Консультации для педагогов
консультация

Ситдикова Гульнара Фаиловна

Консультации для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_g6edmnd.docx17.15 КБ
Файл 2_z6wegzn.docx19.73 КБ
Файл 3_6pyjyam.docx19.65 КБ
Файл 4_o3mbuhu.docx18.62 КБ
Файл 5.docx14.36 КБ
Файл 7.docx17.08 КБ
Файл 8.docx15.42 КБ
Файл 12.docx16.73 КБ
Файл 14.docx14.45 КБ
Файл 15.docx16.46 КБ
Файл 16.docx13.97 КБ
Файл 17.docx15.82 КБ
Файл 18.docx14.14 КБ
Файл 20.docx15.23 КБ
Файл 21.docx15.31 КБ
Файл 22.docx15.39 КБ
Файл 24.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Игры – забавы  для  самых  маленьких

       Движение – природная  потребность  человеческого  организма, от  степени  удовлет-ворения  которой  зависит  здоровье  ребёнка, обще е  развитие  и  психологический  настрой. Чем  моложе  организм, тем  больше  движения  ему  необходимо.

        Важнейшая  задача  педагогов – обеспечение  этой  биологической  потребности раз-вивающей, разнообразной  и  интересной  для  детей  деятельностью.

Бабочки

        На  полу  разложены  круглые  крупные  рисунки  цветов  разного  цвета  (ромашка, василёк, мак, одуванчик)

Воспитатель:

(поёт)

Бабочки  летали

У  лесной  полянки.

Крылышки  устали.

Нет  ли  где  тут  лавки?

              (Дети  бегают  под  музыку, машут  руками, изображая  бабочек)

Отдохнуть  бы  нам  чуток,

Сядем  лучше  на  цветок!

Мы  же крошки-бабочки,

Нам  не  нужно  лавочки!

(Дети  останавливаются)

Воспитатель

(говорит  выразительно, с  вопросительной  интонацией)

Где  любимый  наш  цветок,

Красный  цветик-огонёк?

(Дети  ищут  цветок  красного  цвета, стайкой  приседают  около  него. Игра  повторяется)

Где  любимый  наш  цветок,

Жёлтый сладенький цветок?

(Дети  ищут  одуванчик)

Где  любимый  наш  цветок,

Синий  яркий  лепесток?

(Дети  ищут  василёк)

Где  любимый  наш  цветок,

Белый  длинный  лепесток?

(Дети  ищут  ромашку)

Рекомендации: Все  танцы  и  игры  в  младшей  группе  проводятся  по  показу  взрос-лого. Все  движения  показывает  взрослый, вместе  с  детьми  «летает», ищет  цветок, но  первыми  найти нужный цветок  должны  дети, а  взрослый  последним походит к цветку.

 

Игра  с  мячом

Воспитатель:

К  детям  мячик  прискакал,

Он  удал, хотя  и  мал.

Он  зовёт  ребят  играть –

С  ним, как  мячики, скакать.

(Воспитатель  ударяет  мячом  об  пол, показывая, как  мяч  скачет. Дети  прыгают  под  весёлую  музыку)

А  ещё  наш  мячик  может

И  кружиться, танцевать.

Наши  дети  тоже  могут

Повороты  выполнять.

(Воспитатель  вращает  мяч, как  волчок, на  полу. Дети  выполняют  кружение  под  музыку)

Мячик  маленький  устал,

Он  давно  уже  не  спал.

Помашите  малышу

Мячик  спать  я  уложу.

(Воспитатель  укладывает  мяч  в  коробку, накрывает  платком. Дети  машут.)

Кошка  и  котята

        Дети  сидят  на  стульчиках. Воспитатель  играет  роль  кошки, делает  вид, что  ищет  детей.

Ищет  деток  кошка-мама:

Где  котятки? Мяу-мяу!

                                   (Дети  выбегают)

Мойте  ушки,

Мойте  нос,

Щёки, лапки,

Длинный  хвост…

(Дети  гладят  уши, нос, щёки , руки, но  не  находят  хвост)

Где  же  хвостик  ваш, котятки?

Да  ведь  это  же  ребятки!

(Воспитатель  удивляется  и  ловит  детей-проказников. Дети  убегают. На  момент  бега  можно  использовать  весёлую  музыку)

Игра  с  барабаном

        Воспитатель  идёт  по  кругу  с  барабаном, предлагает  детям  дотронуться  до  барабана  и  приглашает  танцевать

У  меня  ребяток  много,

Барабан  всего  один.

Барабан  ладошкой  трогай

И  на  танец  выходи!

                        (Воспитатель  стучит  в  барабан)

Вот  послушайте, как  громко

Барабан  для  вас  стучит!

Всем  мальчишкам  и  девчонкам

Веселится  он  велит!

(Дети  танцуют  вместе  с  воспитателем  танец  под  любую  весёлую  мелодию)

Барабан  устал  немного

Ну-ка, сядем, отдохнём.

Отдохнули  руки, ноги,

Что ж, опять  играть  начнём!

(Воспитатель  кладёт  барабан  на  пол, дети  садятся  на  ковёр, гладят  себя  по  рукам, ногам, отдыхают. Затем  встают  и  переходят  к  новой  игре)



Предварительный просмотр:

Проблемы  развития  музыкальности

        Музыкальные  способности  у  детей  проявляются  по-разному. У  одних – очень  рано  (уже  на  первом  году  жизни)  и  развиваются  очень  легко  и  быстро. У  других  детей – позднее (в  четырёх – пятилетнем  возрасте, в  меньшей  степени - позже)  и  раз-виваются  труднее  и  медленнее. Раннее  проявление  способностей  не  всегда  свиде-тельствует  об  одарённости, так  же  как  и отсутствие  проявления  таковых  в  раннем  возрасте  не  всегда  является  показателем  их  отсутствия. Известно, что  успеха  порой  добивается  не  тот, у  кого  способности  выше, а  тот, кто  имеет  силу  воли, веру  в  себя  и  огромное  трудолюбие. Часто  задают  вопрос: «Стоит  ли  развивать  музыкаль-ные  способности  ребёнка, если  они  не  проявляются?» однозначно, стоит. Даже  если  ребёнок  в  будущем  не  будет  профессиональным  музыкантом (ведь  это  и  необяза-тельно), занятия  музыкой  помогут  развить  мышление  ребёнка, интеллект, другие  его  способности.

        Одной  из  распространённых  проблем, в  том  числе  и  у  одарённых  детей, являет-ся  недоразвитость  музыкального  слуха. Иногда  встречается  сильный  звонкий  голос, но  ребёнок  с  трудом  осваивает  совсем  не  сложную по  мелодической  линии  песню. Примером  недоразвитости  слуха  может  служить  и  то, как  ребёнок  на  слух  опреде-ляет  высоту  звука. На  вопрос, какой  звук  выше – первый  или  второй, он  отвечает  правильно, или  может  отличить  неправильное  пение  другого  ребёнка, но  сам  не  мо-жет  воспроизвести  мелодию  даже  в  удобном  для  него  диапазоне. Эта  проблема  лег-ко  поддаётся  коррекции  путём  тренировок  в  дошкольном возрасте. У  взрослого  или  даже  у  старшего  школьника  она  часто  неразрешима.

        Для  развития  звуковысотного  слуха  рекомендуются  следующие  упражнения:

«Гудок» - умение  сливаться  с  голосом  взрослого  на  длинной  ноте.

«Дразнилка» - повторение  звуков  с  голоса педагога  или  инструмента  на  разные  сло-ги  в  тонах  доступного  диапазона, постепенно  расширяя  диапазон звучания на тон или  полтона  вверх  и  вниз

«Точка» - закончить  последний  (тонический  звук)  пропетой  педагогом  мелодии. По-чувствовать устойчивость  завершения

«Капельки» - пение  на  слог  «кап»  одной  ноты, повторяя  её  много  раз  (капли  дож-дя). Нота  должна  быть  удобной  ребёнку  по  высоте. Затем  необходимо  на  тон  или  полтона  опускаться  и  подниматься. Подпевать  взрослому, затем  петь  самостоятельно  попевки  в  интервале -  полтона, тон, полтона, два  тона. Например, «Я  шагаю, я  гуляю, никому  я  не мешаю, никого не замечаю. Ох!». На «Ох!» выдох  сильный, полный  сброс  дыхания.

        После  совершенствования  звуковысотной  проблемы  следует  работать  над  проб-лемой  развития  мелодического  слуха. Для  коррекции  подходят  следующие  упражне-ния:

  • Учить  определять  движение  мелодии  вверх  и  вниз
  • Использовать  простейшие  попевки  для  запоминания  мелодии
  • Работать  вначале  над  освоением  попевки  или  песни  без  текста, на  слоги  с  глас-ными  («у», «ю», «я», «е», «и»), что  укрепляет  все  виды  памяти  (слуховую, логии-ческую, двигательную) и  автоматизирует  вокальную  моторику
  • Отказаться  от  механических  бесцельных  повторов  запоминания  мелодии

        К  одной  из  распространенных  проблем  музыкального  воспитания  дошкольников  относится  выработка  певческого  дыхания, которое  является  основой  певческого  зву-кообразования. Часто  несформированный  навык  певческого  дыхания  является препят-ствием, тормозом  в  развитии  певческого  звучания  голоса. И  наоборот, освоив  пра-вильное  дыхание  при  пение, ребёнок  легче  и  с  интересом  занимается, результат  за-нятий  становится  намного  выше.

        При  постановке  правильного  певческого  дыхания  важно  помнить, что  процесс  дыхания  состоит  из  вдоха  и  выдоха, и  при  пении  особенно  важен  выдох, во  время  которого  мы  поём. Детей  нужно  учить  с  самого  начала  понять, как  правильно  ды-шать  при  пении.

        Учимся  вдыхать  через  нос – представим, что  наш  живот – это  шарик, который  нам  необходимо  надуть. На  мгновение  задерживаем  дыхание, не выпускаем  воздух, который  вдохнули, фиксируем  его  мышцами  живота  и  диафрагмы – создаём  опору  дыханию. Затем  медленно  через рот  (на  звук  «пф») выпускаем  воздух, который  вдох-нули («шарик  нужно  сдуть»), постепенно  втягиваем  живот  («шарик  уменьшается»).

        У  некоторых  дошкольников, в  том  числе  и  с  хорошими  голосовыми  данными, встречается  так  называемая  «зажатая  нижняя  челюсть». При  пении  она  как  бы  не-подвижна. Поэтому  важно  именно  в  дошкольном  возрасте  откорректировать  этот  недостаток  упражнениями, которые  предполагают  пение  «на зевке» (с  хорошо  откры-тым  ртом)  на  гласные  («а», «о», «ы»), затем  на эти  же  гласные  в  сочетании  с  сог-ласными  («м», «д», «г», «з»). После  нескольких  таких  упражнений  ребёнок  успешно, как  правило, справляется  с  заданием  и легко  решается  проблема, которая  с  большим  трудом  поддаётся  коррекции  (а  иногда  и  не  поддаётся) у  старших  школьников.

        Если  в  системе  дошкольного  учреждения  будет  постоянно  проводиться  работа  как  с  музыкально  одарёнными  детьми, так  и  с  остальными, то  результат  обязатель-но  будет  положительным.



Предварительный просмотр:

Музыка  как  средство  коррекции  поведения  и  развития  коммуникативных  способностей  дошкольников

        Роль  и  возможности  общения  как  в образовательном, так  и  в  процессах  интел-лектуального  и  психического  развития  дошкольников  огромны. Общение  позволяет  ребёнку, через  сравнение  себя  со  сверстниками, выработать  самооценку, найти  своё  место, что  весьма  часто  бывает  одной  из  главных  проблем  личности. Ведь  комму-никабельность – одна  из  составляющих  успешности. Навыки  поведения  начинают  формироваться  в  раннем  возрасте.

        Поведение  зависит  от  суммы  накопленных  знаний, которые  каждая  личность  пропускает  через  своё  сознание. А  оно, в  свою  очередь, определяет  способ  поведе-ния.

        Признание  за  музыкальным  мышлением  функции  общения, коммуникации, даёт  повод  рассматривать  музыку  как  один  из  самых  мощных  информационных  процес-сов, охватывающих, в  принципе, всё  общество. Существует  мнение, что музыка не  мо-жет  считаться  «языком… с  чётко  зафиксированным  значением». Однако  его  отсут-ствие  не  мешает  музыке  выполнять  основные  языковые  функции. А  это  значит, что музыка  может  и  является  одним  из  мощных  средств  общения, развития  коммуника-тивных  качеств  ребёнка.

         Для  того, чтобы  влиять  на  формирование  личности  дошкольника, педагог  дол-жен  уметь  среди  смен  его  настроений  и  различных  проявлений  характера, распоз-нать лучшие  для  последующего  закрепления, худшие – для  нейтрализации  в  процессе  восприятии  музыки. Восприятие  музыки  преображает  человека, ведь  каждый  одну  и  ту  же  музыку  чувствует  по-разному. Можно  сказать, что  восприятие  музыки  носит  личностно  значимый  смысл, который  зависит  от  многих  причин:

  • личного  жизненного  опыта
  • уровня  развития  образного  мышления
  • общей  культуры  восприятия
  • уровня  развития  ситуативного  мышления
  • уровня  развития  устойчивого  внимания, таких  его характеристик  , как  концентрированность  и  распределённость, переключаемость  и  др.
  • различных  видов  памяти (кратковременной, долговременной, оперативной, музыкальной  и  др.)
  • склада  нервной  системы, т.е. темперамента

        Важность  и  главная  ценность  музыки  как  вида  искусства  в  том, что  через  её  восприятие  человек  познаёт  себя. Воспринимая  музыку, ребёнок  может  испытать  те  чувства, которые  не  всегда  удобно  выставлять  напоказ, посредством  музыки  может  приблизиться  к  пониманию  чувств, которые  он  ещё  не  испытывал  в  жизни, но  ко-торые  уже  готовы  к  пробуждению, однако  пока  невостребованны.

          Наука  показала, что  музыка, её  выразительные  средства, такие  как  динамика, темп, тембр  голоса  или  инструмента, акценты, пульсации, последовательность  аккор-дов, развитие  мелодической  линии  могут  воздействовать  на  частоту  пульса  и  дыха-ния, биологические  процессы  в крови, биоритмы  мозга, мышечное  напряжение  или  расслабление, что  в  комплексе  определяет  эмоциональное  состояние, а порой и  общее  самочувствие  слушателя.

        Проявления  восприятия  музыки  могут  быть  различными:

  • внутреннее  подпевание, вызывающее  непроизвольное  движение  голосовых  связок, настраивание  дыхания  к  мелодической  линии  произведения
  • покачивание  головой, движения  пальцев  рук  или  ног, тактирование  рукой  или  ногой
  • изменение  мимики  (напряжение  или  расслабление  определённых  мышц)
  • подвижность  глазных  яблок, слёзы, улыбка  (при  слушании  с  закрытыми  глазами)

        Эти  и  другие  проявления  восприятия  музыки  педагогам  необходимо  использо-вать  в  своей  работе.

        Как  известно, слушать  музыку – ещё  не  значит  воспринимать  её. Способность  к  восприятию  музыки  можно  и  нужно  развивать  у  дошкольника  как  на  занятиях, так  и  при  индивидуальной работе  по  развитию  способностей. Ценность  умения  воспри-нимать  музыку  в  том, что  ребёнок  чувствует  произведение  по-своему, обращаясь  к  своему  внутреннему  миру, в  котором  безоговорочно  доверяет  эмоциям. Музыка  не  требует  от  ребёнка  жизненного  опыта  и  его  подтверждения, весь  арсенал  её  средств  является  для  юного слушателя  откровением  и, возможно, истиной. Ребёнок  восприни-мает  через  музыку  духовность  и  учится  принимать  её.

        Музыка  на  групповых  занятиях  выступает  как  средство:

  • общения
  • познания  нового
  • развития  общей  культуры
  • развития  духовности

        Она  способствует  умению:

  • сосредоточиться
  • выслушать  другую  точку  зрения  и  высказать  свою
  • вести  спор

        Английский  писатель У.Теккерей  писал: «Посейте  поступок – и  вы  пожнёте при-вычку, посейте  привычку – и  вы  пожнёте  характер, посейте  характер – и  вы  пожнёте  судьбу». Так  и  музыку  можно  и  нужно использовать на  всех  этапах  развития  ребён-ка  как  воспитательное  средство, как  средство  общения, средство, которое  даёт  воз-можность  почувствовать  красоту  и  гармонию  не  только  музыкального  искусства, но  и  всего  мира.



Предварительный просмотр:

Музыкальность  и  её  развитие

        Проблемой  музыкальных  способностей  и  индивидуальных  различий  детей зани-мались  многие  учёные  в  разные  времена. На  основании  их  исследований  можно  сделать  общий  вывод. Музыкальные  способности  изначально  закладываются  приро-дой  в  виде  наследственных  задатков, которые  могут  развиться  в  музыкальные  спо-собности  при благоприятном  воздействии  развивающей  окружающей  среды. Это зна-чит, важное  значение  имеют  возраст, с которого  началось  музыкальное  развитие, и  компетентность  педагога, ведущего  музыкальное  развитие.

        Начинать  развитие  музыкальных  способностей  необходимо  с  раннего  возраста. Для  более  объективной  оценки  музыкальности  музыкальный  руководитель  может  привлечь  к  диагностике  воспитателей  группы. На  ранних  ступенях развития  они мо-гут  оценить  у  ребёнка  проявление  интереса  к  звучащей  музыке  и любопытства  к  музыкальным  звукам. Воспитатели  могут  высказать  свою  точку  зрения  о  таких про-явлениях  музыкальности  как:

  • любознательность  и  потребность  к  познанию  мира  прекрасного (звук, цвет, слово)
  • радость  от  процесса  познания
  • тяга  к  любого  рода  самостоятельным  исследованиям
  • способность  выдвигать  новые  неожиданные  идеи, отличающиеся  от  известных
  • готовность отстаивать  свою  точку  зрения  даже  тогда, когда  она  противоречит  мнению  окружающих
  • стремление  к  лидерству, которое  проявляется  в  игровой  деятельности
  • наличие  чувства  юмора

        Сравнив  результаты  совместных  оценок, музыкальный  руководитель  имеет  воз-можность  сделать  более  объективный  вывод  о  музыкальности  ребёнка.  

        Посредством  проведения  диагностики  музыкальных  способностей  музыкальный руководитель  определяет  проблемы  развития  музыкальных  способностей  у  детей, с  которыми  планирует  и  проводит  коррекционную  работу.

        Первым  этапом  этой  работы  может  быть  тренировка  умения  «слушать», «вос-принимать  музыку»  посредством  красок, как бы  рисуя  её, или  составляя  рассказ  о  прослушанной  музыке. Здесь  педагог  может  проводить  прослушивание  музыки, не  указывая автора  произведения  и  его  названия. Ребёнку  даётся  возможность  самос-тоятельно  изобразить  или  рассказать  о  возникшем  от  услышанного  образе.

         Второй  этап  строится на основе  сформированного  у  детей  представления  о  том, что  каждый  человек  видит  музыкальные  образы  по-своему.

Сыграй, как  я

        На  барабане  педагог  отстукивает  несложный  ритмический  рисунок. Ребёнок  его  продолжает  или  один  начинает, а  другой  продолжает.

Угадай, что  можно  сделать  под  эту  музыку

        Исполняется  музыка  или  музыкальный  отрывок. Педагог  предлагает  детям  спеть, станцевать  и  просит  показать, что  ещё  можно  сделать  под  эту  музыку. (Что  бы  дети  ни  изобразили, их  за  всё  хвалят)

        Третий  этап – этап  отражения  музыки  в  изодеятельности.

Сюжеты  одной  темы

        Педагог  предлагает  детям  прослушать  два-три  музыкальных  произведения  од-ной  темы: «Зима», «Весна», «Осень»  и  даёт  возможность  нарисовать  её  сюжеты. За-тем  просит  рассказать  о  них. Из  рисунков  и  рассказов  видно, что  прослушивание  одной  темы  у  детей  вызывает  различные  образы  и  сюжеты. Например, у  одного  ребёнка  «Зима» - это  зимний  лес, у  другого – Дед  Мороз, у третьего – новогодняя  ёлка  и  т.д.

         Сформированное  умение  слушать  музыку  и  одновременно  слышать  её, реаги-ровать  действием  на  отдельные  музыкальные  элементы  позволяет  перейти  к выпол-нению  таких  творческих  заданий, как  музыкально-ритмические  движения.

Придумай  танец

        Педагог  предлагает  детям  прослушать  произведение. Уточняет  характер музыки, спрашивает, какие  движения  будут  соответствовать  ей. Предлагает  желающим  при-думать  движения. Когда  танец  готов, участники  дают  ему  название  и  исполняют.

        В  работе  с  детьми  большое  значение  имеет  ритм  информационной  нагрузки. Если  ребёнка  с  раннего  детства  приучать  к  необходимости  воспитания  определён-ных  качеств  или  получения  определённых  знаний, то, взрослея, он  будет  нуждаться  в  постоянном  совершенствовании  и  углублении  их, будет  срабатывать  заданный  с  детства  ритм  стремления  к  познанию.



Предварительный просмотр:

Руководство  самостоятельной  музыкальной  деятельностью  детей

(рекомендация  музыкального руководителя – воспитателю)

  1. Создавать  условия   для  самостоятельной  музыкальной, музыкально – театральной   деятельности детей.
  2. Удовлетворять  желание  детей  в  слушании  музыки.
  3. Поощрять  индивидуальные  музыкальные  наклонности : петь, музицировать  с  помощью  детских  музыкальных  инструментов.
  4. Способствовать  развитию  у  детей  ритма  и  музыкального  слуха : исполнение  песен  с   одновременным  прохлопыванием  ритма  или  с  помощью  шумовых  музыкальных  инструментов.
  5. Использовать  на  занятиях, в  зависимости  от  темы, произведения, которые  дети  прослушали  на  музыкальных  занятиях, с  целью  закрепления  пройденного  материала.
  6. Использовать  музыкально – дидактические   и  подвижные  игры  в  режимных  моментах.



Предварительный просмотр:

Формы  взаимодействия  музыкального  руководителя  и  воспитателя при  обучении  детей пению.

       

        Для  того, чтобы  песня  действительно  прочно  вошла  во  внутренний  мир  ребен-ка, она  должна  постоянно  звучать  в  дошкольных  учреждениях. Некоторые  воспита-тели  считают, что  для  обучения детей  пению  служат  музыкальные  занятия, и  приоб-щение  детей   к  миру  песни – дело  музыкального  руководителя.

        Это  ошибочное  суждение. Музыкальным  воспитанием  детей  должны  заниматься  как  музыкальный  руководитель, так  и  воспитатель  каждой  группы. Успех в этой ра-боте  обеспечивается  тесным  взаимодействием  в  деятельности  музыкального  руково-дителя  и  воспитателя. Эта  конкретная  взаимосвязь  состоит  в  понимании  целей  и  за-дач  музыкального  воспитания  дошкольников  и  путей  их  осуществления. Согласован-ность  в  деятельности  музыкального  руководителя  и  воспитателя  обеспечивает после-довательность  и преемственность  педагогического  процесса, помогает  развитию  дет-ской  активности.

        Функции  и  формы  организации  музыкальной  деятельности  детей  у  музыкально-го  руководителя  и  воспитателя  различны.

        Музыкальный  руководитель  при  активном  участии  воспитателя  проводит  музы-кальные  занятия, отвечает  за  музыкальное  сопровождение  физкультурных  занятий, готовит  и  проводит  тематические  концерты, праздники  и  развлечения.

        Воспитатель  же  постоянно  общается  с  детьми  в  повседневной  жизни  детского  сада. Он  организует  игры, аттракционы, инсценировки  песен, слушание  музыки, гото-вит  фрагменты  массовых  мероприятий, костюмы  и  реквизит  для  их  проведения.

        Для  того, чтобы  песня  вошла  в детскую  жизнь, она  должна  звучать  не только на  музыкальных  занятиях, но и  во  время  игровой  деятельности, проведении  массовых  мероприятий  с  детьми, на  экскурсиях  и  прогулках.

        Это  возможно  только  при  условии  активного включения в  эту работу  всего  кол-лектива  детского  сада. Эти  требования  оправданы, учитывая, что  воспитатель  детско-го  сада, получивший  среднее  специальное  или  высшее  образование, должен  обладать  певческими  навыками, знать, какое  большое  значение  имеет  пение для  ребёнка, уметь  правильно  петь  детские  песни  и  владеть  методикой  их  разучивания. Таким образом, воспитатель, даже  не  имеющий  специального музыкального образования обязан  вклю-читься  в  работу  по  приобщению  детей  к  пению.

        Значительную  часть  своей  работы  воспитатель  проводит  под  руководством  му-зыкального  руководителя  или  при  его  участии.

        Каковы  же  основные  функции  воспитателя  в музыкально-эстетическом  воспита-нии  детей  и  привитии  им  любви  к  песне ?

        На  музыкальном занятии  воспитатель  призван  быть  активным  помощником  му-зыкального  руководителя. Степень  участия  воспитателя  зависит  от вида  музыкальной  деятельности  и  от  возраста  детей. Наиболее  активно  воспитатели  помогают  музы-кальному  руководителю  в  тех  видах  деятельности, которые  связаны  с  движением.  Если требуется, воспитатель  показывает  детям  музыкально-ритмические  упражнения, движения, пляски, помогает  отрабатывать  отдельные  элементы, применяя  разнообраз-ные  методы  и  приёмы.

        Каждый  воспитатель  должен  знать  особенности  песенного  репертуара  для  де-тей  данной  возрастной  группы. Нередко  воспитатели  имеют  довольно поверхностные знания  об  учёте возрастных  особенностей  детей  при  обучению  их  пению. Иногда  поют  малышам  и  разучивают  с  ними  только  те  песни, которые  знают  сами, совер-шенно  не  вникая, что  эти  песни  из  репертуара старших  групп  детского  сада  и  даже  младших  классов  школы. Это  вместо  пользы  приносит  вред  формированию  певчес-ких  навыков  ребёнка. Выбор  песен  для  разучивания  с  детьми  воспитателю  лучше определить  вместе  с  музыкальным  руководителем.

        Велика  роль  воспитателя при  повторении  и  закреплении  песен, которые  дети  разучивали  на  музыкальном занятии. Можно  закрепить  эти  песни  при  прослушива-нии  их  в  группе  в  грамзаписи  или  обогатить  музыкальные  впечатления  детей, ис-пользуя  игру  и  инсценировки  разучиваемых  песен. Если  дети  поют  неправильно, не-верно  передают  мелодию разучиваемой  песни, воспитатель  должен  своевременно  исправить  эти  ошибки.

        Воспитатель  должен  поддержать  интерес  детей  к  музыкальной  деятельности  и, в частности, к  обучению  пению. Он  хорошо  знает  индивидуальные  особенности  каж-дого  ребёнка, поэтому  наблюдая  за  детьми  в  повседневной  жизни  детского  сада, ор-ганизуя  игры, прослушивание  и  инсценирование  песен, воспитатель должен обогащать  музыкальные  впечатления  детей. Это  способствует  созданию  условий, развивающих  музыкальные  способности  детей, их  самостоятельность  и  творческие  проявления.

        Песня, исполненная  воспитателем, производит  на  детей  особое  эмоциональное  воздействие. В группе, где  воспитатель  любит петь, ищет и находит время  для  музици-рования , дети  лучше, выразительнее  поют, читают  стихи, их  движения  под  музыку  более  естественны   и  грациозны.



Предварительный просмотр:

Музыка  в  жизни  детского  сада.

Музыка  в часы  досуга

         Музыкальное  воспитание  дошкольников  осуществляется  не  только  во  время  занятий, праздников, развлечений, но  и  в  часы  досуга, во  время  прогулок, самосто-ятельных  игр.

         Дети  с  большим  удовольствием  слушают  песни, танцевальную, инструменталь-ную музыку. Поэтому  воспитатель должен  поддерживать  интерес  детей  к  музыке, же-лание  слушать  её. Его основной  задачей  в плане  музыкального воспитания детей явля-ется  закрепление  тех  знаний, умений, навыков, которые  дети  получают  на  музыкаль-ных  занятиях. С  этой  целью  он  поёт  вместе  с  ними  знакомые  песни, занимается  с  отдельными  детьми, помогая  им  освоить  игру  на  музыкальных  инструментах  или  сложный  элемент  танца. Следовательно, воспитатель  должен  хорошо  знать весь музы-кальный  репертуар, который  разучивается  во  время  музыкальных  занятий.

Музыка  во  время  игр  детей

         В  свободное  от  занятий  время  дети  часто  устраивают  игры, в  которых  музыке  отводится  значительная  роль. Например, играя  в  «концерт», «музыкальное  занятие», «цирк» и  т.д.,дети вспоминают и  исполняют  знакомые  песни, танцы, хороводы, импро-визируют, сочиняя  собственные  песенки  и  подбирая  их  на  металлофоне  или  другом  музыкальном  инструменте.

        Даже  если  дети  играют  в  игры, не  связанные  с  музыкальной тематикой, музыка, разнообразное  музыкальное  сопровождение  в  них  тоже  может  иметь  место. Так, ве-сёлая  песенка, исполняемая  детьми, может  сопровождать  их  «путешествие»  на  авто-мобиле. Мальчики, играя  в  «солдат», чётко  маршируют  под  звуки  барабана, «акком-панируют» себе, отстукивая  ритмический  рисунок  песни  с  помощью кубиков, палочек  и  т.д.

        Существенную  роль  в  музыкальном  воспитании  детей  играют  музыкално-дидак-тические  игры, которые  развивают  музыкальный  слух, творческие способности  ребён-ка. Некоторые  из них  предварительно  разучиваются  на  занятиях. В повседневной жиз-ни  воспитатель  повторяет, закрепляет  с  детьми  эти  игры  и  знакомит с новыми.

Музыка  на  прогулке

        Музыка  оказывает  своё  воспитательное  воздействие  и  во  время прогулок  детей, стимулируя  их  активность, самостоятельность, вызывая  различные  эмоциональные пе-реживания, создавая  хорошее настроение, оживляя  накопленные  впечатления.

         Дети  могут  самостоятельно  или  вместе  с  воспитателем  петь  любимые  песни, водить  хороводы. Многие  песни  можно  интересно  инсценировать. Воспитатель  дол-жен  заранее  продумать  проведение  прогулки  так, чтобы  было  интересно всем детям, помнить  о  том, что  активное  музицирование  детей  на  прогулке  зависит  от  того, насколько прочно  овладели  дети  музыкальным  репертуаром  и  могут самостоятельно  его  исполнять.



Предварительный просмотр:

Формирование  песенно-игрового  творчества

        В  основе  песенно-игрового  творчества  детей  лежит  развитие  их  способности  выразительно  передавать  в  пении  с  движением  музыкально-игровой  образ. Работа  педагогов  в  этом  направлении  предполагает  решение  задач  по  совершенствованию  координации  движений, голоса  со  слухом, детского  творчества. Мы  развиваем  звуко-высотный  и  ритмический  слух, выразительность  движений  в  соответствии  с  харак-тером  образа, творчество  и  артистизм  дошкольников.

         Одним  из  средств  достижения  этого  является  пение  звукоподражаний  с  раз-личными  ритмическими  движениями, инсценированием  песен, пение  хороводов  с  движением. Работа  осуществляется  поэтапно.

        Первый  этап. Педагог  знакомит  дошколят  с  той  или  иной  песенкой, беседует  с  детьми  о  содержании  и  характере  музыки, используя  красочные  иллюстрации, кар-тинки  музыкально-игрового  образа. Педагог  активизирует  внимание  детей  передавать  в  движении  без пения  то, о  чём  поётся  в  песенке, затем  дети  двигаются  под  пение  взрослого, как  с  музыкальным  сопровождением, так  из  без  него.

        Второй  этап. Педагог  уточняет  с  ребятами  характер  музыки, детали  образа, его  настроение, возможности  выразительной  передачи  его  особенностей. Педагог  учит  детей  внимательно  слушать  пение  взрослого  и  передавать  пение  персонажа. Воспри-ятие  музыкального  образа  усиливается  в  условиях  создания  воображаемых  игровых  ситуаций. Если  дети  затрудняются  в  передаче  образа, используется  показ  взрослого  и  более  активных  детей.

        Третий  этап. Разучивание  песен, хороводов. Дети  двигаются  и  подпевают  са-мостоятельно, передавая  характерные  особенности  музыкально-игрового  образа  в ми-мике, пантомимике, действиях, придумывают  движения  к  различным  персонажам.

        Четвёртый  этап. Педагог  делит  детей  на  подгруппы. Одна  группа  поёт, вторая  двигается  в  соответствии  с  характером  музыкально-игрового  образа. Анализируются  результаты  инсценирования, обсуждается  исполнение песенки  в  других  вариантах. За-тем  задание  выполняется  всей  группой, дети  поют  и  двигаются  самостоятельно.

        Для  формирования  песенно-игрового  образа  могут  быть  использованы  упражне-ния, задания  типа:

Медведь

а) Медведь  идёт  и  поёт «у-у» - дети  передают  образ  медведя  покачиваясь, пружиня  в

    коленях, руки  на  поясе  или  согнуты  в  локтях

б) Бежит  и  поёт  маленький  мишка

в) Мишка  качается  по  травке  на  полянке  с  боку  на  бок  или  ползает  на  четверень-

    ках

г) Мишка  плачет (сидит  и  качается  из  стороны  в  сторону)

д) Инсценировать  песенку  «Мишка  косолапый» (А.Барто), передать  характерные  движения  и  интонацию  в  пении  данного  персонажа

Гуси

а) Гуси  шагают  и  поют  «га-га-га» - дети  выполняют  упражнение  в присесте  с  лёг-

    ким  покачиванием  корпуса  вправо-влево, пружиня  в  коленях

б) Гуси  летят  и  поют

в) Инсценировать  песню  «Весёлые  гуси»

г) Игра  «Гуси  и  волк» - передать  образ  гусей  во  взаимодействии  с  другими  персо-

   нажами

Кузнечик

а) Кузнечик  поёт  и  шагает  с  высоким  подъёмом  ног  «чи-чи-чи»

б) Кузнечик  прыгает – выполняется  широкий  прыжок  на  носках  и глубокий  присест

в) Инсценировать  песню  «Кузнечик» В.Шаинского, передав  характерные  движения  

    персонажей  и  их  действия

Курочки, петушок, цыплята

а) Дети  передают  образ  в  движении  (невысокий  шаг, руки  за  спиной): курочка  идёт  

    и  поёт  «ко-ко-ко»

б) Цыплята  бегут  и  поют  («пи-пи», «клюю-клю-клю, очень  зёрнышки  люблю»). Дети  

    изображают  образ  цыплят – бегут  легко  на  согнутых  коленях, чуть  наклонив  кор-

    пус  вперёд, и  слегка  встряхивая  кистями  рук, чуть  отведя  их  назад.

в) Петушок  пляшет, высоко  поднимая  ноги, машет  крыльями  и  поёт  «ку-ка-ре-ку».

г) Петушок  заболел: идёт, хромает  на  одну  ножку  и  плачет  «ку-ка-ре-ку»

д) Инсценировать  попевку  «Горошина» - передать  образ  весёлого  и  грустного  петушка.



Предварительный просмотр:

Роль  воспитателя  как  ведущего  на  празднике

        Роль  ведущего  очень ответственна. Ведущий – это лицо, которое руководит  празд-ничным  утренником, объединяет  все  элементы  праздника  в  органичное  целое, пояс-няет  детям  происходящие  действия, является  связующим  звеном  между  зрителями  и  исполнителями.

        От  ведущего  в  большей  степени  зависит  настроение  детей  на  празднике, заин-тересованность  исполняемой  программой. Важно, чтобы  ведущий  держался  непри-нуждённо, говорил выразительно, вёл  утренник  эмоционально. Он  должен  быть наход-чивым.

        На  утреннике  случаются   и  непредвиденные  моменты (дети  не  успели  перео-деться, изменился  состав  исполнителей, несвоевременно  появился  персонаж и  т.п.). ведущий  должен  быстро  найти  выход  из  затруднительного  положения  (шутки, за-гадки, приобщение  зрителей  к  разрешению  затруднений).

        Ведущему  следует  побывать  на  предпраздничных  музыкальных  занятиях, чтобы  хорошо  знать  все  праздничные  номера  и  в  случае  необходимости  помочь  детям при  исполнении  танца, инсценировки.

        Не  только  ведущий, но  и  второй  воспитатель  должен  хорошо знать  празднич-ную  программу  и  весь  ход  праздника, отвечать  за  порученный  ему  участок  работы  (например, вовремя  раздать  детям  атрибуты, помочь  надеть костюмы  и  т.д.). всякое  промедление, замешательство  со  стороны  воспитателя  может  нарушить  стройность, организованность  праздника, увеличить  его  продолжительность.



Предварительный просмотр:

Певческий  голос  дошкольника

        Пение – наиболее  доступный  исполнительский  вид  музыкальной деятельности  детей  дошкольного  возраста. Они  любят  петь. Поют  охотно, с  удовольствием, что  способствует  развитию  у  них  активного  восприятия  музыки, умения  искренне, глу-боко  выразить  свои  чувства, переживания.

        Встреча  с  песней, общение  с  ней  окрашиваются  для  детей  светлой  радостью, вызывают положительные  эмоции. У  ребёнка  появляется  заинтересованное  отноше-ние  к  музыке, эмоциональная  отзывчивость  на  неё. Пение  развивает  у  детей  музы-кальные  способности, музыкальный  слух, память  и  чувство  ритма, расширяет  общий  музыкальный  кругозор. Приучая  детей  в  процессе  пения  к  совместным  действиям, объединяя  их  общим  настроением, педагог  воспитывает  у  ребят  дружеские  взаимо-отношения, чувство  коллективизма.

        Возрастные   особенности  слуха  и  голоса  детей  3-4 лет. У  детей  этого  возрас-та  голосовой  аппарат  ещё  не  сформирован, голосовая  мышца не  развита, связки  тон-кие, короткие. Гортань  ребёнка  боле  чем  в  два  с  половиной  раза  меньше  гортани  взрослого. Звук, образовавшийся  в  гортани, очень  слабый, он  усиливается в  основном  головным  резонатором (полость  глотки, рта, носа), так  как  грудной  резонатор  (по-лость  трахеи  и  бронхов)  почти  не  развит. Поэтому  голос  ребёнка  3-4 лет  очень  не-сильный, дыхание  слабое, поверхностное.

        Требуется  очень  осторожное, бережное  отношение  к  детскому  голосу. В  первую  очередь  нужен  продуманный  подбор  песенного  материала. Песни  должны  отличать-ся  доступностью  текста  и  мелодии: простые, ясные  по  смыслу  слова, близкие  обра-зы, события  и  явления; простой  ритмический  рисунок  мелодии  без  больших  скач-ков; доступный  певческий диапазон  (ми – си); короткие  музыкальные  фразы, удобные  для  дыхания  ребёнка.

        Важно  создать  благоприятную  атмосферу  для  слуха. Необходимо  исключить  разговор  и  пение  взрослых  на  форсированных  звуках, общение  с  детьми  на  фоне  радио-  и  телепередач, магнитофонных  записей.

        Возрастные  особенности  слуха  и  голоса  детей  4-5  лет. На  пятом  году  жизни  дети  имеют  уже  некоторый  музыкальный  опыт. У  них  окреп  голос, увеличился  диапазон  (ре – си), дыхание  стало  более  организованным, хотя  всё  ещё  довольно  по-верхностное.

        У  детей  этого  возраста  расширился  словарный  запас, они  лучше  и  точнее  про-износят  отдельные  звуки  слова, активнее  могут  работать  ртом  во  время  пения, т.е. улучшается  артикуляция. Дети  отличаются  большей  слуховой  активностью, слуховым  вниманием, способны  свободно  различать  по  высоте  звуки: слышат  движение  мело-дии  вверх, вниз, могут  выделить  вступление  к  песне, петь  после  вступления  вместе  со  взрослым; начинают  петь  согласованно с  инструментальным  сопровождением  и  без  него  (при  поддержке  голоса  взрослого)

        Возрастные  особенности  слуха  и  голоса  детей  5-6  лет. Общее  развитие ребён-ка  на  шестом  году  жизни, совершенствование  процессов  высшей  нервной  деятель-ности  оказывают  положительное  влияние  на  формирование  его  голосового  аппарата  и  на  развитие  слуховой  активности. Однако  голосовой  аппарат  по-прежнему  отлича-ется  хрупкостью, ранимостью. Гортань  с  голосовыми  связками  ещё  недостаточно раз-виты. Связки  короткие. Звук  очень  слабый. Голос  у  детей  несильный, хотя  порой  и  звонкий. Следует  избегать  форсирования  звука, во  время  которого  у  детей  развива-ется  низкое, несвойственное  им  звучание.

        К  старшей  группе  дети  уже  могут  достаточно  чисто  интонировать  контрастные  по  высоте  звуки, различать  громкую  и  тихую  музыку, передавать  несложный  ритми-ческий  рисунок  хлопками, в  движении.

         Однако  уровень  общего  музыкального  развития, в  частности  уровень  развития  мелодического  слуха, музыкальной  памяти, певческих  навыков, у  детей  старшей  группы  ещё  очень  разнороден. Некоторые  из  них  могут  правильно  интонировать  мелодию  в  пределах  3-4  звуков, но  есть  ещё  и  те, кто  поёт  монотонно, низко  или  высоко, но  фальшиво.



Предварительный просмотр:

Влияние  музыки  на  физическое  развитие  детей

        Лечебно-оздоровительные  возможности  музыки  достаточно  глубоко  исследованы  отечественными  и  зарубежными  учёными. Социальные  работники  и  психологи  на  практике  подтверждают  терапевтический  эффект  музыки  при  физическом  оздоровле-нии (развитие  моторных  функций, ловкости  рук  и  тонкости  слуха),реабилитационной  деятельности (развитие  чувства  ритма, умения  пользоваться  голосом  и  дыханием), формировании  нравственно-волевой  сферы (активности, самостоятельности, выдержки, чувства  коллективизма, навыков  сотрудничества, стремления  к  победе).

        Наблюдая  за  собой, мы  отмечаем  воздействие  музыки  на  дыхание: под медлен-ную  музыку  оно  замедляется, а  под  энергичную – ускоряется, при  этом  изменяются  сердечно-сосудистый  пульс  и  кровяное  давление. Ритмичная  музыка  наполняет  тело  энергией, что  активно  используется  в  методиках  музыкально-ритмических  занятий  с  детьми. Напевные  негромкие  мелодии с менее  подчёркнутой  метроритмической струк-турой  расслабляют  и  успокаивают. Умелое  сочетание  ритмической  музыки, которая  поддерживает  мозг  в  рабочем  состоянии, стимулирует  выработку  энергии, и  спокой-ных  мелодий  для  отдыха  и  расслабления  обеспечивает  организму  человека  лечебно-оздоровительный  эффект.



Предварительный просмотр:

Формирование  и  развитие  у  детей  музыкально-игрового  творчества

        Развитие  музыкально-игрового  творчества  осуществляется  на  протяжении  всего  пребывания  ребёнка  в  детском  саду. Художественно-игровой  образ активизирует вни-мание  детей, способствует  более  глубокому  восприятию  и  осмыслению  музыки, по-могает  действовать  самостоятельно, уверенно, развивает  воображение, слуховое  вни-мание, фантазию. А  самое  главное – создаёт  оптимальные  условия  для  развития твор-ческих  способностей  дошкольников.

        Первоначально  при  выполнении  творческих  заданий  у  детей  не  хватает  выра-зительных  средств  для  передачи  того  или  иного  образа. На  помощь  приходит взрос-лый, который  показывает  варианты  выполнения  заданий. По  мере  накопления детьми  умений  и  навыков  выразительной  передачи  особенностей  музыкально-игрового обра-за, воздействия  педагога  приобретают  косвенный  характер.

        Развитие  музыкально-игрового  творчества  осуществляется  во всех  видах деятель-ности  детей  и  заключается  в  выразительной  передаче  детьми (в  речевой, песенной  интонации, мимике, пантомимике, позе  и  т.д.)  особенностей  образа.

        Вот  примеры  упражнений  по  развитию  средств  выразительности  в  передаче  различных  музыкально-игровых  образов:

  1. Воспроизведение  небольших  предложений - обращений  с  разной  интонацией: вежливо, с  обидой, просьбой, требовательно («Дай  зайку», «Возьми, пожалуйста», «Посмотрите  на  меня», «Спой  мне  песенку»  и  т.д.)
  2. Диалоги  различных  персонажей: медведя, лисы, вороны, зайчика, волка  и  т.д. («Как, кума, твои  дела?», «Где  летал ты, воробей?», «Что  ты  хочешь, кошечка?»)
  3. Воспроизведение  в  речевой  и  песенной  интонациях, а  также  в  движениях, раз-личных  состояний  персонажа (радость, удивление, грусть, возмущение, печаль, боль, нежность, недоумение  и  т.д.)
  4. Выполнение  детьми  небольших  этюдов – действий  в  роли  различных  живот-ных, персонажей  сказок  и  т.д.:

а) пройти  по  кочкам, бревну, пенькам  и  перепрыгнуть  через  ручеёк (мышке, зайке, лисе, мишке, комару, стрекозе, бабочке  и  т.д.)

б) показать  как  подкрадываются  к  своей  добыче  разные  звери

в) поймать  бабочку, комара, муху (ловит  мышка, мишка, волк, обезьяна, сорока  и  т.д.)

г) выполнить  любое  музыкально-ритмическое  движение  от  лица  различных  персонажей

     5.  Придумывание  песен  и  плясок  различных  персонажей



Предварительный просмотр:

Музыкальные  способности  ребёнка

I младшая  группа

        На  третьем  году  жизни  дети  активно  приобщаются  к  разным  видам  музыкаль-ной  деятельности. Проявляется  эмоциональная  отзывчивость  на  содержание  песни, пьесы, малыши  начинают  понимать, о  чём (о  ком)  поётся  в  песне.

        Развивается  музыкальный  слух. Дети  могут  выполнить  некоторые  музыкально-дидактические  задания: узнать, какой  звенит  колокольчик (большой  или  маленький), прохлопать  в  ладоши  (тихо-громко); начинают  осваивать  ходьбу  в  ритме  музыки.

        Формируется  голосовой  аппарат, дети  овладевают  речью. Это  способствует  воз-никновению  певческих  интонаций. Ребёнок  поёт устойчивые  звуки  мелодии, короткие  фразы. Появляется  стремление  подстроиться  к  пению  педагога, подговаривать  нарас-пев  слова.

         В  области  музыкально-ритмических  движений  дети  начинают передавать  общий  характер  музыки, осваивая  ходьбу, бег, подпрыгивание, простейшие  танцевальные  и  образно-игровые  движения.  

Уровень  музыкального  развития:

Низкий  уровень: Сосредоточенно  слушает  музыку, активность  в  пение, движении  не  проявляет.

Средний  уровень: Эмоционально  выражает  своё  отношение  при  слушании  музыки, пытается подпевать, выполняет  отдельные  движения.

Высокий  уровень: Проявляет  готовность  слушать  музыку, петь, двигаться. По-разному  откликается  на  характер  музыкальных  произведений, активно  подпевает  концы  фраз, уверенно  выполняет  отдельные  плясовые  движения, бег  и  ходьбу  под  музыку.



Предварительный просмотр:

Музыкальные  способности  ребёнка

II младшая  группа

        На  четвёртом  году  жизни  у  детей  появляется  дифференцированное  восприятие  музыки. У  них  возникает  доброжелательное  отношение  к  персонажам, о  которых по-ётся  в  песне, они  чувствуют  радость  при  исполнении  весёлого  праздничного  марша  и  успокаиваются  во  время  слушания  колыбельной.

        Дети  узнают  и  называют  знакомые  песни, пьесы, различают  регистры.Совершен-ствуются  музыкально-сенсорные  способности, которые  проявляются  при  восприятии  звуков, разных  по  высоте, слушании  2-3 детских  музыкальных  инструментов, выпол-нении  ритма  шага  и  бега (четверти  и  восьмые).

        У  детей  3-4 лет  начинает  формироваться  певческое  звучание  в  его первоначаль-ных  формах. Подстраиваясь  к  голосу  педагога, они  правильно  передают  несложную  мелодию, произнося  слова  вначале  нараспев, затем  появляется  протяжность  звучания. Малыши  осваивают  простейший  ритмический  рисунок  мелодии.

        Движения  становятся  наиболее  согласованными  с  музыкой. Многие  дети  чувст-вуют  метрическую  пульсацию  в  ходьбе  и  беге, реагируют  на  начало  и  окончание  музыки, отмечают  двухчастную  форму  пьесы, предают  контрастную  смену динамики. Малыши  выполняют  различные  образные  движения  в  играх, в  упражнениях  исполь-зуют  предметы: погремушки, флажки. Платочки. Они  более  самостоятельны  в  свобод-ной  пляске.

Уровень  музыкального  развития:

Низкий  уровень: Слушает  музыку  внимательно, не  всегда  может  назвать  знакомые  произведения. Высокие  и  низкие  звуки  различить  не  может. Поёт  неточно. Двигается  несогласованно  с  музыкой.

Средний  уровень: Узнаёт некоторые знакомые песни и  пьесы, слушает заинтересованно. Различает  высокие  и  низкие  звуки  с  поправками  педагога. Песни  поёт  с  помощью  педагога  и  с  сопровождением. Двигается  согласованно  с  музыкой  в  простейших дви-жениях.

Высокий  уровень: Активно  проявляет  своё  отношение  при слушании  музыки, эмоцио-нально  откликается  на  контрастный  характер. Поёт с сопровождением, двигается сог-ласованно  с  музыкой, легко, подвижно



Предварительный просмотр:

Музыкальные  способности  ребёнка

Средняя  группа

        Дети  4-5  лет  эмоционально  откликаются  на  добрые  чувства, выраженные  в  му-зыке, различают  контрастный  характер  музыки.

         Ребёнок начинает  осмысливать  связь  между  явлениями  и  событиями, может сде-лать  простейшие  обобщения. Он наблюдателен, способен  определить: музыку весёлую, радостную, спокойную; звуки  высокие, низкие, громкие, тихие; в  пьесе  2 части (одна  быстрая, а  другая  медленная), на  каком  инструменте играют мелодию. Ребёнку  понят-ны  требования: как  надо  спеть  песню, как  двигаться  в  спокойном  хороводе  и  как  в подвижной  пляске.

        Движения  ребёнка  недостаточно  скоординированы, он  ещё  не в полной  мере  ов-ладел  навыками  свободной  ориентировки  в  пространстве, поэтому  в  играх  и плясках  нужна  активная  помощь  воспитателя.

Уровень  музыкального  развития:

Низкий  уровень: Внимательно  слушает  музыку, но  не  высказывает  предпочтения  к каким-либо  произведениям. Высокие  и  низкие  звуки, громкое  и  тихое звучание, быст-рый  и медленный  темп  различает  лишь  в  контрастных  регистрах, темпах, динамичес-ких  оттенках. Поёт  неактивно, вяло  артикулируя, с  неточной  интонацией. Двигается  под  музыку  неточно, запаздывает  менять  движения  при  смене  частей  произведения.

Средний  уровень: Достаточно  хорошо  ориентируется  в  знакомых  произведениях, из-редка  высказывает  предпочтение  некоторым  из  них, по  мелодии  узнаёт  их  всегда. Поёт, чисто  интонируя, с  частичной  помощью  педагога. Двигается согласованно с  му-зыкой  в  основных  движениях.

Высокий  уровень: Эмоционально  откликается  на  музыку, узнаёт  все  знакомые  произ-ведении, отмечает  любимые, узнаёт  по  мелодии, высказывается  о  них, различает конт-растный  характер  музыки. Поёт  простейшие песни  без сопровождения, пытается выра-зительно  их  петь  с  сопровождением. Может  двигаться под незнакомую  музыку, пере-давая  её  основное  настроение, точно  и  с  удовольствием  выполняет  плясовые  движе-ния.



Предварительный просмотр:

Музыкальные  способности  ребёнка

Старшая  группа

        На  шестом  году  жизни  дети  эмоционально, непринуждённо  отзываются  на  му-зыку, у  них  появляется  устойчивый  интерес  к  музыкальным  занятиям. Они  не  толь-ко  предпочитают  тот  или  иной  вид  музыкальной деятельности, но  и  избирательно  относятся  к  различным  его  формам, например, больше  танцуют, чем  водят  хороводы, у  них  появляются  любимые  песни, игры, пляски.

        Дети  способны  усвоить  отдельные  связи  и  зависимости  от  музыкальных  явле-ний: «Это  музыка-марш, и  надо  играть  бодро, смело». Они  могут  дать  простейшую  оценку  произведению, сказать, как  исполняется, например, лирическая  песня.

        Значительно  укрепляются  голосовые  связки  ребёнка, налаживается  вокально-слу-ховая  координация, дифференцируются  слуховые  ощущения. Дети  привыкают пользо-ваться  слуховым  контролем  и  начинают  произвольно  владеть  голосом. У  некоторых  голос  приобретает  звонкое, высокое  звучание, появляется  определённый  тембр.

Уровень  музыкального  развития:

Низкий  уровень: Слушает  музыку  внимательно, но  не  различает  характер  музыкаль-ных  произведений. Узнаёт  знакомые  произведения, но  порой  с  ошибками. Воспроиз-водит  в  хлопках  несложный  ритмический  рисунок, слабо  различает  темповые, дина-мические  оттенки. Поёт, правильно  интонируя, лишь  с  помощью  педагога. Двигается, не  всегда   точно  согласуя  движения  с  музыкой.

Средний  уровень: Слушает  музыку  сосредоточенно, проявляет  эмоциональное отноше-ние  к  некоторым  произведениям  и  отличает характер знакомых  произведений, иногда  ошибаясь. Поёт  активно, но  не  всегда  чисто  интонируя, с  сопровождением. Двигается  согласованно  с  музыкой, но  недостаточно  выразительно. Выполняет  творческие  зада-ния, однако  не  проявляет  особой  выдумки.

Высокий  уровень: Эмоционально  воспринимает  музыкальные  произведения, определя-ет  характер и жанры  незнакомых  произведений, узнаёт  знакомые  по  вступлению  ме-лодии, высказывает  о  них  своё  суждение. Поёт  хорошо  знакомые  несложные  песни  без  сопровождения  и  выразительно  исполняет песни с сопровождением, проявляя  ин-дивидуальное  своеобразие, выдумку. Точно, ритмично  двигается, проявляет  самостоя-тельность, выразительно  передавая  музыкально-игровой  образ  и  танцевальные  дви-жения. Хорошо  выполняет  творческие  задания.



Предварительный просмотр:

Как сделать детский праздник интересным и запоминающимся?

       Самая главная задача праздника – доставить детям радость, вызвать у них эмоционально положительный отклик в душе, дать пищу для ума и воображения.

        К сожалению, часто мы видим, как после окончания праздника выходят уставшие воспитатели (они клеили накануне декорации и репетировали с детьми, учили сценарий) и дети (они тоже долго репетировали накануне). Праздник тянулся очень долго и все устали. Пора покончить с напрасной  тратой сил и эмоций. Лучше сберечь всё это для самого праздника, поставить перед собой цель сделать праздник настоящим! Для этого можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • придумывать содержание и тему праздника заранее (за 1 месяц);
  • планировать праздники в конце предыдущего года;
  • собирать для составления сценария только мобильную группу (не весь коллектив, но и не поручать всё одному);
  • обсуждать праздник по-деловому;
  • собирать репертуар для выступлений (список номеров) из знакомых произведений (игр, песен, танцев), включив одно – два новых;
  • не репетировать долго, когда собрались воспитатели с детьми (дети, как правило, на массовых праздниках в хороводах действуют по показу – даже старшие всё равно отвлекаются, если в зале полно гостей);
  • стараться как можно тщательнее готовить именно взрослых! Они должны учить все движения, которые будут в играх, песнях, танцах-хороводах. Их движения на празднике должны быть упреждающими! Это означает, что воспитатель заранее слышит, что данное музыкальное построение заканчивается, и чуть раньше, чем начинается следующее, меняет движения в танце или хороводе, чтобы дети, глядя на него, могли следовать вовремя за ним;
  • применять в подготовке к празднику систему поэтапного его проведения (например, в новогодний праздник, когда всем детям хочется почитать стихи Снегурочке и Деду Морозу, а это не укладывается в сценарий утренника, можно отдельно собрать детей у ёлки в другое время и удовлетворить их желание);
  • работать с родителями, чтобы они прониклись общими идеями подготовки и проведения праздника;
  • дети должны показывать на празднике не отчёт о своей работе и работе музыкального руководителя (то есть пресловутую «чистоту движений»), а обретать радость, усваивать смысл праздника, ощущать себя сопричастными к празднуемому событию;
  • ведущий на празднике – главный герой. Эта роль самая ответственная, так как ведущий в этом случае уподобляется режиссёру: всё должно «гореть» у него в руках. Он должен следить, чтобы не было заминок, он «вытягивает» самые сложные ситуации (вдруг актёр забыл слова); он создаёт атмосферу праздника (вялый ведущий – праздника нет, не спасёт самый чудесный сценарий). Именно ведущий воплощает идею праздника в жизнь, подытоживает сделанное, завершает праздник с особым настроением. По нему всем видно – праздник удался!

      В осуществлении праздника есть три момента: подготовка, проведение и проводы. Все они очень важны для успеха.

        На подготовительном этапе происходит самое основное – создание мотивации праздника. Праздник от занавеса и до развязки «должен быть сделан руками детей», тогда только он окажет на них нужное воздействие. Дети могут с помощью педагога объединяться в творческие группы – «декораторов», рисующих декорации, «костюмеров», делающих элементы костюмов, «музыкантов», продумывающих музыкальное оформление праздника. Таких групп можно придумать ещё не одну, главное вовлечь всех без исключения детей в атмосферу подготовки и ожидания события.

        На втором этапе собственно проведения праздника надо создать празднично торжественную атмосферу перед самым его началом. Попросить родителей привести в группу в этот день детей заранее, чтобы они не спешили, могли вовремя переодеться, вспомнить свои роли, полюбоваться на себя в зеркало, обсудить последние детали выступления. В этот праздничный день родители и воспитатели должны щадить своих детей, не давать им лишней нагрузки, после праздника сразу предоставить время на свободные спокойные игры, охраняя тем самым нервную систему детей от перевозбуждения. Воспитатель, который поведёт детей в зал, должен перед выходом настроить детей на удачное выступление, а после окончания праздника похвалить всех, спросить кратко их мнение.        

        На заключительном этапе, который называется «проводы праздника», педагоги прослеживают степень усвоения праздника детьми: какое мнение о празднике у них было сразу после его окончания и через несколько дней; ведут ли дети разговоры между собой на тему прошедшего праздника; насколько информированы родители о празднике и каково их мнение; разыгрывают ли дети ситуации, связанные с содержанием праздника. Педагоги делают выводы о том, насколько эффективно было задействовано участие детей в прошедшем празднике, каков вклад каждого сотрудника в общее дело, насколько успешной была организация праздника, какие перспективы в дальнейшем проведении подобных праздников открылись перед педагогическим коллективом.

          Праздники – это многогранное явление. они способствуют объединению участников в один большой коллектив, созданию взросло-детской общности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....