Конспект НОД по патриотическому воспитанию "Блокадный хлеб"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель: создание условий для расширения представлений у детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной Войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_blokadnyy_hleb.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Блокадный хлеб»

Цель: создание условий для расширения представления у детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны;

Задачи:

  • формировать у детей представления о блокаде Ленинграда и героизме его жителей;
  • развивать интерес к истории своей страны;
  • расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады»;
  • развивать способность сопереживать, сочувствовать;
  • воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной Войне 1941-1945г.
  • Беседы с детьми о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.
  • Прослушивание песен и стихов о Великой Отечественной Войне.
  • Чтение повести Ю.Герман «Вот как это было».

Словарная работа: активизировать словарный запас по теме война, блокада.

Оборудование и материалы : презентация «Блокада Ленинграда», стенд с наглядным материалом о Блокаде, цветы, свеча, 125гр. хлеба( заранее взвесили в столовой).

Ход занятия:

В: Стоит над Невой город большой и красивый Город-герой, город-солдат, город- труженик. У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Много раз за свою историю город Санкт-Петербург менял свое название. Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт- Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. И не просто о Ленинграде, а о блокаде города Ленинград.

27 января наша страна вместе с жителями Ленинграда будет отмечать это замечательное событие, день полного снятия блокады Ленинграда, то есть день освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.

Я сейчас расскажу вам о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить городу Ленинград и его жителям, ленинградцам, во время той страшной и беспощадной войны.

В сентябре 1941 года  враги очень близко подошли к городу и обстреливали его из пушек. Если город окружен со всех сторон врагами - это значит, что он в блокаде. Как вы думаете, во время блокады можно завезти в город продукты?

Д: Да, нет…

В: Ребята, Блокада - это значить окружение, когда перекрыты все входы и выходы из города. и туда ничего нельзя доставить. Это было очень страшное время. Постоянные обстрелы, голод, холод. Фашисты хотели стереть город Ленинград с лица земли - взорвать и сжечь всю его красоту, уничтожить всех жителей.

В блокадном Ленинграде остановились трамваи, автобусы, троллейбусы. Не работало отопление, во многих домах не было света и воды. Продуктов почти не осталось. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки, по которым можно было получить свою норму хлеба — небольшой (125 граммов) кусочек в день для детей и взрослому 225. И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на реку Нева. Из последних сил на санях везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить.

- Вот она суточная норма хлеба! Он весит 125 грамм.

В: Ребята, вы знаете, как ели блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я вам расскажу.

Люди клали пайку на ладошку и отламывали крохотный кусочек. И долго-долго жевали его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отламывали. И снова жевали. Как можно дольше ели этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб был съеден, подушечками пальцев собирали на середину ладони крошки и прильнув к ним губами, словно хотели поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка. Как ценен этот небольшой кусочек хлеба …

В: Как вы думаете, можно быть сытым, съев такой кусочек, и больше ничего за весь день?

Д: Нет!

В: И кроме такого кусочка хлеба еды почти не было. Хлеб на вкус был горьким, потому что его делали из отрубей и клея. Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку, чтобы он остался жив. Конечно, этого не хватало, люди умирали от голода, замерзали на улицах, потому что у них не было сил дойти до дома.

В: Маленькие дети жили в детских садах. Они гуляли, кушали, спали, играли, если не было бомбежки… Детей кормили жидкими кашами на воде и супами, в которых плавали несколько кусочков картошки. А когда начиналась бомбежка, детей уводили в темный подвал. Дети сидели, тесно прижавшись друг к другу, и слушали, как наверху взрываются бомбы.

В: Как вы думаете, деткам было страшно?

Дети: Да, конечно!

В: Дети постарше продолжали ходить в школы. В школах было очень холодно, поэтому уроки были короткие и дети ничего не писали, потому что чернила замерзали. Чтобы хоть как то согреться, делали вот такие небольшие железные печки-буржуйки (слайд 9).Вместо дров в них жгли деревянную мебель и книги. Пока печка топится - тепло, закончил топить-опять в комнате холодно, как на улице.

В: Несмотря на все трудности, город продолжал жить и бороться! Взрослые решили, что нельзя оставлять детей без Новогоднего праздника. И он состоялся! В город привезли тысячу новогодних елок. А по застывшему Ладожскому озеру под обстрелом вражеских истребителей (машина получила 49 пробоин), привезли мандарины. Для малышей организовали елки в школах и детских садах с выдачей подарков. Но самое главное - всех детей накормили горячим обедом из трех блюд! В подарок дети получили пакетики с сухариками, мандарины и по несколько кусочков сахара. Посмотрите ребята, дети были очень рады получить в подарок от Деда Мороза сахар.

В: Ребята, как вы думаете, дети обрадовались подаркам от Деда Мороза? А вы бы были рады, получив в подарок сахар? (предполагаемые ответы детей).

В: Ребята, давайте немного отдохнем, вставайте и повторяйте за мной все движения:

-Если ты солдатик бравый,

Помаши рукой нам правой.

Если ты солдатик смелый,

Помаши рукой нам левой.

Если ты солдатик стойкий,

На одной ноге постой-ка!

А теперь солдатик бравый

Маршируем до заставы.

В: Молодцы, присаживайтесь. Я расскажу вам ещё про блокадный Ленинград. Во время блокады вся страна переживала за ленинградцев. Ребята, а как бы вы помогли жителям блокадного города? (предполагаемые ответы детей).

В: Люди посылали продукты, теплую одежду. Да только возможности все это передать жителям Ленинграда не было - немцы не давали приблизиться к городу. Единственная дорога - узкая полоска воды по Ладожскому озеру, которая постоянно обстреливалась. Назвали ее – Дорогой жизни. По этой дороге доставляли продовольствие в город, а из города вывозили слабых и больных. Вывозили их на машинах, эти машины назывались – полуторки. Посмотрите на картинку, вот такие машины проезжали по дороге жизни.

Правда не все машины доезжали до места назначения, иногда машины проваливались под лед, вместе с провизией и даже вместе с людьми.

В: Это было тяжелое время. 900 дней и ночей был оторван город от Большой земли. Полностью от блокады Ленинград был освобождён только в январе 1944 года.
Предлагаю минутой молчания почтить всех, кто погиб ради нашего счастливого сегодняшнего времени.
Минута молчания.

Итог:

В: О чем мы сегодня говорили? Где проходила «Дорога жизни»? Сколько дней длилась блокада Ленинграда?  Что вам запомнилось из моего рассказа?

В: Прошло 76 лет со дня полного освобождения города Ленинграда от вражеской блокады. Выросло не одно поколение. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия с презентацией " Путь хлеба к нашему столу"

конспект для разновозрастной группы в рамках проектной деятельности по теме "хлеб"...

Конспект интегрированного занятия "Как выращивают хлеб"

Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Оно поможет  закрепить знания о хлебе, как одном из ценных продуктов и величайших богатств на земле; знания профессий, выращив...

Экологический, нравственно-патриотический проект «Хлеб - всему голова!»

Актуальность: Хлеб это символ благополучия, достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники.Этот продукт сопровождает нас всю жизнь. Ценность хлеба ничем нел...

Краткосрочный экологический, нравственно-патриотический проект "Хлеб-всему голова"

Хлеб -это символ благополучия, достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Этот продукт сопровождает нас всю жизнь. Ценность хлеба ничем нельзя измерить....

Патриотическое воспитание в младшей группе. Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Белая береза» (младшая группа)

Цель. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Формировать образ белоствольной красавицы-березы; учить передавать в рисунке характерные особенности бе...