Возрастные особенности развития познавательной активности и форм её проявления у старших дошкольников
методическая разработка

Ковель Ульяна Федоровна

Возрастные особенности развития познавательной активности и форм её проявления у старших дошкольников

 

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние.

Задача педагогов - не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.

Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя нас педагогов, на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видах детской деятельности. С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:

  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • склонен наблюдать, экспериментировать;
  • ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Дошкольный возраст - сенситивной период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в моей деятельности является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи, решаемые в процессе познавательно-исследовательской деятельности:

  • развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

- расширение перспектив развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к деятельному характеру познавательной деятельности. В дошкольном возрасте познавательная деятельность ребенка осуществляется совместно с практической, т.е. у детей формируется практико-познавательная деятельность, которую я стараюсь развивать, совершенствовать в условиях своей группы, используя разнообразные формы и методы.

Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослых и детей, самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах: сюжетно-ролевая игра, рассматривание, наблюдение, беседа, экскурсии, конструирование, экспериментирование, исследовательская деятельность, коллекционирование, развлечения, викторины, конкурсы.

Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом воспитанников и их индивидуальным темпом познавательного развития.

Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды в группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяет характер из действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей. В моей группе создан уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывается следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность материала, доступность, также материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка, но необходимо иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития. Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что спе­циально организованная познавательно-исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Современные реалии социально-экономического развития нашей страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание информационного потока предопределяют необходимость модернизации системы дошкольного образования с целью повышения его качества и доступности и ориентируют на воспитание у детей новых качеств и ценностей.

Процесс психического развития ребенка рассматривается в системе понятий Л.С. Выготского, таких, как источник, движущие силы развития и условия воспитания. Данная система, подчеркивает Е.А. Стребелева, отражает специфику психического развития человека как социального, активного и деятельностного индивида, в процессе которого усвоение общественного опыта не сводится к приобретению знаний и умений или совокупности культурных навыков. Это более глубокий процесс, включающий в себя формирование потребностей и способностей ребенка как целостной личности.

Вместе с тем Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина подчеркивают, что развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, реализация их потенциала могут происходить лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, которые обусловлены характером нарушения их психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности развития познавательной активности и форм её проявления у старших дошкольников

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние.

Задача педагогов - не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.

Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя нас педагогов, на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видах детской деятельности. С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:

  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • склонен наблюдать, экспериментировать;
  • ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Дошкольный возраст - сенситивной период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в моей деятельности является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи, решаемые в процессе познавательно-исследовательской деятельности:

  • развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

- расширение перспектив развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к деятельному характеру познавательной деятельности. В дошкольном возрасте познавательная деятельность ребенка осуществляется совместно с практической, т.е. у детей формируется практико-познавательная деятельность, которую я стараюсь развивать, совершенствовать в условиях своей группы, используя разнообразные формы и методы.

Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослых и детей, самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах: сюжетно-ролевая игра, рассматривание, наблюдение, беседа, экскурсии, конструирование, экспериментирование, исследовательская деятельность, коллекционирование, развлечения, викторины, конкурсы.

Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом воспитанников и их индивидуальным темпом познавательного развития.

Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды в группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяет характер из действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей. В моей группе создан уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывается следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность материала, доступность, также материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка, но необходимо иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития. Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная познавательно-исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Современные реалии социально-экономического развития нашей страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание информационного потока предопределяют необходимость модернизации системы дошкольного образования с целью повышения его качества и доступности и ориентируют на воспитание у детей новых качеств и ценностей.

Процесс психического развития ребенка рассматривается в системе понятий Л.С. Выготского, таких, как источник, движущие силы развития и условия воспитания. Данная система, подчеркивает Е.А. Стребелева, отражает специфику психического развития человека как социального, активного и деятельностного индивида, в процессе которого усвоение общественного опыта не сводится к приобретению знаний и умений или совокупности культурных навыков. Это более глубокий процесс, включающий в себя формирование потребностей и способностей ребенка как целостной личности.

Вместе с тем Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина подчеркивают, что развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, реализация их потенциала могут происходить лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, которые обусловлены характером нарушения их психического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Особенности развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста."

Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности....

Особенности развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности....

Особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста...

Доклад на тему: «Особенности развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста»

Особенности развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста....

Статья "Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста"

Познавательная активность – это стремление к получению новых знаний, способность к независимым действиям, рассуждениям, обладание инициативой, решительностью, свободой от посторонней поддержки и...

Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно- исторического опыта предшествующих поколений. И необходимым у...