Хоровое пение как одна из форм художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста.
статья

Либер Анна Александровна

Влияние хорового пения на развитие детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Хоровое пение как одна из форм художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста.

Художественно – эстетическое воспитание детей является неотъемлемой частью «Концепции художественного образования в Российской Федерации». Являясь важным элементом «Национальной доктрины образования» она задаёт следующие стратегические цели:

- уделить внимание развитию и формированию эстетических потребностей людей во всех социальных группах населения, но основная ставка делается на подрастающее поколение;

- необходимо создать аудиторию, заинтересованную в этих задачах и совершенствующуюся в них;

- заняться активной творческой деятельностью, которая с одной стороны поможет быстрее и качественнее осуществлять процесс совершенствования, с другой – привлечет внимание аудитории;

- постоянно заниматься выявлением талантливой молодежи, для дальнейшего более глубокого и профессионального обучения основным художественно – эстетическим принципам.

Воспитание подрастающего поколения на лучших вокальных традициях является одной из главных задач и средств эстетического воспитания.

Природа человеческого голоса уникальна. Каждый человек обладает особым даром и к этому необходимо относиться с огромным уважением и вниманием.

С раннего возраста каждый ребенок нуждается в эмоциональном общении, которое может быть реализовано в многочисленных формах художественного творчества. Именно в раннем возрасте необходимо заниматься формированием певческих навыков, стремиться к реализации творческого потенциала.

И здесь, у каждого ребенка появляется реальная возможность реализовывать себя через пение в хоре, ансамбле, знакомится с народной музыкальной культурой. Именно знакомство с национальной культурой, ее традициями, интонациями является важнейшим направлением художественно – эстетического воспитания детей.

Ценностью данного процесса является и то, что обучение пению доступно для каждого ребенка. В процессе знакомства с хоровой музыкой осуществляется знакомство с лучшими образцами вокальной музыки, а в случае обучения процессу – способность ребенка мыслить и выражать свои внутренние мысли, познавать новое, совершенствоваться.

Исследования в области постижения хорового жанра ведутся постоянно, в результате чего с уверенностью можно отметить, что качество звука напрямую связано с физическим, а также психическим здоровьем ребенка, что очень важно.

В данном процессе не мало важную роль играют и тексты, и стихи, на которые положена музыка хорового сочинения. Как правило – это высокая поэзия, в процессе освоения которой возникает двойная польза (музыка + стихотворение). Важное значение это имеет и для тренировки памяти.

Хоровое пение помогает ребенку не только найти путь к самовыражению, но и воспитывает умение общаться в коллективе, подчиняться общим социальным нормам и законам.

При обучении детей пению, в первую очередь необходимо уделить внимание формированию элементарных хоровых навыков. Важно прививать умение правильно держать спину. Необходимо сидеть, не опираясь спиной на спинку стула, спина при этом должна быть ровной, руки на коленях, голова прямо. Выражение лица поющего ребёнка играет немаловажную роль

Работа с детьми в игровой форме, квалифицированным педагогом, от качества работы которого завит очень многое. Здесь следует учитывать умение организовать процесс общения с родителями, а также непосредственно творческое общение с детьми

Если говорить о раскрытии музыкального и художественного образа детей, необходимо учитывать способности и индивидуальные особенности каждого ребенка. Возможно, кто-то более раскрепощен, артистичен. Другой же может быть замкнут и малоинициативен. Следовательно, активных детей следует поощрять, малоинициативных и замкнутых необходимо мотивировать, давая им ведущие роли в мероприятиях, уделяя им больше внимания. Артистизм и уверенность в себе способствуют повышения самооценки, что в социуме играет не мало важную роль.

Так же стоит уделить внимание развитию чувства ритма у детей. Это является самым сложным задачей в развитии музыкальных способностей , так как без чувства ритма невозможно дальнейшее музыкальное развитие.

Именно поэтому в обязанности педагога входит необходимость развития чувства ритма у каждого ребёнка. Педагог необходимо правильно выбирать упражнения на развития чувства ритма, при этом они должны соответствовать возрасту детей, которые бы способствовали развитию чувства ритма, развитию творческих способностей.

Логоритмические упражнения, имитационные игровые движения, игра шумовыми инструментами в форме развлечения, приносят положительные результаты в формировании ритмических навыков детей дошкольного возраста.

Формирование устойчивого интереса к вокальному исполнительству через музыкальную деятельность является основной целью данного процесса. Однако, можно и нужно смотреть на это более глубоко. Чем шире будет ракурс работы, тем эффективнее может быть выполнена задача, которую педагог ставит перед собой и детьми. Параллельно с этим в ряд задач необходимо включить и умение самореализовываться в будущем социуме, раскрывать свои способности относительно любого рода деятельности.

Работа над дикцией в хоре позволяет намного качественнее развить у ребенка произношение, умение выделять из общего контекста звучания отдельные ключевые слова, фразы. Огромная роль в хоровом пении отводится процессам внимания и восприятия, воображения, что также в будущем может положительно сказаться на любой деятельности человека.

На основании ряда исследований можно отметить и то, что именно в младшем возрасте, дети особенно ярко воспринимают родной язык, культурные традиции нации, национальный фольклор. И это очень важно.

Значительную роль  играет выбор репертуара, которому не всегда уделяют пристальное внимание. И здесь, необходимо учитывать следующие факторы:

- содержание песен и его соответствие возрасту;

- исполнение на языке оригинала (особенности его воплощения);

- многообразие жанров;

- соблюдение диапазона;

- последовательно выстроенная работа (от простого к сложному) с учетом диапазонов, ритмических особенностей, динамики.

В процессе репетиционной работы необходимо уделить внимание на выразительность текста, на качество звука, будь то музыка песни или простое вокальное упражнение. Вести работу над развитием слуха, развивать эмоциональную отзывчивость, артистизм.

В дальнейшем многие из задач могут немного расширяться, углубляться. Но основные принципы работы должны оставаться неизменными.

Одноголосное пение может сочетаться с простейшими формами двухголосия, в процессе таких упражнений происходит увеличение легких за счет тренировки дыхания и расширение диапазона.

Эстетическое воспитание ребёнка невозможно без использования знаний по остальным видам искусства. Широкий кругозор в литературе, кинематографе, архитектуре, живописи – это непременный атрибут духовной личности.

Не менее важно уделять внимание истории своей родины, национальной и культурной особенности страны, богатству и разнообразию её флоры и фауны. Все эти знания необходимо использовать при проведении занятий.

Одним словом, весь процесс должен быть подчинен задачам по воспитанию художественного вкуса ребенка и его будущего мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования активных форм обучения»

Цель : Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами использования активных форм обучения, воспитание творческой личности, развитие ее интересов, наклонностей,...

«Формы и методы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей : «Формы и методы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»....

Самообразование 2020 -2021 г. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования активных форм обучения.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования активных форм обучения....

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования активных форм обучения.

Тема самообразования: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста  посредством использования активных форм обучения»Цель : Развитие творческих способностей у ...

Методическая разработка в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

Методическая разработка направлена на введение нетрадиционных техник рисования в образовательный процесс дошкольных учреждений. Основная цель - стимулирование творчества, развитие мелкой моторики и эс...