«Роль привязанности в жизни ребенка»
статья

Михайлова Анна Олеговна

В статье можно ознакомиться с популярной зарубежной теорией привязанности Джона Боулби, которая рассматривает влияние общения ребенка со значимым взрослым в детстве на всю его жизнь, на отношение к себе и окружающим. Также в статье можно ознакомиться с типологией Мэри Эйнсворт, которую она создала на основе своего исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_privyazannosti_v_zhizni_rebenka.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Роль привязанности в жизни ребенка»

Один из самых первых важнейших критических периодов, которые проходит ребёнок, – формирование привязанности. Теория привязанности предложена Джоном Боулби. Она оказала огромное влияние на понимание развития ребёнка и была объявлена «одним из самых надёжно спрятанных психологических секретов» [10].

В основе теории привязанности лежат взаимоотношения между двумя людьми, которые формируют дальнейшую позицию по отношению человека к себе, к окружающим людям. Так как первичное взаимодействие с другим человеком осуществляется в младенческом возрасте, центром изучения теории привязанности является опыт такого взаимодействия в раннем детстве [9].

Согласно Дж. Боулби, между ребёнком и ухаживающим за ним взрослым формируются тесные отношения. Они строятся на взаимной направленности друг к другу: ребёнок активно ищет контакта, а мать эмоционально отвечает на него. Это поведение биологически обусловлено и эволюционно оправданно, поскольку в первые дни после рождения ребёнок должен найти того, кто будет защищать и оберегать его [10].

Привязанность содействует образованию тесной, эмоционально окрашенной связи младенца с матерью. Дж. Боулби представлял привязанность как совокупность аффективных и конативных реакций, основанных на сложной системе внутренней регуляции. Смысл данной системы отражается в стремлении ребенка найти защиту и сблизиться со своей матерью. В ситуациях опасности, тревоги, дискомфорта это стремление резко активизируется, а взаимодействие и контакт с матерью дарят ребенку покой и ощущение защищенности. Когда ребенок чувствует, что защищен от опасностей и тревог, он переключает свое внимание на познание и освоение окружающего мира. В ситуации разлуки с матерью ребенок теряет интерес к окружающему миру, чувствует тревогу, отчаяние и апатию, может заболеть. Хороший уход чужих людей, их забота никак не могут повлиять на данный процесс, ребенок не способен быстро и безболезненно заменить свою мать другим человеком [5].  

Любопытно, что не всегда объектом привязанности выступает мать. Любой человек, который осуществляет основной уход за ребенком, больше других взаимодействует с ним, становится главной фигурой привязанности младенца. [3].

Развитие отношений привязанности, как правило, сопровождается сильными позитивными эмоциями, что влияет на стремительность формирования привязанности и на ее сохранение в течение продолжительного времени. Уже в возрасте четырех месяцев большая часть детей выделяют свою мать: реагируют на нее иначе, чем на других людей, дольше следят за ней глазами, улыбаются при ее виде, начинают плакать, когда мать покидает комнату. Дж. Боулби описал пять реакций, характерных для поведения привязанности. Во-первых, это плач и улыбка, призывающие мать подойти к своему ребенку, быть рядом с ним. Во-вторых, Боулби выделяет поведение цепляния и следования, позволяющие ребенку находиться возле матери. Также психоаналитик говорит о сосании, роль которого ему не удалось определить. Также не стоит упускать важность привлечения внимания матери звуками и криками [2].

Одним из наиболее важных понятий теории привязанности является понятие чуткости. Чуткость человека, который осуществляет основной уход за ребенком, играет главную роль в формировании определенного типа привязанности. Чуткость можно описать через понятие эмпатии, которое подразумевает под собой умение встать на место другого человека, осознать и попытаться понять его мотивы и намерения, представить, что думает и чувствует другой человек. Концепцию чуткости более подробно описала М. Эйнсворт. Исходя из своих наблюдений за взаимодействием матерей и их детей, она разработала методику «Незнакомая ситуация», позволяющую определить тип привязанности детей. М. Эйнсворт выяснила, что дети матерей, проявляющих по отношению к ним чуткость, в незнакомой ситуации реагируют моделями поведения, характерными для надежной привязанности. Стоит отметить, что чуткость отличается от гиперпротекции тем, что чуткие родители положительно подкрепляют возрастающую самостоятельность ребенка [4].

Еще одним немаловажным понятием теории привязанности является понятие рабочей модели. Каждый человек в процессе общения, построения отношений с другими людьми, взаимодействия с окружающим миром создает такие рабочие модели, которые в дальнейшем помогают ему воспринимать и интерпретировать происходящее. Рабочая модель выстраивается на том, как ребенка воспринимает объект его привязанности. Если родители не оказывают достаточную эмоциональную поддержку своему ребенку, не заботятся о нем, не проявляют свою любовь по отношению к нему, то ребенок воспринимает себя как человека, который не заслуживает любви и внимания [9].  

Поведение привязанности проявляется и во взрослой жизни. Доказательством этого служит возникновение сильной потребности в другом человеке при болезни или ситуации несчастья. Также в ситуации опасности человек чаще всего ищет близости с тем, кому он доверяет и кого знает [6]. Также привязанность влияет на развитие всех познавательных, коммуникативных и эмоциональных возможностей ребенка в будущем [8].

В течение всей жизни привязанность трансформируется: на место потребности в близости и контакте с матерью встает потребность в доверительном общении и поддержке,  область влияния привязанности расширяется, включая в себя уже дружеские отношения, романтические отношения [5].Таким образом, так как тип привязанности оставляет свой отпечаток на всей жизни человека, качество привязанности, сформированное в раннем детстве, безусловно, влияет на успехи человека в создании собственной семьи, на его достижения в профессиональной сфере, а также  на общение и построение отношений с другими людьми [6].

М. Эйнсворт выделила три основных типа привязанности: надежный, тревожно-амбивалентный и избегающий.

Надежный тип привязанности свидетельствует о положительном опыте взаимодействия в стрессовой ситуации с матерью в раннем детстве. Ребенок воспринимает мать любящей и заботливой, а также уверен, что заслуживает этой любви и что в проблемной ситуации не останется один [1]. Уже взрослый человек с надежной привязанностью характеризуется наличием высокого уровня доверия к своему партнеру, стремлением к продолжительным отношениям. Он также способен легко устанавливать близкие отношения, имеет положительный настрой, не боится одиночества и разрыва отношений [7]. Надежная привязанность способствует большему личностному росту и самораскрытию, созданию дружелюбных отношений с другими людьми. Человек с данным типом привязанности не боится свободно выражать свои чувства, признавать ошибки, он верит в свои силы и не нуждается в подтверждении своей ценности [8].

Неоднозначное отношение матери к ребенку порождает тревожно-амбивалентный тип привязанности. Проявления заботы и ласки, сменяющиеся игнорированием и пренебрежением, способствуют развитию неуверенности у детей и стремлению быть с матерью все время [1]. Человек с тревожно-амбивалентной привязанностью испытывает повышенную потребность в принятии и в регулярном подтверждении собственной значимости. Его отношения с другими людьми характеризуются высоким уровнем тревоги и неуверенности, стремлением к абсолютному слиянию и психологической близости в ситуации близких отношений [8]. Также для тревожно-амбивалентного типа привязанности характерен повышенный уровень эмоциональности, ревности, зависимости и недоверия, страх одиночества и неуверенность в себе [7].

Отвержение, недоступность матери, ее невнимание и нечувствительность к потребностям ребенка, к его эмоциональному состоянию порождают избегающий тип привязанности. Ребенок с таким типом привязанности считает себя недостойным любви и заботы. Чтобы не испытывать разочарования в матери, он прибегает к защитному поведению, старается забыть о своей потребности в любви, занимает позицию безразличного отношения. Вследствие чего в будущих отношениях с окружающими людьми он не ожидает принятия и поддержки [1]. Взрослый человек с избегающим типом привязанности испытывает значительные трудности в построении близких отношении. Он скрытен, мало включен в такие отношения, старается больше дистанцироваться от партнера, пессимистично настроен, подвержен случайным связям [7]. В близких отношениях человек с избегающей привязанностью чувствует себя уязвимым, испытывает дискомфорт, что приводит к дистанцированию от других людей [5].

Исследования Мириам и Ховарда Стил, и др. свидетельствуют о том, что существует межпоколенная передача типа привязанности. В 70% случаев было выявлено совпадение между типом привязанности родителей и типом привязанности их детей [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что отношения с матерью в раннем детстве, ее поведение в стрессовых ситуациях определяют восприятие мира человеком, восприятие самого себя и окружающих людей уже во взрослом возрасте и на протяжении всей его жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алмазова О. В. Эмоциональные связи сиблингов и привязанность к матери во взрослом возрасте // Национальный психологический журнал. – 2013. – №3 (11). – С. 54-60.
  2. Боулби Д. Привязанность. / Пер. с англ. / Под ред. Г. В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2003. – 462с.
  3. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2004. – 232 с.
  4. Бриш К. Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике. Пер. с нем. – М.: Когито-Центр, 2014. – 316 с.
  5. Бурменская Г. В.Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2009. – №4. – С. 17-31.
  6. Григорова Т. П. Деструктивная привязанность как специфическая категория привязанности во взрослом возрасте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2014. – №3. – С. 148-152.
  7. Екимчик О. А. Психологические аспекты любви у взрослых людей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2009. –  №2. – С. 176-180.
  8. Ершова Ю. С.Условия социальной адаптации ребенка в контексте теории Дж. Боулби // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2007. – №3. – С. 163-165.
  9. Смирнова Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 1995. – № 3. – С. 139-150.
  10. Николаева Е. И. Привязанность как психологическая категория. Поведение родителей и развитие ребёнка // Народное образование. – 2012. – №6. – С. 221-228.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Роль рисования в жизни ребенка"

Для чего дети рисуют? Для одних - это мимолетное увлечение, для других -  это навсегда. А есть ли польза в рисовании? Что оно дает?......

Собрание -консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка». (14.02.12)

Играем вместе с ребенком.      Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Поэтому они ожидают,...

Статья "РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

В статье  раскрыта тема значения игры в развитии личности ребенка с ОВЗ....

Консультация "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"

Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"...

Роль фольклора в жизни ребенка. Как и когда он применяется в жизни и быту.

Детский фольклор может стать ценным средством в воспитании ребенка....

Родительское собрание на тему: «О РОЛИ ПРОГУЛКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА?»

Родительское собрание на тему: «О РОЛИ ПРОГУЛКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА?» ...