Тема: «Дымковская игрушка»
план-конспект занятия

Конспект интегрированного занятия

В средней группе

Тема: «Дымковская игрушка»

                                                                                     

Тема: «Дымковская  игрушка»

 Цель: познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства  – дымковской игрушкой.

Задачи: Учить различать цвета, используемые в росписи готового изделия, расположение элементов.

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии изделий из глины.

Расширять представление детей о форме  предметов.

Воспитывать на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразрывно от  народной музыки, народного творчества.

Материал и оборудование: дымковские игрушки («Барыня», «Индюк», «Конь»), гуашь, кисти, ватные палочки, салфетки, стаканчики с водой, готовые шаблоны коней.

Общая воспитательная работа в группе: расширение знаний детей о русской народной культуре.

Предварительная работа: Заучивание стихотворений о дымковских игрушках, работа в альбомах о Дымке.

Словарная работа: обжигали, белили, бог солнца Ярило, узоры.

Методы и приёмы: художественное слово, показ и обыгрывание дымковских игрушек, поощрение, использование русских народных костюмов, мультимедийное изображение элементов дымковской росписи, музыкальное изображение.

Использование предметно-развивающей среды: учебная и игровая зоны.

Работа с родителями предложить родителям приобрести раскраски с изображениями дымковской игрушки и рассмотреть их с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dymkovskaya_igrushka.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

В средней группе

Тема: «Дымковская игрушка»

                                                                                     

Тема: «Дымковская  игрушка»

 Цель: познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства  – дымковской игрушкой.

Задачи: Учить различать цвета, используемые в росписи готового изделия, расположение элементов.

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии изделий из глины.

Расширять представление детей о форме  предметов.

Воспитывать на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразрывно от  народной музыки, народного творчества.

Материал и оборудование: дымковские игрушки («Барыня», «Индюк», «Конь»), гуашь, кисти, ватные палочки, салфетки, стаканчики с водой, готовые шаблоны коней.

Общая воспитательная работа в группе: расширение знаний детей о русской народной культуре.

Предварительная работа: Заучивание стихотворений о дымковских игрушках, работа в альбомах о Дымке.

Словарная работа: обжигали, белили, бог солнца Ярило, узоры.

Методы и приёмы: художественное слово, показ и обыгрывание дымковских игрушек, поощрение, использование русских народных костюмов, мультимедийное изображение элементов дымковской росписи, музыкальное изображение.

Использование предметно-развивающей среды: учебная и игровая зоны.

Работа с родителями предложить родителям приобрести раскраски с изображениями дымковской игрушки и рассмотреть их с детьми.

                                     ХОД ЗАНЯТИЯ:

(Звучит народная мелодия. Воспитатель вместе с детьми входит в зал)

Воспитатель:

Ой , вы гости господа,

К нам пожалуйте сюда

Проходите, размещайтесь

И услышать все старайтесь.

Будем с  вами мы играть ,

И конечно, рисовать.

      Захотелось мне сегодня рассказать вам, ребята, удивительную историю.

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали.

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались "чудо-сказки".

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски -

Казалось бы, простой узор,

Но отвести не в силах взор!

                   На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Здесь русские мастерицы  длинными зимними вечерами лепили из красной глины разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими.

Воспитатель: вот мастерицы уже вылепили из красной глины свои чудесные игрушки, а затем обожгли их в печи, чтобы они были прочными и побелили их мелом.

-Интересно, а что будет происходить , как вы думаете?

Дети: игрушки  будут разукрашивать.

Воспитатель: Верно, а как вы догадались, что их будут разукрашивать?

Дети: Потому что игрушки должны быть красивыми.

На белоснежном фоне, который так похож на цвет настоящего снега, рисовали с любовью дивные узоры яркой краской: желтой, розовой, оранжевой, синей, красной, зеленой.

    А рисовали мастерицы простой, незатейливый узор из колец (воспитатель показывает каждый элемент на карточке), кругов, точек, широких и узких разноцветных полос.

                  - какие элементы рисовали мастерицы, кто запомнил? (Воспитатель еще раз показывает карточки и помогает детям назвать элементы узора.)

Воспитатель: Мастерица никогда не выдумывает узор заранее, он возникает непосредственно в процессе росписи.

Воспитатель: ну что , ребята , вы запомнили какими узорами украшают дымковские игрушки?

Дети: Да, запомнили.

Кружочки, клеточки, полоски.

Прямые линии и точки.

 Воспитатель: Я недавно была на ярмарке и купила белоснежный платок.

Но мне очень хочется чтобы платок был нарядным. Давайте украсим его красивым  дымковским узором.

Проводится дидактическая игра «Сложи узор.»

На белом полотне ткани дети с  помощью лент, маленьких обручей ,мячиков;

Выкладывают дымковский узор.

Далее воспитатель показывает настоящие дымковские игрушки. Показ сопровождается чтением стихов об игрушках детьми.

Индюк.

Вот индюк нарядный

Весь такой  он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост:

Точно солнечный цветок.

И высокий гребешок,

Красной горкою горя,

Как корона у царя.

Барышня.

Посмотри, как хороша эта девица-душа:

Щёчки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

Конь.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Кони, кони полетели

Закружив на карусели.

Ну а дымковский узор,

Просто радует наш взор.

Карусель

Вот смотрите, карусель, чтобы было веселей

Посмотрите-ка, пуста

Не хватает тут пока….(дымковского коня)

Вот и мы сегодня с вами  украшать коней для карусели.

А ведь конь был самой первой дымковской игрушкой. Такой фигуркой люди изображали бога солнца – Ярило, задабривали, чтобы солнышко ярче грело и помогало богатый урожай взращивать.

Коня лепили с двумя или тремя головами. Сам конь был белым, с золотой гривой, на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка.

Увидели такие необычные фигурки ребятишки, очень уж очень им они понравились, и стали ими играть. С тех самых пор мастера Дымкова лепят самые разные фигурки и украшают их незамысловатыми узорами (показ игрушки).

- А какими красками мастера расписывают игрушки? (Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, немного коричневого и черного.) 

Показ и объяснение воспитателя

- Сейчас я приглашаю всех в художественную мастерскую, где вас ждут игрушки, и мы с вами можем попробовать расписать и, как это делают дымковские мастера.

Аккуратно закрасить нос, копыта, хвост, гриву, кончиком кисти нарисовать глаза.

- А пока краска сохнет, поможем пальчикам вспомнить дымковские узоры (жестовое рисование под русскую народную музыку).

- Обычно все дымковские лошадки украшены кругами и точками в разном сочетании (предложить рассмотреть игрушки или рисунки). Узор на лошадке идет сверху вниз – по ногам (прослеживающий жест вдоль игрушки) и по туловищу. Полоски и колечки мы рисуем кончиком кисти,  точки, ватными палочками .

Сначала надо нарисовать все круги – это лучше сделать пробкой и ватной палочкой, а потом поставить очки вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов (сопровождающий жест). Обратите внимание на то, что и цвета и элементы узора сочетаются друг с другом и повторяются в определенной последовательности.

Самостоятельная работа по картинному плану.

Итог: А теперь, когда работы готовы можно ими украсить нашу карусель.

Игра: «Карусели.»

 Еле- еле-еле

Завертелись карусели

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

 

Вот смотрите, карусель, чтобы было веселей

Вот он конь нарядный,

Весь такой он ладный,

И у каждого конька все расписаны бока,

Всех нарядом удивил

Гриву важно распустил.

Посмотрите-ка на хвост

У него совсем не прост -

И у каждого конька хвост и грива завита.

Итог: Молодцы ребята. Сегодня на мы еще раз встретились с дымковской игрушкой, побывали в мастерской и даже стали дымковскими мастерами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Дымковская игрушка"

История дымковской игрушки насчитывает более четырехсот лет. Впервые этот народный промысел появился близ города Кирова (в те времена он назывался Вяткой), в небольшой слободе Дымково. Ярки...

Презентация на тему: Дымковские игрушки

Подготовительный этам; задача проекта; цель проекта; формы метода работы; игровая деятельность; продуктивная деятельность....

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе МБДОУ "Звёздочка"г.Суровикино по теме "Дымковская игрушка"

Конспект интегрированного О.О.Д детьми 2 младшей группыОбразовательная деятельность:Художественное творчество(рисование) Интеграция образовательных деятельностей:   «Коммуникация»,«Познание»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи младшей группе. Тема: Дымковская игрушки

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОТА Тема: «Дымковская игрушка, как средство развития творческих способностей детей 4-5 лет »

Задачи данного поекта:- дать представление о промысле, содержании, назначении предметов, материалах, характерных  для  дымковской игрушки;- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, ...

Презентация "Все игрушки не простые, а волшебно расписные". Тема "Дымковская игрушка".

Презентация поможет совершить путешествие в  сказочный мир красоты, добра, в мир ярких красок и удивительных творений народных умельцев-мастеров дымковской игрушки....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы Тема: «Дымковская игрушка. Роспись дымковской барыни»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы Тема: «Дымковская игрушка. Роспись дымковской барыни»...