Постановка спектакля»  базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи.

Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. п.); пополнять словарный запас, образный строй речи, работать над соединением сценических движений с вокальным исполнением.

Итоги работы определяются качеством исполнения спектакля.

2.3 Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с семьями воспитанников может проводиться в следующей форме:

1.        Проведение консультаций для родителей на темы: «Ребенок и театр», «Как определить творческие возможности ребенка».

2.        Приобщение родителей к участию в спектаклях

3.        Привлечение родителей к изготовлению декораций, театральных атрибутов и костюмов

4.        Обсуждение с родителями результатов обучения ребенка в театральном кружке

5.        Обсуждение с родителями их пожеланий на тему репертуара

2.4. Перспективное планирование занятий «Детский музыкальный театр»

Примерное перспективное планирование занятий «Детский музыкальный театр» для старшей группы:

месяц

виды деятельности

октябрь

знакомство с видами театра, пластические упражнения на расслабление - вода, желе, камень., дыхательные упражнения - свеча, мыльный пузырь; знакомство со спектаклем. распределение ролей, работа над артикуляцией, над произношением твёрдых согласных, скороговорками.

ноябрь

пластические упражнения - железный человек, тряпичная кукла. Работа над свистящими согласными. Небольшие этюды - поход в лес, на прогулку и т.д. Понятие «пантомима», работа над образом в спектакле.

декабрь

пластические, дыхательные упражнения - насос, пятачок. Работа над шипящими согласными, небольшие этюды на проявление эмоций, работа над спектаклем

январь

пластические упражнения - снеговик, дыхательные - насос, упражнения по Стрельниковой, скороговорки, работа над интонацией –радость. Грусть, удивление, злоба и т.д. Вокальные упражнения, работа над спектаклем.        

февраль

упражнения - пушинка, свеча, пластические упражнения-роботы и феи. Изображение животных, работа над спектаклем

март

пластические упражнения - воздушный шарик, пятачок, работа над чёткостью произношения, этюды-превращения предмета, работа над спектаклем

апрель

дыхательные упражнения - насос, свеча, работа над скороговорками, небольшие этюды - поход к врачу, на день рождения и др.

Постановка спектакля.

май

Подведение итогов за учебный год. Отчёт о проделанной работе.

Примерное перспективное планирование занятий «Детский музыкальный театр» для подготовительной группы:

месяц

виды деятельности

октябрь

знакомство с видами театра, пластические упражнения на расслабление - вода, желе, камень., дыхательные упражнения - свеча, мыльный пузырь; знакомство со спектаклем. распределение ролей, работа над артикуляцией, над произношением твёрдых согласных, скороговорками.

ноябрь

пластические упражнения - железный человек, тряпичная кукла. Работа над свистящими согласными. Небольшие этюды - поход в лес, на прогулку и т.д. Понятие «пантомима», работа над образом в спектакле.

декабрь

пластические, дыхательные упражнения - насос, пятачок. Работа над шипящими согласными, небольшие этюды на проявление эмоций, работа над спектаклем

январь

пластические упражнения - снеговик, дыхательные - насос, упражнения по Стрельниковой, скороговорки , работа над интонацией –радость. Грусть, удивление, злоба и т.д. Вокальные упражнения, работа над спектаклем.        

февраль

упражнения - пушинка, свеча, пластические упражнения-роботы и феи. Изображение животных, работа над спектаклем

март

пластические упражнения - воздушный шарик, пятачок, работа над чёткостью произношения, этюды-превращения предмета, работа над спектаклем

апрель

дыхательные упражнения - насос, свеча, работа над скороговорками, небольшие этюды - поход к врачу, на день рождения и др.

Постановка спектакля.

май

Подведение итогов за учебный год. Отчёт о проделанной работе.

Заключение

Таким образом, театральная деятельность детей дошкольного и возраста позволяет сформировать и развивать коммуникативные навыки детей,формировать и активизировать познавательный интерес детей, снимать зажатость и скованность, развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление, развивать музыкальный слух, развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми, развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях, развивать интерес к сценическому искусству.

 В процессе театрализованной постановки или же репетиционной подготовки формируются монологическая, диалогическая, эмоционально насыщенная речь. При таком подходе к изучению произведений дошкольной и школьной программы ребенку будет проще усвоить содержание произведения, характер героев, логику и последовательность событий, их развитие и причинно-следственную связь.

Список использованной литературы

1. Станиславский К.С. «Моя жизнь в искусстве» М., 1972

2. Гиппиус С. «Гимнастика чувств» М., 1967

3. Захава Б. Е. «Актерское мастерство» М., 1976

4. Ершов П. М. «Актерское мастерство» М., 1976

5. Ершов П. М. «Режиссура как практическая психология» М., 1972

6. Колчеев Ю.В. «Театрализованные игры в школе» М., 2000

7. Товстоногов Г. А. «Беседа с коллегами» М., 1982

8. Буров А. Г. «Режиссура и педагогика» М., 1967

9. Гульев Н. Г. «Творческая работа самодеятельного драматического коллектива» М., 1961

10. Голубовский Б. «Место работы театра» М., 1978

11. Германова Н. «Книга для чтецов» М., 1971

12. «Сценическая речь» под ред. Козлянниковой И. П. М., 2002

13. Маханева М. Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»  М., 2009

14. «История развития детского музыкального театра» Блинкова М.С. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность как средство творческого развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО

В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, телерантность в социальном общении....

статья Декоративно-прикладное творчество народов Саха, как средство творческого развития детей дошкольного возраста

В настоящее время растет интерес к народному творчеству. Дети работая в творческой мастерской "Северные мотивы" смогут яснее и глубже представить художественное творчество предков, представить их мног...

Консультация для воспитателей "Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателейhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/07/31/elementarnoe-muzitsirovanie-kak-sredstvo-tvorcheskogo-razvitiya...

Пластилинография как средство творческого развития детей дошкольного возраста

Интересные  разработки  и  работы  по  пластилинографии  детей  нашей  группы....

Театр как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

Ознакомить родителей с театральными играми как средством познавательного развития детей дошкольного возраста.Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомлен...

Выступление на методическом объединении: «Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста»

Арт-терапия - это метод  оказания психологической помощи посредством художественного творчества....

«Сказка на ладошке» пальчиковый театр как средство коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Статья на тему:«Сказка на ладошке»пальчиковый театр как средство коммуникативного развития детей дошкольного возраста    Ранний возраст - период быстрого формирования в...