Консультация для воспитателей на тему «Коллекционирование природных материалов в детском саду»
консультация

Пудовкина Наталья Николаевна

Помощь воспитателям в создании коллекций из природного материала в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему

«Коллекционирование природных материалов в детском саду»

Коллекционирование природных материалов имеет особо важное значение в познавательно-поисковой деятельности, развития познавательного и интеллектуального развития дошкольников. Оно расширяет представления детей об окружающем мире природы и предметов, способствует формированию объективной и правильной картины мира. Это увлекательное и полезное занятие, которое для некоторых детей в будущем, когда они станут взрослыми, может стать постоянным увлечением.

Рассмотрим, какие виды коллекционирования природных материалов существуют для детей дошкольного возраста, как их собирать и оформлять, как правильно хранить эти коллекции в детском саду.

• Какие виды коллекционирования природных материалов используются в детском саду?

В детском саду коллекции природных материалов могут быть представлены двумя большими группами.

Первая группа – объекты живой природы. Это коллекции: 1) деревьев;  2) кустарников; 3) цветов; 4) лекарственных растений и т.д.

Вторая группа – объекты неживой природы. Это коллекции: 1) камней; 2) почвы; 3) ракушек и т.д.

Все эти виды коллекций природных материалов доступны и посильны для собирания, оформления и использования детьми дошкольного возраста.

Как собирать и оформлять коллекции из природного материала в детском саду?

Коллекции деревьев состоят из рисунка и названия дерева, засушенных листьев (летних и осенних, если они у конкретного дерева разного цвета в эти времена года), из веточки (длина 2-3 см, толщина 0,5-1 см), из цветов и плодов (как например, у яблони, рябины). Весь этот материал можно оформить по-разному, например разместить на плотный лист картона форматом А4 (стандартный размер листа детского альбома для рисования). Это лист, чтобы природный материал от него не отпал и не терялся, оклеивается прозрачной липкой пленкой, ламинируется или помещается в прозрачный файл. Листы (файлы) с частями деревьев собираются в одну папку под названием «Коллекция деревьев нашего края (страны)»

C:\Users\Андрей\Desktop\Коллекции\IMG_20211217_145719.jpg

Точно так же оформляются коллекции кустарников.

В коллекциях цветов на одном листе размещаются рисунок и название цветка, полностью засушенный цветок (если он небольшого размера и входит на лист А4) или только цветок и лист цветка (для цветов большого размера – розы, герберы, тюльпана и т.п.). В коллекции цветов лучше сделать два раздела: садовые и лесные цветы.

Коллекция лекарственных растений включает экземпляры, самые доступные для собирания в данной местности. На отдельном листе картона располагают именно те части растения, которые обладают лечебными свойствами: ромашка – соцветия, мать-и-мачеха, крапива, малина – листья, шиповник – плоды и т.д.

Коллекцию шишек собирают в коробку с отсеками, в каждом отсеке картинка с изображением дерева, к которому принадлежит шишка. 

C:\Users\Андрей\Desktop\Коллекции\Коллекция шишек.jpg

Выше описанные коллекции объектов живой природы для детей младших групп детского сада (дети 2-3 лет) собирают и оформляют воспитатели и родители, так как дети еще маленькие по возрасту и сами не могут это делать. Дети 4-5 лет (средняя группа) и старше (старшая и подготовительная к школе группы) могут под присмотром воспитателя и с помощью родителей собирать и оформлять коллекции объектов живой природы. Взрослые должны объяснить и показать детям, как правильно собрать листья, цветы, плоды, ветки, как их засушить, помочь ребенку приклеить (пришить, прикрепить степлером) образцы частей растений к листу картона.

Коллекции неживой природы – камней и почвы для детского сада можно приобрести в готовом виде в магазине, а можно собрать с детьми и родителями. Важно учесть, что если коллекция собирается вместе с детьми, необходимо обеспечить  безопасность и сохранение здоровья дошкольников. Все образцы в этих коллекциях должны быть подписаны и разложены в отсеки коробок.

C:\Users\Андрей\Desktop\Коллекции\IMG_20220114_140950.jpg

Коллекцию ракушек рекомендуется собирать коллективно, т.е. всеми детьми группы. В нашем регионе нет морей, где живут обитатели ракушек, их (ракушки) привозят с южных морей. В группу детского сада для составления коллекции их могут принести родители и дети, которые ездили отдыхать к морю. Коллекцию ракушек можно оформить на большом листе картона: приклеить каждую ракушку в отдельный квадратик. Лучше приклеить две одинаковые ракушки: одну – отверстием к бумаге, вторую, наоборот, отверстием кверху. Так дети смогут рассмотреть ракушку с обеих сторон. Самый лучший вариант: собрать одинаковые ракушки по 3-5 штук в прозрачные пакетики. Тогда дети смогут вынимать их, ощупывать, рассматривать со всех сторон, снаружи и изнутри, подносить большие ракушки к уху, чтобы услышать «шум моря», играть с ними и даже использовать для поделок в качестве природного материала.

C:\Users\Андрей\Desktop\Коллекции\img_20211215_213612.jpg

Как хранить коллекции из природного материала в детском саду?

Профессионально изготовленные или купленные в специальном магазине коллекции камней и почвы воспитатели хранят  в доступном для детей месте: в шкафу в Центе коллекционирования. Показывают эти коллекции детям в ходе организованной образовательной деятельности или беседах. Главное условие: эти коллекции дети должны рассматривать под присмотром воспитателя, потому что нельзя допустить того, чтобы какой-нибудь ребенок из-за озорства или по неосторожности нарушил целостность коробок коллекций. Это может нанести вред здоровью ребенка и испортить всю коллекцию. Коллекцию ракушек, которые хранятся в прозрачных контейнерах (баночках), нельзя давать детям для самостоятельного рассматривания. Это они должны делать только под руководством воспитателя. Ракушки – хрупкий и ломкий материал. Ребенок может невзначай сломать ракушку, пораниться об ее острые края, а мелкие ракушки некоторые дети могут проглотить или засунуть себе в носоглотку. Вот почему воспитатель должен внимательно следить за действиями детей, когда они рассматривают коллекцию ракушек и обязательно перед этим объяснить детям правила безопасности при обращении с ракушками.

Коллекции деревьев, кустарников, цветов и лекарственных растений, которые изготовлены детьми группы, хранятся в доступном для детей месте. Например, в Уголке природы, Центре коллекционирования, в шкафу или на полке. Каждый ребенок может взять свою коллекцию, добавить в нее экспонаты, показать свою коллекцию другим детям, посмотреть коллекции других детей, обсудить их и т.д. Воспитатели должны следить, чтобы дошкольники обращались с этими коллекциями аккуратно, бережно, не портили их, ставили на место после того, как с ними позанимаются.

Таким образом, коллекционирование природного материала позволяет погрузиться в увлекательный мир познания и исследования окружающего мира, приучает детей бережно относиться к объектам живой и неживой природы. Знание того, какие существуют виды коллекционирования природных материалов, как эти коллекции собирать, оформлять и хранить в детском саду помогает воспитателям обогатить предметно-пространственную среду детского сада, сделать ее более интересной и полезной для всестороннего и гармоничного образования и развития дошкольников.  

Список литературы

  1. Вербенец А. М. Коллекционирование как культурная практика современного дошкольника: Феномен, особенности, приемы поддержки // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 5. – С. 76-91.
  2. Использование коллекционирования в организации образовательной деятельности дошкольников. – URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-kollekcionirovaniya-v-organizacii-obrazovatelnoj-deyatelnosti-doshkolnikov-4065397.html
  3. Решетник И. Г. Коллекционирование как средство всестороннего развития детей. – URL: http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=9385
  4. Рыжова Н. А. Как стать коллекционером // Игра и дет. – 2004. – № 4. – С. 23-25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Работа по здоровому образу жизни в детском саду"

Информация для воспитателей о работе по формированию здорового образа жизни у детей...

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей в детском саду"

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей в детском саду"...

Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

"НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ""Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,Приобретают способность сами ставить вопросыИ получать на них фактические ответы, оказываясьНа более высоком умственном и нравст...

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Проектная деятельность в детском саду".

В консультации представлена краткая информация о проектной деятельности в ДОУ, а также - о структуре написания проекта....

Конструирование из природных материалов в детском саду в подготовительной группе.

В материале описывается теоретические основы конструирования из природного материала в подготовительной группе....

Консультация для педагогов "Конструирование из природных материалов в детском саду в подготовительной группе"

Художественное творчество с использованием природных материалов — один из путей приобщения детей к природе, к красоте, к созиданию и творчеству.Конструирование из природного материала относится ...