"Использование технологии синквейн по нравственному воспитанию"
статья (старшая группа)

Пешкова Светлана Анатольевна
Сегодня хочу поделиться с вами инновационной технологией в работе с детьми по нравственному воспитанию - Синквейн. Это работа над созданием нерифмованного стихотворения. Инновационность данной методики - создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_sinkveyn.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пешкова Светлана Анатольевна, воспитатель

ГБОУ СОШ № 2 д/с «Солнышко», г. Нефтегорск

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хочу поделиться с вами инновационной технологией в работе с детьми по нравственному воспитанию - Синквейн. Это работа над созданием нерифмованного стихотворения. Инновационность данной методики - создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Задачи:

  • обогащать и активизировать словарный запас (глагольный словарь, словарь прилагательных);
  • готовить к краткому пересказу;
  • чувствовать себя хоть на мгновение творцом;
  • развивает ассоциативное и наглядно-образное мышление.

I этап - подготовительный

На данном этапе работы при обучении составления синквейна уточняю, расширяю и совершенствую словарь дошкольников.

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить (дети могут сравнивать синквейны и оценивать) свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

На данном этапе своей работы я использую   формы образовательной деятельности дошкольников, благодаря которым проводится обогащение и активизация словаря:

  • Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие).
  • Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.
  •  Речевые тренинги (собрана картотека речевого материала для речевых тренингов).
  • Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие)

II этап - основной.

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой.

Для успешного овладения детьми данной технологии мной используются разные способы работы с синквейном:

  • «Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.
  • «Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.
  • Составь «Синквейн по образцу»
  • «Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.
  • «Найди ошибки в стихотворении». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета
  •  «Чужое слово». Аналогичное задание.
  • «Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий - четвертую, четвертый-пятую.

Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.

III этап - практический.

Самостоятельное составление синквейнов детьми.

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

Сначала все дети составляют синквейн об одном предмете или природном явлении. После приобретения навыка самостоятельного выполнения такого рода задания даю детям индивидуальные темы.

Для того чтобы разнообразить занятия по составлению нерифмованного стихотворения на этом этапе использую следующие игровые приемы:

  • «Чей синквейн лучше?» Составляется дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой одной лексической темой (например, разные виды одежды). А затем обсуждается, чей текст был наиболее удачным и почему.
  • «Речецветик». Детям предлагается цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн.
  • «Занимательный кубик». На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.
  • «Волчок». Круглое поле делится на несколько секторов. В каждом секторе изображен предмет изучаемой лексической темы. Ребенок вращает волчок на какой предмет попадет стрелка волчка, после окончания вращения, о том предмете составляется синквейн.
  • «Отгадай загадку, и на отгадку составь синквейн»

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами. Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему. Работая со схемой, дети выкладывают слова, используя плоскостные геометрические фигуры, это и позволяет видеть, границы слов. Также в составлении синквейна использую пиктограммы. Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников - игровая, организую процесс познания новых слов в игре. Синквейн составляем как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.

Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению. Дети учатся соблюдать интонацию; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл. Синквейн - один из эффективных методов развития речи дошкольников. В чем же его эффективность и значимость?

  • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Применение данной технологии помогает:

  • создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
  • Закрепляет знания детей об окружающем мире.
  • Способствует обогащению и актуализации словаря, уточнению содержания понятий.
  • Формирует грамматический строй.
  • Помогает наиболее полно и точно. Правильно выразить свою мысль.
  • Оформлять мысль в виде предложения
  • Подготавливает к составлению описательного рассказа.
  • Развивает творчество
  • Поддерживает интерес к обучению.

Приложение №1

ПАМЯТКА ПО СОСТАВЛЕНИЮ СИНКВЕЙНА

Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:

• 1 строчка - одно существительное;

• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Приложение №2

Пример синквейнов составленных детьми на темы духовно-нравственного воспитания детей:

1.Ознакомление с отечественным литературным наследием.

Пушкин

Умный, талантливый.

Пишет, сочиняет, творит.

Он очень хороший поэт.

Писатель.

2.Фольклор.

Масленица

Широкая, веселая

Веселимся, шумим, пляшем

Угощу блинами и попрошу прощения

Праздник

3.Декоративно – прикладное искусство.

Хохлома

Яркая, золотая

Украшает, радует, дарит

А трава как бахрома -Золотая Хохлома

Узор

4.Патриотическое воспитание;

Родина

Большая, богатая

Кормит, охраняет, любит

Дом, в котором мы живем

Россия

5.Краеведение;

Нефтегорск

Родной, спокойный

Красивый, веселый, старинный

Наша малая Родина

Город

6. Семья.

Семья

Дружная, добрая

Помогает, любит, оберегает

Опора в жизни человека

Дом

 Приложение №3

Совет для родителей:

«Как использовать синквейн дома?»

1.Рассказать детям о «синквейне».

2. Сделать с ребёнком копилку синквейнов по сюжетам знакомых стихотворений, песен, мультфильмов, прочитанных рассказов и сказок, ситуациям из жизни ребёнка.


Вот что я здесь хотела рассказать,
Что значит «Синквейн», как его применять?
В методике правило пяти строк,
И знать их желательно нам на зубок.
Вот в первой строке лишь слово одно:
О чем хочешь ты рассказать нам давно.
Вторая строка – прилагательных два
И сложного нет ничего здесь пока
А в третьей строке – глагола лишь три,
Подумав, ты быстренько их назови.
В четвертой и фразу попробуй сказать.
И справившись с этим, иди к строчке пять.
Подводим итог в строке номер пять
Синонимом первой она должна стать.
«Синквейн» - это просто, с детьми поиграйте.
И речь своих крошек в игре развивайте.


Удачи и успехов вам, уважаемые родители, в вашем общении и совместной деятельности с детками!

Приложение №4

Схема синквейна

1.

2.                  

3.                                    

4.

.

5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

Использование инновационных образовательных технологий в духовно — нравственном воспитании дошкольников

Данная статья поможет педагогам  ДОУ   использовать образовательные технологии в работе с детьми 6-7 лет....

СООБЩЕНИЕ «Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его...

ООД по речевому развитию с использованием УМК «Речь: плюс» Тема: «Игрушки» с использованием технологии Синквейн

ООД по речевому развитию с использованием УМК «Речь: плюс»Тема: «Игрушки» с использованием технологии Синквейн...

Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

В данном материале раскрыты инновационные технологие в духово-нравственном воспитании детей дошкоьнго возраста....