Встреча с волшебниками Объединения и Разделения
план-конспект занятия

Осипова Наталья Васильевна

Занятие по развитию математических представлений и познавательных процессов с элементами ТРИЗ - педагогики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_matematike.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17 «Чебурашка» г. Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект открытого занятия

«Встреча с волшебниками «Объединения и Разделения»

(развивающее занятие по математике для  детей старшего дошкольного возраста с  использованием методов ТРИЗ - технологии)

Провела:

13.12.2021г.

педагог - психолог

   Осипова Наталья Васильевна

nalyadom@yandex.ru (e-mail)

2021г.

Тема: Встреча  с Волшебниками «Деления-объединения».

Цель и задачи: развивать аналитико-синтетические умения; математические представления, умение собирать по схеме из счетных палочек фигуру (до 22 палочек), закрепить прием фантазирования «дробление — объединение»; развивать воображение, внимание, улучшать взаимоотношения в детском коллективе.

Оборудование: изображения разных объектов для игры и их схематическое изображение из счетных палочек, комплект изображений для игры «Сказочная математика»,  комплект изображений для игры «Чудо-зверь», музыка  и проигрыватель (необязательно) подвижной игры.

Сегодня мы продолжаем выполнять задания наших волшебников. Ребята, напомните, как их зовут. А коротко?

1. Упражнение «Новые названия»

           – Ребята, когда мы употребляем слова, называющие, неживые предметы, то часто

сразу по названию понятно – что это за предмет, что он делает, зачем нужен.

Например, самолет – летает сам, пылесос – сосет пыль, расческа – расчесывает и

т. д. Можете ли вы привести свои подобные примеры?

      – …

      – А вот когда речь идет о животных, то по названию непонятно, что животное

делает, где живет, чем питается, что интересного и необычного есть в нем. Вот

если бы и у животных были такие же «говорящие названия», как и у предметов. И

был бы тогда не «крокодил», а «плавучий острозуб»; не «жираф», а «длинношеий

листоед»; не «бегемот», а «толстопузик гигантский» и т. д. Давайте попробуем

придумать новые названия и другим животным.

     Для выполнения упражнения группу можно разбить на две группы: первая называет животное, вторая – придумывает новое название. Затем – наоборот: первая группа называет название, вторая должна догадаться, какое животное загадано.

2. Беседа «Сказочные животные»

     – Вы сейчас придумывали названия реальным живым существам. Но животные еще

бывают и сказочные. В сказках могут встречаться и животные, которые есть на

самом деле, но в сказках они разговаривают, живут в домах, работают и т. д. Но

бывают и необычные, фантастические животные, которых в действительности не

существует. Приведите примеры таких животных и объясните, что в них необычного.

       – …

       Затем педагог систематизирует ответы детей, показывая, что большинство сказочных  животных представляют собой различные варианты объединения частей реально существующих (при этом возможно изменение количества частей).

      - Как вы думаете ребята из каких животных состоят такие сказочные персонажи

Легр (лев + тигр), зебряц (зебра + заяц), волжик (волк + ежик), голувлин (голубь + павлин), лошаведь (лошадь +медведь), жиразьяна (жираф + обезьяна) и др.

Этот прием способствует развитию конструктивных идей ребенка, его фантазии, воображения, умения анализировать строение, особенности прежнего и нового объекта, его ресурсов.

3. Игра «Раздели-соедини».

Педагог-психолог включает веселую музыку, в паузах воспитатель  называет различные части тела и команды «Дели!» или «Соедини!». Например: «Руки — соедини!», «Ноги -раздели!», «Головы — соедини!», «Пальцы — раздели!» и др.

Дети указанные части должны соединить (сблизить, объединить, иногда с кем-то в паре) или разъединить (показать изолированно, отдельно).

4. Игра по технологии ТРИЗ «Сказочная математика» (адаптир. автором) 

Описание дидактического пособия: 17 картинок с изображением предметных объектов; 9 картинок с изображением сказочных героев, а также изображение символов =, +, - .

Вариант №1

      Дети сидят за столом.  Педагог предлагает поиграть в игру «Сказочная математика», на столе располагаются карточки с изображением объектов.

    -Ребята, я предлагаю вам поиграть в волшебников объединения, для этого нам нужно рассмотреть каждый объект и его функцию.

    Ведущий показывает 2 или 3 картинки и предлагает подобрать картинку с изображением сказочного героя, который получится при объединении двух или трех исходных объектов.

Например: лук + мальчик = Чипполино; кот + сапоги = Кот в сапогах и т. д.

Затем обсудить сказочного героя, его роль в сказке.

Вариант №2

          Предложить детям поиграть в волшебников разделения, каждый участник выбирает себе картинку с изображением сказочного героя и подбирает к ней два или три объекта, которые образуются при разделении данного сказочного персонажа.

Например: колобок = печка + тесто; Буратино = полено + мальчик и т. д. 

5. Игра «Я предмет, а ты моя частичка».

Педагог бросает кому-то из детей мячик, и говорит слово, например, «дом». Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта (Например, «крыша»).

6. Игра «Найди своих друзей»

У каждого свой рисунок: машина, дерево, гриб, гитара, рыба, бабочка, перо, заяц, лодка, зонтик, паутина, часы, крокодил, звезда, шарик, самолет, радио, дом, девочка.

 Педагог просит объединится всех,кто: 1. живой; 2. издает звуки; 3. выше стола; 4. сам передвигается; 5. неживой; 6. молчит; 7. не двигается сам; 8. ниже стола;  9. живет в воздухе; 10. живет в лесу; 11. живет (находится) в городе.

Игра позволяет увидеть ПФ «Объединение» в действии, обучает умению классифицировать.

7. Собери из счетных палочек свой объект (схема прилагается).

8. Итог занятия (анализ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ТРИЗу "Встреча с волшебниками"

Цель: развивать творческое воображение, используя прием дробления иобъединения.Ход непосредственно-образовательной деятельности: -Ребята, сегодня мой художник принес картину. Взгляните на нее. Что вы ...

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ГРУППЫ НА НЕСКОЛЬКО ПОДГРУПП

«Выбери...» (10 мин.)Если вы хотите разделить группу на 4 подгруппы, вызывается 4 добровольца; если на 5 подгрупп — 5 добровольцев и т.д.Ведущий задает вопрос добровольцам: «Кого бы вы взяли с собой в...

НОД - Экономика :Разделение труда

Цель: развитие  элементарных экономических знаний дошкольниковЗадачи:-       составить элементарную  картину  представлений  о  принципе экономик...

Памятки для родителей по трудовому воспитанию с учетом гендерного разделения.

Памятки для родителей по трудовому воспитанию с учетом гендерного разделения....

Конспект интегрированного занятия в разновозрастной группе « Встреча с весёлым волшебником»

Цель: Развитие творческих способностей детейЗадачи:- Закреплять знания детей о частях тела человека- Учить понимать настроение человека, активизировать в речи детей слова: радость, грусть, злость.- Ра...

Интегрированное занятие в разновозрастной группе « Встреча с весёлым волшебником»

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, стремление сделать им приятное, воспитывать вежливое общение....

Методическое объединение для воспитателей "Традиции народов Крыма" "Зиму провожаем - весну встречаем"

   Крым – наша малая Родина. Для нас это самое чудесное место в мире. Здесь почти всегда светит солнце, дети и взрослые восхищаются Черным морем. Крымские горы, звенящие водопад...