Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по карте»
проект (подготовительная группа)

Оводнева Татьяна Сергеевна

 познавательно-исследовательская деятельность
 с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по карте»

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я думаю, каждый из вас,  использует в работе с детьми технологию исследовательской деятельности. Ведь именно она предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.

Сегодня я хотела бы  вам рассказать, как в работе со своими воспитанниками использую одну из форм исследовательской деятельности – «Путешествие по карте».

Цель формы «Путешествие по карте»: обеспечение условия для развития у детей представлений об окружающем мире.

Данная форма исследования помогла создать наиболее благоприятные условия для реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, родной стране, родном крае).

«Путешествие по карте» создает в воображении ребенка живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» – символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия).

Практика

Как все начиналось:

Я предложила детям по путешествовать, мы взяли глобус и начали рассматривать, выяснили, что очень много континентов и стран. Но большинство детей захотели отправиться в путешествие в город Якутск.

Мы с детьми рассмотрели глобусы, карту мира, нашли где находится город  Якутск отметили метками наше место расположение где находится наш город и где город Якутск.

Мы стали обсуждать как нам добраться до Якутска.

 Выяснили с детьми, что есть три пути добраться до города Якутска,  и мы решили попробовать все три пути.

1 путь на машине,  Проезжая весь путь на машине мы встречаем населенные пункты. Выяснили, какие деревья растут, грибы ягоды, чем занимаются люди.

2 путь самолетом. Пролетая самолетом мы видим не  только лес, облака, маленькие речки болота озера.

3путь по реке. Плывя на пароходе по реке Лена, мы видели природу, заповедник Ленские столбы.  Какие деревья, ягоды цветы растут. По пути нам встречались населенные пункты, Олекминск, познакомились с историей города. Узнали, что там есть памятник реке Лена.

Также мы узнали, чем занимаются люди, какую рыбу ловят, какие ягоды собирают.

Якутия край особенный, необыкновенный.

Добравшись до города Якутска, мы познакомились с самим городом, с традициями якутов. Также познакомились с памятниками и музеями Якутска.

 Музей мамонта, в музее мамонта мы узнали, когда и где были первые находки мамонтов.  Так же были в музее вечной мерзлоты, увидели красоту льда, рассмотрели множество ледяных скульптур.

 Познакомились с народным праздником Ысыах, где и как его празднуют. Какие костюмы одевают на праздник.

 В заключение нашего путешествия каждый ребенок взял карту и нарисовал наш путь путешествия, от Ленска до Якутска. 

Во время нашего путешествия мы сделали опыты, так как дети знают, что у нас длинная зима, и можно из за льда делать не только фигуры но и провести опыты, со льдом, снегом, водой.  вначале мы сделали цветной лед, потом  посыпали его солью и наблюдали, что с ним происходит (лед начал таять). Пока мы с детьми наблюдали как лед превращается в воду, некоторые дети унесли тарелку и поставили под струю воды, и сделали вывод, что от воды лед быстрей тает, чем от соли.

Вывод дети узнали как много интересного и познавательного: дети познакомились с условиями жизни и бытом якутов; расширился кругозор; активизировался словарь; развили географические представления через знакомство с глобусом и картой.

 

Мой вывод

Я впервые с детьми использую этот вид исследовательской деятельности. Могу сказать детям очень понравилось, эта работа. Дети уже выбрали следующий путь путешествия Китай.

Путешествие наше не далеко, но материала много весь  материал находиться в приложении.

 По методике  Н.А.Короткова.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВИД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ» С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Выполнила: Воспитатель подготовительной группы МКДОУ «Детский сад «Чебурашка» г.Ленска» Оводнева Татьяна Сергеевна

Слайд 2

Цель : Обеспечение условия для развития у детей представлений об окружающем мире.

Слайд 3

ЗАДАЧИ: РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЯКУТИИ ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ. РАЗВИВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАРОДАХ ЯКУТИИ

Слайд 7

Узнали, что есть 3 пути добраться до города Якутска. 1.на машине. 2. самолетом. 3. по реке Лена .

Слайд 16

Вывод: дети узнали как много интересного и познавательного: дети познакомились с условиями жизни и бытом якутов; расширился кругозор; активизировался словарь; развили географические представления через знакомство с глобусом и картой.



Предварительный просмотр:

Картотека опытов и экспериментов с водой, со льдом и снегом.

Прозрачность воды

Перед ребенком стоят два прозрачных стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить ложечки или палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком – нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

Лед – это твердая вода

Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную емкость,

чтобы каждый ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике.

Вместо сосулек можно взять шарики из снега.

Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.

Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Вывод: лед, снег – это тоже вода.

Лед легче воды

Опустить кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край.

Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.

В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

Пар – это вода

Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно еще доказать, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Если под рукой нет термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.

Превращение в воду

Приносим с улицы ведерко со снегом. Вспоминаем превращение снега на холоде и в тепле. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает - его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.

Иней

Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней.

Соленая и пресная вода

Подготовить два стакана – с соленой и пресной водой. Опустить по одному яйцу в каждый стакан. В стакане с пресной водой яйцо опустилось на дно, в соленой – всплыло. В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.

Животворное свойство воды

Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.

Вывод: Вода дает жизнь живому.

Таянье льда в воде

Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины».

Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

Можно ли пить талую воду

Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее

водопроводной воды.

Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег

(определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.

Тает льдинка

Положите кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лѐд. Давай его подогреем на огне. Где же лѐд? Растаял! Во что лѐд превратился? В водичку!». В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (еѐ можно подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лѐд в воде разной температуры.

Ледяные фигуры

Замораживайте воду не только в специальных формочках, но и в других ѐмкостях. Используйте для этого пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет т.д., чтобы получить разнообразные ледяные формы разного размера.

Используйте их как конструктор – выкладывайте узоры (лучше на

однородном цветном фоне). Сложите из кусков льда ледяную пирамидку или домик. Замерзшая вода

Задача: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Материалы, кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга. Описание. Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.) Рассматривают кусочки льда.

Чем лед отличается от воды?  Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.

Плавает ли лед?

 Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях

 плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ

картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?

 «Играем с льдинками» — свободная деятельность детей: они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками.

Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют,

одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты — дети закрашивают различные сосуды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема проведения познавательно – исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе цикла лексических тем весенней тематике «Как весна приходит к нам»

Целью разработки тематического плана познавательно – исследовательской работы развитие познавательно - коммуникативных навыков и личностной активности детей с нарушением зрения.Данная методическая раз...

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Образовательное дошкольное учреждение должно создавать дидактические условия для развития интеллектуально-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-иссле...

Презентация "Форма познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по «реке времени»» Н.А. Коротковой

       Технология «путешествие по «реке времени»» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от пр...

Занятие – квест «Увлекательное путешествие» КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Количество детей:13 человекВозраст детей: 4-6 летВиды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.Интегрирование образовательных областей: &laqu...

ООД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие на север»

Расширить представления детей о природном и предметном мире, элементарных географических представлений....

Опыт работы на тему «Космические путешествия с Наурашей» через познавательно-исследовательскую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

laquo;Организация работы по профориентированию со старшими дошкольниками через познавательно-исследовательскую деятельность». С использованием лаборатории "Наураша в стране Наурандии"...