ПРОЕКТ по развитию духовно нравственного воспитания дошкольников «Сказка лучший друг ребенка»
проект (средняя группа)

Соловко Светлана Валерьевна

Нам сказки дарят чудо, а без чудес нельзя,

 Они живут повсюду и нам они — друзья.

 Там солнечные краски танцуют вальс для вас.

 Нам не прожить без сказок, им не прожить без нас!

                                                                               Е. Филиппова, Е. Полухин

 

Цель проекта: Создание комфортных условий для формирования духовно- нравственного развития детей дошкольного возраста через сказку.

Задачи проекта:

-Развивать у детей любовь к театральной деятельности и сказке.

-Знакомить с различными видами сказочных

 произведений, учить узнавать персонажей сказок, пересказывать содержание.

  -Учить самостоятельно выбирать сказку для постановки.

  -Развивать творческую самостоятельность в организации театрализованных

игр, в создании и передаче образов.

  -Развивать традицию семейного чтения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания на тему: «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка»

Составитель: воспитатель Соловко С.В.

Актуальность темы. В настоящее время перед обществом стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов. У многих детей искажены представления о нравственных качествах, таких как доброта, милосердие, справедливость, и др. Мы все чаще можем наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту. В дошкольном возрасте ребенок овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения, открывает их социальное значение, приобретает практический опыт нравственного поведения, присваивает способы и формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Книга всегда была первым помощником педагогов и родителей, не только в образовании, но и в воспитании подрастающего поколения, прежде всего – духовно-нравственном. Мы, воспитатели, в детском саду много читаем детям произведений разной тематики, дошкольникам это очень интересно, живое чтение, это так здорово. Заинтересовавшись, читают ли детям дома родители, многие из детей ответили отрицательно. Далее было проведено анкетирование с родителями, оно выявило следующее: читают детям – 30% родителей; читают изредка – 20%; не читают совсем - 50%. Это послужило темой для встречи с родителями. Данное собрание проводилось совместно с детьми средней группы «Солнышко» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 128» и их родителями на актуальную тему: «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становление личности ребёнка». Домашние чтение – одно из средств духовно- нравственного воспитания, при этом оно не только обогащаете детей и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи.

Цель: Убеждение родителей в важности семейного литературного образования, и воспитание у детей интереса к чтению и любви к книге.

Задачи: 1. Познакомить родителей с опытом организации семейного чтения, как средством духовно-нравственного становления личности ребёнка; поощрять их стремление развивать у ребёнка интерес к чтению;

2. Познакомить с литературными играми, викторинами как средством вовлечение детей в чтение художественных произведений, наметить пути дальнейшего сотрудничества по организации литературного образования дошкольников.

Ход собрания:

Часть 1. Вступительная.

Воспитатель: Мы рады приветствовать всех вас в семейной гостиной. Эпиграфом к нашей встрече может быть народная мудрость «Лиши человека воды и он умрёт, а лиши книги – он перестанет быть человеком». Нам хочется, чтобы эта встреча стала настоящим праздником книги, так как хорошая книга – воспитатель, учитель, советчик и друг.

Желание провести семейную гостиную на эту тему не случайно, современные дети не часто просят взрослых почитать им, предпочитая книгам просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Наша главная задача – вывести детей на средний уровень речевого общения. Вместе с тем, мы считаем, необходимым привить им любовь к книге и чтению, а сделать это можно, в том числе через игру, которая, как известно, является ведущим видом деятельности детей, более того, формой их жизни.

В процессе работы мы заметили: многие наши воспитанники плохо знают детскую художественную литературу. Дети говорят, что родители не часто находят время читать им книги. Это неправильно. Вы не только должны как можно чаще читать детям, но и беседовать с ними по содержанию прочитанного; задавать вопросы, обсуждать поступки героев, отмечать художественные средства выразительности речи, обращать внимание на бережное отношение к книгам. Чтение сказок на духовно-нравственную тематику позволяет детям уяснить, что такое добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, милосердие, самопожертвование. После чтения сказок и рассказов у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевших место в содержании произведения. А у старших членов семьи, возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребёнком. Совместное времяпрепровождение за чтением, способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживает родовую, генетическую память кровных родственников. Семейное чтение даёт возможность ребёнку почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное. Совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными традициями, обычаями, семейными историями, способствует духовно-нравственному становлению личности дошкольника.

Часть 2. Книги - хранители мудрости.

Воспитатель: Все помнят слова М. Горького «Любите книгу – источник знаний». О том, как книги помогают обучать и развивать детей, мы сейчас поговорим.

Родители высказывают своё мнение, опираясь на цитаты «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» (В. А. Сухомлинский); «Если поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу для души своей» (Повесть временных лет 12в.)

Часть 3. Дети о книгах.

Воспитатель: Теперь настало время послушать, что говорят дети о книгах.

Дети читают стихи о книгах (см. Приложение 1).

Родители дарят детям книги для групповой библиотеки.

Часть 8. Игровая пауза.

Воспитатель: Детство уходит, а вот книги остаются. Уважаемые родители давайте с вами поиграем, вспомним любимые книги вашего детства.

Родители называют любимые книги своего детства.

Воспитателем организуется для родителей литературная игра «Сказки нашего детства» (см. Приложение 2).

Часть 9. Решение собрания.

Родителям предлагается проект решения собрания, и вручаются памятки «Рекомендации родителям по организации семейного чтения» (см. Приложение 3).

Приложение 1

Дети о книгах

Катя А.

Любите книгу, ведь она -

человеку каждому нужна.

Она, как верный друг, с тобой,

всегда, везде, и в дождь, и в зной.

О разных странах и морях,

о городах и о горах,

ответ найдёшь ты в книге любой,

ведь книга, как друг,

должна быть с тобой.

Семен С.

Книга очень всем нужна -

и маленьким, и взрослым.

Потому что без неё -

нелегко, непросто.

Федор П.

В книгах ты найдёшь всегда,

ответы на вопросы.

Про животных, про моря,

про людей и космос.

Алина Я.

Что такое «хорошо»,

что такое «плохо»

Книга ждёт тебя всегда!

Открывай! Не бойся!

Саша Б.

Книга – лучшая подружка!

С ней одной совсем не скучно.

Можно дома в тишине,

побывать в любой стране!

Ира Н.

Книга очень нам нужна!

Книга каждая важна!

Сколько книжек на планете!

Обо всём на белом свете.

Приложение 2

Литературная игра для родителей «Сказки нашего детства»

(проводит воспитатель)

Ох, отец, я очарован,

незнакомкой молодой.

На балах среди придворных,

не встречал красы такой.

(Золушка)

Бабушка внученьку очень любила,

бабушка шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла свое,

кто отгадает, как звали ее?

(Красная шапочка)

Я родилась в цветке прелестном.

И труден, к счастью, был мой путь.

И каждый, видно, догадался –

меня … зовут.

(Дюймовочка)

А я родился странной,

игрушкой деревянной.

Ушастый, некрасивый,

и никому не мил.

Один меня заметил,

и ласково приветил.

А это был, ребята,

Гена крокодил.

(Чебурашка)

А лисички взяли спички,

к морю синему пошли.

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

выбежал из моря … (кит, К. Чуковский, «Путаница»)

Сел он утром на кровать,

стал рубашку надевать.

В рукава просунул руки –

оказалось, это … (брюки, С. Маршак, «Вот какой рассеянный»)

Брал в столовой Дядя Стёпа,

для себя двойной обед.

Спать ложился Дядя Стёпа –

ноги клал на … (табурет, С. Михалков, «Дядя Стёпа»)

Тут и мыло подскочило,

и вцепилось в волоса.

И юлило, и мылило,

и кусало, как … (оса, К. Чуковский, «Мойдодыр»)

Приложение 3

Проект решения родительского собрания:

1. Повышение педагогической культуры родителей и пополнение арсенала их знаний по вопросам духовно-нравственного воспитания личности ребёнка.

2. Осознание родителями важности домашнего семейного чтения, как одного из средств духовно-нравственного становления личности ребёнка дошкольника.

3. Продолжение сотрудничества родителей и ДОУ.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/07/28/s_610139fcc0f3e/php8JA8Ix_poslovicy-i-pogovorki_html_ee1036a316a3f619.jpg

Памятка для родителей 

«Рекомендации по организации семейного чтения».

- при выборе взрослым сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес и на проблему семьи и своего ребёнка (например: болезнь члена семьи, появлении е второго ребёнкасемейный разлад);

- читать детям нужно регулярно, в специально отведённом для этого месте.

- кто именно будет читать ребёнку –определите сами исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обратиться ребёнок за советом в случае появления житейских затруднений;

- если после прочитанного у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию, возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания много в его поведении и эмоциональном состоянии;

- если у ребёнка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться, что на самом деле озадачило ребёнка и каких именно объяснений он ждал от вас, по видимому его что-то беспокоит, он нуждается в вашей помощи;

- порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор, если ребёнок «застрял» на чём-то – это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять;

- если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (дедушка или бабушка, окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребёнком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим, родительским мнением;

- если ребёнок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку или главу из книги – это не случайно, выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребёнка ёщё и ещё раз переживать события

из произведения, что его так глубоко затронуло?

Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечёт» в семью ваших повзрослевших детей.



Предварительный просмотр:

Тематический день в средней группе «В гости к дедушки Корнею»

Разработали воспитатели: Синькова З.Н., Мякоткина Е.В., Панина Е. Н.

Цель: вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского; побуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, развивать память, мышление, воображение.

Задачи:

- Формировать умение определять  содержание литературных произведений по отрывкам из книг. ---- Формировать интерес к чтению произведений художественной литературы, привлекать детей к творческой деятельности.

- Развивать игровые действия.

-  Воспитывать любовь к творчеству Корнея Ивановича Чуковского.

УТРО

Цель: собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности

В разных частях группы расположены картинки  героев сказок К. Чуковского.

Воспитатель:

В гости дедушка Корней

Приглашает всех детей.

Но особенно он рад

Пригласить таких ребят,

Кто умеет слушать сказки

Или любит их читать!

Бабушка Федора  (картинка) предлагает детям помочь ей справиться с посудой на кухне

Проводятся  дид.упражнения: «Собери осколки», «Дорисуй недостающие детали»,

«Найди чайную и столовую посуду».

Цель: развить внимание, доставить радость от полученного результата.

Утренняя гимнастика

Цель: повысить психофизическую активность ,настроение

Доктор Айболит (картинка) приглашает детей на утреннюю гимнастику

(выполнение движений согласно тексту).

Нас не надо вам лечить

Добрый Доктор Айболит.

Будем бегать и шагать,

Будем силы набирать.

Не болят у нас животики

Как у ваших бегемотиков.

К солнцу руки мы потянем,

А потом к траве присядем.

Как орлы летим- парим

Во все стороны глядим.

Где же Африка- страна

Может, помощь там нужна.

Вместе с Читой мы поскачем

Скок- поскок, скок-поскок,

Не цепляйся за сучок.

Дружно к бедным страусятам

По траве пойдут ребята.

Ноги будут поднимать,

По густой траве шагать.

Всем мы помощь оказали

И самыми сильными стали.

Подготовка к завтраку. Завтрак

Цель: вызвать интерес к процессу умывания, выработке культурно-гигиенических навыков

В процессе умывания воспитатель читает отрывки из «Мойдодыра», настроить детей на принятие пищи, повысить аппетит.

День

Беседа «Творчество К. И. Чуковского»

Цель: рассказать детям о К. И Чуковском.

- Ребята, а вы знаете, как  Корней Иванович начал писать сказки?  Я вам сейчас расскажу.

«Жил К. И. Чуковский очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были ещё такими маленькими, как вы сейчас. У него было четверо детей:  две дочери и два сына. Он очень любил с ними играть, купался с ними в море, строил из песка замки. Жили они дружно и весело. Но однажды случилось несчастье. Один из его сыновей (маленький мальчик) заболел. У него болела голова, была высокая температура. Мальчик не ел, не спал, а только плакал. Тогда Корней Иванович, чтобы его успокоить стал придумывать и рассказывать ему сказки. Мальчик перестал плакать, успокоился и уснул; а через несколько дней выздоровел. После этого случая Чуковский стал сочинять сказки для детей. И придумал их так много, что их любят читать и взрослые и дети.»

- Какие сказки К. И. Чуковского вы знаете? (ответы детей).

Сюжетно-ролевая игра «Айболит»

Цель: развить игровую самостоятельность; создать условия для творческого самовыражения

Прогулка 

Эстафеты по произведению « Тараканище»

Цель: развивать ловкость, координацию

движения, учить действовать по сигналу;

Дети делятся на две команды.

  1. «Ехали медведи на велосипеде» (езда на самокате)
  2. «Комарики на воздушном шарике» (прыжки с воздушным шариком, зажатым между колен)
  3. «Раки на хромой собаке» (пробежать на «трех лапах»).
  4. «Зайчики в трамвайчике» (бег колонной, взявшись за руки, имитируя движение трамвая)
  5. «Жаба на метле» (бег, оседлав веник)

Игры с песком

Цель: закрепить знание свойств песка (сыпучий, влажный, лепится); развивать конструктивные умения; развить мелкие движения пальцев рук; воспитать терпеливость, доброжелательное отношение к сверстникам.

Д. и. « Найди пару»

Дети получают картинки с изображениями героев сказок.

Найдите героев, которые живут в одной сказке.

(Айболит- акула, Федора- самовар, Муха- комарик, Мойдодыр- Грязнуля и т.д.

Возвращение с прогулки

Чтение сказки Чуковского по выбору детей

Цель: развить целенаправленное внимание; научить сопереживать героям, выделять хорошие и плохие поступки; развить речь.

Обед. Сон

Гимнастика после сна «Лето»

1. На лугу я лежу

И на солнышко гляжу.

Исходное положение: лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение: гравитационная разгрузка.

2. Там плывут облака

Как большая река.

Исходное положение: лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение: поднимаем и опускаем руки за голову.

3. А внизу по земле

Жук ползёт по траве.

Исходное положение: лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение: поднимаем поочерёдно ноги вверх.

4. А весёлый червячок

Повернулся на бочок.

Исходное положение: лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение: повороты на бок.

5. Старичок – паучок

Паутинку плетёт,

Мошек в гости зовёт.

Исходное положение: лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение: движение «велосипед» руками и ногами.

6. Прилетела пчела

И в цветок уползла.

Исходное положение: сидя, руки на поясе.

Выполнение: наклон вперёд.

7. Тут кузнечик усы

Чистит ради красы.

Исходное положение: сидя, руки на поясе.

Выполнение: поднимаем руки вверх.

8. Шмель мохнатый гудит

И сердито глядит:

Где медок повкусней,

А цветок попышней.

Исходное положение: стоя, руки на поясе.

Выполнение: повороты в стороны.

9. Посмотрите на лугу

Бабочки летают.

Исходное положение: стоя, руки на поясе.

Выполнение: наклоны в стороны.

10. На цветок они садятся,

Пыльцу собирают,

Дружно приседают.

Исходное положение: стоя, руки на поясе.

Выполнение: приседания.

11. Муравей вперёд идёт

Он травиночку несёт.

Исходное положение: стоя, руки на поясе.

Выполнение: ходьба на месте.

12. А сороконожки

Бежали по дорожке.

Бежали, бежали

И совсем устали.

Исходное положение: стоя, руки на поясе.

Выполнение: легкий бег на месте.

13. Лёгкий ветер прилетал

Запах всех цветов собрал.

Исходное положение: стоя, руки на поясе.

Выполнение: вдох – подняли руки вверх, выдох – руки с наклоном вниз.

Вечер. Вечерняя прогулка

Рассматривание детьми иллюстраций к сказкам

Цель: создать условия для рассматривания иллюстраций по желанию; побудить детей  к рассказу по иллюстрациям о героях; развить речь.

Пальчиковая гимнастика «Паук и муха»:

 Паук свою раскинул сеть.(распрямляем левую ладонь-«паутина») Ах, как же мухе пролететь? (правая рука «порхает» перед «паутиной») Ведь у нее дома дела. Искала путь, но не нашла (правая рука влетает в «паутину» и левая рука хватает правую) И угодила к пауку. (ладони сжимаются)

Раскрашивание картинок «Герои сказок Чуковского»

Цель: совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, в одном направлении; развить мелкую моторику пальцев рук; закрепить знание основных цветов спектра; развить творческое начало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание дошкольников сказкой

Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пр...

Из опыта работы "Духовно – нравственное воспитание дошкольников сказкой"

Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить....

Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»

Цель реализации программы: развитие  у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поста...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей....

Отчет по самообразованию на 2020-2021 уч. год. Тема: «Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством сказки»

laquo;Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством сказки»Актуальность темы определяется тем, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и ...

Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»

Цель: развитие  у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поставленной цели предусма...

Проект по духовно – нравственному воспитанию дошкольников «Сказка-сердцу ласка»

В настоящее время наблюдается отсутствие интереса у детей к чтению, электронные носители, средства массовой информации вытесняют книгу.   Детей необходимо приобщать к детской худож...