тренинг Эмоциональный Интеллект
методическая разработка

Евгения  Таубергер

Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kpk_trening_ei_2.docx51.44 КБ
Файл ei.pptx1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Учебно-методический центр»

городского округа г.Салават РБ

Методическая разработка

Слушателя курсов повышения квалификации

Тренинговое занятие.

Эмоциональный Интеллект.

Разработал: Таубергер Е.О.                   педагог-психолог МАДОУ №7 г. Салавата

г. Салават, 2021 г.

Эмоциональный Интеллект.

Пояснительнаязаписка

В конце 20 века оформилось предположение, что существует некоторая совокупностьспособностей, которые позволяют человеку продуктивно взаимодействовать с другими людьми,на основе понимания, интерпретации и контроля собственных эмоций и эмоций других людей.Систематакихспособностейполучиланазвание«эмоциональныйинтеллект».

ПониманиеструктурыЭИрознитсясредиавторов.Структураэмоциональногоинтеллекта,предложеннаяДж.Мейером,П.Сэловеем,Д.Карузовключаетследующиекомпоненты:осознаннаярегуляцияэмоций;понимание(осмысление)эмоций;ассимиляцияэмоцийвмышлении;различениеивыражениеэмоций.

РоссийскийисследовательД.В.Люсин,отталкиваясьотсуществующихконцепций,предлагаетсобственнуюмодельЭИ.Эмоциональныйинтеллектпонимаетсяимкакспособность кпониманиюсвоихичужихэмоций иуправлениюими.

Способность к пониманию эмоций означает, что человек: может распознать эмоцию, т.е.установить факт наличия эмоционального переживания у себя или другого человека; можетидентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам илидругой человек и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие даннуюэмоцию,и следствия, ккоторым она приведёт.

Способностькуправлениюэмоциямиозначает,чточеловек:можетконтролироватьинтенсивностьэмоций,преждевсего,приглушатьдовольносильныеэмоции;можетконтролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости вызвать ту или инуюэмоцию.

Таким образом, хотя и мнения исследователей рознятся в отношении понимания структурыэмоциональногоинтеллекта,сходятсяониводном–ЭИпредставляетсобойсложныйпсихологическийфеномен, развитиекоторогоявляется необходимымдля:

  • длялюдейпрофессий«человек-человек»,впервуюочередьдляпедагогов,воспитателейипсихологов;

  • дляподростков,эмоциональнаяжизнькоторыхнуждаетсявупорядочиваниинаосновеустановлениявзаимодействия аффектаиинтеллекта,
  • длядетейиродителей;
  • дляинвалидов,развитиеэмоциональногоинтеллектакоторыхможетслужитьбазойвзаимодействиясдругимилюдьми,компенсациейфизическихимоторно-двигательныхограничений.
  • длялюбогочеловека,какфакторсаморазвитияигармонизациивзаимодействиясокружающими.

Актуальность

Актуальность данного занятия заключается в том, что эмоциональный интеллект является довольно новой психологической концепцией, этот феномен признаётся всё большим числом исследователей. Составляющие эмоционального интеллекта важны и необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, развитие этих составляющих способствует личностному, а также профессиональному росту личности, влияя на его успешность в жизни.

Цель тренинга: формирование доверительного и аутентичного отношения к миру наосновании развития способностей понимания собственных эмоций и эмоций других людей,формирования навыков контроля собственных эмоций и развития эмоциональноговзаимодействиясокружающими.

Задачи:

  1. знакомить участников сосновнымиэмоциональнымисостояниями,эмоциямиичувствамичеловека.
  2. формировать умение слышать, понимать ипередавать настроения, чувства, эмоции.
  3. Развивать навыки невербальногообщения.

Критерии достижения задач:

  1. доверительнаяатмосфера в коллективе.              
  2. Осведомленность в основных эмоциональныхсостояниях,эмоцийичувств человека.

Методы, приемы работы:

Групповая дискуссия, игры.

Методы отслеживания:

Первичная диагностика, вторичная диагностика.

Структура тренинга:                                                                                                          

1.Правила работы группы.                                                                                                           2.Знакомство,  приветствие

3.Основная часть

4.Упражнения, позволяющие освоить основное содержание занятия.                                                                                                                    5. Рефлексия.

Правилатренинга

  1. Активность
  2. «Я–высказывания»
  3. Правонаошибку
  4. «Одинголосвэфире»
  5. Конфиденциальность
  6. Соблюдениевременногорегламента.
  7. Телефонынавибровызове.

Упражнение1.«Нашиимена»(5мин.)

Цель:знакомство,развитиевнутригрупповойработоспособности.

Нужно рассказать, почему Вас назвали именно так, и кто придумал для Вас это имя. Какоепроизводноеот ВашегоимениВамнравиться большевсего.

Упражнение2. (15мин.)

Цель:знакомствоспонятиямиэмоций,чувствиинтеллекта;знакомствоспонятием

«эмоциональныйинтеллект».

Группезадаютсяследующиевопросыдляобсуждения:

Что такое эмоции? Какое место они занимают в нашей жизни? Для чего нужны эмоции инужныливообще?

Чтотакоечувства?Чемотличаютсячувстваот эмоций?

Чтотакоеинтеллект? Существуетлисвязьинтеллектаиэмоций?Каковаэтасвязь?

После обсуждения вопросов, тренер делает краткое теоретическое сообщение о том, чтотакоеЭИи каковаегоструктура.

Эмоции– психологические состояния, выражающиеся в форме переживаний, ощущенийприятного или неприятного, удовлетворенности или неудовлетворенности человека. Эмоциислужат для оценки человеком окружающего его мира – людей, предметов, явлений и событий.Выделяютпятьосновныхфункцийэмоций.1-Оценказначимостипроисходящего.Эмоциядаетвозможность оценить силу раздражителя, его влияние на человека, оценить критическую иликонфликтную ситуацию. 2- Побуждение, мотивация к тем или иным действиям с цельюудовлетворитьсвоипотребностиилижелания.Эмоциональныесостоянияпроявляютсяна

физиологическом уровне (адреналин).3- Регуляция деятельности, оценка удавшихся илинеудавшихсядействий.4-Предвосхищение,способностьопережатьразвитиесобытий,

предугадывать приятный или неприятный исход. 5 – Экспрессивная – выражение эмоций в видемимики,движений, жестов, звуков.

Эмоции обладают несколькими характеристиками, такими как возбуждение или сила(аффект, зависть), а также «заряженность» эмоции («положительные» и «отрицательные»эмоции).

Видыэмоциональныхсостояний: настроение–отражениеэмоциональногосостояния

человека (плохое, хорошее).Может сохраняться или меняться. Тревога– эмоциональноесостояние, характеризующееся чувством неопределенности, плохими предчувствиями,восприятием безопасных ситуаций как содержащих угрозу. Фрустрация –(неудача) –эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неосуществления значимой для человекацели неудовлетворения значимой потребности. Если не устранить причины фрустрации, точеловекможетвпасть вдепрессивноесостояние,испытывать проблемыспамятью,

мышлением. Негативный эффект фрустрации проявляется часто в агрессивном поведении,злости, утрате самоконтроля. Стресс –(напряжение) реакция организма на экстремальное,сильноевоздействие,физическоеилипсихологическое,атакжевозникающеевответнаданноевоздействиесостояниянервной системы илиорганизмавцелом.

Эмоциональный интеллект– продукт личной и социальной компетентности. Личная компетентностьполностьюсосредоточенана вас,вашемвнутреннеммире,уменииегопониматьиуправлятьим,

социальная–на том,каквыведетесебя сдругимилюдьми,сосредоточена навнешнеммире.

Упражнение3.(10-15мин.)

Цель:самоанализспособностейучастниковгруппыкузнаваниюиназываниюэмоций.

Оборудование: изображения людей в разных эмоциональных состояниях; бумага и ручкадлякаждогоучастника.

Тренер демонстрирует участникам группы изображения людей в разных эмоциональныхсостояниях.

Инструкция: «Внимательнопосмотритенаизображениеизапишитевсвоихлисточках

«названия»эмоцийиличувств,которые,повашемумнению,испытываетчеловекнакартинке».

Затем все изображения обсуждаются в группе. Анализируются причины ошибок вопределенииэмоций.

Подведениеитогов.

Упражнение4.(10мин.)

Цель: развитие понимания участниками собственных чувств; понимание сущностиразличных эмоциональных категорий; анализ взаимодействия различных чувств и эмоций вжизничеловека.

Оборудование: карточки с написанными на них названиями эмоций и чувств, ручки,бумага.

Группа делится на пары или тройки (работа может проходить индивидуально).Участникамраздаютсякарточкиснаписанныминанихназваниямиэмоцийичувств.

Инструкция: «Разложите все карточки по парам так, чтобы эмоции (чувства), которые нанихнаписаны, были наиболееблизкими,похожими».

После того как все участники закончат комбинировать карточки, они обсуждаются вгруппе.

Далее даётся обратная инструкция: «Разложите все карточки по парам так, чтобы эмоции,которыенанихнаписаны, были противоположнымидругдругу».

Боль

Вина

Уныние

Оптимизм

Веселье

Страх

Счастье

Меланхолия

Презрение

Радость

Горе

Ненависть

Печаль

Ревность

Отвращение

Любовь

Злость

Ярость

Гнев

Агрессия

Страсть

Симпатия

Нежность

Депрессия

Восхищение

Стыд

Смущение

Интерес

Удивление

Смятение

Тревога

Предвосхищение

Наслаждение

Удовольствие

Возбуждение

Обычно у всех участников получаются разные пары, в зависимости от личногоэмоциональногоопыта,установокидр.Полученныепарыобсуждаютсявгруппе.Тренердаёт

определениякаждогопонятияианализируетвместесгруппойнаиболееблизкие/противоположныепонятия.

Упражнение5.«Возьмиипередай»(5мин.)

Цель:снятиеэмоциональногонапряжения;развитиенавыканевербальногообщения.

Участники становятся в шеренгу друг за другом, то есть спиной к водящему. Водящийкладет руку на плечо первому человеку, тот поворачивается и принимает «подарок». Это можетбыть невербальное изображение животного, предмета и т.д. Человек получивший подарокпередаёт его таким же способом следующему в шеренге и отворачивается. Таким образом, всепередают друг другу этот воображаемый предмет и результат получается как в «испорченномтелефоне».

Рефлексия.

Упражнение 6. «Ассоциации». (10 мин.)

Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих, какие вызывает ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается? Предлагаем всем поучаствовать в творческом процессе, в совместном создании художественного образа своего коллеги. Для этого сначала предлагаем желающему быть предметом творчества, выйти в середину круга. Пожалуйста. Сейчас задание участникам: какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы дорисовать к этому образу? Какие люди могут его окружать? Какой интерьер или пейзаж составляет фон картины? Какие времена все это напоминает? Например, образ нашего добровольца может вас натолкнуть на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окруженной морскими существами, а может быть, вам придет в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда... Упражнение завершается обменом впечатлениями.

Упражнение 7. «Дружественная ладонь». (10 мин.) На листе бумаги каждый обрисовывает свою ладонь, внизу подписывает свое имя. Участники оставляют листочки на стульях, сами встают и, двигаясь от листочка к листочку, пишут друг другу на нарисованных ладонях что-то хорошее (понравившиеся качества этого человека, пожелания ему).

Рефлексия.

Используемая литература:

  1. Интернет – ресурсы.
  2. Гоулман Д. "Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ".
  3. Барисо Д. "EQ. Эмоциональный интеллект на практике".
  4. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн

Приложение 1.

 Объединить эмоции наиболее схожие

Боль

Вина

Уныние

Оптимизм

Веселье

Страх

Счастье

Меланхолия

Презрение

Радость

Горе

Ненависть

Печаль

Ревность

Отвращение

Любовь

Злость

Ярость

Гнев

Агрессия

Страсть

Симпатия

Нежность

Депрессия

Восхищение

Стыд

Смущение

Интерес

Удивление

Смятение

Тревога

Предвосхищение

Наслаждение

Удовольствие

Возбуждение

Объединить эмоции наиболее противоположные

Боль

Вина

Уныние

Оптимизм

Веселье

Страх

Счастье

Меланхолия

Презрение

Радость

Горе

Ненависть

Печаль

Ревность

Отвращение

Любовь

Злость

Ярость

Гнев

Агрессия

Страсть

Симпатия

Нежность

Депрессия

Восхищение

Стыд

Смущение

Интерес

Удивление

Смятение

Тревога

Предвосхищение

Наслаждение

Удовольствие

Возбуждение

Приложение 2

Боль — неприятное или мучительное ощущение, переживание физического или эмоционального страдания. 

Вина - это чувство, которое переживает человек после совершения какого-либо поступка, который, как ему кажется, является причиной негативных последствий для других людей. 

Уныние — это эмоциональное состояние, характеризующееся печалью и подавленностью в связи с несбывшимися ожиданиями, с неполучением желаемого.

Оптимизм-это отношение, отражающее убеждение или надежду на то, что результат какого-либо конкретного усилия или результаты в целом будут положительными, благоприятными и желательными.

Весе́лье — одна из эмоций, весёлое и радостное настроение, которое выражается в смехе, бесцельных движениях, общей подвижности (восклицаниях, хлопаниях в ладоши и т. п.).

Страх — это эмоция или чувство, возникающие из-за ощущения опасности.

Сча́стье — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего призваниясамореализации[2].

В настоящее время вместо понятия «меланхолия» в медицинских целях используется термин «депрессия». В обиходе «меланхолией» называют просто грустное, унылое настроение.

Презрение – чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения к кому-чему-нибудь.

Ра́дость — внутреннее чувство , удовольствия, весёлого настроения и счастья, ласкательное обращение.

Гóре — интенсивное эмоциональное состояние, сопутствующее потере кого-то (или чего-то), с кем (или с чем) у человека была глубокая эмоциональная и психологическая связь.

Ненависть — интенсивное, отрицательно окрашенное деструктивное чувство, отражающее неприятие, отвращение и враждебность к объекту ненависти (человеку, группе лиц, неодушевленному предмету, явлению).

чувство печали — это широкий диапазон эмоциональных состояний, которые мы можем испытывать: от легкого разочарования до крайнего отчаяния и горя.

Ре́вность — негативно окрашенное чувство в межличностных отношениях, которое возникает при недостатке внимания, любви, уважения или симпатии от любимого или очень уважаемого человека в то время, как кто-то другой якобы или действительно получает их от него.

Отвращение — отрицательно окрашенное чувство, сильная форма неприятия. Противоположная эмоция: удовольствие.

Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Злость — чувство недоброжелательности, раздражения, гнева, досады; ярость. Это чувство выражает сильную эмоцию, которая направляется на определённый объект.

Ярость-Сильный гнев, бешенство. Бешенство — чрезвычайно сильная эмоция или импульсивная и крайне агрессивная реакция (аффект), которая может быть вызвана раздражением индивида или оскорбляющей ему характеристикой. Бешенство считается сильнее ярости и вообще не поддаётся управлению, нежели гнев , крайней формой которого данная эмоция является. Бешенство чаще всего сопровождается утратой рассудка.

Гнев – это очень сильное чувство внутреннего неудовлетворения ожиданий или потребностей, которое проявляется на физиологическом, психическом и социальном уровне. В некоторых источниках гнев указывается в качестве отрицательной эмоции.

Агрессия — это поведение, направленное на распределение и перераспределение ресурсов. В качестве ресурсов может выступать еда, поло-репродуктивные ценности (партнёр, потомство),

социальный статус (власть, доход, престиж), территория, психологический комфорт. Агрессивность — это проявление агрессии или готовность её проявить, стимулятором её является страх дефицита ресурсов.

Страсть — это сильное импульсивное чувство, которое сопровождается непреодолимым влечением к чему-то или кому-то. В межличностных отношениях она совпадает со стадией влюбленности, однако противопоставляется любви, серьезным длительным чувствам в целом.

Симпа́тия — чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности к кому-либо или чему-либо. Противоположно антипатии.

Нежность — это положительная эмоция, которая сопровождает ласковое поведение в отношениях с любимым человеком.

Депре́ссия (от лат. deprimo «давить (вниз), подавить») — психическое расстройство, основными признаками которого являются сниженное — угнетённое, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное — настроение и снижение или утрата способности получать удовольствие.

Восхищение — это социальная эмоция, вызываемая одобрением людей, демонстрирующих свой талант или умения, превосходящие общепринятые стандарты.

Стыд — чувство или внутреннее сознание, объектом которого является какой-либо поступок или качество .

Смущение или неловкость-это эмоциональное состояние, которое связано с легким или тяжелым уровнем дискомфорта и которое обычно возникает, когда кто-то совершает социально неприемлемый или неодобрительный поступок.

Интере́с — положительно окрашенный эмоциональный процесс[1] (по классификации А. Н. Леонтьева — чувство[2]), связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему[3].

Удивление — когнитивная эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации.

СМЯТЕ́НИЕ - Состояние общей растерянности, вызванное сильной тревогой и страхом;

Трево́га — отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые предчувствия.

Предвкушение-это эмоция, включающая удовольствие или тревогу при рассмотрении или ожидании ожидаемого события.

Наслаждение - чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. Высшая степень удовольствия. 

Удовольствие. Положительная эмоция, обычно возникающая от приятных ощущений, переживаний, также в результате удовлетворения каких-либо потребностей.

Интерес-возбуждение- Переживается как чувство захваченности и любопытства по отноше-нию к чему-либо или к кому-либо. 

Приложение 3

Опросник «ЭмИн» Д.В. Люсина

1.

Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть

2.

Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения

3.

Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица

4.

Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение

5.

У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника

6.

Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю

7.

Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди

8.

Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться

9.

Я умею улучшить настроение окружающих

10

Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую

11

Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов

12

В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки

13

Я легко понимаю мимику и жесты других людей

14

Когда я злюсь, я знаю, почему

15

Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации

16

Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком

17

Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии

18

Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим

19

Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть

20

Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние

21

Я контролирую выражение чувств на своем лице

22

Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство

23

В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций

24

Если надо, я могу разозлить человека

25

Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние

26

Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю

27

Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это

28

Я знаю, как успокоиться, если я разозлился

29

Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса

30

Я не умею управлять эмоциями других людей

31

Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда

32

Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые

33

Мне трудно справляться с плохим настроением

34

Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает

35

Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям

36

Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями

37

Я умею контролировать свои эмоции

38

Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно

39

По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую

40

Если близкий человек плачет, я теряюсь

41

Мне бывает весело или грустно без всякой причины

42

Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей

43

Я не умею преодолевать страх

44

Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает

45

У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить

46

Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются

Бланк для ответов

Пол ____  Возраст _____  Род занятий (профиль учёбы) _____________________

Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и ставьте крестик (или галочку) в той графе, которая лучше всего отражает Ваше мнение.

№ утверждения

Совсем не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Полностью согласен

№ утверждения

Совсем не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Полностью согласен

1

24

2

25

3

26

4

27

5

28

6

29

7

30

8

31

9

32

10

33

11

34

12

35

13

36

14

37

15

38

16

39

17

40

18

41

19

42

20

43

21

44

22

45

23

46


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эмоциональный Интеллект

Слайд 2

Эмоциональный интеллект ( Emotional Intelligence или Emotional Quotient ) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим . ( Д.В.Люсин )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональный интеллект. Компетенции эмоционального интеллекта

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ)...

«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»

Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...

Программа тренинга для детей старшего дошкольного возраста "Развитие эмоционального интеллекта"

Данная программа разработа для развития эмоционального интеллекта у детей, представлений о себе и своих чувствах, освоение ребенком умения управлять своими эмоциями, развитие способностей понимать эмо...

Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...

Тренинг "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Часто люди делят эмоции на хорошие и плохие, позитивные и негативные. И иногда возникает желание – как было бы здорово, если бы остались только позитивные. Но природой так задумано, что мы не мо...

Понятие эмоциональный интеллект, позитивный интеллект

В наши дни понятие "эмоциональный интеллект" (Emotional Intelligence) трактуется по-разному. Существуют более и менее популярные теории эмоционального интеллекта, описывающие структуру эмоци...