Использование предметно - пространственной развивающей среды "Фиолетовый лес" В.Воскобовича при взаимодействии с дошкольниками
консультация

Касаткина Ксения Сергеевна

Цель мастер - класса: внедрить технологию В. В.Воскобовича «Фиолетовый лес» в педагогическую деятельность воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Кетовский детский сад общеразвивающего вида №3»

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему:

«Использование предметно-пространственной развивающей  среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича при взаимодействии с дошкольниками»

Подготовила:

Касаткина К.С.

Воспитатель

Кетово 2020 г.

Мастер класс для педагогов ДОУ «Использование предметно-пространственной развивающей  среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича при взаимодействии с дошкольниками»

Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов участников в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками посредством игр В.В. Воскобовича.

Задачи: познакомить педагогов с развивающей технологией В.В. Воскобовича, ее

особенностями, формами и методами работы с детьми; развивать творческий, познавательный интерес к играм В.В. Воскобовича; воспитывать уважение к авторским играм, желание применять полученные знания в своей педагогической деятельности.

Ход мастер-класса

    В современной образовательной ситуации одним из основных регламентирующих документов является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО, ведущая форма деятельности в детском саду – игра, познавательная и исследовательская деятельность (п.1.2. ФГОС ДО). Играя, педагог создает условия для развития ребенка во всех образовательных областях: «социально–коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «физическое развитие», «художественно–эстетическое развитие» и «речевое развитие». Организация предметно–пространственной среды  в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО также является одним из ключевых умений современного педагога (п.3.3.1. ФГОС ДО).

    Сегодня мы поговорим о развивающих играх В.В. Воскобовича, которые способствуют реализации Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствии со Стандартом. Мы рассмотрим использование развивающего пространства «Фиолетовый лес».

     Как вы думаете, почему В.В. Воскобович использует именно фиолетовый лес?

Почему не зеленый?

Педагоги размышляют, отвечают.

    Как и многие психологи, автор данной сказочной среды обращает внимание на то, что фиолетовый цвет достаточно хорошо активизирует детское мышление. Он хорошо влияет на нервную систему и повышает творческий потенциал. Технология развивающих игр В.В. Воскобовича предполагает активное включение ребенка в воспитательно-образовательный процесс с помощью погружения в сказку. Методика рассчитана на формирование логического мышления и наглядное объяснение сложных для детей вещей.

    Как вы думаете, это все задачи, которые можно решить с помощью использования данной среды?

Педагоги отвечают.

    На самом деле, использование предметной среды «Фиолетовый лес» создает условия решения почти бесконечного числа задач воспитательно-образовательного характера. Я для вас попыталась скорректировать и выделить основные:

- ознакомлению детей с окружающим миром (времена года, природными явлениями, с растительным и животным миром);

- развитию познавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения);

- развитию способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации;

- развитию аргументированной и доказательной речи.

     Итак, сказочная область – Фиолетовый лес, а главный персонаж « Малыш Гео».

« Однажды Малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету – день идет, два идет – и вдруг, откуда ни возьмись, Красный зверь. Испугался Гео, побежал, а Красный зверь за ним. И тут Гео слышит:  «Напугай Красного зверя Оранжевым криком»…» Так начинается методическая сказка В.В.Воскобовича о приключениях Малыша Гео в Фиолетовом лесу.

     Попробуем и мы заглянуть в сказочный « Фиолетовый лес»…

Игровая ситуация «Осень в Фиолетовом лесу» ( 4-7 лет) 

Задание: Послушайте рассказ и «нарисуйте» осень в Фиолетовом лесу. Измените ситуацию на панно соответствии с повествованием.

«Наступила осень в лесу: листья на деревьях меняют свой цвет, некоторые из них

опадают. Набежали тучи, пошел дождь.»

Придумайте продолжение рассказа с использованием дополнительных съемных элементов ( животных и птиц).

Как, вы, думаете, развитию, каких образовательных областей способствовала данная игровая ситуация?

Через данную игровую ситуацию дети знакомятся с окружающим миром.

Игровая ситуация «Разложи листочки» ( 3- 5 лет). 

Королева Мурана прислала приглашение на бал. Попасть на бал смогут только самые смышленые ребята. Поэтому Мурана на входе в свою страну поставила замок с шифром, а чтобы его открыть, нужно правильно разложить листочки в шифровке, тогда дверь откроется. Давайте поможем ребятам попасть на бал. Послушайте задание : разложите большие листочки в большой круг, маленькие – в маленький.

Догадайтесь: какие листочки положить в пересечение кругов (средние, оставшиеся).

Посчитайте количество каждых листьев и составьте шифр (например, 5-3-5).

В этой ситуации развивается внимание, мышление, умение распределять листочки в круги по одному признаку - размеру.

Игровая ситуация «Помоги найти птиц» ( 4- 7 лет).

Жители Фиолетового леса устроили праздник. На нем было так шумно, что все птицы испугались и разлетелись. Когда праздник закончился, в лесу стало тихо. И все поняли, что птиц не стало. Как быть? Как вернуть птиц в лес?

Давайте попробуем отыскать птиц в лесу и сосчитать их, но только глазами.

Придумайте продолжение истории.

А, что здесь мы развивали?

Сейчас я продемонстрировала вам игры на развитие психических процессов.

Игровая ситуация «Следы Незримки Всюся» (3-7 лет)

Незримка Всюсь решил запутать свои следы, чтобы никто в Фиолетовом лесу не

догадался куда он пошел. Давайте попробуем разгадать его шаги и повторить их

(ходьба правой и левой ногой, прыжки на правой ноге, на двух ногах, на левой ноге).

Данная игра относится к образовательной области физическое развитие.

Игровая ситуация «Помоги мышатам сосчитать листочки» ( 4-6 лет) 

Мышата решили украсить свой дом листочками. Маленький мышонок нашел 2 зеленых листочка, а большой мышонок насобирал красных листочков. Принесли они их домой, и решили узнать, сколько же они принесли листочков. Но никак не могли сосчитать. Давайте поможем мышатам сосчитать листочки. Найдите цифру, обозначающую количество. Сосчитайте, сколько листочков получилось. Запишите задачу с помощью цифр и знаков.

В данной игре мы развиваем умение использовать цифры и знаки, закрепляем счет до 5 и умение решать простые задачи.

Игровая ситуация «Буквы потерялись»( 4-6 лет).

Лопушок спешил к нам в гости и нес буквы «А» и «У». Но он так торопился, что растерял буквы по дорожкам Фиолетового леса. Давайте поможем ему найти буквы «А» и «У».

Позовите букву «А»: АААААА, а теперь букву «У»: УУУУУУ. Из чего мы можем их составить? Составьте из листочков разного цвета буквы «А» и «У». Назовите из каких элементов состоят эти буквы? Вспомните слова, начинающиеся на «А» и «У».

Вывод: Играя в эту игру, мы закрепляем знание букв и звуков и умение составлять образы букв.

Данная игра относится к образовательной области речевое развитие.

Игровая ситуация «Смешиваем цвета» (5-7 лет).

Гномы Красный-Кохле, Желтый - Желе, Зеленый - Зеле, Синий - Селе стали хвастаться, что в Фиолетовом лесу для них всегда найдутся листочки их любимых цветов – красного, желтого, зеленого и синего. «Ох»- сказал Охле, «Фи»- ответил Фи. Расстроились Охле и Фи. И тут, гном Зеле сказал, что если бы у него не было листочка зеленого цвета, он бы его сделал из листочков двух других цветов. Как можно помочь гномам Охле и Фи найти свои цвета листочков?

Составьте нужные цвета из имеющихся листочков. Придумайте окончание истории.

Вывод: с помощью данной ситуации мы развиваем наблюдательность, закрепляем знания о получении дополнительных цветов из четырех основных.

Сейчас мы поиграли в игру направленную на художественно – эстетическое развитие.

Игровая ситуация «Добрые слова»( 5-7 лет) 

Волшебный цветок поведал историю: «Солнце загрустило, оттого что никто ему давно не говорил добрых слов, не хвалил. Оно расстроилось и спряталось за облако, стало темно и грустно всем жителям». Верните радость в Фиолетовый лес, а для этого произнесите добрые слова (с каждым словом появляется животное). Облака постепенно исчезают. Радостно и красиво стало в лесу, у всех стало веселое настроение. Солнышко решило отблагодарить за помощь и каждому послало теплый лучик добра прямо в сердце . Положите правую руку на грудь и почувствуйте это тепло, которым можно поделиться со всеми окружающими.

Через данную игровую ситуацию происходит социально-коммуникативное развитие.

      Играя в разнообразные игры, мы убедились, что в каждой игровой ситуации прослеживается интеграция всех пяти образовательных областей.

         В конце хочется отметить «+» данной среды:

1. дает возможность уединения и проектирования собственного пространства;

2. способствует развитию детей как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями;

3. создана для детей от 6 месяцев до 7 лет и старше;

4.обеспечивает реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе детского сада и школы.

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Использование предметно-пространственной развивающей среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича при взаимодействии с дошкольниками»

Слайд 2

Цель – повышение уровня профессионального мастерства педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками посредством игр В.В. Воскобовича . Задачи – познакомить педагогов с развивающей технологией В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес»; воспитывать уважение к авторским играм, желание применять полученные знания в своей педагогической деятельности.

Слайд 3

Почему лес должен быть фиолетовым? Автор данной сказочной среды обращает внимание на то, что фиолетовый цвет достаточно хорошо активизирует детское мышление. Хорошо влияет на нервную систему, повышает творческий потенциал и излечивает от бессонницы.

Слайд 4

«Фиолетовый лес» способствует: Ознакомлению детей с окружающим миром (времена года, природными явлениями, с растительным и животным миром ); Развитию познавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения ); Развитию способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации , классификации ; Развитию аргументированной и доказательной речи.

Слайд 6

«Плюсы» развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича даёт возможность уединения и проектирования собственного пространства; способствует развитию детей как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями; создана для детей от 6 месяцев до 7 лет и старше; обеспечивает реализацию различных образовательных программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...

Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...

«Использование развивающих игр В.В. Воскобовича («Коврограф Ларчик», предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес») при взаимодействии с дошкольниками».

Презентация мастер-класса для педагогов на тему: «Использование развивающих игр В.В. Воскобовича («Коврограф Ларчик», предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»)...

«Создание предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ, обеспечивающей развитие внимания дошкольников»

Внимание детей дошкольного возраста как зеркало отражает, что именно в окружающем мире интересует ребёнка, и как он взаимодействует с окружающими его вещами. Среди психических явлений внимание занимае...

Принципы организации и использования предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ

Краткое описание  принципов организации и использования предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ...