Консультация для воспитателей «Виды театра и влияние театрализованной деятельности на развитие детей»
консультация (старшая группа)

Левчикова Полина Эдуардовна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация28.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД №7

236010, г. Калининград, ул. Вагоностроительная, 7, Тел./факс 96-23-03/96-31-24, e-mail: ds007@edu.klgd.ru 

Консультация для воспитателей

«Виды театра и влияние театрализованной деятельности на развитие детей»

Известно, что выразительность речи детей формируется в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной выразительности у малышей к интонационной речевой выразительности у детей среднего возраста и к языковой выразительности речи детей старших групп.

Для развития выразительности речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь слушателей.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка в выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности.

Участвуя в такой деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, театрализованная деятельность побуждает их думать, анализировать, делать выводы и обобщать, активировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть ребенку робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе.

Итак, занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка.

Для достижения благоприятного результата воспитателям необходимо следующее:

-создавать условия для развития творческой активности в театрализованной деятельности

-приобщать детей к театральной культуре

-обеспечивать взаимосвязь с другими видами деятельности

Участвуя в разыгрывании эпизодов, сценок, спектакле или концертах, ребенок усваивает опыт взрослых естественно и непринужденно. Кроме того в совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности. Поэтому при создании предметно-пространственной среды, следует учитывать:

-индивидуальные способности ребенка;

-особенности его личностного развития;

-творческие способности, любознательность;

-возрастные особенности.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

-игры драматизации;

-отдельные упражнения по этике;

Театрализованная деятельность детей не проявится сама собой.

Огромную роль в этом играет воспитатель, который должен умело направить данный процесс.

Содержания, формы и методы проведения должны преследовать одновременно три цели:

-развитие речи и навыков театрализованной деятельности;

-создание атмосферы творчества;

-социально-эмоциональное развитие детей.

Очень важно, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, а также владел основами актерского мастерства и основами режиссерских умений.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, осуждения. Необходимо предоставлять возможность детям раскрываться, проявлять внутреннюю активность.

Рекомендуемые средства выразительности:

-во II младшей группе — уметь имитировать характерные движения сказочных животных;

-в средней группе — обучать элементам интонации, мимике и пантомимике

-в старшей группе — совершенствовать художественно-образные умения;

-в подготовительной группе — развивать творческую самостоятельность передачи образа;

Развитие уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда любой ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.

Здесь необходимо использовать такие приемы как:

-выбор детьми роли по желанию;

-назначение на главные роли наиболее робких детей;

-проигрывание ролей в парах;

-выбор ролей по карточкам;

При этом следует учесть, что могут возникнуть проблемы: что делать если ролей не хватает на всех детей? (при этом проблему можно решить с помощью групповой организации занятия и парного проигрывания ролей) и кто будет играть отрицательных персонажей (здесь следует подчеркнуть, что все дети и взрослые — артисты, которые должны уметь играть и положительные и отрицательные роли).

Так же очень важно отметить роль театрализованных игр в коррекции проблем речевого развития.

Проблемы речевого развития успешно осуществляется в театрализованных играх. Их можно использовать для развития общей речевой моторики.

Такая работа осуществляется в несколько этапов.

1 этап — дать игровые упражнения на выработку мимики, жестов и пантомимики.

Например: упражнения на развитие мимики «Съели кислый лимон»«Мы обиделись»«Испугались забияку».Упражнения по обучению жестам«Покажите высокого мальчика»«Маленького комарика». Упражнения на развитие пантомимики«Расцвели как цветы»«Полетели как птицы»«Идут пингвины» и т. д.

2 этап — заучивание стишков, потешек, прибауток. Стараться помочь упражняться в ситуативной речи, активизировать словарь.

3 этап — постепенное овладения умением отвечать на вопросы, пояснять, рассказывать без наглядной опоры на предмет или действие.

4 этап — разыгрывание с детьми театрализованных игр по знакомым им произведениям.

В связи с этим можно акцентировать внимание на следующем:

-театральная игра должна стать частью занятия;

-проводить такие занятия нужно систематически;

-следует развивать у детей мелкую и общую моторику через различные виды театра;

-театрализованные игры можно использовать и как средство для преодоления речебоязни;

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет воспитателям через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Работа с детьми по театрализованной деятельности это одно из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр, у детей формируется уважительное отношение друг к другу, они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Для успешной работы в группе необходимо создать предметно-пространственную среду: руками воспитателей и родителей оборудовать театральный уголок для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров. Кукольный театр - это волшебный мир. В отличие от драматического театра, где играют не куклы, а живые люди, кукольный театр более долговечен. Его актеры способны жить много столетий, и любая кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент способна ожить и сыграть перед нами любую роль.

И сегодня я хочу познакомить вас с многообразием видов театра, которые можно использовать в своей работе с детьми.

Виды театров

Театр би-ба-бо

Куклы би-ба-бо надеваются на три пальца руки - вроде перчатки.

Самая простая кукла состоит из тельца-рубашки, головы и ручек.

Эти куклы можно приобрести в магазинах или сшить самим. Тельце-рубашка кроится из материи по руке кукловода. Голова может быть сделана из разных материалов: дерева, пластмассового шарика, папье-маше. Можно также использовать старые куклы и резиновые игрушки.

Плоскостной театр

Персонажи рисуются на тонком картоне (фанере, вырезаются, изображение кладется на картон (фанера, обводится и вырезается вторая часть. Склеить обе части. Устанавливаются фигурки на пластмассовые пробки, детали из лего.

Пальчиковый театр.

Пальчиковый театр -это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты жран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Маски-шапочки

Самый любимый вид театра у детей. Изображение персонажей обычно рисуют, вырезают из картона и приклеивают на ободок.

Большие куклы «Живая рука»

Большие куклы (по высоте ребенка) бывают плоскими и объемными, лучше из поролона. Ребенок завязывает у себя на шее сзади ленточки, которые прикреплены к голове куклы. Руки куклы ребенок прикрепляет к запястьям, надев резиночки, пришитые к рукам куклы.

Театр ложек

Самый простой и доступный для детей кукольный театр ложек. Куклы-ложки предвосхищают знакомство с верховыми куклами, являясь как бы упрощенным вариантом.

Театр игрушек

Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении. Необходимо сначала подобрать игрушки. Они должны быть приблизительно одного размера, то есть так, чтобы мышка не была выше кошки. Затем придумывают или подбирают сказку, где бы участвовали эти персонажи.

Театр игрушки помогает более яркому восприятию., развивает пространственное и образное видения детей.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда- книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

Конусный театр

Куклы надо вырезать и склеить в виде конусов (это их основа). Затем прикрепить дополнительные детали, они обычно также выполнены в виде геометрических фигурок - круглая голова, треугольные ушки у животных, прямоугольные усы. При желании украсить одежду кукол небольшими аппликациями или разрисовать. В комплекте к куклам желательно подготовить декорации - забор, дерево, дома, облака.

Этот вид театра помогает учить детей координировать движения руку и глаз.

Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры (С. А. Козлова, Е. Е. Кравцова).

Театрализованные игры в дошкольном возрасте, так или иначе, основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.

Приведу примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помощью театральной деятельности.

1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, предлагаю детям посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлекаю внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?», миска («Может в этой миске испекли Колобок?») и т. д. Затем спрашиваю, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

2. Чтение и совместный анализ сказок. Сначала я провожу беседу, направленную на знакомство с эмоциями и чувствами, затем - выделяю героев с различными чертами характера и предлагаю идентифицировать себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети смотрятся в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то театрализованныеигры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.

Учитывая положительные стороны театра, хочется, чтобы он вошел в повседневную жизнь детей, по возможности в семью, чтобы представления были интересными, яркими и содержательными.

Влияние театра на всестороннее развитие детей дошкольного возраста очевидно. Такая работа с детьми получает одобрение и детей, и родителей и способствует всестороннему развитию детей дошкольного возраста.