Программа дополнительной образовательной программы "Кроха"
рабочая программа (младшая группа)

Валишина Эльвира Ниязовна

Студия раннего развития детей «Кроха» подразумевает всестороннее развитие детей: речь, память, мышление, воображение, мелкая и крупная моторика, цвета, формы, знакомство с окружающим миром, ориентация в пространстве, музыкальное и двигательное развитие, общение в социуме. Занятия 2 раза в неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kroha_programma_valishina.docx39.68 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Пояснительная записка……………………………………………..3
  2. Содержательный раздел……………………………………………...5
  3. Календарно-тематическое планирование ………………………..7
  4. Нормативно-правовые документы………………………………...15
  5. Литература и учебные пособия……………………………………16


  1. Пояснительная записка

Актуальность.

Студия раннего развития детей «Кроха» будет реализован в следующих направлениях:

Познавательное развитие ребенка связано с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем мире через организацию игрового взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Под влиянием предметно-игровой деятельности, общения развиваются все психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, речь, но центральное место при этом занимает восприятие. Стремление к познанию окружающего мира пронизывает все сферы детской деятельности в раннем возрасте при нормальном развитии, придавая ребенку раннего возраста неповторимый облик практического исследователя. Кроме того, игра является надёжным диагностическим средством психического развития детей.

Сенсорное развитие направлено на формирование у ребенка ориентировочно-исследовательских действий, восприятия предметов с точки зрения их функционального назначения, ориентировки на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное восприятие. Сенсорное воспитание включает в себя развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного и вкусового восприятия, закрепление воспринятого предмета и свойства в слове, а также формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной).

Речевое развитие включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. В этих целях, прежде всего, ведутся наблюдения за детьми в процессе всего обследования. Предлагаются также специальные задания. В ходе индивидуального обследования выясняется, сколько слов, обозначающих предметы и действия, ребенок знает, то есть словарный запас, уровень сформированности фонематического слуха, умение выполнять словесные указания различной сложности.

Физическое развитие. Развитие движений ребенка зависит от его деятельности, мотивов, побуждающих его действовать. При совершенствовании его физического развития изменяется не только характер двигательных умений ребенка, но и то, как он их приобретает. В раннем возрасте нормальный ребенок делает большие успехи на пути овладения движениями. Этот период играет огромную роль в развитии моторики ребенка, так как необходимо, чтобы двигательный аппарат подчинялся произвольному выполнению двигательных задач

Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Срок реализации 1 год.

Задачи:

      — формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

      — формирование  познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

      — формирование пространственно-временных ориентировок;

      — развитие слухоголосовых координаций;

      — формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

      — обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

      — исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

      — формирование точности и целенаправленности движений и действий.

  1. Содержательный раздел

Вариативные методы и формы реализации программы

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.

В программе предусмотрены следующие формы обучения, включающие:

- занятие-беседа;

- занятие- игра;

- практические подгрупповые занятия;

- практические приемы;

- дидактические игры и задания;

- игровые упражнения.

Для работы с детьми использованы следующие методы и приёмы работы:

Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством пальчиковую игру или гимнастику. Отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод. Часто используются игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у  героев.

Форма работы в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка.

Занятия проводятся два раз в неделю и предназначен для индивидуальной и групповой работы.

Планируемые результаты

•        Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.

•        Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.

•        Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных методов рисования, лепки, аппликации.


  1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Темы занятий

Содержание коррекционной работы

Колич. часов

1

Развитие моторики.

Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный. Дидактическая игра «Спрячь мышонка».

1

2

Вот такой пластилин

Познакомить детей с пластилином и его свойствами; учить разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику

1

3

Художественно-эстетическое развитие.

Разминка. Построение в шеренгу и колонну. Ходьба на носках («кошечка») и с высоким подниманием бедра («цапля»).Хлопки на каждый счёт, через счёт. Игровой самомассаж, релаксация. Музыкально-ритмическая композиция «Ручку разотрем».

1

4

«Веселый дождик»

Продолжить знакомить детей с техникой рисования пальчиком, закрепить знание основных цветов, воспитывать аккуратность. Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

1

5

Физическое развитие

Учить передавать мяч двумя руками и принимать его. Развивать внимание. Поддерживать самостоятельность в действиях. «Передай мяч»

Учить бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами взрослого «Медведь и дети»

Учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другие детьми. Вселять чувство уверенности в своих возможностях.  «Поезд».

1

6

«Тили – тили тесто» (знакомство с пластическими материалами).

Знакомить детей с тестом как художественным материалом. Создать условия для экспериментального узнавания («открытия») пластичности как основного художественного свойства теста. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику. Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.

1

7

Восприятие формы, величины

Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, треугольные). Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета) 

1

8

Листья желтые летят

Продолжать учить детей создавать композиции способом рисования пальчиками; правильно набирать краску и ставить отпечатки кончиком пальца;

развивать чувство цвета и композиции.

1

9

Конструирование

        Конструирование объемных предметов из составных частей (2—3 детали). Формирование умения правильно анализировать и располагать в пространстве геометрические фигуры. Игра «Найди мячику свое место» - разрезные мячики разного диаметра и цвета и картонная карточка с изображением мячиков тех же цветов и размеров

1

10

« Падают, падают листья…».

Учить детей создавать рельефные изображения из пластилина - отщипывать кусочки жёлтого, оранжевого, красного цвета, прикладывая к фону и прикреплять (прижимать, примазывать) пальчиками. Вызвать интерес к составлению длинной дорожки из отдельных пластилиновых «картинок». Развивать 13 чувство цвета, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисти рук.

1

11

Кинестетическое и кинетическое развитие

Дидактическая игра «Море волнуется»        , Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра).

1

12

Ежик

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками; учить плотно прижимать всю ладонь к бумаге;

развивать чувство, композиции, воспитывать интерес к коллективному творчеству.

1

13

Художественно-эстетическое развитие

Разминка (бодрый и спокойный шаг, легкий бег ходьба на носках и пятках), Дыхательная гимнастика «Погончики», Игровой стретчинг «Кошечка», «Бабочка», «Лодочка», «Зайка».Танец «Цыплята» азерб. нар.мел.

1

14

« Пушистые тучки».

Продолжать учить детей создавать рельефные изображения из пластилина модульным способом - отщипывать кусочки, прикладывать к фону и прикреплять (прижимать, примазывать) пальчиками. Вызвать интерес к созданию красивой пушистой тучки из кусочков пластилина разного цвета. Разнообразить способы деления пластилина на части (отщипывание, отрывание, откручивание, отрезание стекой). Развивать чувство формы, фактуры, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисти руки.

1

15

Физическое развитие

Учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другие детьми. Вселять чувство уверенности в своих возможностях.  «Поезд». Учить прыгать на двух ногах, внимательно слушать текст, действовать по сигналу.  «Мой веселый, звонкий мяч»

1

16

Узор на варежке

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; учить удерживать тонкий предмет замкнутыми пальцами.

1

17

Развитие речи

Развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. «Песня ветра»

Комплекс артикуляционной гимнастики.

1. «Рыба». 2. «Лягушка».3. «Хоботок». 4. «Заборчик».

1

18

« Снеговики играют в снежки».

Вызвать интерес к созданию сюжетной композиции в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить лепить шар - раскатывать круговыми движениями ладоней. Развивать чувство формы, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

1

19

Художественно-эстетическое развитие.

Разминка. Построение в шеренгу и колонну. Ходьба на носках и с высоким подниманием бедра. Повороты с переступанием. Музыкальная игра «Мишка косолапый». Игровой стретчинг «Бабочка», «Зайка». Музыкальная игра «Мишка косолапый», «По коленочкам ладошкой».

1

20

Елка -колкие иголки

Закрепить технику рисования ладошками; оставлять отпечатки, опираясь всей ладонью; закрепить знания и представления о цвете (зеленый).

1

21

Пальчиковая гимнастика

Рассматривание картинок, плакатов, книжных иллюстраций. Обучение новой пальчиковой игре проводится в медленном темпе, с повтором движений от начала до конца..

1

22

Наряжаем ёлочку

        Закреплять умение формировать
из пластилина комочки и скатывать их в шарики:
надавливать указательным пальцем на шарик прикрепляя его, к плоской основе — елочке.
размазывать пластилин на картоне надавливающим
движением указательного пальца; развивать мелкую  моторику.

1

23

Восприятие особых свойств предметов

Развитие обоняния(приятный- неприятный запах) Дидактическая игра «Определи по запаху». Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести

1

24

«Елочка пушистая»

Познакомить детей с новой техникой рисования тычком жесткой кистью, дать представления о предметах и фактурах которые можно  передать при ее помощи,  воспитывать интерес к рисованию в нетрадиционных формах. Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

1

25

Художественно-эстетическое развитие.

Приучать детей слушать пение, понимать содержание и выполнять движения в соответствии с текстом песни. Заиьнка, Часики.

1

26

Варежки.

Рассматривание картинки с изображением варежки. Чтение стихотворения А. Вишневской «Варежки». Закрепить навыки наклеивания готовых деталей, навыки работы с клеем; Уточнить знания детей о геометрических фигурах и их цветах; Побуждать подбирать и размещать украшения для варежки; Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность; Воспитывать интерес к художественному творчеству; Формировать представления детей о варежках, их назначении.

1

27

Художественно-эстетическое развитие.

Разминка (шаг с носка, прямой галоп). Знакомство со скрестным шагом в сторону. Музыкально-танцевальная композиция  «Часики».

Музыкальная игра «На носок».

1

28

Снеговик

Закрепить способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости путём раскатывания, сплющивания. 2. Развивать интерес к экспериментированию через включение в оформление работы «бросового» материала для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.

1

29

Восприятие пространства

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона). Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно».

1

30

Колеса для паровоза

Познакомить детей с техникой рисование поролоном; учиться обхватывать мягкий предмет не прикладывая силу;

развивать интерес к окружающему.

1

31

Развитие речи

Развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц. «Вертушка». Комплекс артикуляционной гимнастики: «Бублик». «Лопата»,  «Иголочка». «Чистим зубы».

1

32

Ёлочка злёная

Учить детей путём пластилинографии передавать строение елки, направление веток, украшать разноцветными шариками. Учить пользоваться стекой, передавая игольчатую пушистость елки. Развивать согласованности в работе обеих рук; Воспитывать усидчивость, желание доводить дело до конца.

1

33

Физическое развитие

Упражнять в умении строиться в пары, ходить врассыпную. Закреплять знание цвета П.И. «Найди свою пару». Умение работать в группе П.И. «Шарик.

1

34

«Веселые кляксы»

Познакомить детей с новым видом рисования   нетрадиционным способом «кляксографией», развивать внимание, воображение. Воспитывать аккуратность, интерес к рисованию. Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги

1

35

Художественно-эстетическое развитие

Разминка (Ходьба. Перестроение в круг. Перестроение в шеренгу и колонну. Бег по кругу «змейкой»). Муз.- танц. композиция «Часики»

Музыкальная игра «Лимпопо».

1

36

Вертолет.

Нетрадиционная лепка. Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом. При изготовлении игрушки учить соразмерять ее части. Развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой.

1

37

Восприятие формы, цвета

Закрепление представлений об основных цветах и соотнесение в соответствии с параметрами величины. Развитие зрительной произвольной памяти, внимания; формирование умения различать цвета, определять их на различном материале; развитие логического мышления – умения устанавливать причинно-следственные связи на словесном материале.  Дидактическая игра «Хвост у петуха». Различение и обозначение основных цветов.

1

38

Весенние цветы

Развитие познавательных и творческих способностей детей посредством использования нетрадиционных техник рисования, расширение представлений  детей о  времени года – весне,  ее  признаках, о первых весенних цветах. способствовать  развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, внимания; Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

1

39

Работа над тактильно-двигательным восприятием.

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка. Сгибание бумаги. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

1

40

Цветок для мамочки

Аппликация цветок в подарок маме на 8-е марта. Познакомить со строением цветка. Учить выделять его части (серединка и лепестки на венчике, стебель и листик). Закрепление у детей приемов и техники работы с аппликацией (навыки нанесения клея на детали аппликации и их приклеивания, ориентирования на листе бумаги, приклеивая детали в необходимых местах) .Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать заботливое отношение к родителям, желание порадовать

1

41

Физическое развитие

Учить отталкивать мяч двумя руками, сохраняя направление. Закреплять знание цвета. Побуждать к самостоятельным действиям. Удовлетворять желания ребенка в самостоятельном выборе дорожки и партнера. «Прокати мяч». Упражнение для отдыха мышц «Шарик»

1

42

Золотая рыбка

Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилин, создавая изображение: способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; использовать природный материал (горох) для украшения рыб,  развивать мелкую моторику.

1

43

Развитие слухового восприятия

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух».

1

44

«Звездное небо»

Продолжить знакомство с приемом рисования мятой бумагой, Способствовать развитию детского творчества при самостоятельной дорисовке сюжета, учить располагать изображение по всей поверхности листа,  развивать воображение, эстетический вкус, воспитывать аккуратность. Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

1

45

Художественно-эстетическое развитие

Разминка (Ходьба. Перестроение в круг. Построение в шеренгу, сцепление за руки. Построение врассыпную. Построение в две шеренги напротив друг друга.) Музыкальные игры «Найди себе пару» «На носок».

1

46

Мячики для Тани

Закреплять у детей умение способом размазывания, закрашивать мячик; Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина; Развивать согласованности в работе обеих рук; Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

1

47

Речевое развитие.

Формирование правильного речевого дыхания, активизация губных мышц.

Упражнение «Тёплое и холодное дыхание», «Слоник».  «Мы подуем высоко…», «Чистим зубы». ЛФК «Пролезь в обруч»

1

48

Мчимся в космос на ракете!

Дать детям первоначальное представление о космосе, о ракете; учить детей правильно составлять изображение из готовых деталей, аккуратно их приклеивать;  учить аккуратно пользоваться клеем; развивать мелкую моторику рук; побуждать детей к проявлению творческой инициативы; активизировать словарь: космос, космонавт, ракета.

1

49

Физическое развитие

Учить бросать мяч двумя руками снизу в определённом направлении. Развивать внимание. Побуждать к самостоятельному действию П. и. «Лови мяч», «Найди свою пару», «Кто первый».

1

50

«Цветы на день рождения кукле Кате»

Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатка смятой бумаги, расширять знания детей о цветах, формировать представления о свойстве бумаги (мягкая), воспитывать самостоятельность,  эстетический вкус. Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги.

1

51

Развитие речевого аппарата.

Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе произносить 3-4 слога. Игра: «Птицеферма». Комплекс артикуляционной гимнастики «Качели»,  «Вкусное варенье». «Ступеньки». «Чашечка».

1

52

Солнышко

Познакомить детей с рисованием методом тычка; научить держать кисть вертикально;

закрепить умение ритмично наносить рисунок на всю поверхность листа. Развивать чувство цвета и композиции; совершенствовать навыки собирать пальцы в кучку; развивать интерес к мышлению, окружающему.

1

53

Строим башни. Красная и зеленая

развивать мелкую моторику рук;
воспитывать желание трудиться; формировать восприятие цвета; закреплять знания о цветах красный, зеленый; развивать воображение, память, образное мышление; учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, форме

1

54

Художественно-эстетическое развитие

Разминка (Ходьба. Приставные шаги с поворотом вокруг себя. Перестроение в круг. Построение в шеренгу, сцепление за руки. Построение врассыпную. Построение в две шеренги напротив друг друга). Музыкальная игра «Росток» (оживление семени в деревце)

55

Гусеница на листочке

Прикреплять готовую форму по поверхности основы в определённом порядке (друг за другом); Закреплять умение детей расплющивать диск на основу; Развивать согласованности в работе обеих рук; Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

1

56

Развитие слухового восприятия

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)

1

57

В подводном царстве

Дать представление о технике рисования печатками; учиться держать предмет всеми подушечками пальцев; воспитывать интерес к окружающему. Развивать творческие способности и экспериментирование; плотно сжимать пальцы, удерживая предмет; раскрыть возможности использования в изобразительной деятельности различных предметов.

1

58

Восприятие особых свойств предметов

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом. Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый).  Дидактическая игра «Узнай по запаху»        

1

59

Ромашки

Помочь создать композицию на основе готовых элементов (лепестки ромашек), вдавливая их вокруг середки цветка. Закреплять прием – вдавливания. Развивать мелкую моторику пальцев  Воспитывать отзывчивость, доброту

1

60

Физическое развитие

Ходьба друг за другом по краю зала.  Бег друг за другом по краю зала.  ОРУ с кубиками.  Ходьба на носочках. Перебрасывание большого мяча через шнур (высота — 50 см). Прыжки на месте на двух ногах. Подвижная игра «Птички летают» под музыку Г. Фрида «Птички» (вступление). Игровое упражнение с малой подвижностью «Отодвинь кубики» (мячом сдвигать заборчик из 4 кубиков)

1

61

Вот какой у нас салют!

 Вызывать интерес к рисованию салюта в сотворчестве с педагогом. Создать условия для экспериментирования с разными материалами. Продолжать освоение способа «принт» (печать): учить рисовать нетрадиционными способами – ставить отпечатки тряпочками, ватным тампоном, пробкой. Воспитывать интерес к наблюдению красивых явлений в окружающем мире и отображению впечатлений в изодеятельности доступными изобразительными средствами.

1

62

Художественно-эстетическое развитие

Разминка (Ходьба. Приставные шаги с поворотом вокруг себя. Перестроение в круг. Построение в шеренгу, сцепление за руки. Построение врассыпную. Построение в две шеренги напротив друг друга). Игровой стретчинг «Березка», «Мостик».

1

63

Машины

Закреплять умение покрывать пластилином сложную по форме изображение; 2.Продолжаем обучать детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур; 3.Учить доводить работу до конца; 4. Развитие мелкой моторики рук

1

64

Вот какие у нас птички!

Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек. Продолжать освоение способа «принт» (печать). Вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования. Подвести к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком – красочным силуэтом. Развивать восприятие. Воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми.

1

  1. Нормативно-правовые документы:

Программа разработана в соответствии с ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартом) и следующими нормативно-правовыми документами:

 


Литература и учебные пособия:

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998.
  2. Вайнераман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  3. Венгер Л А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1998.
  4. Давыдова Г. И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва Издательство Скрипторий,  2008 
  5. . Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей.» – Скрипторий, 2003.
  6. Д.Н.Колдина «Лепка с детьми 3-4 лет», Москва 2009 г. Издательство «Мозаика – синтез».
  7. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо-влево, вверх – вниз. Развитие пространственного восприятия у детей 2-3 лет. – М.: СФЕРА. 2004.
  8. Метиева Л А., Удалова Э.Я. Формирование тактильно-двигательного восприятия у школьников с нарушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. -№2.
  9. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010 г.
  10. Сорокина Ж.В. Пластилиновые картинки для детей от 3-х лет. – Литера, 2013г.
  11. Е.Косинова. Пальчиковая гимнастика. -М.: “Эксмо” 2003г.
  12. Губанова Н.Ф., Издательство Мозаика – синтез, Москва 2015, «Развитие игровой деятельности. Младшая группа»
  13.  Пензулаева Л, И. Москва Гуманитарный издательский центр Владос 2000 «Подвижные игры и игровые упражнения» с детьми 3-5 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...

«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей  через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой  зан...

Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 5-7лет.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию твор...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...