Проект "Что такое доброта?"
проект (старшая группа)

Н.В. Колпакова

Актуальность проекта

В последние годы много говорят о кризисе нравственности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dobrota.docx45.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогические условия гуманизации образовательной деятельности ДОО в контексте требований ФГОС ДО» в виде проекта «Что такое доброта?» для детей 4-5 лет

Выполнила:

Воспитатель

Колпакова Наталья Владимировна

МБДОУ «Детский сад №38Семицветик»

п.Ждановский

Тип проекта: групповой познавательный

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Описание проекта

Актуальность проекта

В последние годы много говорят о кризисе нравственности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной.

Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте.

Проблема

На сегодняшний день проблема жестокости и равнодушия в молодежной среде становится все более очевидной. Она проявляется как в напряженных межэтнических отношениях, так и в рамках одной национальной группы. Агрессия, нетерпимость, а порой и вовсе жестокость – это реалии настоящего, игнорировать которые невозможно. Едва ли существует однозначный ответ на вопрос как решать эту проблему. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.

«Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь.» -писал В.А.Сухомлинский.

Объект проекта

Создание образовательной среды для формирования нравственных качеств и общечеловеческих ценностей.  

 Программное содержание

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 4-5 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» и ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Формы организации проекта:

1. Образовательная деятельность:

Ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка, ознакомление с художественной литературой, физическая культура.

2. Совместная деятельность:

Дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, подвижные игры, разучивание мирилок, физкультминутки, ролевая гимнастика, пальчиковые игры.

3. Самостоятельная деятельность:

Трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.

Предмет проекта

Создание условий для формирования потребностей в гармоничном взаимодействии с окружающим миром.

Цель проекта

- Приобщить детей к общечеловеческим ценностям (доброта, взаимопонимание, вежливость);

- Формировать положительный опыт нравственных отношений и общения.

Задачи проекта

- Создать в группе тёплый микроклимат;

- Поощрять стремление детей совершать добрые поступки;

- Заложить основы самопознания, формирования положительного образа Я, заботливого отношения к сверстникам;

- Расширять представления о доброте, добрых поступках;

- Формировать познавательные, коммуникативные навыки общения;

- Воспитывать отзывчивость, дружелюбие.

- Развивать умение поддерживать инициативу в общении со сверстниками;

- Поощрять творческие способности ребенка.

Время выполнения

Краткосрочный (1 месяц)

Участники проекта

- Дети средней группы

- Родители (законные представители) и семьи воспитанников

- Воспитатель

Развивающая предметно-пространственная среда проекта

Уголок природы.

 Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.

Природный и бросовый материал: желуди, шишки; камешки, пробки и т.д.

Наборы    объемных     и плоских   игрушек «Зоопарк», «Домашние        животные», «Овощи», «Фрукты»

Центр конструирования

Крупный строительный конструктор, средний строительный конструктор, конструкторы типа «Лего», игровые наборы (транспорт и    строительные машины; фигурки   животных, людей.

Нетрадиционный материал: подборка из бросового материала – бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п.

Центр музыки.

Музыкальные игрушки с набором мелодий, картинки животных и птиц к песням, исполняемым на музыкальных занятиях, картотека детских песен, фонограммы.

Центр театра и центр ряжения.

Настольный театр, театр резиновой игрушки, театр «рукавичка», шапочки-маски животных и птиц, костюмы и атрибуты для переодевания, настольная и напольная ширмы, одежда для ряженья, альбомы «расскажи сказку», «назови сказку».

Центр физического развития.

Атрибуты к подвижным играм: шапочки-маски домашних животных и птиц, деревянные лошадки, алгоритмы подвижных игр и физических упражнений.

Дидактические игры: «Составь портрет», «Угадай настроение».

Центр игры.

Игрушки домашних животных и птиц, различные машинки, куклы, комплект мебели, комплекты кухонной посуды, набор предметов-заместителей.

Центр речевого развития.

Произведения русского фольклора, частушки, потешки, песенки, народные сказки, рассказы, стихи современных авторов, игрушки домашних животных и птиц для обыгрывания литературных произведений, иллюстрации к детским произведениям, иллюстрации по теме, книжки-самоделки «Мирилки», «Расскажи сказку», «Что делает?», Д/и на уточнение качеств предметов и явлений – н-р на сравнение (Куклы – подружки); картинки, изображающие эмоции (Кукла грустная, веселая, печальная и д.р.).

Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).

Сюжетные картинки по теме, крупного и мелкого формата

Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья».

Центр художественно-эстетического развития.

Произведения народного искусства - глиняные и деревянные игрушки домашних животных и птиц, бумага различного цвета и размера, альбомы с иллюстрациями по теме, животных и птиц, трафареты, печатки, раскраски по теме, мелки, карандаши, фломастеры, игрушки домашних животных и птиц.

Список литературы

1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель) (проект);

3. Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. - М.: Цветной мир, 2013;

4. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Н.В. Нищева. - СПб, Детство – Пресс, 2010 ;

5. Буре Р.С., Социально-нравственное воспитание дошкольников.

Методическое пособие. М., 2011г.;

6. Петрова В.И., Стульник Т.Д., Нравственное воспитание в детском саду:

методическое пособие. М., 2010 г.;

7.  Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Проектная деятельность дошкольников.

Методическое пособие. М., 2008 г.

8. Интернет – ресурс: nsportal.ru, ped-kopilka.ru, maam.ru

9. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред.: Т. С. Комаровой, Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

Содержание проекта

1этап. Подготовительный

- довести до детей и их родителей важность проблемы.

-  подобрать методическую, познавательную, художественную литературу, иллюстрационный материал по данной теме.

- подобрать материалы для игровой деятельности.
- подобрать необходимые материалы для творческой и продуктивной деятельности.
- составить перспективный план мероприятий.

2 этап. Выполнение проекта

Образовательная область: познание.

Рассматривание иллюстраций к сказкам с изображением добрых и злых героев, этические беседы с использованием наглядных дидактических пособий «Уроки доброты».

Образовательная область: коммуникация.

- Ситуативный рассказ о хороших и плохих поступках в течение дня, расширение словаря за счет слов-понятий «хороший - плохой», «добрый - злой», «смелый - трусливый», «честный - лживый». Беседы «Как заботиться о близких людях?», «Играем дружно», «Умей извиниться», «Почему любят честных и смелых?», «Мы умеем вежливо разговаривать».

- Чтение художественной литературы Чтение сказок и рассказов по теме, воспроизведение диалогов сказочных героев, разучивание стихов по теме, чтение и объяснение смысла пословиц и поговорок о доброте.

Образовательная область: социализация

        

Наблюдение за поступками взрослых и детей, побуждение детей к выражению доброго отношения к окружающим (во время приветствия, во время игр, в режимных моментах).

Дидактические игры «Вежливые слова», «Что такое хорошо и что такое плохо?» «Подари улыбку друг другу» «Похвали друг друга».

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад».

Труд

«Лечим» книжки, ухаживаем за комнатными растениями, помогаем поддерживать порядок в группе (убираем игрушки, наводим порядок в уголках).

Художественное творчество: Рисование

«Какого цвета доброта?» (Смешивание красок).

Аппликация ««Солнечный цветок для друга».

Здоровье

Беседа «Добрые слова улучшают настроение».

Музыка

Прослушивание песен «Дружба начинается с улыбки»; «Друзья» (группа «Барбарики»). Просмотр мультфильма «Просто так» герои которого совершали добрые поступки.

Безопасность

Беседа «Добрый человек не оставит в беде».

Физическая культура

Подвижные игры и физкультминутки с тематическим содержанием.

Образовательная область: художественное чтение

Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

Сказки (уточнение представлений детей о добрых и злых поступках и их последствии): «Волк и лиса», «Жихарка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Взаимодействие с родителями:

  1. Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей».
  2. Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью».
  3. Акция «Полечите книжку». (Ремонт книг дома совместно родителей и детей).

3 этап. Заключительный

- Открытое занятие по духовно-нравственному воспитанию «Что такое доброта?»

- «Солнечный цветок для друга» (аппликация)

- Инсценировка сказки «Под грибом»

 Методическое содержание проекта.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы детского сада «Что такое доброта?»

Цели: Приобщить детей к общечеловеческим ценностям (доброта, взаимопонимание, вежливость);

По формированию положительного опыта нравственных отношений и общения, которые характеризуются потребностью в гармоничном взаимодействии с окружающим миром.

Задачи:

Создать в группе тёплый микроклимат;

Поощрять стремление детей совершать добрые поступки;

Заложить основы самопознания, формирования положительного образа Я; заботливого отношения к сверстникам;

Расширять представления о доброте, добрых поступках;

Формировать познавательные, коммуникативные навыки общения;

Воспитывать отзывчивость, дружелюбие.

Ход занятия:

Дети заходят под музыку из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика» «Доброта»

Воспитатель:

Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем.

(Вместе с детьми)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Садитесь дети, пожалуйста, на стульчики. Сегодня у нас с вами пойдет разговор о Доброте. Удивительное, волшебное слово! А как вы ребята понимаете, что такое доброта?

Ответы детей.

Ребята, я предлагаю нам с вами, вырастить наш Сад доброты!

(Показывает на пустой ватман - «Сад»)

Наш Сад пока пустой, нет ни одного дерева. А чтобы посадить дерево, нужно выполнить задание.

Возьмемся за это дело?

Дерево первое «Улыбка» 

С чего начинается доброта?

Доброта начинается с улыбки! И к нам в гости пришла улыбка. Какая она, улыбка? Она добрая, ласковая, приветливая, я дружу с ней. И хочу, чтобы вы с ней тоже подружились. Сейчас я подойду к одному из вас и передам свою улыбку. А он должен улыбнуться и передать улыбку соседу. И так далее. Последний игрок должен передать улыбку мне.

Дерево второе «Доброе слово»

Второй шаг к доброте – это доброе слово. Пожалуйста, закончите строчки вежливыми словами:

Если встретился знакомый, 
Хоть на улице, хоть дома – 
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче…(здравствуй)
Вылез крот на белый свет,
И сказал ежу …(привет) 
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать…(пожалуйста)
Порвал воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо:
Ну…(извините)
Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить:…(спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит …(добрый день)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим мы,…(простите, пожалуйста)
Если вы друзей уважаете,
При встрече спросите,…(как поживаете)
Не забудьте, что на прощанье
Говорить всем нужно…(до свидания)

- Молодцы, как хорошо вы знаете добрые слова! Посмотрите, разрастается наш сад! (Крепит дерево)

Дерево третье «Добрые поступки»

Ребята, а какие вы совершаете добрые поступки?

- вытираю пыль дома,

- помогаю мыть посуду,

- делюсь игрушками в группе,

- играю с младшей сестренкой….

Молодцы, ребята! Вот сколько добрых поступков вы совершаете. И еще одно дерево появляется в нашем саду (крепит дерево очередное).

Дерево четвертое «Что хорошо, а что плохо?» 

Детям предлагают карточки «Что хорошо, а что плохо?» Необходимо объяснить, почему так считают дети. Делают свои выводы и обсуждают причины добрых и плохих поступков.

Дерево пятое «Физкультминутка»

Если любишь всех вокруг,

Делай так! (Хлопки в ладоши)

Если рядом с тобой друг,

Делай так! (Прыжки на месте)

Если дождик вдруг польется,

Делай так! (Хлопки над головой)

Если мама улыбнется,

Делай так! (Хлопки и прыжки одновременно) – 2раза

(Воспитатель предлагает детям сесть)

Дерево шестое «Добрые стихи»

Ребята, мы с вами учили много стихотворений о «Доброте». Кто хочет их прочитать?

Стихи.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

***

Придумано кем — то просто и мудро

При встрече здороваться и говорить

— Доброе утро! Солнце и птицы!

— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым 

пусть доброе утро длится до вечера!

***

Доброта, доброта,
Доброта вам не малость,
В доброте есть любовь,
И, конечно, есть жалость!

Пусть все люди на свете
Очень любят друг друга,
Пусть не встанут меж ними,
Холода, злые вьюги!

Доброту вы дарите,
От души и спонтанно,
И пусть этот поступок
Не покажется странным!

***

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Добрый вечер,
Ночь добра
Было доброе вчера
И откуда спросишь ты
В доме столько доброты.

***

— Добрый день! — тебе сказали,
— Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

***

Нам желают «Доброго пути!»
— Будет легче ехать и идти.
— Здравствуйте! — ты скажешь человеку,
— Здравствуйте! — он скажет нам в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.

***

За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно,
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад,
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.

Замечательные стихи. (Крепит еще одно дерево)

Дерево седьмое «Доброе сердце»

Ребята,  вы любите своих близких? (маму, папу, брата, бабушку и т.д)

Ответы детей.

Любовь — это маленькое доброе солнышко внутри каждого из нас, которое живет в сердце. Оно греет нас и тех, кто рядом с нами. Давайте с вами поделимся теплом и добротой нашего сердечка.

(Показать детям большое нераскрашенное сердце, нарисованное на ватмане)

Вот оно, сердце, давайте мы заполним его нашей любовью и добротой.

— Но сначала приготовим свои ладошки:

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, сделать три глубоких вдоха и выдоха.

Разотрите свои ладони. Почувствуйте, как ваши ладони становятся все теплее и теплее… Пока вы трете ладошки, подумайте о том, как мы сильно любим наших близких (15 сек). Теперь вытяните ладони вперед и дайте им немного отдохнуть. Почувствуйте, какие они… Теплые? Мягкие? Наполненные добром и любовью!?

А теперь выберем любой цвет в красках и аккуратно раскрасим свою ладошку кисточкой и оставим свой отпечаток ладони на большом сердце.

Дети самостоятельно выполняют задание.

Какое яркое доброе получилось сердце. Оно получилось таким, благодаря вашей любви и доброте, которое живет внутри вас, оставайтесь всегда добрыми и дарите свою доброту и любовь всем людям, животным, растениям.

(Воспитатель прикрепляет последнее дерево в саду)

Какие мы с вами молодцы! Посмотрите, какой большой, красивый сад мы вырастили.

Заботьтесь о нем, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Но в нашем «саду» еще остались места, где могут расти деревья.  Мы продолжим сажать их, но только, если будем делать любые добрые дела.

Я уверена, что мы с вами будем продолжать делать только добро!

И не надо ничего для этого особенного делать, просто надо любить и уважать друг друга. Приходить на помощь другу, говорить добрые слова, здороваться, прощаться, помогать малышам, родителям, воспитателям, стараться быть вежливыми, добрыми и чуткими. Я желаю быть вам такими всегда!

Звучит песня из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика» «Доброта» (или песня кота Леопольда «Если добрый ты»)

Дети танцуют под музыку.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Вежливость воспитывается вежливостью»

Дошкольный возраст – это период интенсивного овладения ребенком речью. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом», т. е. подражая близким. Поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную речь, но и вежливую, соответствующую правилам этикета.

«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни и даже тогда, когда Вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми, говорите о других людях, как вы смеетесь и радуетесь с друзьями, читаете газету, - всѐ это для ребенка имеет большое значение». (А. С Макаренко)

Если понаблюдать за тем как между собой общаются дети, без труда можно заметить тех, кто не говорит, а кричит, безусловно подражая кому-то из взрослых. А часто ли вы обращаетесь к своему ребенку не в форме приказания, а с просьбой и, употребляя слово «пожалуйста», благодарите его, высказывая свое одобрение по поводу проявленной им вежливости, извиняетесь перед ним, если были неправы? А ведь это так важно для маленького человека, когда с ним общаются на равных.

Не надо спешить отмечать «дурное» в поведении ребенка, ведь он только начинает постигать азы этикета и нуждается, как в вашем одобрении, так и в положительных примерах правильного вежливого поведения и культурной речи.

Выражения: «Здравствуйте», «Доброе утро», «До свидания», «Спокойной ночи», «Спасибо», «Пожалуйста» и другие – должны быть обязательными составляющими речевого этикета ребенка.

«Волшебное слово» - это выражение должны как можно раньше усвоить дети. Но все ли им пользуются?

Напоминайте ребенку о волшебной силе слова «пожалуйста». Неплохо приучить ребенка быть вежливым при посещении общественных мест. А поступаете ли вы так сами? Ведь слова приветствия настраивают обе стороны на дружелюбный лад.

Постарайтесь приучить ребенка спрашивать разрешения всякий раз, когда ему нужно взять вещь, принадлежащую другому члену семьи или сверстнику, употребляя при этом вежливое слово «пожалуйста». Ведь спрашивая разрешения, ребенок тем самым выражает уважение к правам другого человека, а вежливая форма почти всегда гарантирует успех.

Сколько детских конфликтов может быть предупреждено, если вовремя воспитать у ребенка привычку просить разрешения. Речевой этикет также предписывает правильное общение.

Важно научить ребенка слушать говорящего, не перебивать его. Но все это вы должны показать своим примером, как в отношении других людей, так и в отношении к ребенку, не смотря на то, что «он ещѐ мал».

Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит мило. Но к четырехлетнему возрасту необходимо научить ребенка обращаться к взрослым на «Вы» и называть взрослых по имени и отчеству. А как вы обращаетесь к людям, старше вас по возрасту? Да! Да! Именно ваш личный пример является самым верным и самым мощным средством воспитания речевого этикета у вашего ребенка.

Еще одним средством является художественная литература.

Читайте ребенку сказки, произведения художественной литературы и обязательно беседуйте о прочитанном, подчеркивая особенности речевого этикета и поведение персонажей, как положительное, так и отрицательное.

Освоение ребенком речевого этикета в доступной его возрасту форме, повышает культуру его речи, учит быть вежливым. Постарайтесь не упустить это важное звено в жизни вашего ребёнка.

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Как же мы понимаем нравственное воспитание у детей? Это одна из сложнейших задач в воспитании ребёнка. Потому что, от формирования его нравственного качества будет зависеть его дальнейшее становление человеком. Именно нравственность включает в себя доброту, любовь, уважение, сочувствие. Чтобы ребёнок не потерял все эти качества, мы -взрослые, уже с малых лет должны воспитывать нравственные качества детей.

«Все начинается с детства», — так говорил авторитетный психолог детских душ, писатель С. Михалков. Родители и воспитатели, обязаны помощь ребёнку сделать правильный, достойный выбор поведения.

Мы наблюдаем как дети кушают, их физическое и интеллектуальное развитие. Но кроме всего этого, мы должны обратить внимание на то, каков он в коллективе, как ведет себя со сверстниками, отзывчив он или жесток, общителен или замкнут.

Нравственное воспитание — это процесс непрерывный и всеобъемлющий. Наши дети не будут слушать лекции по данной теме. Поэтому следует искать наиболее понятные и интересные ребенку формы общения. В этом нам помогут художественная детская литература, фольклор (сказки, стихи, потешки, доверительные беседы, ролевые игры, игры-забавы — то есть все, что делает детскую жизнь счастливой и наполненной.

Чтение художественной литературы, детям необходимо. В плане нравственного воспитания, многое дают произведения, написанные именно для детей. Но в настоящее время, очень мало времени уделяется этим произведениям. Нашу жизнь полностью окружило телевидение. Конечно, и там можно найти очень много интересного в воспитании ребенка: мультфильмы, познавательные передачи. Но мы не должны забывать, те произведения, на которых уже воспитывалось огромное количество людей.

Положительное воздействие на ребенка оказывает фольклор. С самого рождения мы начинаем их знакомить с колыбельными песнями, потешками. Через народную сказку — прелестную, волшебную, умную и опытную, ребенок усваивает основные представления о добре и зле, скупости и щедрости, смелости и трусости, то есть приобретает некий эталон, образец для подражания.

Большую помощь воспитателю в нравственном воспитании детей оказывают сюжетно-ролевые игры. Во время этих игр, дети раскрывают свои определенные качества, у них появляется дружелюбные отношения между собой. Во время таких игр, воспитатель и взрослый обязательно должны наблюдать за ребенком. В некоторых моментах, у детей проявляется агрессия, злоба. Мы должны урегулировать такой момент, чтобы в дальнейшем такого не было.

Именно, медленными поступками, воздействиями, мы формируем у детей нравственные качества. Только обоюдная работа, может дать положительный результат, и мы сможем воспитать настоящего Человека.

Инсценировка сказки средней группе «Под грибом»

Цель: Продолжать учить разыгрывать представления по знакомым литературным произведениям, использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жесты).

Задачи: 1. Формировать представление о дружбе, умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя.

2. Поощрять творческие способности ребенка.

3. Развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности.

Материалы, оборудование: декорации к сказке, костюмы (муравья, воробья, бабочки, пчелки, зайца, лисы, мышки, гриб, солнышко, тучки).

Предварительная работа: Чтение сказки «Под грибом» Сутеева. Беседы о театре.

Ход инсценировки сказки «Под грибом»

На полянке вдоль дорог

Вырос беленький грибок

Он грибочек непростой

Сказку нам принес с собой.

Под музыку выходит гриб, садится на пенек.

Солнышко: Теплые лучи бросаю,

Землю я обогреваю.

Все моим теплом согреты,

ведь на то оно и лето.

Но всего должно быть в меру:

Деревцу, любому зверю;

Дождик тоже хорошо,

Станет сразу всем светло.

Эй вы, тучи озорницы,

Ветра вольного сестрицы!

Вы на дождик не скупитесь,

Поскорее появитесь…

На сцене появляются Тучки.

1 Тучка:

Землю каплями покроем,

Лес зеленый мы умоем.

2 Тучка:

Ой, Смотрите, здесь

Грибок, вовсе ростом не высок.

Танец тучек.

Звучит музыка дождя.

Выходит муравей под листочком, дрожит.

Муравей: Ой, какой же сильный дождь

От него и не уйдешь,

Где мне спрятаться?

Где скрыться?

От дождя мне где укрыться?

Вот я вижу здесь грибок

Он не низок, не высок,

И под шляпою гриба я укроюсь от дождя.

Садится рядом с грибом.

Ведущий: Время-времечко идет,

Дождик не кончается.

Тут, откуда не возьмись,

Мышка появляется.

Выходит мышка.

Мышка: Можно под грибком укрыться?

Негде мне от ливня скрыться.

Дождик все идет, идет,

С меня вода ручьем течет (подбегает к грибочку).

Ушки, хвостик все в воде. Помоги ты мне в беде

Муравей: Да куда ж тебе тут встать?

Мне здесь негде уж стоять!

Мышка: Места много не займу…

Муравей: Ладно. Заходи. Приму.

Мышка садится рядом с грибом.

Ведущий: Дождь, застав врасплох

Муравья и мышку,

На мгновенье прекратился,

Дав им передышку.

Танцевали бабочки, пчелки,

Мотыльки,

Их очарованья только не

Спугни!

Танец насекомых.

Ведущий: Тучки солнышко закрыли,

Дождик по небу пустили.

Под музыку «Шум дождя» выходит бабочка.

Бабочка: Дождик льет, теряю силы.

Мокнут лапки, мокнут крылья.

Муравьишка, помоги!

Под грибок меня пусти!

Муравей: Коли так, иди скорей! В дождь не брошу я друзей!

Бабочка садится рядом с грибом.

Прилетает воробей.

Воробей: Хорошо вам под грибком,

Скрылись от дождя втроем.

Вы, друзья, меня впустите!

Пожалейте, не гоните.

Я совсем-совсем промок,

Вы пустите под грибок!

Муравей: Здесь тебе не поместиться,

Под грибочком не укрыться

Бабочка: Что ты, что ты, муравей!

Воробьишку пожалей!

Ты не видишь, он промок.

С головы до самых ног.

Мышка: Пи-пи-пи!

 Надо всем нам потесниться,

Чтобы воробью укрыться.

Муравей: Хоть и тесно нам втроем,

От дождя тебя спасем!

Воробей садится рядом с грибом.

Ведущий: Кто же это на полянке?

Так ведь это серый Зайка!

Заяц: Ой, боюсь ой-ой-ой-ой,

Лиса гонится за мной.

Негде бедному зайчишке

От лисицы злой укрыться.

Кто бы спрятал? Кто помог? (Поворачивается в разные стороны, замечает грибок).

Можно мне к вам под грибок?

Бабочка: Места здесь нам хватит всем.

Бедный, бедный серый зайка,

Поскорей к нам залезай-ка.

Мы зайчишку защитим

И в обиду не дадим.

Мышка: Прячься к нам скорей, косой

Разберемся мы с лисой.

Муравей (обращается к остальным):

Жалко Зайца, он промок…

Все: Прячься быстро под грибок!

Заяц прячется под грибок.

Ведущий: А вот и рыжая краса-

Бежит кумушка Лиса!

Лиса: (Ласково)

Где ты, серенький мой зайка?

Ну, не прячься, вылезай-ка.

(Ворчливо)

Где ты, вкусный мой обед?

Был же здесь! И следа нет…

Подходит к грибу, замечает всех животных и

Приветливо говорит

Ах, как славно вы сидите,

Во все стороны глядите.

Кто зайчишку здесь видал?

Где-то здесь он пробегал.

Муравей: Что ты, рыжая лиса,

Не видал здесь Зайца я!

Лиса обходит гриб:

Может спрятали его?

Мышка: Места мало без него!

Лиса: Тьфу. Удрал косой опять,

Снова мне голодной спать!

Лиса уходит.

Бабочка: Посмотрите, нет дождя,

Выходите все, друзья!

Муравей: Как же места нам хватило?

Одному ведь тесно было!

Под музыку входит лягушка

Лягушка: Ква! Удивительный народ:

Под дождем-то гриб растет!

Муравей: Гриб и вправду больше стал.

Бабочка: Вместе всех он нас собрал.

Мышка: Будем мы теперь дружить.

Заяц: В мире дружбы станем жить.

Воробей: Когда дружба наступает

Все герои: Тесно вместе не бывает!

Гриб: Дождик   шел, я   подрастал

И за вами наблюдал.

И теперь все понял я,

Что вы все мои друзья.

Предлагаю станцевать,

Дружбу вашу показать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...