Консультация "Роль воспитателя на музыкальных занятиях» для педагогов
консультация

Корнилова Светлана Леонидовна
Цель: повышение профессионального уровня и обмен опытом музыкальных руководителей и воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vospitatelya_na_ood.docx271.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5 «Пчелка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Выступление из опыта работы на тему:

«Роль воспитателя на музыкальных занятиях»

для педагогов

Подготовила:

Корнилова Светлана Леонидовна,

музыкальный руководитель

первой квалификационной категории;

Согласовано: старший воспитатель

                                                                             ___________________Дударева И. А.

Дата проведения:

«  »                          2021г.

2021-2022 учебный год

Цель: повышение профессионального уровня и обмен опытом музыкальных руководителей и воспитателей.

Задачи: 

    1. Обсудить возможности взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального развития дошкольников.

      2. Познакомить с методами и приёмами работы в разных видах музыкальной деятельности, используя личный опыт и наработки.

      3. Повысить профессиональную компетентность педагогов, готовность к сотрудничеству и творческому развитию в реализации задач музыкального развития дошкольников.

Материал и оборудование:

Ноутбук, проектор, экран, детские музыкальные инструменты, фортепиано, снежинки – смайлики, елочка.

     Успешность процесса музыкального развития дошкольников, целью которого является развитие музыкальности детей и способности эмоционально воспринимать музыку, зависит от многих факторов, одним из которых является роль воспитателя и его взаимодействие с музыкальным руководителем на музыкальных занятиях. Основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Но более эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает активное сотрудничество между педагогами.

Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь, там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям.

     Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений, но это ни в коей мере не снижает активности воспитателя. Ведь именно воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса, так как проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Активность воспитателя зависит от трех факторов:

1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.

3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал.

 Часто воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать, полагая, что за это время они смогут сделать какие-то дела в группе.

ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПРИСУТСТВОВАТЬ НА КАЖДОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ И АКТИВНО УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ:

  • Петь вместе с детьми (не заглушая детского пения), следить запроизношением слов в песне и качеством усвоения материала. При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
  • При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвовать во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре),следить за осанкой детей.
  • Направлять самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.
  • Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
  • Повторять движения танцев,исполнять пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществлять контроль за поведением детей, качеством выполнения всего программного материала.

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте». Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.

Чего хотелось бы избежать на занятиях:

  • Воспитатель сидит с безучастным видом
  • Воспитатель перебивает исполнение
  • Даёт словесные указания наравне с музыкальным руководителем ( двух центров внимания быть не может)
  • Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Роль воспитателя на музыкальных занятиях многогранна и важна. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Зная репертуар, он может включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей, тем самым, продолжая их разностороннее воспитание:

  • Умственное: дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е. знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.
  • Нравственное - волевое: воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности
  • Физическое: в танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.
  • Эстетическое: чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.
  • Певческие навыки: чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.

Роль воспитателя, чередование его активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач:

  • Вводная часть: движения в различных построениях: колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу; ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.
  • Слушание музыки
  • Пение и песенное творчество -
  • Обучение игре на детских музыкальных инструментах: знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах
  • Танец
  • Игра

       Теперь, уважаемые коллеги, мы переходим непосредственно к практической части «Мастер-класса», в которой вам предстоит принять активное участие. Мы остановимся на всех видах музыкальной деятельности, используя различные методы и приёмы их освоения. Рассмотрим роль воспитателя и взаимодействие с музыкальным руководителем на музыкальном занятии на тему «Зима в музыке» в подготовительной к школе группе.

Звучит марш, дети заходят под музыку в зал.

В начале музыкального занятия мы приветствуем друг друга, исполняя небольшие песенки-распевки, которые способствуют развитию правильной артикуляции и дикции, координируют детский слух и голос, развивают чистоту интонирования.

1.Музыкальное приветствие: «Добрый день» (мажорное трезвучие)

Музыкальные приветствия способствуют развитию речи и координации движений детей, а также созданию хорошего настроения.

Муз. рук.: - Добрый день!

Дети: - Добрый день!

Муз. рук.: - Говорим мы

Дети: Каждый день

Муз. рук.: Этими словами

Дети: Здороваемся с вами!

Муз. рук.: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие.  Собирайтесь и в путь!

2.Музыкально-ритмические движения:

Музыкально-ритмические движения включают в себя: танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности.

Музыкально-ритмические движения обогащают эмоциональный мир детей.Развивают чувство ритма,координацию движений,музыкальные, познавательные, художественно-творческие способности.

Воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма.

Способствуют физическому совершенствованию организма.

Роль воспитателя во время музыкально-ритмических движений:

· участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;

· исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары,

· следит за правильной осанкой;

· дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение — упражнения на развитие творческой активности детей);

· принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов.

Упражнение: «Марш» М. Дунаевского,

Ходьба с перестроениями: по кругу, по диагонали, змейкой, парами, четверками.

«Поскоки» укр. н. м.        Дети двигаются в 2х, 4х маленьких кружках.

3.Слушание (восприятие музыкальных произведений) музыки:

Слушание – это самостоятельный вид деятельности, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности (темп, динамика, регистр), именами композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения.

Роль воспитателя во время слушания музыки:

· личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

· во время исполнения следит за тем, как дети воспринимают музыку;

· когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами;

· следит за дисциплиной.

Муз. рук.:Мы идем в гости. А куда, догадайтесь сами!                                                                                                                                                       Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром.                                                                                                         (Зима)                                                                                                        

Муз. рук.:Мы совершим путешествие в мир красок и звуков зимы, будем слушать музыку зимы, всматриваться в ее картины. А после нашей встречи попробуем описать, какой мы увидели, услышали и почувствовали зиму?                                                                                                                              Итак, приглашаю всех в гости к сказке.  

Слушание «Зима» А.Вивальди

(показ слайдов)

Муз. рук.:Давайте закроем глаза и шепотом произнесем слово “Зима”.     (Дети повторяют)                                                                

Муз. рук.:Какие слова и словосочетания возникли у вас в памяти? (Снег, пурга, мороз, снежная горка, коньки, лыжи …).

Муз. рук.: Зима вступила в свои права. Какими звуками может быть наполнена она? (Воем ветра, скрипом снега, шумом метели).                                                                    

Слушание звукового эффекта-метель.

Муз. рук.: Не всегда природа зимой красивая и нарядная. Бывает она вьюжная, грозная, снежная, с воем ветра, шумом метели. Как в этом музыкальном отрывке. Зима (первая часть) начинается со звуков завываний зимних ветров. Дрожа от холода, люди спешат домой, притопывая, чтобы спастись от неистового мороза.

Слушание: А. Вивальди «Времена года» «Зима» 1часть

Муз. рук.: А теперь представьте себе тихий зимний вечер в уютном доме. Чуть слышно потрескивают дрова в камине. Тепло разливается по всей комнате. Мягкая и нежная мелодия уводит нас за собой, в волшебный мир сказки.                                                                                                                                                                  

Слайд- Камелек

Муз. рук.: Камелек – это русское название камина в доме или какого-либо очага в жилище. В долгие зимние вечера у очага собиралась вся семья.   В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические.                                                                                                                                                    В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали.                                                                                          

Слушание пьесы П. Чайковского Январь «У камелька»

Муз. рук.:Какое настроение передаёт нам композитор в своей музыке?                                                  Что вы представляете, слушая эту музыку? (ответы детей).

Муз. рук.: Пьеса "У камелька" рисует картинку с мечтательным настроением.

Слайд (портрет композитора)

Муз. рук.: Мы сегодня с вами открыли «Детский альбом» П.И.Чайковского на зимней страничке, и услышали пьесу «Январь»- «У камелька».                                                                                                                                                

Муз. рук.: Вот такой нам представилась Зимушка-зима в музыкальных произведениях композиторов.                                                                                                                                                                    Какой же вы увидели, услышали и почувствовали зиму?                                                                        В каких музыкальных произведениях прозвучала зима?  («Времена года» П.Чайковского и А.Вивальди).                                                                                                                                                     Для кого она стала любимым временем года? (ответы детей)

4.Пение и песенное творчество.

Пение и песенное творчество - это один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения. На первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний. 

Роль воспитателя во время распевания и пения: 
· не участвует во время быстрых опросных упражнений;
· следит за правильной осанкой;
· во время упражнений один из приемов работы: первый раз исполняет музыкальный руководитель, повторно – воспитатель, затем -дети.
· поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;
· воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова ; следит за правильным произношением слов в песне (поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно;
· поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;
· при совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;

· не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста).

Муз. рук.: В долгие зимние вечера любили собираться все вместе, и петь, плясать, играть.

Пение: «К нам приходит новый год» В. Герчик,

 «Ай, какой хороший, добрый, Дед Мороз» В. Витлин

5.Музыкально-дидактическая игра

Музыкально-дидактическая игра«Музыкальный домик»

развивает у детей умение различать тембр различных детских музыкальных инструментов, творчество детей,музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; побуждает их к активным самостоятельным действиям.

Роль воспитателя вмузыкально-дидактической игре

  • тактично направляет ход игры,
  • следит за взаимоотношениями играющих,
  • сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей.

Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре, становится её полноправным участником.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный домик»

6.Игра на детских музыкальных инструментах

Развивает творчество детей и умение детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах, знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.

 Побуждает детей к активным самостоятельным действиям.

Роль воспитателя в игре на детских музыкальных инструментах

  • воспитатель в младшей группе поддерживает возникший интерес у детей к музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться.
  • воспитатели средней группы помогают освоить навыки игры на инструменте (металлофоне, треугольнике)и др., передать ритмический рисунок мелодии.
  • если ребёнок затрудняется, проигрывает мелодию на своём инструменте.
  • в подготовительной группе при игре ансамблем педагог следит за общим темпом исполнения, правильной передачей ритмического рисунка.

Игра на музыкальных инструментах «Саночки» муз. А. Филиппенко

7. Танец

Танец учит понимать или создавать прекрасное, развивает образное мышление, дает гармоничное пластическое развитие, учит познавать мир, а занятия не только развивают музыкальность, но и помогают раскрывать себя, воспитывая внимание, волю, а также коммуникабельность.

Воспитывать и поддерживать интерес к русской народной музыке;

закрепить знакомые хороводные движения,

создавать собственные танцевальные импровизации.

Роль воспитателя в танцах и хороводах

  • в старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;
  • корректирует выполнение движений с отдельными детьми во время танца или пляски;
  • личным примером способствуем созданию у детей танцевальной импровизации;
  • напоминает уже известные танцевальные движения.

Хоровод «Зима красавица» муз. С. Мусин

Муз. рук.:- А сейчас пришла пора поиграть нам, детвора!                

Много снега выпало, давайте будем катать снежный ком.

8. Игра

Коррекционные: развитие слухового, зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата,  координации движений и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;      

Оздоровительные:
укрепление сердечно - сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
развитие быстроты двигательной реакции;                                    

Образовательные:
обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
Воспитательные:
воспитание общей, музыкальной, речевой, двигательной культуры, эстетическое отношение к окружающему;                     
                                     

Роль воспитателя в играх

  • разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;
  • берет одну из ролей в сюжетной игре.

Игра «Снежный ком»

Сегодня из снежного мокрого кома               идут по кругу, катят перед  

                                                                           собой

Мы снежную бабу слепили у дома.               воображаемый ком

Стоит наша баба у самых ворот.                    рисуют руками три круга

Никто не проедет, никто не пройдет.            Грозят указательным пальцем

Знакома она уже всей детворе,                       Идут по кругу, последние слова

А Жучка все лает: «Чужой во дворе!»           говорит один ребенок.

Муз. рук.:А теперь, ребята, пора возвращаться из нашего зимнего путешествия, проходим в «воротики», и возвращаемся в детский сад.

Мне понравились сегодня ваши ответы, понравилось, как вы внимательно слушали музыку. Молодцы! Спасибо!

Музыкальная песенка-прощание.

Под музыку дети выходят из зала.

Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников позволяет добиться цели и задач, поставленных программой в образовательной области «Музыка», сформировать предусмотренные программой умения и навыки (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения), в полной мере развить соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребёнка.

Рефлексия «Елочка настроения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационное сообщение для педагогов "Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках"

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музы...

Консультация для педагогов на тему: РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХПроблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя- одна из самых важных: от её решения зависит успешность процесса не...

Консультация для педагогов на тему: РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

Одной из актуальных проблем современной педагогики является проблема развития творческих качеств ребенка а именно творческих муз. способностей. Их формирование возможно лишь в тесном сотрудничестве пе...

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ. семинар-практикум для педагогов.

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ РАЗНОСТОРОННЕЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ:Умственное: дети получают знания о различных сторонах  и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах го...

Консультация для педагогов ДОО "Роль воспитателя на музыкальном занятии, празднике и развлечении.Виды и формы музыкальной деятельности"

В мвтериале представлено описание функций воспитателя на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях; роли ведущего на мероприятии и взаимодействие с участниками процесса, а так же подготовки дете...

конспект консультации для педагогов "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии"

Познакомить воспитателей с блоками педагогического процесса в разных видах музыкальной деятельности....